Психология подростка

Содержание:

Преодоление кризисного периода: советы психолога

Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?

Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:

  • Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
  • Принятие собственной внешности.
  • Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
  • Дружеский, доверительный контакт с родителями.
  • Приобретения ответственности, инициативности.
  • Осознание своих способностей, выбор профессии.

Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.

Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.

Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.

Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.

Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.

Особенности подросткового возраста

  • Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской)
  • Формируется и завершается сексуальная ориентация подростка. Формируются вторичные половые признаки (см. выше). Возрастает интерес к потенциальным партнерам.
  • Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
  • Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
  • Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
  • Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
  • Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. При это те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе.
  • Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
  • Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.

Что это такое?

Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».

Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.

Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

Изучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.

Разновидности объективной взрослости:

  1. Социально-моральная. Проявляется эмансипацией, участием в семейных делах.
  2. Интеллектуальная. Подросток занимается саморазвитием и самообразованием.
  3. Романтическая. Проявляется в романтических взаимоотношениях с противоположным полом.
  4. Внешняя. Подросток пытается иметь «взрослую» внешность,поведение. Ребенок следит за модой, может начать курить и использовать нецензурную лексику в общении.

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Психология мальчиков подростков

Подростковый период у сынов Адама заключается в трансформации мальчиков во взрослых мужей. На данной стадии происходит биологическое созревание, которое совпадает с зарождением новых интересов, разочарованием в былых увлечениях.

Юные подростки расстаются с детством, понимание того, что дальше будет с ними, отсутствует, поэтому они ощущают дискомфорт.

В пубертатном периоде отмечается активный рост мальчиков: меняется гормональный фон, «ломается» голос, растёт скелет.

Именно данный этап проявляется предельной нетерпимостью юношей, нежеланием оказать помощь тому, кто отличается

Мальчикам подросткам становится важной их внешность, поэтому если существуют проблемы с внешним обликом, то будет беда. Поскольку обязательно найдутся мальчишки, готовые обсмеять, а другие – готовые поддержать их в этом веселье

Такие подростковые проблемы нередки

Они являются немаловажной психологической основой рассматриваемого периода. Вследствие скоростной гормональной перестройки у подростков нередко появляются прыщи, увеличивается вес

Мальчишки мучаются неконтролируемой эрекцией.

Помимо физических трансформаций, половых и гормональных метаморфоз, с ребёнком происходят и иные изменения. Видоизменяются его взгляды на бытие, начинают волновать вопросы, ранее совсем не интересовавшие. Опасность рассматриваемого этапа заключается в преувеличении собственных способностей, поскольку вчерашним детям всё кажется более радужным, доступным и простым.

Данный возраст характеризуется возникновением «разрыва» между здравым смыслом и эмоциями. Недоразвитие префронтальной зоны в пубертатном периоде объясняет возникновение основных проблем в поведенческом реагировании. Поэтому тинейджеры зачастую неспособны верно проанализировать ситуацию только в связи с незрелостью нервных процессов.

Особенности подросткового развития

Пубертатный период наиболее трудный из всех этапов детского развития. Рассматриваемый этап ещё именуют переходным, поскольку происходит так называемое «превращение» ребёнка во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную и трудовую.

На этапе пубертата существенно меняются обстоятельства бытия ребенка и его деятельности, что ведёт к необходимости преобразования психических процессов, ломке старых, ранее устоявшихся форм взаимодействия с однолетками и взрослыми лицами. Учебная деятельность осложняется повышенными требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых наук, которые необходимо систематически штудировать. Всё это требует от психических процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между объектами, выработку отвлечённых понятий.

Помимо того у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников. Ребёнок начинает играть более значимую роль в школьной среде, семье. В этой связи ему начинает предъявляться больше требований социумом и родителями, которые по содержанию становятся более серьезными и основательными.

В процессе усложнённой учебной деятельности заметно совершенствуется интеллект подростков. Содержание постигаемых в школе наук, модификация характера и содержания учебной деятельности вырабатывают у них способность самостоятельно мыслить, обобщать, рассуждать, анализировать, сопоставлять и резюмировать.

Помимо того описываемый этап в созревании детской личности знаменуется также и половым созреванием, что серьёзно осложняет прохождение рассматриваемого этапа развития.

Подростковый период

С какого возраста начинается подростковый период?

Раньше переходный возраст назывался «отрочество» и длился с 12 до 17 лет.

В нашей стране эти нормы сохранились и по сей день. С 12 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 17 – поздний.

Так что подростковый период охватывает период жизни с 12 и до 17 лет. В других государствах этот расчет несколько колеблется в зависимости от местности, вероисповедания граждан и их традиций.

К примеру, в южных странах, он начинается уже в 10 лет, тогда как в других заканчивается лишь в 19.

Подростковый период у мальчиков

У мальчишек переходный возраст хотя и совпадает с девчоночьим официально, но в реальной жизни начинается позже.

Примерно в возрасте 13-15 лет у представителей мужской половины человечества начинает меняться тембр голоса, появляется первая редкая щетина на лице.

Волосяной покров постепенно увеличивается на ногах, под мышками и в паху, грудная клетка становится шире и изредка во время сна случается непроизвольное семяизвержение, что является нормальным явлением.

Развитие ребенка в подростковый период происходит очень активно не только физически, но и психологически. Именно сейчас происходят стычки с родителями, которые не понимают юношеского максимализма.

Взрослым необходимо пытаться найти с ребенком точки соприкосновения – увлечения, досуг, чтобы стать ему не учителем, а другом.

Подростковый период у девочек

К особенностям подросткового периода у девочек можно отнести увеличение веса за счет жировой ткани, которая делает формы округлыми и женственными.

Происходит это примерно в 14-16 лет, уже после того как начинается менструация (12-13 лет), хотя полностью сформируется будущая женщина лишь к 20-22 годам.

К рискам и опасностям подросткового периода можно отнести сильное желание самоутверждения, причем часто совершенно недопустимыми способами.

Под влиянием друзей именно сейчас девочки начинают курить, пробовать алкоголь и вести половую жизнь.

Чтобы избежать таких проблем, следует еще до наступления подросткового периода наладить доверительные отношения с дочерью.

Не нужно категорически противиться проявлению индивидуальности подростка, что выражается в желании сделать татуировку, пирсинг или проводить время с друзьями и тогда не чувствуя жестких рамок, подросток не будет активно стремиться вырваться из них.

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

<<Форма демодоступа>>

Концепции в возрастной психологии

Существует несколько различных психологических концепций, в свете которых объясняется суть подросткового кризиса.

По Эриксону

Э. Эриксон говорил, что главным новообразованием подросткового возраста является формирование самоидентичности. Подросток начинает осознавать и связывать свой прошлый опыт со своим настоящим и будущим. Также он говорил о том, что именно в этот период формируется образ «Я» своими глазами и «Я» глазами других, что приводит к формированию более объективного взгляда на себя.

Больше о труде Э. Эриксона и его сути здесь.

По Выготскому

Отечественный психолог Л. С. Выготский значительный упор делал на формирование интересов в подростковом возрасте.

Он обращал внимание на то, что многие из увлечений и интересов, формирующихся в этот период, могут легко перенестись и во взрослую жизнь

Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом

По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом

Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом

По Эльконину

Д. Б. Эльконин называл главным новообразованием отрочества именно ощущение взрослости. Человек в этом возрасте приходит к выводу о том, что между ним и взрослыми, его окружающими, нет никаких различий. И требует к себе соответствующего отношения. Именно на этом фоне и возникают конфликты и негативизм, так как взрослые продолжаю воспринимать его как ребенка.

Какой возраст считается переходным

Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д. Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет.

Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше. Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.

Специалисты выделяют 3 этапа взросления.

Ранний подростковый возраст 10-14 лет

В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие. На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.

Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность. Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.

У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:

  • рост яичек, увеличение размера пениса;
  • рост волос на лобке, под мышками;
  • поллюции.

Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек.

Средний подростковый возраст 15-17 лет

К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается. Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.

Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении. Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.

С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.

Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники. Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.

Поздний подростковый возраст — старше 18 лет

Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам. К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни.

Повзрослевший человек уже не зависит от мнения окружающих, становится авторитетом сам для себя.

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д

У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола

Проблемы подросткового возраста

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

– эмоциональная неустойчивость;

– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная самооценка, родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

– подростковая депрессия, выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.

Как подросток относится к своей внешности

В момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности. Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни. Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога.

Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других.

«Обиженные» дети становятся проблемными. Они могут закрыться от всего мира и вести асоциальную жизнь или наоборот, закатывают истерики и скандалят с взрослыми. Главная задача этих действий — самоутвердиться и получить признание от взрослых.

Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:

  • носить одежду мешковатого типа;
  • прикрывать рот в процессе смеха;
  • скрывать лицо под волосами;
  • отводить взгляд от собеседника;
  • иметь «недостижимый» идеал красоты;
  • сомневаться в своих силах;
  • считать себя не достойным любви;
  • испытывать трудности с самовыражением перед незнакомыми людьми;
  • избегать фотокамер или часто фотографироваться.

Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем.

Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector