Коммуникативные барьеры

Классификация коммуникативных барьеров

Технические барьеры

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения».

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями — эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке.

Социально-культурные барьеры

К социально-культурным барьерам можно отнести социальные, политические, религиозные и профессиональные барьеры. Говоря о социально-культурных барьерах, можно сказать, что «социальный барьер возникает между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам» или к различным культурным слоям. При рассмотрении социально-культурных барьеров главное — различие в ценностных установках, жизненного опыта, присущих представителям той или иной социальной группы. Психологи считают такие барьеры непреодолимыми. Унификация, связанная с компьютерно-опосредованной коммуникацией, несет возможность превращения человека в жителя «глобальной деревни», а, следовательно, затрудняет национальную, религиозную, социальную самоидентификации человека. Возникает необходимость принятия мер для поддержания самобытности национальных культур, свободы религиозного, профессионального выбора. Это связано еще и с все возрастающей коммерческой направленностью электронной коммуникации (монополизация средств массовой коммуникации, манипуляция информацией, политические махинации). Проявляются «барьеры лжи и обмана, воздвигаемые электронными средствами массовой коммуникации» Ученые уже говорят о «экологии культуры» как одной из актуальных проблем социального развития современного общества.

Барьеры понимания

1) Фонетическое непонимание . Барьер фонетического непонимания порождает невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

В электронной коммуникации фонетическое непонимание отсутствует, если она является письменной; в противном случае, оно подчиняется законам непосредственной межличностной коммуникации. Иногда при использовании плохих каналов связи, могут возникать технические препятствия, затрудняющие восприятие физических характеристик речи (тембра, качества дикции, произношения) — шумы, помехи. Кроме того, на восприятие речи коммуниканта большое влияние оказывают его индивидуальные особенности (возраст, образование, национальность). Подобрать необходимую скорость общения можно, например, с использованием обратной связи, подстраиваясь в ходе общения под особенности реципиента.

2) Семантические барьеры — это, прежде всего, проблема в эффективном общении людей разных возрастных категорий, когда одна из сторон при общении не воспринимает жаргона, слэнга , употребляемого другой стороной. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Как преодолеть языковый барьер в английском языке

Спокойствие

Первые разговоры с иностранцем даются непросто

В этот момент важно успокоиться. Вспомните, как приятно, когда иностранец говорит на русском языке с многочисленными ошибками и нисколько от этого не волнуется

Мы воспринимаем его с пониманием и стараемся всячески помочь.

Похожая статья: Меркантильность — что это? Признаки, как распознать

То же самое происходит и тогда, когда начинаете говорить Вы. Даже имея начальные знания иностранного языка можно быть понятым. Старайтесь объясняться спокойно, не нервничайте. Иностранцы благодушно относятся ко всем, кто старается освоить их язык.

Не боитесь допускать ошибки

Избавьтесь от перфекционизма. Разрешите себе допускать ошибки. На первоначальном уровне оттачивания разговорной речи их будет очень много. И это не страшно. Иностранцы снисходительно относятся и с удовольствием общаются даже с начинающим практикующим иностранную речь.

Не торопитесь, старайтесь четко произносить звуки

Конечно, хочется сразу же научиться бегло говорить по-английски. К сожалению, это невозможно. Просите собеседника указывать Вам на ошибки речи, поправлять Вас. Вначале первых шагов при общении делайте упор на грамотную речь, а не на быструю.

Учитесь улавливать суть разговора

Чтобы общаться с иностранцами, нужно понимать о чем говорят они. Больше смотрите фильмы и сериалы на английском. Не старайтесь понимать все дословно, улавливайте суть сказанного.

Вслушивайтесь в блок высказывания, а не зацикливайтесь на переводе отдельных слов.

Переспрашивайте

Если Вы ничего не поняли из сказанного Вам, попросите повторить собеседника в медленном темпе, а возможно и более простыми фразами. Вашу просьбу обязательно воспримут адекватно. Ведь каждый человек понимает, как сложно воспринимается на слух неродной язык.

Лингво-культурные различия между людьми

На основе лингво-культурных различий между людьми может возникнуть барьер непонимания (семантический барьер) между коммуникатором и реципиентом. Использовать в своей речи жаргонные слова- кинуть, стырить, мастер (таксист), прикинь, зацени и др. – позволяет себе не все население, хотя проникновение жаргонизмов, вхождение в русский язык неологизмов и др. не останавливается и со временем сленг замещается на более новый. Использование сленга в речи напрямую зависит от этических, нравственных норм отдельно взятого человека.

Чтобы вопрос о семантическом барьере не вставал перед коммуникатором и реципиентом, необходимо не использовать в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы т.к. наверняка не угадать, позитивно ли воспримет такую речь реципиент.

К социально-культурным различиям между людьми относятся социально-культурные барьеры, с которыми человек сталкивается ежедневно. Непонимание возникает в следствии того, что зачастую коммуникатор и реципиент принадлежат к разным социальным группам общества – соответственно у них зачастую разные точки зрения на один и тот же вопрос, разные жизненные приоритеты, разная манера общения.

Чтобы избежать социально-культурных барьеров и достичь лучшего восприятия информации реципиентом, коммуникатору необходимо изучить его точку зрения, пробовать возможные варианты подхода, уметь выслушать оппонента и поставить себя на его место для лучшего понимания хода мыслей.

В основе психологических различий между людьми лежит психологический барьер общения. Важная роль в этом вопросе отводится авторитету коммуникатора. Чем выше авторитет – тем лучше усваивается передаваемая реципиенту информация.

Немало важное место отводится эффекту первого впечатления коммуникатора реципиентом, который зачастую бывает обманчив и играет негативную роль в восприятии сообщения коммуникатора. Чтобы избежать психологического барьера общения, коммуникатору необходимо тонко чувствовать отношение реципиента к нему и, как следствие, к передаваемому сообщению

Чтобы избежать психологического барьера общения, коммуникатору необходимо тонко чувствовать отношение реципиента к нему и, как следствие, к передаваемому сообщению.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие одаренности в педагогике
  2. Структурно-функциональный подход
  3. Основные направления деятельности психолога
  4. Психологические особенности личности
  5. Социальные сети как механизм нарциссизации личности
  6. Взаимосвязь волевой регуляции и стрессоустойчивости у студентов
  7. Школы общей психологии
  8. Д. Карнеги и Э. Шостром – два подхода к выстраиванию межличностной коммуникации
  9. Профессиограмма как модель личности учителя
  10. Влияние уровня развития внимания на учебную успеваемость подростков

Как устранить барьер в коммуникации

Для того чтобы устранить барьеры в общении, стоит изучить важные факторы, влияющие на коммуникации. Понимая их суть и природу возникновения, можно управлять ситуацией и менять её в нужное тебе русло.

Важно помнить всегда, что коммуникация не должна нарушать твоих границ, как внутренних, так и внешних. Если тебе неприятен разговор ты всегда может его прекратить.
В общении стоит учитывать, человек какого возраста и с каким багажом знаний стоит перед тобой

Беседа с ребенком разного возраста даже если это подросток должна вестись иначе чем со взрослым человеком.
Внешний вид может быть обманчивым, взъерошенная прическа или пыльные туфли могут говорить о том, что человек сильно спешил и возможно не успел привести себя в порядок.
У каждого человека своя манера говорить и об этом стоит понимать, не всегда размахивание руками при беседе или рассаживание по комнате взад и вперед, говорит о тревожности, нестабильности и несдержанности.

Если всегда учитывать эти факторы и умело ими варьировать, то можно добиться хороших результатов в построении коммуникаций с окружающими.

Семантический барьер

Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. Они состоят из фонетического, стилистического, семантического и логического барьера.

Фонетический барьер 

Он связан с недостатками речи, к которым относятся:

слишком тихая речь, которая вызывается сочетанием волнения и неправильного дыхания. Такую речь плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров. Если сообщение от такого коммуникатора не является важным для собеседника, то он даже не попытается слушать. Но и в случае, когда партнер по общению заинтересован, то вероятность того, что информация будет неправильно понята достаточно велика;
слишком быстрая речь

Быстрый темп речи препятствует возможности следить за мыслью выступающего, это особенно заметно, если он читает текст;
очень монотонная речь, усыпляющая внимание;
заметные паузы («э…э», «ну», «известно»);
глотание слов. Если голос затихает к концу предложения, то слушателям придётся особенно прислушиваться, так как им трудно услышать каждое слово

Это, естественно, увеличивает риск ошибки.

Семантический барьер 

Этот барьер относится к разным системам значений понятий и терминов (тезаурусах) участников общения. Качественно обмениваться информацией можно лишь в том случае, если партнеры говорят на одном «языке». На уровень понимания оказывают влияние социальные, возрастные, политические, культурные и другие различия. Чаще всего непонимание появляется по причине того, что одно и то же слова трактуется с разных точек зрения, возникают споры, не имеющие объективного основания, которые связаны с разным пониманием смыслов. Чтобы убедиться в этом, можно спросить у нескольких человек, что такое идеалист. Одни ответят, что это человек с идеалами, а другие скажут, что он сторонник идеализма. В этот случае верно и то и другое определение. Слова являются многозначными, а тезаурусы у участников общения разные. Необходимо всегда уточнять, с каким значением собеседник использует тот или иной термин.

