Конфликт как система. объект и субъект конфликта, их характеристики
Содержание:
- Способы завершения конфликтов
- Семья как одна из малых групп, где периодически происходят конфликтные ситуации
- Основные виды конфликтов
- Виды причин возникновения конфликтов
- Методы разрешения конфликта
- Причины возникновения конфликтов
- Самые распространенные типы конфликтов
- Виды разрешения конфликтов
- Техники разрешения конфликта
- Этапы конфликта
- Классификация конфликтов
- Сущность и классификация конфликтов
- Способы разрешения разных типов конфликтов
Способы завершения конфликтов
Конфликт можно завершить разными способами: разрешить, урегулировать, погасить, устранить причину или найти устраивающий обе стороны компромисс. Иногда конфликт завершается, поскольку вместо него возникает новый. Рассмотрим основные варианты завершения конфликтов.
Разрешение
Данный исход обычно становится результатом взаимного стремления сторон спора к мирному урегулированию ситуации. Он включает следующие этапы:
- Определение сторон конфликта.
- Определение мотивов каждой стороны.
- Определение истинной причины спора.
- Совместное выяснение того, как стороны видят конфликт.
- Сбор мнений со стороны.
- Поиск и реализация наилучшей стратегии разрешения конфликта.
Урегулирование
Данный вариант подразумевает привлечение незаинтересованного лица, которому доверяют оба участника спорной ситуации. Регулятор должен взвесить все аргументы и найти решение, которое будет справедливо для обеих сторон конфликта. Обычно данный процесс включает следующие этапы:
- Определение истинных причин конфликта.
- Определение полномочий привлеченного регулятора.
- Поиск реальных мотивов конфликта (чтобы понимать не только причины, но и цели участников).
Затухание
Часто конфликт просто надоедает участникам и затухает, однако это не означает, что он прекратился. Обычно он просто переходит в скрытую форму, и между сторонами сохраняется напряжение. Обычно затухание происходит по следующим причинам:
- снижение значимости объекта спора;
- отвлечение сторон на другие проблемы;
- истощение сторон.
Устранение причины
Здесь всё очевидно. В некоторых ситуациях обсуждение позволяет понять проблему и просто устранить её так, чтобы это устроило все стороны конфликта. Иногда решение может быть достаточно радикальным. Например, если два сотрудника конфликтуют, одного из них могут перевести в другой отдел.
Трансформация
Иногда в процессе конфликта возникает новая конфликтная ситуация. Участники переключаются на неё, частично или полностью забыв о старом объекте спора.
Семья как одна из малых групп, где периодически происходят конфликтные ситуации
Семейные конфликты являются одними из наиболее встречаемых. Согласно статистике, практически каждому члену семьи приходится сталкиваться с непониманием со стороны одного из близких родственников. Причинами развития конфликтов в данной группе индивидуумов становятся:
- Сильные различия в характере и темпераменте как у супругов, так и у детей, родственников.
- Бытовые проблемы. В большинстве случаев у пар конфликтная ситуация назревает именно на почве нехватки денежных средств.
- Неоправданные ожидания. Столкновение возникает в связи с неоправданными надеждами, возлагаемыми на брак одним из супругов.
- Неудовлетворенность сексуальной жизнью.
- Измена. В связи с неудовлетворенностью в сексе часто один из супругов (реже оба) начинает искать тепло и ласку на стороне. Как итог — развитие конфликтной ситуации, приводящей к разрыву. Однако некоторые пытаются добавить «пикантности» отношениям, тем самым спасая их.
- Отсутствие личного пространства. Большинство пар постоянно проводят время вместе, не имея при этом возможности уединиться, что приводит к «отвоевыванию» определенных территорий дома.
- Ревность, обостренное чувство собственности. Некоторым типам людей свойственно чрезмерно опекать своего партнера, ограничивая его общение с противоположным полом, при этом постоянно подозревая супруга в несуществующих изменах. Пример конфликта, развитие которого обусловлено ревностью: один из супругов постоянно читал личную переписку своего партнера, когда же последний увидел это, вспыхнул скандал.
- Злоупотребление одного из партнеров алкоголем и наркотиками, курение.
- Разные взгляды на воспитательный процесс. Если в семье есть дети, то часто конфликт может возникнуть в связи с недовольством одного из родителей по поводу их воспитания другим.
Основные виды конфликтов
Основополагающие виды конфликтов в психологии классифицируются в соответствии с признаком, находящимся в основе систематизации. Поэтому противостояния можно группировать по количеству участников конфликта: внутри и межличностный, а также групповой.
Внутриличностный конфликт зарождается при столкновениях собственных целей индивида, которые одновременно являются для него актуальными и несовместимыми. В свой черед конфликт, происходящий внутри личности, подразделяется в зависимости от выбора. Варианты могут быть одинаково привлекательными и одновременно недостижимыми. Ярчайшим примером такого «равностороннего» выбора, порождающего противостояние, считается история о Буридановом осле, умершим голодной смертью, поскольку не сумел выбрать из двух стогов сена, находящихся на одинаковом расстоянии, один.
Варианты могут быть одинаково непривлекательными. Примеров этому можно найти в различных кинолентах, где героям приходится совершать выбор, в равной мере неприемлемый для него.
Результат выбора может одновременно быть привлекательным и незаманчивым для индивида. Человек напряженно анализирует, подсчитывая плюсы и вычисляя минусы, поскольку боится принять неверное решение. Примером этому служит присвоение чужих ценных вещей.
Столкновения разнообразных ролевых позиций личности порождают ролевые внутриличностные противоречия.
Виды ролевых противостояний подразделяются на личностный, межличностный и межролевой.
Личностно-ролевое противоречие наступает вследствие изменений требований к роли извне, когда такие требования не согласуются с мнением индивида, с его нежеланием либо неспособностью соответствовать. Поскольку всякая социальная роль субъекта характеризуется наличием у него индивидуальных требований, сложившихся пониманий и представлений о ней.
Межролевое противоречие обнаруживается, когда чересчур сильное «вживание» в определенную социальную роль, не позволяет индивиду становиться в иной ситуации на другую ролевую позицию.
Ярчайшими проявлениями межличностного конфликта являются взаимно направленные упреки и споры. Всякое участвующее в противоречии лицо стремится удовлетворить личностные потребности и собственные интересы.
Межличностные противостояния также классифицируются по:
— сферам: семейные и бытовые, деловые и имущественные;
— действию и следствиям: конструктивные, приводящие к сотрудничеству, нахождению средств для улучшения взаимоотношений, достижению целей, и деструктивные, опирающиеся на стремление индивида подавить противника, направленные на достижение первенства любым путем;
— критерию реальности: ложные и подлинные, случайные, скрытые.
Групповой конфликт происходит между несколькими малыми общностями, которые находятся в составе большой группы. Его можно охарактеризовать как конфронтацию групп, основой которого является принцип «мы – они». При этом своей группе участники приписывают исключительно положительные качества и цели. А второй группе – отрицательные.
Классификация видов конфликтов: подлинный, ложный, неверно приписанный, смещенный, случайный (условный), латентный (скрытый). Подлинный конфликт воспринимается адекватно и существует объективно. Например, супруга желает использовать свободное помещения в качестве гардеробной комнаты, а муж – мастерской.
Условное или случайное противостояние отличается легкостью его разрешения. При этом его субъекты не осознают этого. Например, вышеприведенное семейство не замечает, что в квартире есть иное свободное пространство, подходящее либо под мастерскую, либо под гардероб.
Смещенное противостояние наблюдается, когда за очевидной конфронтацией скрывается другое. Например: супруги, препираясь из-за свободного помещения, в действительности конфликтуют из-за не согласующихся представлений о роли супруга в семейных отношениях.
Неверно приписанное противоречие отмечается когда, супруга бранит благоверного за сделанное им по ее же просьбе, которую она уже забыла.
Скрытый или латентный конфликт базируется на объективно существующем противоречии, не осознаваемом супругами.
Ложный конфликт – это противоречие, которое в действительности не существует. Он зависит от восприятия супругов. Другими словам, для его появления не нужны объективные причины.
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
- личностные;
- объективные;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
Рисунок 1 — Причины возникновения конфликтов
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
- невысокий уровень социально-психологической компетентности;
- акцентуация характера, тип темперамента;
- оценка поведения другой личности как недопустимой;
- недостаточный уровень психологической устойчивости;
- заниженный или завышенный уровень притязаний;
- плохо развита способность к эмпатии у человека;
- и др.
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
- различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
- непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
- искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
- разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
- проблемные межличностные отношения;
- фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
- стремление к власти;
- ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
- конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
- психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
- психофизиологический;
- индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
- социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
- социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Методы разрешения конфликта
Разрешение конфликта при этом можно достичь либо самими противостоящими сторонами без оказания помощи каких-либо посредников, либо посредством привлечения к разрешению какой-либо третьей стороны – посредника; с помощью участия в конфликте новой силы, которая способна окончить его с помощью принуждения; через обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при участии третейского судьи; с помощью ведения переговоров как одного из самых эффективных и популярных способов выхода из конфликтных ситуаций.
В числе конкретных методов решения социального конфликта в зарубежной и отечественной научной литературе выделяют такие:
- превентивный метод ухода от конфликтной ситуации (избегание встреч с потенциальным соперником, уничтожение факторов, способных привести к нагнетанию напряженности и началу конфликта и проч.);
- метод переговоров, который позволяет уменьшить остроту конфликта с помощью открытого и конструктивного обмену мнениями, уйти от неконтролируемого применения насилия, в верном ключе дать оценку ситуацию и потенциалу ее развития;
- метод привлечения посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, которые при своевременном вмешательстве в состоянии примирить враждующих либо, на худой конец, отыскать компромисс;
- арбитраж – обращение к авторитетному для обеих сторон третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
- метод откладывания окончательного решения (иногда отсрочка принятия решения приводит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, но данные случаи довольно редкие, а метод нельзя признать высоко эффективным и универсальным).
Перечисленные методы представляют собой приемы для регулирования и локализации конфликтных ситуаций
Важно помнить, что ни одно общество за всю историю человечества так и смогло еще достичь бесконфликтного существования, и задача заключается в том, чтобы научиться определять причины конфликтных ситуаций, контролировать и регулировать их течение.
. Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Причины возникновения конфликтов
Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:
- Объективные причины:
- распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
- пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
- противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
- способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
- нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
- Социально-психологические причины:
- неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
- адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения);
- социальные нормы (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
- разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
- территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
- деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
- респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
- Личностные причины:
- когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
- особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).
Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.
Самые распространенные типы конфликтов
Чаще остальных в быту и повседневной деятельности человека встречаются межличностные, внутриличностные столкновения, а также столкновения между группой и индивидуумом. Пример конфликта между двумя людьми можно встретить в любом классе школы, коллективе, семье:
- Непринятие нового члена группы по внешним критериям. К примеру, в класс пришел ученик, не соответствующий понятиям группы о внешности, его не замечают, отталкивают, не зовут участвовать в совместных играх и обсуждениях. Здесь наблюдается конфликт между группой и отдельным человеком.
- Спор по поводу воспитания ребенка — межличностный конфликт.
- Приказ начальства об увеличении рабочего времени для конкретного специалиста. Это чревато возникновением внутриличностной конфликтной ситуации.
Виды разрешения конфликтов
Перевод конфликта в целесообразное русло деятельности субъектов, осознанное воздействие на поведение участников конфронтации ради достижения желаемых целей – в этом заключается управление конфликтным процессом. Оно включает: прогнозирование возможных конфликтов, предупреждение возникновение одних и одновременно с этим стимулирование иных, прекращение и усмирение конфронтации, урегулирование и разрешение.
Все существующие виды управления конфликтов можно подразделить на: негативные (виды противостояния, целью которого является победа одной стороны-участника) и позитивные способы. Под термином «негативные способы» подразумевается то, что результатом столкновения станет разрушение отношения общности сторон, участвующих в конфронтации. Итог позитивных методов заключается в сбережении сплоченности между конфликтующими участниками.
Необходимо понимать, что способы разрешения конфликтных ситуаций условно подразделяются на негативные и позитивные. На практике же оба метода прекрасно и гармонично дополняют друг друга. Например, часто переговорный процесс содержит элементы борьбы в различных вопросах. Одновременно с этим даже самая жесткая борьба противоборствующих сторон не исключает возможности проведения переговоров. Кроме того, прогресс не существует вне соперничества устаревших идей и свежих инноваций.
Существует множество разновидностей борьбы, каждой из которых свойственны общие признаки, ибо всякая борьба подразумевает взаимно направленные действия минимум двух индивидов. При этом обязательно целью действий одного — это препятствовать другому.
Главная задача борьбы заключается в изменении конфликтной ситуации.
Позитивные способы разрешения споров и конфликтов, в первый черед, включают переговоры.
Кроме того, выделяют следующие стили разрешения конфликтов: уход от противостояния, сглаживание ситуации, принуждение, нахождение компромисса и непосредственно решение проблемы.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Техники разрешения конфликта
Я-высказывание
Состоит из трёх частей:
- Описание ситуации, которая вызывает негативные чувства. «Когда вы берёте мои вещи без разрешения…»
- Описание чувств, вызванных ситуацией. «…у меня возникает чувство, что со мной не считаются».
- Описание, чего бы вам хотелось. «Я бы хотел, чтобы вы всегда спрашивали разрешения».
Все три части должны содержать оценку ситуации, а не оппонента, иначе я-высказывание не сработает
Кроме того, важно придерживаться нейтрального тона. Потренируйтесь вместе с друзьями составлять я-высказывания, описывая свои проблемы и потребности в отношениях
Постепенное снижение напряжённости
Техника помогает увеличить доверие и перевести конфликт в русло сотрудничества.
Один из участников конфликта говорит, что хочет примириться и достигнуть согласия. Чтобы подтвердить своё намерение, делает небольшую уступку оппоненту и выражает надежду, что тот ответит тем же.
Если второй участник делает ответный шаг, первый может уступить ещё чуть-чуть — и получится продвинуться в переговорах. Уступки не должны быть слишком значительными и показывать слабость вашей позиции. С их помощью вы демонстрируете желание сотрудничать.
Посредник
Для разрешения конфликтов со сверстниками привлекайте третьих лиц — друзей, учителей, родителей
Важно, чтобы они не были заинтересованы в положительном исходе конфликта. Третья сторона полнее и объективнее оценит ситуацию и поможет участникам разобраться с проблемой без эмоций и перехода на личности
Этапы конфликта
Подавляющая часть отечественных социологов и конфликтологов выделяют такие традиционные этапы развития конфликта:
- предконфликтная ситуация;
- инцидент;
- эскалация;
- деэскалация;
- кульминация;
- завершение;
- постконфликтная ситуация.
Более подробно о каждой из перечисленных выше стадий будет рассказано далее в рамках данного раздела.Предконфликтной ситуации характерно наличие так называемого латентного конфликта, заключающегося в том, что у одного либо нескольких субъектов – потенциальных соперников – скапливается какая-то неудовлетворенность друг другом, приводящая к росту соответствующей напряженности. Внешне проявление латентного конфликта является незначительным, и касается, зачастую, недопонимания, а также желания остановить все виды взаимодействия между конфликтующими сторонами.
Инцидентом называют активные, заметные внешне действия, которые направлены на овладение предметом этой конфликтной ситуации. В инциденте при этом наблюдается порог терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, преодолев который участники столкновения приходят к следующему этапы – эскалации.
Эскалация – «подогревание» энергетики общественного конфликта. Исходя из условий, в рамках которых протекает конфликт, она может реализовываться по различным траекториям: волнообразно, вяло, круто и проч.
В ходе эскалации оппоненты конфликта предъявляют друг другу нарастающее число требований, становящихся все жестче и эмоциональнее.
Деэскалация – уменьшение уровня напряженности всех сторон конфликта, его постепенное угасание и переход к мирным переговорам. Стоит отметить, что деэскалация влечет за собой завершение конфликтных действий и соответствующих противодействий. Однако по завершению конфликт все же может разгореться с новой силой, если не будут удовлетворены потребности сторон-оппонентов.
Кульминация – самая высокая точка эскалации того или иного конфликтного случая. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими конфликтными моментами такой интенсивности и напряженности, что соперникам в конфликте становится ясно, что продолжать его уже не стоит.
В связи с этим, именно с данного этапа стороны конфликта предпринимают действия к его разрешению, но при этом, стоит понимать, конфликт можно разрешить еще до вступления его в стадию кульминации. Если конфликт окажется затянутым и не будет развиваться стремительно, вполне возможно его самостоятельное угасание либо может потребоваться мобилизация значительных ресурсов со стороны конфликтующих для его ликвидации.
Завершение – определение цены конфликта и цены выхода из нее. Ценой конфликта, зачастую, является сумма усилий и энергии, которые были затраченных на саму конфликтную ситуацию.
Постконфликтная ситуация – стадия результатов конфликта, имеющих как положительное или отрицательное значение (рис. 2). Именно на этом этапе приходит время подвести итоги, дать оценку результатов, а также достигнутых либо потерянных в конфликте ценностей и ресурсов. Но в любом случае оконченный конфликт почти всегда оказывает влияние как на участников, так и на общественную среду, в которой он существовал.
Рис. 2 — Последствия социальных конфликтов
Классификация конфликтов
Признак классификации | Виды конфликтов |
---|---|
По действию на функционирование группы/организации |
|
По содержанию |
|
По характеру участников |
|
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.
Межличностный конфликт — это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Социальный конфликт — это возникновение противоречия между какими-либо составляющими социальной структуры (людьми, социальных групп) или столкновение по причине сходства желания обладать чем-либо ценным для конфликтующих сторон. Субъекты конфликта (участники): Подстрекатели.
Сущность и классификация конфликтов
Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.
Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.
Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:
- противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
- активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
- наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.
Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:
- длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
- объем (личные, локальные, глобальные);
- источник (ложные, субъективные, объективные);
- средства (насильственные, пассивные);
- форма (внутренние, антагонистические, внешние);
- характер (спонтанные, намеренные);
- по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).
Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.
Способы разрешения разных типов конфликтов
Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:
- Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
- Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
- Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
- Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
- Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.
Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.
Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:
- Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
- Развитие способности сопереживания.
- Формирование уважения и понимания каждой личности.
- Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
- Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.
Разрешение конфликтов
Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.