Понятие и формы «барьеров общения», пути их преодоления

Содержание:

Найдено научных статей по теме — 15

Понятие психологического барьера и его виды

Ульянова Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются вопросы понятия «психологический барьер», его классификация и возможности преодоления.

Психологические барьеры в обучении риелторов

Зайцева В.А., Понежа Г.А.

Статья актуализирует вопросы обучения риелторов, выделены основные проблемы и разработаны методы их решения.

Психологические барьеры: структура и содержание

Редькина Людмила Викторовна

В статье автор, на основе анализа актуальной психологической литературы, дает определение понятия «психологический барьер», приводит типологию психологических барьеров, описывает функции психологических барьеров.

Психологические барьеры медицинской реабилитации

Романов Эдуард Викторович, Ивлев Олег Юрьевич

В статье раскрывается тема, связанная с психологическими трудностями и сложностью реабилитации человека после заболевания

Особое внимание уделяется роли медицины в этом процессе.

Психологические барьеры общения в подростковом возрасте

Джиоева Оксана Феликсовна, Султанова Кристина Артуровна

В статье анализируется проблемы общения в подростковом возрасте. Выявляются специфические для этого возраста психологические и социальные новообразования.

Понятие психологического барьера в зарубежной психологии

Манина Валерия Алексеевна

В статье изложен анализ основных зарубежных концепций, раскрывающих суть психологического барьера. Рассматриваются барьеры с точки зрения психоаналитического, гуманистического и когнитивного направлений.

Психологические барьеры как фактор профессионального роста

Зайцева В.А., Понежа Г.А.

Статья посвящена психологическим барьерам работника в профессиональной сфере, разработаны рекомендации по преодолению данных барьеров.

Социально-психологические барьеры в инклюзивном образовании

Байрамов Вагиф Дейрушевич, Бабанова Елена Михайловна

В процессе получения профессионального инклюзивного образования люди с инвалидностью сталкиваются со многими трудностями социальными барьерами.

К вопросу о функциональном анализе психологического барьера

Осипова Алла Анатольевна

В статье рассматриваются функции психологического барьера, рассматриваемые в рамках различных отечественных и зарубежных психологических школ.

К вопросу о стратегиях преодоления психологических барьеров

Осипова Алла Анатольевна, Прокопенко Максим Владимирович

Статья посвящена рассмотрению проблемы стратегий преодоления психологических барьеров. Предметом исследования являются различные типологии стратегий преодоления психологических барьеров.

Психологические барьеры профессионального становления педагога

Щербаков Андрей Викторович, Семиздралова Ольга Анатольевна

В статье проведен анализ понятий «становление», «развитие», «профессионализм», «профессиональное становление». Выявлены сущностные характеристики данных процессов и особенности их протекания.

Психологические особенности полов как барьеры делового общения

Толкачев Юрий Аркадьевич

Целью делового общения выступает соглашение, а следовательно, понимание. В силу присущих им различий субъекты взаимодействия сами порождают многочисленные препятствия профессионального, психологического, вербального характера.

Психологические барьеры личности в ситуации жизненного кризиса

Волков Александр Александрович, Исаакян Оксана Викторовна

Целью данной статьи является презентация роли различных психологических барьеров в возникновении кризисов личности.

Проблема психологических барьеров при изучении иностранного языка

Сергеева Алина Владимировна, Чаплыгина Ольга Владимировна

Статья посвящена рассмотрению видов психологических барьеров при изучении иностранного языка. Также предложены стратегии преодоления данных барьеров при изучении иностранных языков в вузах, которые могут быть полезны студентам.

Молодежь и спорт: психологические барьеры в спорте высших достижений

Самыгин Сергей Иванович, Самыгин Петр Сергеевич, Осипова Алла Анатольевна

В статье анализируются противоречия спорта высших достижений с точки зрения личности спортсмена.

Барьер мотивации

Разберем на примере из жизни. Один человек преследует только личные цели и интересуется личной выгодой, а другой хочет качественно выполнить рабочую задачу, продвинуть сам проект. В какой-то момент первый собеседник говорит второму: «Честно, мне всё равно, что будет с этой конторой. Ты скажи вот что: моя часть работы на этом окончена?» И каждый раз в общении он подчеркивает это.