Стилистический барьер 

Ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Логический барьер 

Такой барьер непонимания возникает тогда, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит манере доказательств, к которой он привык, или является слишком сложной для него. В психологическом плане можно утверждать о том, что существует множество логик и логических систем доказательств. Логика бывает «мужская» и «женская». «Мужская» логика чаще всего совпадает с формальной логикой, которую ввёл ещё Аристотель, а «женская» логика имеет отличия от формальной логики, но по-своему логична. В психологии ещё только начаты исследования женской логики. Для её дальнейшего изучения можно прочесть работу Д. В. Беклемишева «Заметки о женской логике».

Личностный барьер

Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе чувство неприязни. В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от недостатка самоконтроля того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому контролируйте себя.

Трудности и виды барьеров общения

Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

Характер человека; Воспитание; Уровень образования; Возраст; Статус в социуме; Сложившаяся ситуация и другое.

С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

Коммуникативные барьеры в общении

Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.

Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует, мы рассмотрим два основных типа данного барьера:

  1. Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия, но и непонимание из-за того, что собеседники разговаривают на разных языках.
  2. Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой, бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.

Коммуникативные барьеры в деловом общении могут пагубно отразиться на вашей карьере, так что их необходимо преодолевать. На самом деле они присутствуют ровно до того момента, пока вы не решите от них избавиться и не задумаетесь над этим. Практикуйте преодоление барьеров в общении, оказывайте больше внимания собеседнику и проявляйте неподдельный интерес, тогда для вас коммуникативные барьеры навсегда останутся в прошлом.

Обойтись в нашей жизни без барьеров межличностного общения практически невозможно, разве что общаться только с приятными нам людьми, а это сами понимаете, удается не всегда. Задача, стоящая перед каждым членом общества – определить тип своего барьера непонимания в процессе общения и применить наиболее эффективный способ его устранения. Чтобы устранить барьеры в общении всегда старайтесь быть уверены в себе, спокойны и терпимы к слабостям других людей, а также не допускайте назревание конфликтов!

Каждому из нас встречались такие люди, слушать которых было огромным удовольствием. Их речь была настолько грамотно и красиво поставлена, что впору цитировать или записывать каждую фразу. Можно ли научиться искусству красиво говорить? Давайте попробуем разобраться в том, как развить в себе красноречие.

Любая беседа с другим человеком это целая задача, справиться с которой под силу далеко не всем. Довольно часто нам сложно удержаться от выражения негативных эмоций или высказываний, если человек на неприятен или его поведение выводит нас из себя. И чем сильнее мы поддаемся влиянию, тем меньше наш уровень ассертивности. Давайте разберемся, что это за явление и как ему можно научиться.

Виды преград

Эффективному общению могут препятствовать барьеры различного характера.

Коммуникативные

Во время любой коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому.

Чем точнее воспринимаются и анализируются сведения принимающим их субъектом, тем успешнее происходит коммуникация.

Коммуникативные барьеры в общении, которые могут возникать во время передачи информации:

  1. Логический. Неумение выстраивать причинно-следственную связь, мыслить логически. Человек может говорить много, но совершенно не по делу. Обычно проблема заключается в отсутствии достаточного словарного запаса, в неумении формулировать мысли.
  2. Семантический. Разница в понимании информации у людей может привести к полному искажению получаемых сведений. Каждый человек осознает то, что ему говорят, на основании имеющихся данных, жизненного опыта, своих представлений, убеждений и т.д. Соответственно, смысл, который вложил в понятие один собеседник, может совершенно не совпадать с трактовкой этого же понятия другим человеком. В итоге в конце беседы на какую-либо тему у сторон формируются совершенно разные выводы.
  3. Фонетический. Слишком быстрая речь собеседника может стать причиной плохого восприятия поступающей информации. Также коммуникацию усложняют слова-паразиты, дефекты произношения, акцент.
  4. Стилистический. Возникает при несоответствии формы коммуникации ее содержанию. Стилистический барьер общения вызывает неудовлетворенность у оппонента, провоцирует плохое усвоение информации. Например, когда переговоры перерастают в монолог, а доклад превращается в зачитывание конспекта.
  5. Эмоциональный. Получив информацию по какому-либо значимому вопросу, человек может полностью отдаться эмоциям и перестать логически анализировать полученные сведения. В такой момент на первое место выходят переживания, которые возникли после получения новости.

Перцептивные

На данном уровне возникает проблема с восприятием другого, с принятием особенностей его личности или внешности.

Возможные перцептивные барьеры:

  1. Эстетический. Неприятие внешнего вида собеседника может мешать объективному восприятию его личности. Раздражение может вызывать какая-либо особенность внешности, неряшливость.
  2. Оценочный. Информация о человеке, полученная от третьих лиц, может сильно повлиять на его восприятие. Еще до знакомства с оппонентом возникает определенный образ, сформированный на основании полученных от других лиц сведений. Этот образ формирует заведомо определенное отношение к человеку. Даже если реальная личность не соответствует полученной информации, изменить сложившееся подсознательно мнение крайне сложно.
  3. Эмоциональный. Часто негативное эмоциональное состояние человека расценивается как проявление его отношения к собеседнику. Иными словами, мы объясняем плохое настроение оппонента его неприятием нашей персоны. Хотя истинная причина может крыться в личных проблемах и переживаниях, не имеющих к нам никакого отношения.
  4. Социальный. Проблемы с восприятием человека могут возникнуть из-за разницы социальных статусов. Подчиненные нередко боятся и недолюбливают начальника исключительно из-за его доминирующего положения, а начальник пренебрегает мнением подчиненных из-за осознания своего превосходства над ними.

Психологические

Некоторые психологические особенности личности могут негативно влиять на процесс ее коммуникации с окружающими.

Нередко данные особенности воспринимаются собеседниками на подсознательном уровне, хотя внешне не проявляются.

Психологические барьеры в общении:

  1. Модальность. Люди делятся на аудиалов, кинестетов и визуалов. Представителям разных модальностей часто сложно понять друг друга.
  2. Страх перед людьми. Боязнь контактов приводит к косноязычности, скованности, закрытости.
  3. Негативный опыт. Неудачный прошлый опыт общения с окружающими может стать причиной появления комплексов, мешающих установлению контактов в дальнейшем.
  4. Перенос. На оппонентов переносятся представления о других похожих личностях. Например, человек, внешне напоминающий нелюбимого родственника, будет вызвать негативные эмоции.
  5. Разница в возрасте. Люди разных возрастных категорий нередко сталкиваются с проблемами во время общения. Классический вариант: детско-родительские конфликты.
  6. Первичное впечатление. Как известно, первое впечатление является самым сильным. Сформировавшееся изначально мнение очень сложно изменить.
  7. Преждевременные выводы. Стремление навесить ярлык на человека может объясняться страхом быть отвергнутым, негативным опытом, ассоциациями, самоуверенностью.

Каким образом определить?

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Психологические препятствия

Психологический барьер – это препятствия в общении, которые возникают вследствие взаимодействия людей с разными темпераментами и взглядами на жизнь. Каждый имеет свое субъективное мнение, относительно тех или иных событий в жизни. Но не всегда взгляды совпадают, и это является принципиальным препятствием для установления контакта. Основными видами психологических барьеров являются:

  • Эстетические. Они возникают в ситуации, когда человека не устраивает вид его собеседника. Раздражает его прическа, стиль одежды, манера общения, жесты, мимика и т. д.
  • Интеллектуальные. Данные препятствия сопровождают общение двух людей с разными типами темпераментов. Например, оптимист и пессимист вряд ли найдут точки соприкосновения в разговоре, поскольку каждый из них воспринимает ситуацию по-своему. Барьером может стать уровень компетентности, когда одного человека раздражает отсутствие уровня осведомленности в том или ином вопросе. Огромную роль играет также уровень духовного развития, поскольку у каждого их собеседников по-разному расставлены жизненные приоритеты.
  • Мотивационные. Мотивационный барьер – это разные цели и стремления собеседников. Простой лаборант, лишенный здоровых амбиций и работающий ради скромной зарплаты вряд ли поймет изобретателя, который стремится к открытиям, являющимся смыслом всей его жизни.
  • Моральные. Люди, воспитанные в разных социальных условиях, традиции и взгляды которых кардинально отличаются, не смогут быстро найти общий язык. Психологический барьер в деятельности людей также может возникнуть из-за разницы в религиозных убеждениях.
  • Установочные. Данное препятствие возникает у человека, который априори отрицательно настроен на своего собеседника. Это может сложиться в результате негативного опыта общения или на основе отзывов о нем других людей. Даже самая правдивая и достоверная информация из уст оппонента воспринимается негативно, с подтекстом внутреннего протеста.
  • Отрицательные эмоции. Причинами психологического барьера могут стать: плохое физическое самочувствие, скверное настроение, нервозность, обида, гнев и т. д.

Методы устранения

Рассмотрим основные способы избавиться от распространенных форм коммуникационных барьеров:

Борьба с избеганием

Заключается в захвате внимания собеседника и устранении отвлекающих факторов (посторонних шумов, перетягивающих на себя внимание людей).
Если возможно , отведите человека в отдельную комнату, где внешние раздражители не смогут повлиять на донесение информации.

Привлечение внимания. Если предыдущий метод заключается в удалении посторонних раздражителей, то этот , на конкретной фокусировке человека

Привлекать внимание можно различными способами: делать паузы в тексте, расставлять акценты интонацией, использовать жесты. Акцентировать внимание можно и более прямолинейными способами, подойдут фразы «,Прошу обратить внимание…,»,, «,Перейдем к самому главному…,»,, «,А это , очень важный момент», и т.д. Также на внимательность собеседника влияет сама информация. Если он чувствует ее полезность, актуальность и выгодность для себя, то его взгляд будет прикован даже без специальных приемов удержания.

Поддерживание внимания. Умение вернуть собеседника в диалог, если тот был прерван по форс-мажорным обстоятельствам (проходящий мимо знакомый собеседника отвлек его, кто-то постучал в дверь, разговор прерывался на обед).

Умение анализировать обратную связь. Задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, раскрывающие тему подробнее.
Улавливать акценты, которые собеседник ставит на особо важные данные в информационном сообщении.

Апелляция к авторитету. Людям свойственно доверять авторитетам , экспертам в своей области или людям с большим опытом/хорошей репутацией. Это создает большое поле для манипуляций. Например, достаточно заявить «,Уважаемый нами N согласен с описанными методами»,. Дело в том, что чаще всего внимание обращается не на саму информацию, а на ее источник. Для людей важнее кто говорит, а не что говорят.

Апелляция к общественному мнению. Еще одна распространенная манипуляция. Пример: &#171,Большинство мужчин дарят своим девушкам цветы на 8 марта&#187,. Идет сравнение с другими мужчинами, и &#171,статистика&#187,, по которой они поступают нужным образом. Вследствие того, что люди , социальные существа, мы часто ориентируемся на мнение и предпочтения окружающих.

Преодоление фонетического барьера. Важно уметь говорить понятно, членораздельно. Избавлять от слов-паразитов или заимствованных, непонятных для конкретного собеседника. Также огромное влияние имеет обратная связь. По выражению лица человека можно понять, усваивает ли он информацию. И если остались пробелы в понимании , повторить сказанное или расшифровать.

Важно тренировать не только разговорную речь, но и умение слушать, анализировать мимику и язык жестов

Преодоление семантического барьера. Данный вид барьера заключается в словарном запасе, а точнее в разнице словарных запасов собеседников. Часто зависит от социального или профессионального уровня общающихся. Если работник интеллектуальной сферы (доцент кафедры) общается с работником прикладной, технической (механик), то в его обязанность входит фильтрация произносимых слов.

Преодоление логического барьера. Логика , штука упрямая, но не всем понятная. Важно уметь подать информацию последовательно, не нарушая структуры данных. При недопонимании можно использовать приемы сравнения, метафоры, конкретные эмпирические примеры из жизни.

Общие советы по улучшению коммуникации:

  • говорите на простом, понятном собеседнику языке,
  • избегайте жаргонов, профессиональной риторики (термины, англицизмы),
  • лучше говорите простыми короткими предложениями, чем длинными сложносочиненными,
  • анализируйте поведение собеседника. Смотрите на его выражение лица, жесты, наличие контакта глаз. Продолжайте коммуникацию в зависимости от обратной связи,
  • разговаривайте на равных. Старайтесь сохранять баланс , не нужно считать собеседника хуже (глупее, примитивнее) или лучше (компетентнее, опытнее) себя. Ведите диалог как с партнером,
  • контролируйте эмоции. Не давайте им власть над словами или действиями.

    Внимательно отслеживайте свой эмоциональный фон и в случае раздражения постарайтесь контролировать речь.

Коммуникативные барьеры непонимания из общения может убрать любой. Данный навык легко тренируется и, будучи прокачанным, помогает налаживать контакт с совершенно разными по происхождению, месту жительства, социальному статусу людьми.

Пять коммуникационных барьеров и способы их преодоления:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector