Нестандартная сексуальная ориентация: норма или болезнь?

География

К 1870-м годам в Петербурге сложилась специфическая гомосексуальная география: для встреч, обмена информацией и поиска партнеров (будь то продавцы секса или другие члены гомосексуальной субкультуры) стали использоваться определенные места.

1. Самый известный гомосексуальный маршрут — Невский проспект от Знаменской площади до Аничкова моста и далее до Публичной библиотеки и Пассажа, оказавшегося идеальным местом для поиска однополых связей, особенно зимой.

2. Популярностью также пользовались выставки и ярмарки в Михайловском манеже.

Гулянья на Марсовом поле. Фотография Н. Матвеева. 1900-е годы

3. На Масленицу тетки искали себе партнеров на Марсовом поле, где в этот период устанавливали балаганы.

4. Тетки из высших слоев общества приходили по средам на балетные спектакли в Мариинский театр.

5. Местом свиданий служили также рестораны с отдельными кабинетами: например, в 1880-х годах для встреч использовали ресторан К. П. Палкина (Невский просп., 47).

6. По субботам мужчин-проститутов искали на набережной Фонтанки и в садах у цирка Чинизелли.

7. Гомосексуальные мужчины и мужчины-проституты собирались также в Таврическом саду. Об этом свидетельствует, например, запись в дневнике поэта Михаила Кузмина от 24 мая 1906 года:

8. В конце 1880-х — начале 1890-х годов при хорошей погоде и особенно по выходным в Зоологическом саду, у стен Петропавловской крепости, велась торговля военными:

9. Еще одним местом, где можно было найти солдат, стал Конногвардейский бульвар: там располагались казармы и манеж полка Конной гвардии. Поблизости находились Воронинские и другие бани, куда тетки ходили с рекрутами.

Большую часть этой географии описал в 1908 году журналист В. П. Руадзе, резко осуждавший подобный образ жизни. По его свидетельству, «целая банда подозрительных молодых людей» по утрам собиралась в саду около цирка:

Сексуальность, эволюция и общество

Канадский исследователь Брюс Бейджмил (из книги которого позаимствована большая часть примеров, приведенных в этой статье) полагает, что большинство объясняющих эволюционную роль гомосексуальности теорий ошибочно исходят из предположения, что в основе любого развития и возникновения любой формы жизни лежит некий недостаток. Поэтому авторы этих теорий так настойчиво пытаются найти причины, по которым гомосексуальное поведение восполняло бы какой-то недостаток гетеросексуального, дополнительно стимулируя размножение. Бейджмил же предлагает исходить из того, что в природе встречается не только нехватка, но и избыток, который необходимо растрачивать, чтобы избежать «кризиса перепроизводства».

Если бы все их сексуальные взаимодействия заканчивались появлением потомства, то это привело бы к чересчур быстрому размножению, нарушению баланса биологической системы и в итоге к вымиранию. Поэтому нерепродуктивные модели сексуального поведения не ведут к вымиранию, они стабилизируют популяцию за счет увеличения ее разнообразия.

Неслучайно нерепродуктивное поведение интегрировано в социальную ткань первобытных племен, в которых гендерно неконформные люди часто выполняют ритуальные функции, являясь лекарями, посредниками или шаманами. И неслучайно их ритуалы отсылают к ассоциируемым с гомосексуальностью животным и зачастую основаны на гендерной инверсии, необходимой для восстановления целостности мира. Например, самые могущественные якутские шаманы-мужчины на протяжении трех лет проходят инициацию, во время которой они как бы переживают различные аспекты женского репродуктивного цикла и в итоге «рожают» несколько духов животных, таких как волк, медведь или ворона. У индейского племени оглала существует обряд, знаменующий переход из девичества во взрослый возраст: шаман облачается в костюм, символизирующий их священное животное, бизона, и имитирует брачное поведение самцов, будучи разукрашенным символами, означающими самку.

Похожие ритуалы встречаются и в более развитых обществах. Так, в неаполитанской культуре очень женственных гомосексуальных мужчин называют феммениелли. Эта идентичность там не стигматизирована, а наоборот, считается, что феммениелли приносят удачу. Поэтому им обычно дают подержать новорожденных, и они участвуют в некоторых ритуалах, во время которых изображают роды или выходят замуж. Да и христианская церковь наряду с осуждением нерепродуктивного секса (содомии) поощряет нерепродуктивное поведение в виде целибата для священнослужителей.

Неправильные семейные отношения

На изменение ориентации могут повлиять также другие общественные
факторы. «Одним из таких факторов может являться соответствующее
отношение к ребенку в семье

К примеру, когда мальчика воспитывают как
девочку или наоборот – этим можно ненамеренно навредить ребёнку», —
обращает внимание профессор Радохоньский.
Сторонником синдрома материнской гиперопеки и других теорий, связанных с
воспитанием ребенка, был и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд,
который утверждал, что влечение к представителям собственного пола — это
последствия отождествления себя с матерью в возрасте между 4 и 5
годами. По мнению других специалистов из этой области, матери с властным
характером прямым образом отталкивают своих сыновей и становятся
причиной появления фобии у гомосексуалистов в отношениях с женщинами, а
недостаток внимания со стороны отцов приводит к появлению комплекса
неполноценности

Гомосексуальность и ислам

В исламских странах отношение к гомосексуальным связям было схоже с таковым в античной Греции и Риме (что неудивительно с учетом того факта, что в эллинистическую эпоху они принадлежали к единому культурному пространству), так что романтические отношения взрослых мужчин с юношами ценились едва ли не больше отношений с женщинами. В Коране гомосексуальность осуждается на основе трактовки той же истории про Лота и Содом, что и в христианстве и иудаизме (хотя многие современные исследователи указывают, что и в ней осуждается вовсе не гомосексуальность). Однако в нем нигде не указано, какое наказание должно налагаться за этот грех. Более того, некоторые хадисы (изречения, приписываемые пророку) предостерегают от увлечения красотой безбородых юношей, потому что их взгляд может быть более соблазнительным, чем взгляд гурий (девственниц, ожидающих праведников в раю).

Несмотря на то, что гомосексуальные отношения были криминализованы в большинстве исламских стран, случаи наказания за них оставались крайне редки. Практически все такие случаи, о которых известно, были связаны с однополыми изнасилованиями или вопиющими нарушениями общественного порядка.

Побывавший в Париже в XIX веке египетский мыслитель Рифаа ат-Тахтави удивлялся тому, что европейцы испытывают такое отвращение к гомосексуальности, что, когда переводят арабскую любовную поэзию, почти половина которой обращена к прекрасным юношам, а не к женщинам, вынуждены заменять мужской род на женский. Посетивший Османскую империю в XVI веке Бернадетто Ромберти рассказывал, что во дворце султана под охраной евнухов живут сотни проданных в рабство и захваченных на войне юношей. Известно о мужских гаремах, открыто державшихся во дворцах правителей аль-Мутамида, Хишама II, Абд ар-Рахмана III, аль-Хакама II, правивших в IX–XII веках. Во многих музыкальных труппах были молодые танцоры — бача-бази или кучеки, обычно исполнявшие танцы в женском образе, их можно было купить для сексуального удовлетворения.

Хотя многие мыслители исламского мира считали содомию грехом, большинство из них искренне , что просто влюбиться в мальчика или выразить эту любовь через стихи — грех.

В светском же обществе желание мужчины заниматься сексом с юношей считалось совершенно понятным и даже .

Сексуальные отношения в восточных обществах имели иерархический характер. Именно поэтому для женщин и юношей не было предосудительно выступать принимающей стороной в сексуальных отношениях — они ниже по рангу, чем взрослые мужчины, и сама их юность делала их немужественными. Так, в сатирическом эссе «Девы и юноши» арабского богослова IX века Аль-Джахиза даже исключительное предпочтение взрослого мужчины к безбородым юношам не считается девиацией или грехом. На самих же мужчин, желающих быть в этой роли, накладывалась социальная стигма. Поэтому обычно отношения между мужчинами и юношами заканчивались, как только у последних начинала расти борода. В некоторых случаях они могли продолжаться или изначально происходить между двумя взрослыми мужчинами, но такие отношения не принято было обсуждать, как, впрочем, и отношения с собственной женой.

Следует также помнить, что иерархические сексуальные отношения между мужчинами и юношами не считались педофилией по меркам того времени, потому что возраст сексуального согласия был значительно ниже, чем сегодня. Как и педерастия в Древней Греции, они становились дозволенными в том же возрасте, в котором девушек начинали выдавать замуж, то есть примерно с 12–14 лет, когда происходит половое созревание. Мальчики же в этом возрасте начинали военную подготовку. Одной из основных целей таких отношений было перенаправление сексуальной энергии юношей, чтобы те не заводили семью раньше, чем будут способны ее содержать, а главное, чтобы они не посягали на чужих женщин. Тех же, кто покушался на молодых людей раньше возраста согласия, подвергали наказанию.

Источник

Однако как в Греции, так и на Ближнем Востоке, во многом наследовавшем греческим традициям, сам факт того, что юноши и девушки могли вступать в этом возрасте в сексуальные отношения, уже предполагал, что они могут выполнять действия, которые выполняют другие взрослые: заботиться о семье, воспитывать детей и сражаться в войнах. Девушки в этом возрасте уже рожали детей и ухаживали за ними, а юноши могли сопровождать женщин в общественных местах (во многих культурах женщинам не разрешалось выходить в общество без сопровождения родственника или мужа) и сражаться наравне с другими мужчинами.

Какой теории стоит доверять больше всего?

Как выяснилось, факторов, влияющих на то, почему мужчины становятся геями, очень много. Какие из них учитывать в первую очередь?

Здесь нет однозначного ответа. Как показывают исследования, в 25% случаев ключевую роль играет генетика. Еще 75% приходится на социальные и психологические факторы.

Скорее всего, каждый из них имеет свое влияние, только в каждом отдельном случае соотношение причин будет разным.

Доверять исключительно какой-то одной теории нельзя, потому что стоит учитывать, что все проводившиеся исследования осуществлялись при участии европейцев и американцев. В экспериментах не брали участие жители Африки или, например, Индии. Возможно, геи, живущие там, имеют совсем другие отличительные черты развития.

Также в исследованиях не принимали участие те, кто имел разнополые контакты. Ученые исследовали только тех геев, которые с момента полового созревания были близки с представителями своего же пола.

Пример, как влияют факторы на проявление гомосексуализма у мужчин

Чтобы понять, какой из факторов в каждом из случаев имел большее влияние, приведу простой пример.

Представим, что знаем двоих мужчин геев. Один из них родился мужчиной, но симпатии к женщинам никогда не испытывал. Очевидно, что для него гомосексуализм – врожденная черта, обусловленная генетически.

Другой мужчина вырос в традиционной семье, и даже был дважды женат. Позже он узнал, что обе супруги ему изменяли и считали его неудачником. От этого он не стал пьяницей, но предпочел стать геем. В этом случае причина сугубо психологическая.

Что такое гомосексуализм + почему мужчины становятся геями:

Тексты: эротика, стиль жизни, знакомства

Подпольная эротическая литература, включая тексты с гомосексуальными мотивами, с XVIII века печаталась просто: во Франции и Голландии выходили книги на английском, в Бельгии — на французском. При этом типографии запутывали следы. Книга могла была быть напечатана во «Фритауне» или «Везде и нигде».

Даже в XX веке гей-эротика сохраняла характер тамиздата. Например, в 1940-1950-х в Мексике печатали подобные романы для последующего распространения в США.

Еще раньше появились издания, которые пытались сформировать идентичность, создать вокруг себя сообщество. Гордое звание первого гей-журнала носит немецкий Der Eigene (1896-1932), основанный Адольфом Брандом. Для этого журнала, имевшего около полутора тысяч подписчиков, писал среди прочих и нобелевский лауреат Томас Манн.

Следом за Der Eigene появился французский журнал Akademos (1909) Жака Д’Адельсверда-Ферзена. Дальнейшее развитие тематической печати затормозила только Вторая мировая война. После нее в Европе по почте в невинных упаковках распространялись ограниченные тиражи журналов для геев и лесбиянок, причем содержание этих изданий было не прямолинейно гомосексуальным.

Средством коммуникации для аполитичных гомосексуалов были объявления о знакомствах, которые размещались в газетах Англии, Франции и Германии еще до Первой мировой.

Прямолинейными авторы объявлений, разумеется, не были. Они искали дружбы, но с помощью эвфемизмов давали понять, что дружбы близкой и особенной. В британском журнале Link около четверти объявлений были гомосексуальными. Мужчины могли предлагать незнакомцам совместный отпуск, описывали свою внешность или вкусы: любовь к творчеству Оскара Уайльда, Уолта Уитмена, Эдварда Карпентера, красивой мебели, занавескам и приглушенному свету.

В 1911 году журнал Anthropophytia, издаваемый этнографом и фольклористом Фридрихом Саломоном Крауссом, опубликовал исследование гомосексуальных граффити в мужских туалетах. Это были как скабрезные рисунки, так и рассказы или объявления, в которых отправитель указывал свои предпочтения (возраст, телосложение) и оставлял инструкцию для свидания (место, время).

Создание социальных связей, вербальная и невербальная коммуникация, СМИ, искусство и массовая культура помогли изгоям и отщепенцам стать развитым сообществом, способным к политическим требованиям и действиям.

Боитесь гей-заговора? Не стоит. Он уже осуществился, но вы его не всегда замечаете.

Кто носит ботинки «Доктор Мартенс» — скинхед, лесбиянка или анорексичная личность, которую без тяжелых ботинок ветер унесет к Мэри Поппинс? Неважно. Потому что элементы и коды квир-культуры массовая культура интегрировала и переварила, как и особенности других меньшинств, например национальных

Если перестать бояться, что мира и невинных детишек захватит тайное общество развратников, не воскрешать старых злобных времен, а расслабиться и получать удовольствие от текущего момента, то жить станет легче и веселее. Как пел Курт Кобейн, everyone is gay.

ЕСТЬ ЛИ ГЕН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ

Прямых доказательств связи генома с гомосексуальностью нет, но и обратных тоже. Существует физиологическая разница между гетеросексуальными и гомосексуальными людьми, однако, то, что она определяется геномом человека, научно не подтверждено, рассказала Тяжелова.

«Это далеко не первое исследование такого типа. Всего их не так много, но за 10 лет несколько точно было. То, что это полное генетическое исследование, говорить нельзя, так как геном не был полностью идентифицирован. Здесь использовалась чиповая техника, при которой смотрят отдельные генетические различия. Да, их много, и они охватывают весь геном, но все это были выборочные точки, а не совокупность», – сказала генетик.

Существует предположение, что гены, отвечающие за работу мозга и щитовидной железы, в каких-то случаях ассоциируются с гомосексуальностью. Но это не значит, что между ними существует причинно-следственная связь. Кроме того, достовреность любого исследования строжайшим образом зависит от выборки. Чем она больше, тем убедительнее результаты. В серьезных работах обычно иссследуются десятки тысяч объектов. (Ученые, опубликовавшие результаты в Scientific Reports изучили только 2 000 человек, – прим. ред).

В 2014 году профессор Майкл Бейли в журнале Psychological Medicine опубликовал результаты своего исследования, в котором утверждал, что за гомосексуальность могут отвечать только два участка – хромосома X и восьмая хромосома. Однако, российские генетики с этим не согласны.

«Х-хромосома отвечает не за гомосексуализм, а за развитие женского фенотипа – яичников. И есть синдромы, заболевания, когда у мужчин при стандартном наборе хромосом – XY происходят определённые изменения, за счет которых развивается женский фенотип и гормональные нарушения. Но и тут снова нельзя сказать, что есть признаки, говорящие о гомо- или гетеросексуальности», – заметила Тяжелова.

Предупреждая вопросы о том, почему ученые говорят только о гомосексуалистах-мужчинах, но не о лесбиянках-женщинах, Тяжелова пояснила, что все зависит от конкретной выборки — исследователи изучают в равной степени представителей двух полов.

За пределами мира авраамических религий

По всему миру жесткая сегрегация между мужскими и женскими пространствами, призванная предотвратить случайные сексуальные связи и гарантировать, что женщины будут рожать детей от своих мужей, а не от кого-либо еще, приводила и к распространению гомосексуальных отношений. Большинство мальчиков-подростков индейцев яноама (Бразилия) и араукана (Чили и Аргентина) имеют гомосексуальные связи со сверстниками, обычно прекращающиеся после женитьбы.

Кое-где такие отношения допускаются и среди молодых незамужних женщин; у нанди (Кения) и акан (Гана) они иногда продолжаются даже после замужества.

Источник

Такие же иерархичные отношения между мужчинами и юношами, как в Средиземноморье, встречаются и в других регионах мира. В Индонезии подросток в 12–13 лет должен переселиться от родителей к дяде по материнской линии, у которого он становится наложником до вступления в брак. В Папуа — Новой Гвинее мальчики должны были иметь старшего сексуального партнера, которым чаще всего становился жених старшей сестры, чтобы брат и сестра получали одно и то же семя. Местные племена верят, что для того, чтобы созреть и вырасти, юноши должны регулярно пить семя старших мужчин.

Там же существовали мальчики-проститутки кагэма, похожие на уже упомянутых выше бача-бази. Обычно ими становились юноши, проходившие обучение в театре кабуки или работавшие в других развлекательных заведениях, таких как чайные дома.

Воины из племени занде в Судане по достижении совершеннолетия временно женились на мальчиках 12–20 лет, платили за них выкуп как за невесту и воспитывали, пока те не достигнут совершеннолетия и не вступят в брак с другими мальчиками.

В некоторых местах гомосексуальные отношения не являлись частью воспитательного процесса и не устанавливали иерархии между участниками. Так, по всей Африке зафиксированы десятки сообществ, в которых практиковались гомосексуальные браки, причем как среди мужчин, так и среди женщин. В древних индийских текстах, помимо мужского и женского пола, выделялся еще и третий пол, к которому относились гомосексуальные и трансгендерные люди. Многие из них рассматривают гомосексуальность как естественное явление и не ожидают, что люди, не испытывающие влечения к противоположному полу, будут вступать в гетеросексуальные связи или подвергаться наказаниям.

Индейцы Северной Америки также разработали сложную гендерную систему, в которой было место для гендерного нонконформизма. Чтобы дистанцироваться от европейской бинарной гендерной системы, современные североамериканские индейцы используют термин «люди с двумя душами» для всех своих традиционных идентичностей, которые в нее не вписываются.

Китайская историография полна людей из самых разных слоев общества, в первую очередь, конечно же, аристократии. Так, многие императоры из династии Хань наряду с женами имели любовников. Однако в большинстве случаев даже для правителей невозможно точно установить их сексуальность, поскольку в историографию попадали только из ряда вон выходящие случаи, но ни гомо-, ни гетеросексуальность не считались чем-то необычным. Так, одна из самых известных историй — это история императора Ай-Ди и его возлюбленного, чиновника Дун Сяня.

После войны

В 1945 году статус «жертва нацизма» в Германии присваивали тем, кого при национал-социалистическом режиме преследовали по расовым, религиозным или политическим причинам. Рома и синти (самоназвания различных ветвей цыган), а также гомосексуалы в эти категории не попадали, потому что считались «криминальными» и «антисоциальными» элементами. Параграф 175, унаследованный от нацистской Германии, продолжал действовать в стране вплоть до 1969 года, и гомосексуалов продолжали арестовывать. Жертвы этого закона были реабилитированы только в 2002-м.

Аналогичная история произошла с Гертой Штейн, еврейкой, прошедшей через Освенцим: женщина, у которой Штейн снимала квартиру, обвинила ее в том, что она якобы соблазнила ее 30-летнюю дочь. Комитет жертв нацизма лишил ее статуса, решив, что своим поведением она унижает честь и достоинство жертв нацизма.

Правительство Шарля де Голля отменило большинство законов, принятых в Вишистской Франции, в первую очередь пытаясь очистить уголовный кодекс от антисемитских статей, но не отменило антигомосексуальные законы, несмотря даже на то, что до войны во Франции их не было с наполеоновских времен. Поэтому вернувшиеся из концлагерей гомосексуалы вынуждены были молчать о своем заключении. Пьер Зеель, например, столкнулся с осуждением семьи и вынужден был скрывать свою ориентацию. Он женился, не сообщив жене о том, что он гомосексуал, и завел с ней троих детей. Брак оказался несчастливым — у Зееля началась депрессия, и он запил. Только в начале 1980-х годов, когда началось обсуждение декриминализации гомосексуальности, он отважился наконец рассказать о своем опыте и начал активно бороться за признание гомосексуалов жертвами нацизма, а в 1994-м написал книгу о жизни гомосексуала в концлагерях. Жертвой холокоста его признали только в 2003-м.

В США и Великобритании после окончания войны раскрыли несколько советских агентурных сетей. Из-за этого в Америке началась паника по поводу «красной и лавандовой угроз», ставшая причиной волны преследований и увольнений гомосексуалов. Например, когда в 1954 году раскрылась гомосексуальность Дадли Кейва, его уволили с работы.

Поэтому уже в 1960-х годах в обеих странах начался процесс декриминализации гомосексуальных отношений, который закончился только в начале 2000-х.

После смерти Сталина преследование гомосексуалов в СССР только начало набирать обороты: количество арестованных с пары сотен в год в 1930–1950-х годах выросло до 700–1400 человек ежегодно в 1960–1980-х. Это нанесло непоправимый урон российским гомосексуалам, разрушив их сообщества и стерев их истории. Причем по статье за мужеложство сажали не только гомосексуалов: она использовалось в основном для давления на несогласных.

Например, в 1939 году был арестован один из организаторов Большого террора Николай Ежов, которому вменяли в вину в том числе мужеложство, хотя расстреляли в конечном итоге за предполагаемую организацию государственного переворота. Тем не менее он признался в гомосексуальных связях и указал несколько человек как своих любовников, после чего они были расстреляны. В 1948-м за мужеложство был осужден режиссер Сергей Параджанов, который во время войны в составе концертной группы выступал в госпиталях. Он, как и «любовники» Ежова, неудачно попал в эпицентр чистки в Министерстве государственной безопасности, целью которой был его сотрудник Николай Микава. В 1973-м на Параджанова снова завели дело о мужеложстве, мотивированное уже «антисоветскими» высказываниями режиссера, который, правда, не скрывал своей бисексуальности. А в 1981 году за мужеложство судили историка Льва Клейна, который ушел на фронт в 1944-м, как только ему исполнилось 16, и прошел войну от Смоленска до Каунаса, где был ранен. Клейн никогда не подтверждал своей гомосексуальности, но и не отрицал ее, считая, что сексуальность человека не касается ни государства, ни общества, но внутритюремное расследование, предпринятое для определения его статуса в тюрьме, признало, что обвинения в его адрес были ложными.

По разным подсчетам, в армии Великобритании во время войны служило от 250 000 до 500 000 не-гетеросексуальных солдат, что составляет 6–12% от ее численности и примерно соответствует предполагаемой пропорции ЛГБТ-людей в любом обществе и аналогичным оценкам количества гомосексуалов в армии США.

Возможность изменения

Существует множество факторов, влияющих на наше развитие, так что, возможно, вы знаете людей, которые являются исключениями из вышеописанного, или другие способствующие факторы, здесь не упомянутые

Важно знать, что для людей, испытывающих нежелательное гомосексуальное влечение, на самом деле есть надежда. Мы знаем из исследований, что изменение возможно, причём не только поведения, но и самой ориентации

Национальная ассоциация по исследованию и терапии гомосексуализма представила обзор эмпирических данных, клинических отчётов и научных исследований, начиная с XIX столетия, которые убедительно показывают, что мотивированные мужчины и женщины могут перейти от гомосексуализма к гетеросексуальности. Следует отметить, что проблема гомосексуального влечения ничем не отличается от любой другой терапевтической проблемы — «изменение» вовсе не означает что ваша проблема исчезла раз и навсегда. Например, если человек обратился к терапевту с проблемой депрессии и успешно завершил терапию, чувствуя себя изменившимися, очень довольным и счастливым, это не значит, что у него никогда опять не будет депрессии. Несомненно, в сложный период его жизни она может вернуться, особенно если у него имеется предрасположенность к этому. Проблемы не исчезают так просто, изменение — это продолжительный процесс. Так что если гомосексуалисты говорят, что они изменились, а затем продолжают испытывать трудности — это нормально. Мы ведь признаем это в области аддикций. Так, люди на пути избавления от наркотической или алкогольной зависимости знают, что иногда им ещё придётся бороться с соблазнами, но уже в гораздо меньшей степени, и что это очень легко — оступиться и скатиться обратно. Так что не обескураживайтесь той ложью, которую вы слышите в нашей культуре, изменения подтверждены наукой и мы знаем, что они происходят. Многие из тех, кто изменил свои гомосексуальные влечения с помощью психотерапии сожалели о том, что не сделали этого раньше, так как их культура или семья убеждали их, что они могут или не должны пытаться измениться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector