Описание процесса представления предметов, основа восприятия человеком мира- образ объекта

Похожие термины:

  • документ, посредством которого прокурор реализует свое полномочие по обжалованию судебных определений в вышестоящую (апелляционную или кассационную) инстанцию.

  • Разновидность реализации результатов ОРД. Передача в установленном федер. зак-вом и НПА ОРО порядке конкретных документов опер.- служебных (агентурное сообщение и др.,), кот. после определения знач

  • Согласно п. 11 ст. 81 ТК трудовой договор может быть расторгнут в случае представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (

  • этап судебного доказывания, процессуальная деятельность лиц, участвующих в деле, направленная на ознакомление суда с совокупностью доказательств. Доказательства представляются сторонами и друг

  • официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность, без чего назначение не может состояться. Например, согласно Конституции РФ, Президент РФ представляет Совету Федерации (С

  • в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий госу

  • жалоба и представление на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением приговоров и постановлений, вынесенных мировыми судьями. Правом принесения

  • вносится прокурором в органы гос. власти или гос. управления, а также в руководящие органы общественных организаций трудящихся в целях принятия мер к ликвидации причин, способствующих нарушениям

  • По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и орган

  • акт реагирования (как форма документа) прокурора. См. Апелляционное представление, Кассационное представление, Надзорное представление, Прокурор. 174

  • в уголовном процессе РФ — документ, составляемый следователем на основании доказательств, собранных на предварительном следствии, и содержащий информацию: о причинах и условиях, способствовавших

  • акт реагирования (форма документа) прокурора, посредством которого прокурор оспаривает решение мирового судьи (ч. 2 ст. 320 ГПК РФ). Апелляционное представление может быть подано в течение десяти дне

  • акт реагирования (как форма документа) прокурора, посредством которого прокурор оспаривает решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции. Прокурор, участвующий в деле, м

  • акт реагирования (форма документа) прокурора, посредством которого прокурор оспаривает решения судов в РФ, в суде надзорной инстанции. Должностные лица органов прокуратуры (указаны в ст. 377 ГПК РФ)

  • объяснение лица, участвующего в деле, относительно доводов о неправильности решения суда первой инстанции, изложенных в апелляционных жалобе, представлении. Возражения могут быть представлены в

  •    По делам о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с представлением работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

  • согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, – день их получения регистрирующим органом.

  • согласно ГОСТ 2.051-2006 ЕСКД «Электронные документы. Общие положения», – воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном носителе или ином аналогичном носителе, в понятной в в

  • согласно ГОСТ 2.051-2006 ЕСКД «Электронные документы. Общие положения», – вид записи информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе и воспринимаемом только программно-технич

  • вид юридической ошибки, при которой лицо полагает, что совершает одно преступление (например, насильственный грабеж), однако его деяние квалифицируется как другое преступление (разбой).

Поддержка позитивных представлений о себе

В повседневной жизни все люди получают широкий спектр отзывов о себе и своем поведении через окружающую среду, как во взаимодействии посредством языка, так и посредством невербального поведения. Если теперь учесть, что все, что личности воспринимают на себе каждый день, влияет на самооценку, это дает повод для размышлений

Важно подкреплять свои сильные стороны и не критиковать себя за слабые!

Например, детям в процессе формирования самооценки нужна возможность попробовать что-то, узнать свои навыки, получить физический опыт. Обратная связь с окружающей средой помогает классифицировать собственные компетенции

Предоставление разнообразных и дифференцированных отзывов о действиях, навыках и поведении является важной задачей родителей и других родственников

Концепция по Московичи

Московичи разоблачили концепцию социальных репрезентаций из исследования репрезентации психоанализа в разных группах во Франции.

Благодаря этому исследованию он смог проанализировать, как эти представления социально построены и настроить смысл в повседневной реальности этих групп.

Согласно Московичи, социальные представления представляют собой динамические группы, которые варьируются от теорий коллективных наук до интерпретации реального.

Эти социальные представления определяют коммуникации, ценности или идеи, разделяемые группой, и желаемое или принятое поведение.

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Самопрезентация в личном общении

Встретить вторую половинку и завести друзей проще людям с хорошим навыком представления себя. И, наоборот, если человек не умеет общаться, он вряд ли будет восприниматься окружающими адекватно.

Вспомните ваше первое свидание. Скорее всего, оно было наполнено неловкостью, а в некоторые моменты вам обоим было некомфортно. Вы шли на встречу с боязнью, и ваша тревога передалась другому человеку. Умение произвести впечатление — важный и мощный инструмент. Его использование может привести как к расположению, так и отторжению других людей.

Юмор, искренность и адекватность — три кита, на которых держится личная самопрезентация, уверен клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников.

Всех привлекают легкие в общении собеседники, с которыми не надо подбирать слова

В самом начале важно расположить к себе собеседника. Зачастую некоторые уже при первой первой встрече начинают хвастаться — высокими доходами, недвижимостью, положением в обществе, «набивают себе цену»

Такая «самопрезентация» скорее отпугнет. По мнению психолога, лучше говорить о себе меньше и больше задавать вопросов собеседнику. Людям нравятся люди, которые интересуются их жизнью. В отличие от профессиональной самопрезентации, в личной скромность будет более уместной.

Экономика образования

Что такое ненасильственное общение и как его использовать

Хвастовство и излишняя самоуверенность не красят ни мужчину, ни женщину. Когда в каждом слове чувствуется вызов и конкуренция, вряд ли с вами захотят продолжить диалог, уверен эксперт. Не стоит говорить фразы: «я столько в жизни прошел, вам и не снилось», «я всегда оказываюсь прав».

«Дружеские или любовные отношения с конкуренцией не могут быть эффективными. В близких люди ищут поддержку и опору, но никак не конфронтацию», — сообщает Денисов-Мельников.

Одна из основных ошибок при общении — презентация себя как изначально незаинтересованного, недоступного человека. Фразы «сначала добейся», «сейчас не до тебя», «я попробую выкроить время, но не обещаю», хороши, только если хочется избавиться от собеседника.

Основные ошибки при знакомстве и общении

  1. Шаблонные, банальные фразы. Они вызывают лишь отторжение. Разговор можно начать нестандартно, чтобы сразу заинтересовать собеседника.
  2. Подходить к человеку сзади, прикасаться к нему, приближаться слишком близко. Психологи советуют держаться от незнакомого человека не ближе, чем на полметра.
  3. Знакомиться, когда рядом с объектом внимания присутствуют другие люди. В компании человек может себя проявить не так, как покажет в личном общении. К тому же у группы людей может идти разговор на определенную тему или иметься определенные планы на вечер. Прервав их, вы покажете свою нетактичность.

Вести себя естественно и искренне — залог успеха при первом знакомстве и последующем общении

Важно не изображать из себя персону, который вы не являетесь. Даже если взаимной симпатии не случится, хорошо, что люди поймут это в начале общения

Потратить друг на друга много времени, а потом понять, что человек «не тот» — сомнительная затея.

Тренер, автор курса в МИТРО, международный эксперт Ольга Мерц предлагает следовать пяти главным советам для развития самопрезентации:

  1. Научитесь слушать и видеть себя со стороны.
  2. Работайте со своим телом (осанка, жесты, осмысление своих действий).
  3. Следите за ходом беседы и отвечайте на реакцию слушателя.
  4. Во время разговора или другого взаимодействия в группе никого не оставляйте без зрительного внимания.
  5. Четко осознавайте место, ситуацию, аудиторию. Если утрировать, на встрече вегетарианцев лучше не рассказывать историю о том, как вы сходили на охоту.

Развитие правильного представления

Развитие правильного представления – это всегда вопрос соответствия природы с представлением. Самый эффективный, разумный и естественный метод – это развивать те представления, которые соответствуют природе. Задайте себе вопрос: хотите ли вы стать тем, кем вы не хотите стать? Это и есть суть соответствия природы и деятельности. Развивая этот вопрос, можно продолжать очень долго: как долго можно заниматься делом, которое всей душой считаешь неправильным, неподходящим? Недолго или очень неприятно. Достичь чего-то в том деле, где нет предрасположенности на самом деле — почти невозможно. Возьмите случайную профессию, к которой вас не тянет совершенно и представьте свой путь на этой стезе. Вам будет неприятно. А теперь представьте, что есть некое дело, которое настолько приятно в своем труде, что станет для вас целью, а не средством. Вы будете получать удовлетворение от самого дела, а не от денег или положения, полученного за него. Это и есть соответствие представлений и природы.

Таким образом, в первую очередь сознательное развитие представлений – это понимание себя. И только потом движение в определенную сторону. Психика человека очень похожа на позвонок – достаточно поставить его на правильное место, и вся спина начнет функционировать здоровым образом. Достаточно поставить человека на правильное место, и он будет работать и жить правильно.

Поняв природу, следует искать примеры личностей, которые добились успеха в той сфере, которая присуща вашей природе. Притом будет особенно хорошо, если и направления ваших представлений будут схожи. То есть вы не станете испытывать дискомфорт от того, что ваш учитель будет побуждать вас достигать цели методами, которые вам претят. Найдите объект подражания, и всё естественно пойдет по течению. Вы будете приобретать и компетенцию в сфере, и представления. Одному развивать представления невероятно трудно, так как нет опыта и некого культурного понимания, субъективного восприятия дела. То, что новичку кажется очевидно правильным, мастеру может казаться в корне неверным. Но новичок не станет мастером, пока не начнет перенимать методы, знания, навыки и некоторые представления. Самообучение возможно в отдельных сферах, но целостное и качественное образование личности без примеров подражания – невозможно. Преобразование – это культурное изменение, но если человек изолирован в психике от правильных ориентиров, он будет вынужден метаться в кругу своих проблем, причем с определенной закономерностью.

Метод развития представлений, как фундаментальной причины естественного возникновения мотива, побуждающего к целесообразному действию, один и состоит из двух шагов. Это два шага – понимание себя и обретение человека, который даст правильные представления и опыт. То есть обретение наставника.

Что такое принятие?

С точки зрения психологии, принятие – это признание человек всех аспектов действительности такими, какие они есть. Это подразумевает, что он признаёт своё тело, темперамент, характер, физическую форму, здоровье, способности и ограничения. Помимо самого субъекта, принятие может относиться к условиям его жизни, родственникам, друзьям и другим окружающим людям. Принятие – это способность видеть себя или другой принимаемый объект целиком, со всеми «хорошими» и «плохими» сторонами.

Принятие является залогом высокого качества жизни и душевного здоровья, поэтому каждый человек должен стремиться к нему. По сути, оно заключается в понимании того, что всё, что когда-либо происходило в вашей жизни, вам нужно. Все эти события давали вам опыт и выковывали ваш характер, делая вас тем, кем вы являетесь сегодня. Это не значит, что нужно покорно смиряться с каждой несправедливостью и подчиняться обстоятельствам. Это значит, что нужно принимать всё, что уже свершилось и как-то повлияло на обстоятельства вашей жизни.

Принятие подразумевает более осознанное восприятие жизни. Получив этот ценный навык, человек буквально избавляется от мешавших ему шор, которые были сформированы навязанными стереотипами. Он получает способность мыслить более ясно, видеть причинно-следственные связи, понимать причины разных событий, предсказывать последствия собственных поступков и решений.

Что такое счастье?

Результаты проведенного учеными исследования были опубликованы в научном журнале PLOS One. По мнению ученых, в большинстве случаев люди смотрят на счастье с эгоцентрической точки зрения. Это значит, что для многих людей обретение счастья — это упорный труд, который ведет к материальному богатству. Большинство из нас воспринимают счастье как некую «американскую мечту». Считается, что если человек достиг больших высот в работе, у него есть семья и он может позволить себе все, что захочет — он счастлив. Но на самом деле на счастье можно смотреть и по-другому.

Для многих людей счастье — это деньги

Авторы научной работы обратили внимание, что в восточных культурах на счастье смотрят совершенно по-другому. Японцы и другие народы в первую очередь думают не о себе, а об окружающих

Так у них заведено, потому что гармония с самим собой и окружающими людьми является основой буддизма, даосизма и конфуцианства. В то время как в западных странах люди пытаются обрести счастье путем независимости, в Азии люди стремятся к взаимозависимости. Для первые счастье — это богатство и острые ощущения, а для вторых это здоровье и спокойствие.

Но для других счастье — это здоровье и семья

Получается, что у этих двух культур совершенно разные взгляды на мир. Вот еще пример — представители западных стран пытаются как можно сильнее уважать себя. Каждый желает стать лучше остальных и как можно ярче показать все это. А для жителей Азии большую ценность представляет гордость за свою семью, а вот самооценка уже стоит на заднем плане.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

  2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

  3. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Примеры восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

  • момент обнаружения — наши органы чувств принимают определённый сигнал;
  • различение — человек определяет природу этого сигнала;
  • идентификация — происходит попытка определить, на что это похоже;
  • опознание — полученный сигнал относится к той или иной категории.

Существует и несколько категорий восприятия:

  • зрительное — создаётся видимый образ явления или предмета;
  • слуховое — определяется структура и громкость возможных звуков;
  • восприятие с помощью осязания;
  • вкусовое ощущение тоже может смоделировать образ.

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Есть ещё ложные, ошибочные виды — иллюзии и галлюцинации. Но это уже элементы патологии.

организация

Представления организованы вокруг центрального узла и периферийной системы. Во-первых, центральным узлом является система, которая придает смысл и связана с событиями в группе (в ее истории, социологических и идеологических).

Этот узел является стабильным и непрерывным, и поэтому представление должно оставаться в группе..

Во-вторых, периферическая система соответствует индивидуальной части и дается из опыта каждого человека в его специфических контекстах, а также нового опыта и информации..

По этой причине периферийная система состоит из элементов, которые являются более податливыми и нестабильными..

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Теория социальных представлений

Эта теория была предложена Московичи в его работе 1961 года, основанной на концепциях Дюркгейма и Леви-Брюля..

Vertientes

Впоследствии эта теория была разделена на два аспекта: технологический уклон и структурный уклон.

Процессный аспект Московичи также известен как качественный и подчеркивает пространство взаимодействия, в котором постоянно проводится реинтерпретация для коллективной разработки представлений.

С этой точки зрения считается, что изучение социальных представлений должно проводиться с помощью герменевтического подхода, ставя в первую очередь понимание людей как генераторов значения и языка..

С другой стороны, структурная сторона представлена ​​Жан-Клодом Абриком. В этом аспекте акцент делается на качественную и количественную оценку некоторых аспектов представлений.

черты

Московичи предположили, что ни одна тема или явление не может создать социальную репрезентацию в группе..

Чтобы объект генерировал социальное представление, он должен в значительной степени определять отношения между объектом и группой..

Следовательно, объект должен быть важен в некотором роде для людей в группе. Это может произойти, потому что объект:

— Это порождает революционные изменения в том, как мы видим мир и людей..

— Включает драматические и впечатляющие события, которые влияют на группу как таковую.

— Включает процессы, которые являются основными в социальной жизни и групповом взаимодействии.

С другой стороны, для группы, чтобы генерировать социальные представления, это должно быть охарактеризовано, потому что ее собственные члены знают о своей принадлежности к группе и могут четко знать, кто принадлежит к этому или нет.

В дополнение к этому, знания социальных представлений, даже если они неявные, должны циркулировать внутри группы и интегрироваться в повседневную работу членов.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Что такое представление?

Как уже говорилось ранее, под понятием «представление» подразумевается воспроизведение образа на основании предыдущего опыта. Представления являются связующим звеном между образами ощущений и восприятием, а также мыслительными и речевыми процессами. Представление позволяет видеть объекты со всех сторон: но не только те, которые непосредственно воспринимаются, но и те, которые относятся к обобщенному классу.

Изначально человек познает мир благодаря ощущениям и восприятию. Далее в организме возникает чувство возбуждения, которое со временем не пропадает бесследно. Именно поэтому сохраняются определенные последовательные образы, которые могут всплывать в дальнейшем.

Существует несколько видов представлений, среди них — память и воображение. В первом случае происходит воссоздание предмета или явления, с которыми человек уже сталкивался ранее. Во втором случае речь идет о выдумывании образов. Стоит отметить, что представление будет гораздо ярче, если прошлый опыт является богатым.

Сравнение чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Свойства

  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность. Как утверждал Л.М. Веккер, для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтверждённая современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности восприятия, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности восприятия или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием. По словам С. Рубинштейна,
  • Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определённого времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определённой информационной ёмкостью, причём содержание (структура) образа представления схематизируется или свёртывается. Представление включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представление — результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Берёза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берёз как непосредственно, так и на изображениях, и в воображении. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет или явление, одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector