Эрик берн «люди, которые играют в игры»
Содержание:
Анализ психологических игр по Берну
Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.
В отличие от обычных развлечений и каких-либо ритуалов, игры имеют скрытые мотивы, выигрыш, конфликт. Они бывают нечестными и драматическими.
По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:
- На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
- С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
- С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
- В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
- Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
- Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).
Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:
- Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
- Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
- Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.
Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.
Характеристики игр по Э. Берну
Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.
«Алкоголик»
«Попался»
«Посмотри, что я сделал из-за тебя»
Цель
Самокритика, самообвинение
Оправдание
Как и во втором случае, оправдание
Роль
Непосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, Простак
Жертва и Агрессор
Динамика
Оральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение)
Гнев ревности
Динамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом
Социальная парадигма
Один «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровенным
Один «взрослый» указывает другому на его проступок. Второй соглашается, что был не прав
Второй соглашается, что был не прав
Психологическая парадигма
Человек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить
«Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказании
Участники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем
Ходы
Сначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарование
Есть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание
Выгода
Человек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить»
Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера.
Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами.
Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверять
Угроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать
Теория трансактного анализа
Не отказываясь от важных постулатов психоаналитиков, Берн сосредотачивается на межличностных отношениях и том, как они влияют на жизнь человека.
В своих наиболее известных трудах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» он проводит параллели между человеческой потребностью в общении (сенсорных впечатлениях) и потребностью в пище. Не получая необходимых нутриентов и стимулов к развитию, физическое тело развивается с патологиями. То же происходит и с формированием личности.
Длительный сенсорный голод способен деструктивно влиять как на ребенка, так и на взрослого человека. Это приводит к психосоматике, происходят изменения в тканях организма. Этот голод толкает людей на совершение действия (акт), подчас имеющего иные мотивы и выгоды, нежели транслирует субъект. Он призывает окружающих к совместному совершению акта, но преследует свою скрытую цель.
Такое поведение Берн называет «игрой» в значении «неестественное». Игра в его понимании – это осуществление действа двумя и более лицами по заранее спрограммированному алгоритму. Он проводил клинические испытания, в которых рассматривал множество типовых сценариев подобных игр. Их все он последовательно описал и объяснил.
Автор считал, что большинство сценариев человек усваивает в детстве, получая определенные установки от родителей. И это бессознательно руководит им в течение всей жизни, задавая векторы успеха или неуспеха. Большинство людей не замечают подобного эффекта, так как сценарий управляет им в обход сознания. Впрочем, считает Берн, избавиться от любого негативного или позитивного сценария возможно путем осознания происходящего.
Следующим важнейшим моментом, ставшим знаковым в психологии, психотерапии и психиатрии, стал структурный анализ личности. Берн выделил 3 состояния психики человека в реальном времени. Это ощущение человеком себя в окружающем пространстве как ребенка (Я-Ребенок), родителя (Я-Родитель), взрослого (Я-Взрослый). Это не суб-личности, а именно состояние психики, которое характеризуется определенными чертами:
Я-Ребенок дает человеку ощущение радости жизни, он обращен к будущему, к познанию, но лишен ответственности;
Я-Родитель обращен в прошлое, анализирует прошлый негативный опыт и, стремясь предохранить от подобных переживаний дитя, выставляет запреты;
Я-Взрослый существует «здесь и сейчас», он спокойно наблюдает за тем, как ребенок (личность) приобретает опыт, ведь важнее не то, ЧТО и КАК прожил человек, а его интерпретация произошедшего.
Все 3 состояния для личности важны, слишком сильное преобладание одной фигуры способно внести дисбаланс в жизнь. Так же как и попытка уменьшить одну из них. Грамотный анализ себя самого (или с помощью психолога) поможет человеку понять, из каких состояний эго принималось то или иное решение, и как выбираться из тупиковых ситуаций.
Психология движется дальше. Уже сегодня многие ученые в этой области говорят о том, что чрезмерное обвинение родителей, заложивших неправильные установки в малосознательном возрасте, способствует усилению инфантильности личности. Стремление развивать в себе осознанность и ответственность позволит человеку действовать в соответствии только со своими интересами, учитывая интересы остальных и не ожидая от них, что они поставят чьи-то интересы выше своих.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Внеклассное мероприятие «Трудные жизненные ситуации в нашей жизни».
Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей?
(У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).
Почему одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей?
(Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).
Для чего нам нужны кризисы?
(Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).
В нашей чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.
Слайд 3
Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.
3. Тренинг
Упражнение «Солнце и тучи»
Представьте, что Солнышко — это тепло отношений
с родственниками, с одноклассниками, с друзьями, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, и появляются «тучи»- наши проблемы.
На прошлых занятиях, мы с вами обсуждали ваши проблемы. Он сегодня и закрыли наше теплое солнышко. Сейчас Вам в группах предстоит подумать над решением этих трудностей.
В соответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации» стрессовыми ситуациями участники начинают в группе обсуждать ситуацию, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники заполняют таблицу:
Ситуация | Настроение, мысли | Поведение |
—Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?
—Какие чувства вы испытывали при этом?
—Как вы вели себя в стрессовой ситуации?
Молодцы! Ваши предложения очень хорошие и я предлагаю вам создать книгу «Вместе мы преодолеем любые трудности!».
Первые страницу я уже подготовила. Теперь наша задача с вами делиться и совместно решать наши проблемы.
Но иногда в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. В его голове стучит только одна мысль, как выйти из этого положения.
Побег из дома – довольно частое явление среди подростков. Наверняка у тебя во время сильной ссоры с родителями хотя бы раз возникала такая мысль? Почему ребята твоего возраста сбегают от родителей, что ими движет? Давай попробуем разобраться в этих вопросах. Привычка сбегать из дома может закончиться плачевно для здоровья и жизни подростка. Так, статистика гласит, что если ребенка не удается найти в первые три дня, то шансы на его спасение практически равны нулю.
Трансакции
В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция.
Существует несколько видов трансакций:
- Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
- Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».
Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.
Личная жизнь
Берн был женат трижды. Его первой женой была Рут Харви (в биографии Йоргенсена использовались псевдонимы «Элинор» и «Макрей», чтобы защитить частную жизнь первой жены Берна). Они поженились в 1942 году, у них родилось двое детей, а в 1945 году они яростно развелись. В 1949 году он женился на Дороти ДеМасс Уэй, от которой у него также было двое детей до развода в 1964 году. После популярного успеха Эрик женился в третий раз на Торре Петерсоне в 1967 году. Пара поселилась в Кармель, Калифорния, где он писал, но продолжал клиническую работу в Сан-Франциско. Этот брак также закончился разводом в начале 1970 года.
Я-Ребёнок
В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски
– оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет.
В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности.
По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.
Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.
Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми
и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в
детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.
Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?
Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу
человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно
жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений
– обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью
использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.
Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и
накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний.
Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».
Свободный и адаптивный Ребёнок
В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.
Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям.
Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями.
Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.
Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы.
Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица.
Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения,
борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу.
Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.
Виды трансакций
Психологи выделяет несколько видов трансакций. Что наладить отношения с определенным человеком, необходимо изучить его манеру поведения, характер. Это позволит определить эго-состояние индивида.
Параллельные
При таком взаимодействии стимулы дополняются с двух сторон. Самый простой пример из жизни — уточнение времени у прохожего. Если человек ответил, реакция произошла. В такой ситуации конфликты возникают очень редко.
Пересекающиеся
Характерное проявление такого вида трансакций — конфликтные ситуации. С одной стороны сознания приходит стимул от эго-взрослого, с другой на него отвечают капризы «ребенка» или запреты «родителя».
Такие ситуации часто встречаются в жизни. Например, брат спрашивает у сестры, где находится его телефон, а она начинает упрекать его, что он не помогает ей учить уроки, делать домашние дела.
В итоге происходит конфликт, которые может привести к серьезной ссоре.
Скрытые
Этот вид трансакций представляет смесь всех эго-состояний. Простой пример — человек говорить собеседнику одно, а думает о другом, скрывая искренние чувства.
Транзактный анализ — теория человеческой личности, применяющаяся в образовании, психоанализе, консультировании, психотерапии. С ее помощью можно ответить на вопросы об эмоциональном развитии индивида, предотвратить возникновение коммуникативных проблем с социумом.
Трансактный анализ Э. Берна в наркологии
Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:
- Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
- Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
- Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.
Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.
Понятия
Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.
Основными понятиями трансактного анализа выступают:
Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению
Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе; Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения; Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности
Цель
Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.
Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.
Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.
Библиография автора
Книги автора, на английском языке
Книги приведены в хронологическом порядке издания (указаны первые издания книг).
- The Mind in Action. — 1947.
- Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis. — 1957. (Это переработанное и дополненное издание книги «The Mind in Action»).
- Transactional Analysis in Psychotherapy. — 1961.
- Structure and Dynamics of Organizations and Groups. — 1963.
- Games People Play. — Grove Press, 1964.
- Principles of Group Treatment. — 1966.
- The Happy Valley. — 1968. (Художественное произведение).
- Sex in Human Loving. — 1970.
- What Do You Say After You Say Hello?. — NY Times Book Review, 1972.
- Beyond Games and Scripts. — 1976.
- Intuition and Ego States: The Origins of Transactional Analysis: A Series of Papers. — 1977.
- A Montreal Childhood. — EDITORIAL JEDER, 2010. — 176 p. — ISBN 84-937032-4-9, ISBN 978-84-937032-4-0.
Переводы книг автора, на русском языке
Книги приведены в хронологическом порядке издания оригиналов.
- Психика в действии / пер. с англ. П. Самсонова. — Минск: Попурри, 2007. — ISBN 978-985-15-0089-1, ISBN 978-985-15-1014-2. (Перевод книги «The Mind in Action»).
- Переводы книги «Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»
- [psylib.ukrweb.net/books/berne01/index.htm Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных] / пер. с англ. А. И. Федорова; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»).
- [www.aifet.com/books/transl_v5_Berne-2.pdf Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных] / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2020. — 379 с. — ISBN 978-91-983073-4-4.
- Переводы книги «Transactional Analysis in Psychotherapy»:
- Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия / пер. с англ. А. Калмыкова и В. Калиненко. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с. — (Концепции). — ISBN 5-8291-0741-4.
- Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с. — (Психологический бестселлер). — ISBN 978-5-699-31579-6.
- Структура и динамика организаций и групп. — Минск: Попурри, 2006. — 352 с. — ISBN 985-483-790-4. (Перевод книги «Structure and Dynamics of Organizations and Groups»).
- Переводы книги «Games People Play»:
- [www.modernproblems.org.ru/philosofy/159-games1.html Игры, в которые играют люди] / пер. с англ. А. И. Федорова. — 1972.
- [psylib.ukrweb.net/books/berne02/index.htm Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений](недоступная ссылка — история ,копия ) / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004.
- [www.aifet.com/books/transl_v2_Berne.pdf Игры, в которые играют люди] / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2020. — 164 с. — ISBN 978-91-983073-2-0.
- Групповое лечение. (Перевод книги «Principles of Group Treatment»).
- [strelkina.ru/load/vse_knigi_ehrika_berna/vse_knigi_ehrika_berna/skazochnaja_dolina/6-1-0-5 Счастливая долина / пер. с англ. О. Стрелкиной.](недоступная ссылка — история ,копия ) (Перевод книги «The Happy Valley»).
- Переводы книги «Sex in Human Loving»:
- Секс в человеческой любви / пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с. — ISBN 5-04-006038-6.
- Психология секса. Как достичь гармонии в любви / пер. с англ. А. А. Грузберга. — Екатеринбург: Литур, 2002. — 272 с. — ISBN 5-89648-085-7.
- Переводы книги «What Do You Say After You Say Hello»:
- [psylib.ukrweb.net/books/berne03/index.htm Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы](недоступная ссылка —
история ,копия ) / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка — К.: PSYLIB, 2004.
- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992. — ISBN 5-289-01230-3.
- За пределами игр и сценариев / сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2008. — 464 с. — ISBN 978-985-15-0352-6. (Перевод книги «Beyond Games and Scripts»).
Какие бывают роли в психологических играх
У каждого человека есть определенный набор схем поведения в разных ситуациях. Иначе говоря, в разных жизненных ситуациях люди выбирают определенные шаблоны поведения. Изменения в поведении при разных ситуациях в трансакционном анализе называют различными состояниями Я. Набор схем поведения или состояний Я определены автором терминами родитель, взрослый, ребенок.
Родитель — состояние Я, сходное с образцами поведения родителей или тех, кто выполнял роль родителя, воспитателя. Родительский опыт необходим для социального и биологического выживания. Все люди повторяют в своей взрослой жизни положительные или деструктивные модели поведения родителей.
Взрослый — состояние Я, связанное с объективной оценкой ситуации взрослым человеком. Каждый человек, включая детей, стариков, больных людей и преступников, способен объективно оценивать ситуацию и адекватно действовать.
Ребенок — состояние Я, основанное на закрепленных в детстве образцах поведения. В некоторых ситуациях взрослые люди могут реагировать неуместно или слишком эмоционально, в соответствии с моделями поведения, закрепленными в детстве.