Что делать: будьте откровенны и сразу говорите об истинных намерениях. Избегайте недосказанности, не думайте в духе: «Мог бы догадаться». Барьер мотивации – один из немногих, который лучше обойти, а не убирать. Если у вас с кем-то разная мотивация, то вам просто не по пути.

Особенность психологических барьеров в общении в том, что многие люди не замечают их. Первый и главный шаг в борьбе с ними – осознание проблемы. Если окружающие всё чаще говорят, что с вами трудно общаться, или вы заметили, что с вами стали меньше общаться, то это повод задуматься. Если у вас не получается построить личную жизнь или продвинуться по карьерной лестнице, то, возможно, дело в барьерах. Не бывает так, чтобы все и всё вокруг было плохим, а человек идеальным. Если жизнь не складывается, то нужно заглянуть внутрь себя. И если проблема есть, то над ней нужно работать. А если вам тяжело сделать это самостоятельно, то запишитесь на курс «Сам себе психолог 2.0. Диагностика жизни по методу людей из топ-100 Forbes. С его помощью вы разберетесь в себе, найдете и устраните негативные установки и барьеры, расставите приоритеты в жизни и поймете, куда двигаться. В результате этого вы станете успешным и счастливым человеком.

Проблемы в отношениях начальник-подчиненный

Очень часто возникают психологические барьеры общения в системе начальник-подчиненный. Эта проблема весьма актуальна для современной жизни, поскольку именно от правильного управления зависит оптимизация социально-психологической атмосферы в коллективе. А это значительно влияет на возможность реализации целей производства или предприятия. В задачи руководителя входит решение управленческих задач и возможности для самоусовершенствования и достижения успехов его сотрудников. Начальник должен построить отношения так, чтобы подчиненный понимал, что хочет от него босс, и принимал его позицию. Конфликтные ситуации возникают в процессе выдачи распорядительной информации, которая не всегда подается в надлежащем виде. Начальник может злоупотреблять своей властью и применять чрезмерно строгие меры.

Психологические барьеры начальник-подчиненный становятся основным препятствием для качественного выполнения работ наемным сотрудником. Когда человек ощущает на себе чрезмерное давление, предвзятое отношение и демонстративное игнорирование его интересов, его производительность резко снижается. Подчиненный находится в постоянном стрессе, что отражается не только на его показателях в работе, но и на состоянии здоровья. Очень часто нездоровые отношения в коллективе становятся причиной и личных трагедий и банкротства целых предприятий.

Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров

Техника
общения — это способы пренастройки
человека на общение с людьми, его
поведение в процессе общения, а приемы
— предпочтительные средства общения,
включая вербальные и невербальные.

Прежде
чем вступить в общение с другим человеком,
необходимо определить свои интересы,
соотнести их с интересами партнёра по
общению, оценить его как личность,
выбрать наиболее подходящую технику и
приёмы общения. Затем, уже в процессе
общения, необходимо контролировать его
ход и результаты, уметь правильно
завершить акт общения, оставив у партнёра
благоприятное или неблагоприятное
впечатление о себе и сделав так, чтобы
в дальнейшем у него возникло или не
возникло (если этого желания нет)
стремление продолжать общение.На
начальном этапе общения его техника
включает такие элементы, как принятие
определённого выражения лица, позы,
выбор начальных слов, тона высказывания,
движений и жестов, привлекающих партнёра
действий, направленных на его преднастройку,
на определённое восприятие сообщаемого
(передаваемой информации). В процессе
общения применяются виды техники и
приёмы разговора, основанные на
использовании обратной связи.

Существует
множество приёмов повышения эффективности
общения, избегания коммуникативных
барьеров. Назовем некоторые из них.

Приём «имя
собственное» основан
на произнесении вслух имени-отчества
партнера, с которым общается работник.
Это показывает внимание к данной
личности, способствует утверждению
человека как личности, вызывает у него
чувство удовлетворения и сопровождается
положительными эмоциями, тем самым
формируется аттракция, расположение
работника к клиенту или партнеру. Приём «зеркало
отношений» состоит
в доброй улыбке и приятном выражении
лица, свидетельствующем, что «я — ваш
друг». А друг — это сторонник, защитник.
Возникает чувство защищенности у
клиента, что образует положительные
эмоции и вольно или невольно формирует
аттракцию

Приём «золотые слова»
заключается в высказывании комплиментов
в адрес человека, способствующих эффекту
внушения. Тем самым происходит как бы
«заочное» удовлетворение потребности
в совершенствовании, что ведёт также к
образованию положительных эмоций и
обусловливает расположенность к
работнику

А друг — это сторонник, защитник.
Возникает чувство защищенности у
клиента, что образует положительные
эмоции и вольно или невольно формирует
аттракцию. Приём «золотые слова»
заключается в высказывании комплиментов
в адрес человека, способствующих эффекту
внушения. Тем самым происходит как бы
«заочное» удовлетворение потребности
в совершенствовании, что ведёт также к
образованию положительных эмоций и
обусловливает расположенность к
работнику

Приём «зеркало
отношений»
 состоит
в доброй улыбке и приятном выражении
лица, свидетельствующем, что «я — ваш
друг». А друг — это сторонник, защитник.
Возникает чувство защищенности у
клиента, что образует положительные
эмоции и вольно или невольно формирует
аттракцию. Приём «золотые слова»
заключается в высказывании комплиментов
в адрес человека, способствующих эффекту
внушения. Тем самым происходит как бы
«заочное» удовлетворение потребности
в совершенствовании, что ведёт также к
образованию положительных эмоций и
обусловливает расположенность к
работнику.

Приём «терпеливый
слушатель» 
вытекает
из терпеливого и внимательного
выслушивания проблем клиента. Это
приводит к удовлетворению одной из
самых важных потребностей любого
человека — потребности в самоутверждении.
Её удовлетворение, естественно, ведёт
к образованию положительных эмоций и
создаёт доверительное расположение
клиента.

Приём «личная
жизнь»
 выражается
в привлечении внимания к «хобби»,
увлечениям клиента (партнера), что также
повышает его вербальную активность и
сопровождается положительными эмоциями.

Виды психологических барьеров

На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.

Интеллектуальный

Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.

Эстетический

Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами

Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали

Барьер «первого впечатления»

Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.

Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.

Мотивационный

Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.

Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.

Ситуативный

Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.

Моральный

Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.

Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).

Психологический барьер установки

Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.

Психологический барьер возраста

Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.

Например, взрослым трудно понять, чем живут дети, почему их волнуют сущие пустяки. А пожилые люди не могут принять поведение молодежи, они часто осуждают молодое поколение, а те высмеивают стариков в ответ.

Коммуникационные причины барьеров

Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Барьер презрения/отвращения/брезгливости

Причина возникновения: человек неприятен внешне. Например, некоторые люди разговаривают высокомерно и с брезгливостью с теми, кто, по их мнению, выглядит неопрятно. Кто-то презирает людей с татуировками. Кто-то способен оскорбить инвалида и т. д. Суть психологического барьера в том, что человек судит по внешности и даже не успевает разглядеть содержание собеседника.

Почему это происходит:

  • одни люди в принципе не могут принимать особенности других, потому что и в себе что-то не принимают;
  • другие предвзято относятся к конкретной особенности, например презирают алкоголиков – они не видят в них больных, а видят слабых и ленивых людей и вместо того, чтобы проявить понимание и поддержать, критикуют, обвиняют, оскорбляют.

Такое отношение к кому-то или чему-то связано с личными убеждениями, мировоззрением. А иногда и с личными проблемами. Например, негативное отношение к алкоголю может быть связано с детскими воспоминаниями об отце-алкоголике и обиде на него.

Что делать: определите, что конкретно вы не принимаете, презираете. Подумайте: может быть, это есть в вас или в ком-то из близких, но вы переносите это на других людей. Или, может быть, родители внушили вам ошибочную установку, например, о том, что все бездомные – это плохие люди. Или за брезгливостью спрятан страх. Например, некоторые люди, которые боятся набрать вес, негативно относятся к полным людям. А также не забывайте, что всё это упирается в оценку других и их осуждение. Но разве люди могут судить кого-то, а тем более осуждать? Нет. Вспомним слова из Духовной Экономики: «Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены» (РБО, Лук. 6:37). А значит, будьте добрее не только к остальным, но и к себе.

Как устранить барьер в коммуникации

Для того чтобы устранить барьеры в общении, стоит изучить важные факторы, влияющие на коммуникации. Понимая их суть и природу возникновения, можно управлять ситуацией и менять её в нужное тебе русло.

Важно помнить всегда, что коммуникация не должна нарушать твоих границ, как внутренних, так и внешних. Если тебе неприятен разговор ты всегда может его прекратить.
В общении стоит учитывать, человек какого возраста и с каким багажом знаний стоит перед тобой

Беседа с ребенком разного возраста даже если это подросток должна вестись иначе чем со взрослым человеком.
Внешний вид может быть обманчивым, взъерошенная прическа или пыльные туфли могут говорить о том, что человек сильно спешил и возможно не успел привести себя в порядок.
У каждого человека своя манера говорить и об этом стоит понимать, не всегда размахивание руками при беседе или рассаживание по комнате взад и вперед, говорит о тревожности, нестабильности и несдержанности.

Если всегда учитывать эти факторы и умело ими варьировать, то можно добиться хороших результатов в построении коммуникаций с окружающими.

Проблемы с коммуникабельностью , что это значит?

Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.

Общительность , умение поддержать разговор, поболтать ни о чем, способность втянуться в уже развившуюся коммуникацию.

В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.

К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.

Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:

  1. Нет готовности выслушать собеседника, принять его точку зрения, пойти на компромисс.
  2. Отсутствие мотивации для налаживания контакта.
  3. Предвзятое личное отношение к конкретной персоне.
  4. Объективные барьеры (будут рассмотрены ниже).
  5. Слабо развитая эмпатия.
  6. Недостаточный словарный запас, ломаная речь, использование слов-паразитов и т.д.

Исправление ситуации зависит от конкретных причин.

Уметь договариваться , обычный навык, который легко тренируется. Ровно, как и умение удалять из общения коммуникационные барьеры.

Трудности и виды барьеров общения

Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

Характер человека; Воспитание; Уровень образования; Возраст; Статус в социуме; Сложившаяся ситуация и другое.

С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

Коммуникативные барьеры в общении

Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.

Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует, мы рассмотрим два основных типа данного барьера:

  1. Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия, но и непонимание из-за того, что собеседники разговаривают на разных языках.
  2. Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой, бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.

Коммуникативные барьеры в деловом общении могут пагубно отразиться на вашей карьере, так что их необходимо преодолевать. На самом деле они присутствуют ровно до того момента, пока вы не решите от них избавиться и не задумаетесь над этим. Практикуйте преодоление барьеров в общении, оказывайте больше внимания собеседнику и проявляйте неподдельный интерес, тогда для вас коммуникативные барьеры навсегда останутся в прошлом.

Обойтись в нашей жизни без барьеров межличностного общения практически невозможно, разве что общаться только с приятными нам людьми, а это сами понимаете, удается не всегда. Задача, стоящая перед каждым членом общества – определить тип своего барьера непонимания в процессе общения и применить наиболее эффективный способ его устранения. Чтобы устранить барьеры в общении всегда старайтесь быть уверены в себе, спокойны и терпимы к слабостям других людей, а также не допускайте назревание конфликтов!

Каждому из нас встречались такие люди, слушать которых было огромным удовольствием. Их речь была настолько грамотно и красиво поставлена, что впору цитировать или записывать каждую фразу. Можно ли научиться искусству красиво говорить? Давайте попробуем разобраться в том, как развить в себе красноречие.

Любая беседа с другим человеком это целая задача, справиться с которой под силу далеко не всем. Довольно часто нам сложно удержаться от выражения негативных эмоций или высказываний, если человек на неприятен или его поведение выводит нас из себя. И чем сильнее мы поддаемся влиянию, тем меньше наш уровень ассертивности. Давайте разберемся, что это за явление и как ему можно научиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector