Интеллект — понятие, признаки, как развивать, оценка
Содержание:
- Теги
- Как повысить интеллект?
- Предпочтения детей с лингвистическим типом мышления
- Многочисленные умственные способности в классе: занятия для образования
- Параметры интеллекта
- Понятие «интеллект» и его свойства
- Это интересно
- 8 видов интеллекта
- Это интересно
- С чего всё началось
- Пространственный интеллект
- Этапы по Пиаже
- Теория множественного интеллекта
- Пространственный (образный)
- Типы интеллекта
Теги
Виды интеллекта Эмоциональный интеллект видов интеллекта Интеллектом называютсявидов интеллекта объединяет Интеллект имеет Интеллект человекавидов интеллекта базируетсяуровень интеллекта отдельнойотдельного человека узнаватьИнтеллект человека имееткоторый человек неназываются способности отдельного Способность находить Психология иамериканского психолога Говардагарвардским психологом Говардом
тестыумениепространственныймузыкальныйвопросыстатьимежличностныйiqпочемуотношениелюдьмикоторыхречикачествобразованиеодинмножественногонашимсильныекнигаумныобщениисторонатебяновости
Как повысить интеллект?
Можно ли повысить интеллект? Специалисты давно отвечают на данный вопрос положительно. Развитие интеллекта считается систематичной привычкой, можно сказать, образом жизни. Повышая его, человек ежедневно постигает новые знания, применяя их на практике, и тренирует память. В данном списке собраны способы и советы, которые помогут повысить уровень интеллекта:
- Решайте логические загадки и головоломки.
- Играйте в интеллектуальные и настольные игры, такие как нарды, шахматы, покер.
- Ежедневно тренируйте память. Существует множество книг, которые могут вам помочь в данном вопросе.
- Как можно чаще размышляйте над сложными задачами.
- Полюбите цифры и математические задачи. Математика помогает тренировать мозг, формирует умение анализировать и обобщать, а также находить решения и выбирать оптимальные варианты действий.
- Изучение иностранных языков, по мнению специалистов, способствует развитию и сохранению ясности ума даже в зрелом возрасте.
- Занимайтесь физическими упражнениями. Учеными выявлено, что спорт благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях.
- И, наконец, высыпайтесь. Качество и количество сна напрямую влияет на способность к обучению.
Предпочтения детей с лингвистическим типом мышления
Если у ребенка вербально-лингвистический интеллект преобладает, то, скорее всего, у него отлично развиты аудиторные навыки, ему по нраву писать и читать, играть в игры словами. У такого ребенка наверняка хорошая память на даты, имена и места. Он любит рассказывать истории, умеет спорить и дискутировать. Став взрослыми, дети с вербально-лингвистическими склонностями часто становятся писателями, поэтами, ораторами, юристами, политиками, лекторами и учителями.
Детки с таким типом интеллекта часто читают, у них хорошо «подвешен язык», а также имеются писательские способности. Они с раннего детства становятся замечательными рассказчиками. Имеют прекрасную слуховую память.
Многочисленные умственные способности в классе: занятия для образования
С помощью Говарда Гарднера педагог и писатель Томас Армстронг решил применить теорию множественного интеллекта в образовательной сфере, написав свою знаменитую книгу «Многочисленные умственные способности в классе».»в 1999 году.
В этой книге Армстронг предлагает изучать и описывать умственные способности учащихся с целью развития умственных способностей в классе. Сам преподаватель признает, что разработка профиля множественного интеллекта не является чем-то простым, однако он предлагает ряд утверждений для каждого типа интеллекта, чтобы мы могли правильно классифицировать младенцев в зависимости от того, чувствуют ли они себя отождествленными с этими утверждениями..
Разнообразные умственные способности и стратегии обучения
Чтобы способствовать личностному развитию и человеческому потенциалу студентов, важно применять стратегию обучения к каждому студенту в соответствии с типом интеллекта, над которым мы хотим работать. Например, если мы хотим развивать пространственный интеллект, Мы можем выполнить следующую динамику:
- дисплей
- Цветные знаки
- Графические метафоры
- Зарисовки идей
- Графические символы
С другой стороны, если мы хотим продвигать межличностный интеллект, Стратегии обучения будут следующими:
- Поделись с одноклассниками
- Сделать группы сотрудничества
- Настольные игры
- Ролевые игры между одноклассниками
В настоящее время люди говорят о целостное развитие ребенка, то есть он включает в себя все аспекты развития (физический, сексуальный, когнитивный, социальный, моральный, языковой, эмоциональный и т. д.), это основа теории Развитие множественного интеллекта.
Существует два типа экстремальных переживаний, являющихся ключевыми в развитии интеллекта, которые важно принимать во внимание, кристаллизующийся опыт и парализующий опыт
- Во-первых, кристаллизующийся опыт, они являются вехами в личной истории, ключами к развитию талантов и навыков людей. Часто эти события происходят в раннем детстве. Этот опыт — тот, который зажигает искру интеллекта и начинает его развитие к зрелости.
- С другой стороны парализующий опыт они существуют как аналог предыдущих, они относятся к тем переживаниям, которые блокируют развитие интеллекта, они полны негативных эмоций, способных остановить нормальное развитие интеллекта. Ощущения страха, стыда, вины, ненависти мешают вам расти интеллектуально. Вполне вероятно, что после этого опыта ребенок решает не приближаться к музыкальному инструменту или не рисовать больше, потому что он уже решил, что “он не может этого сделать”.
Параметры интеллекта
О наличии интеллекта у человека или системы говорят, когда приведенные выше способности присутствуют в комплексе. Каждая из них по отдельности не может сформировать интеллект.
Интеллектуальная система каждого человека имеет свои отличительные особенности структуры, которая сформирована следующими параметрами:
- память (способность к накоплению информации, ее долговременному хранению);
- сознание (способность обрабатывать полученные данные);
- иерархия отбора ценной информации (состоит из шести слоев нейронов, особых клеток для обработки, хранения информации, ее приема, передачи между отделами нервной системы и вывода);
- объем рабочей памяти (система для хранения оперативной информации во время ее непосредственной обработки);
- способность к логическим умозаключениям, построению прогнозов, использованию орудий в своей деятельности.
Понятие «интеллект» и его свойства
Интеллектом называются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся:
- Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);
- Память (запоминание, хранение и воспроизведение информацию);
- Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);
- Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);
- Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов).
Это интересно
Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.
Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:
- Желание узнавать что-то новое (любопытство);
- Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
- Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
- Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
- Умение аргументировать (доказательность);
- Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
- Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).
Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте Brain.apps в разделе «Игры на развитие мышления».
Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.
8 видов интеллекта
Теория о разделении интеллекта человека на несколько видов является вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Теория о 8 видах интеллекта говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию.
Это интересно
Теория принадлежит Говарду Гарднеру, который в 1983 году не побоялся бросить вызов устоявшейся школе когнитивных наук. К сожалению, при всей достоверности и аргументированности данная теория так и не обрела всеобщего признания.
Виды интеллекта согласно данной теории:
- Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
- Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
- Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
- Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
- Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
- Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
- Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
- Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.
С чего всё началось
В начале восьмидесятых Гарднер изучал когнитивные способности и академические успехи людей разных возрастов. Среди исследуемых были как высоко одарённые, так и люди, имеющие мозговые повреждения. Психолог обнаружил, что результаты многих учащихся зависят не только от природных талантов и интересов, но и от того, как они усваивают информацию.
Например, если ученик не понял грамматическую конструкцию иностранного языка на слух, то это ещё не означает, что у него нет лингвистических способностей. Возможно, нужно было использовать другой подход — например, визуализировать информацию в таблице.
Спустя какое-то время Гарднер предположил, что с точки зрения устройства интеллекта мозг — это не единое целое, а множество независимых «блоков», каждый из которых отвечает за разные навыки и умения. И в 1983 году психолог выпустил книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта» (оригинальное название — Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences), в которой сформулировал теорию о существовании «множества интеллектов».
Первоначально Гарднер выделил семь типов интеллекта. Однако в 1999 году он дополнил теорию книгой «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» (оригинальное название — Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century), в которой описал ещё один тип интеллекта — натуралистический. Так появилась современная «восьмёрка интеллектов» Гарднера:
- Музыкальный. Способствует восприятию информации на слух и через чувство ритма. Позволяет легко учиться играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять мелодии.
- Вербальный. Помогает усваивать материал в текстовом формате и изучать языки.
- Межличностный. Позволяет эффективно работать в командах и устанавливать крепкие социальные связи. Развитый тип этого интеллекта говорит о высокой эмпатии.
- Телесно-кинетический. Влияет на осязание и координацию. Людям, у которых доминирует этот тип, по словам Гарднера, важна окружающая обстановка, тактильный контакт и перерывы, чтобы свободно подвигаться.
- Визуально-пространственный. Отвечает за воображение и способность ориентироваться в пространстве. Этот интеллект помогает легко запоминать изображения, поэтому такие люди любят получать информацию в формате картинок.
- Логико-математический. Легко анализирует информацию и обрабатывает данные, представленные в графиках, таблицах и диаграммах.
- Внутриличностный. Отвечает за анализ собственных чувств, эмоций и действий. По утверждению Гарднера, нередко люди, у которых преобладает этот интеллект, — интроверты, которым комфортно работать и учиться в уединении. А ещё психолог считает, что развитию внутриличностного интеллекта помогает создание индивидуальных проектов и написание рефлексивных эссе.
- Натуралистический. Отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Этот интеллект, как считает автор теории, совершенствуют исследования и эксперименты.
Основная идея Гарднера заключается в том, что эти интеллекты автономны — между ними нет связи или она очень слабая. Психолог утверждает, что обычно у человека хорошо развиты несколько типов интеллектов, но некоторые из них могут сильно отставать от «главных». Из-за этого люди, которые блестяще показывают себя в одной дисциплине, порой не всегда в состоянии освоить даже школьную программу в другой.
Примечание:
Именно поэтому Гарднер видит в тестах IQ несправедливость образовательной системы — ведь по сути они оценивают лишь вербальный и логико-математический типы интеллекта.
Теория Гарднера приводит к выводу, что можно стать замечательным музыкантом или врачом, имея не самый высокий IQ. Однако этих людей ещё в школе списывают со счетов, ведь традиционный подход к образованию заточен преимущественно на логику и вербальную информацию.
Пространственный интеллект
Он определяет, как человек воспринимает мир вокруг себя, как ориентируется в пространстве, владеет своим телом, оценивает расстояние, размер, промежуток времени. Этот тип интеллекта великолепно развит у спортсменов, танцоров, архитекторов, скульпторов.
Выбрать и сохранить правильную дистанцию во время продажи или деловой встречи, красиво и удобно расставить мебель в офисе или товар на полках. Вот некоторые применения пространственного интеллекта.
Упражнения по развитию пространственного интеллекта
- Рисование двумя руками. Утром сразу же после пробуждения нарисуйте одновременно двумя руками все, что захотите. Это упражнение активизирует мозг и развивает творческие способности.
- Давайте поиграем. Играйте с ребенком или взрослым в шашки, шахматы, нарды, морской бой и т. д. Вспомните и запишите, во что вы умеете играть. Играйте!
- Покорение пространства. Отлично подходят для развития пространственного типа интеллекта танцы, прогулки, игры, кроссворды, составление карт памяти фильмов, разговоров.
- Комната. Представьте знакомую комнату. Мысленно вынесите из нее всю мебель. Представьте ее пустой. В воображении перекрасьте стены или поклейте обои, внесите и расставьте мебель. Повторите несколько раз, считая мебель и ставя ее по-другому.
- Следите за временем. Отметьте начало отсчета и засекайте мысленно три минуты (не считая). Постарайтесь угадать, когда они закончатся. Сверьтесь с часами. Тренируйтесь как можно чаще.
- Нарисуйте карту. Мысленно поднимитесь над домами и дорогами и затем нарисуйте карту вашего маршрута на работу. Сделайте это максимально подробно, учитывая перепад высот и направления компаса. Сравните с реальной картой местности (ее можно посмотреть в интернете).
- Пространственное сканирование. За 30 секунд, пробегая текст глазами, зачеркните в нем все буквы Р (или другие).
- Пальцем в пространство. Встаньте прямо, руки по швам, глаза закрыты. Медленно сведите перед собой указательные пальцы. Повторите 4 раза. Не открывая глаз медленно коснитесь кончиком указательного пальца правой руки кончика носа. Повторите 4 раза. Потом то же проделайте левой рукой (порядок рук не важен). Запишите свой результат. Тренируйтесь 7 дней. Отметьте прогресс.
- Компьютерные игры. Все компьютерные игры развивают пространственный интеллект. Выберите игру и играйте. Постепенно усложняйте уровень.
Тренируя разные типы интеллекта, не забываем фиксировать свои успехи и записывать их в таблицу, которая покажет, как развиваются ваши черты гения продаж чего угодно. Или просто гения.
Бесплатный мастер-класс «КОУЧ — ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО».
Только сегодня бонус при регистрации!
Забрать бонус
Этапы по Пиаже
Психолог выделил 6 промежуточных этапов внутри этой стадии развития:
Рефлексы
Самый первый этап длится около 6 недель после рождения. Вырабатываются физические рефлексы, например, сосание. Они направлены на удовлетворение конкретных базовых потребностей, то есть обусловлены специфическими стимулами. Однако со временем они начинают применяться к другим объектам. Сосание пальца не удовлетворяет потребность в пище, но позволяет получить представление о своей руке. Так происходит начальное осознание себя, изучение свойств новых объектов.
Первичные навыки
Второй этап продолжается до 4 месяцев. В это время посредством рефлексов, того же сосания пальца, формируются навыки изучения собственного тела. Но в отличие от рефлекса, навык уже преследует конкретную цель — что можно коснуться своим пальцем своих глаз, ушей. Далее происходит новый цикл изучения — ребенок одновременно слышит разные звуки, видит несколько предметов. Такой процесс самоузнавания позволяет адаптироваться к другим предметам окружающего мира.
Намеренное поведение
С 4 до 9 месяцев ребенок уже не просто преследует какую-то цель, а последствия своих действий. Например, наблюдает за своей же рукой. Если до этого действия повторялись ради самих действий, то сейчас они совершаются ради каких-то результатов. Как только конкретная цель достигнута, интерес смещается на другие действия ради новых последствий.
Координация средств и целей
В период с 9 месяцев до 1 года ребенок понимает, что его действия приводят к достижению его целей. Он координирует собственное поведение для получения конкретных результатов. При этом, действие не ограничивается одним актом, они более сложные. Например, поиск спрятанной игрушки представляет собой некоторый набор последовательных действий.
Использование средств для новых целей
От 1 года до полутора лет ребенок изучает, как те же действия могут приводить к другим результатам и целям. Происходит научение посредством проб и ошибок. Например, выкидывание игрушек из коляски позволяет понять траекторию полета, а выливание воды и высыпание песка — физические свойства разных субстанций.
Репрезентация
От полутора до двух лет происходит активное экспериментирование с внешним миром для определения реальности вокруг себя. Репрезентация как представление мира самому себе происходит в игре, подражании, развитии речи. Формируется ментальная связь между целями и средствами их достижения. Так развивается «символическая репрезентация», т.е. способность представлять события, собственный опыт, понятия при помощи слов, символов, знаков. На этом сенсомоторная стадия развития интеллекта завершается, поскольку он переходит на качественно новый уровень.
Теория множественного интеллекта
Математический логический интеллект — это один из типов интеллекта, описанный психологом по развитию Говардом Гарднером в 1983 году. Традиционно интеллект рассматривается как единое понятие.
Однако в теории множественного интеллекта Гарднер утверждает, что существует 8 типов интеллекта, которые не зависят друг от друга..
Эта теория ставит под сомнение интеллект как единую концепцию. Здесь интеллект не означает академический успех или способность запоминать, но он больше соответствует другим областям, в которых действует человек, что позволяет лучше выполнять свою повседневную жизнь..
Этот автор думал, что интеллект был навыком, который помогал нам решать проблемы или разрабатывать важные творения в определенном культурном контексте или сообществе.
Поэтому интеллект — это не только показатель IQ, но и способ продемонстрировать продуктивные навыки и адаптироваться к окружающей среде. Это:
— Музыкальный интеллект: это то, что позволяет легко различать различные музыкальные паттерны и ритмы.
— Лингвистический интеллект: является ссылкой на правильное использование языка в качестве словесного выражения или найти правильные слова для достижения определенных целей. Он также характеризуется большей возможностью для изучения языков.
— Визуально-пространственный интеллект: речь идет о способности распознавать и создавать визуальные образы, различать на первый взгляд характеристики объектов, рассуждать о пространстве и размерах объектов и т. д..
— Кинестетический интеллект: Это связано с физическими действиями, движениями или позами тела. Человек с таким интеллектом обладает большей осознанностью и контролем движений своего тела.
— Межличностный интеллект: это тот, который позволяет нам сопереживать, общаться и общаться с другими людьми.
— Натуралистический интеллект: связано с большими знаниями об окружающей среде и компонентах природы.
— Внутриличностный интеллект: это относится к высокому уровню самосознания. То есть люди с таким типом интеллекта обладают большой способностью анализировать себя и больше узнавать друг друга..
Это приводит к усилению самоконтроля, повышению самооценки и осознанию своих достоинств и недостатков..
— Математическая логика интеллекта: Это тот тип интеллекта, на котором мы собираемся сосредоточиться, и он подразумевает способность рассуждать и логически мыслить.
У каждого человека разные уровни интеллекта. Таким образом, человек может быть очень хорош в одном типе интеллекта, но в других не так много. Тем не менее, мы можем разработать самые сложные типы интеллекта для нас..
Есть люди, которые, поскольку они маленькие, имеют более высокий уровень определенных специфических типов интеллекта. Тем не менее, если вы работаете, другие умственные способности могут быть улучшены.
Пространственный (образный)
Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.
Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.
Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.
Самые подходящие профессии для образного типа личности:
- архитекторы;
- летчики;
- скульпторы;
- военные;
- художники;
- моряки;
- водители;
- инженеры;
- строители.
Типы интеллекта
Типы интеллекта
Гарднер утверждает, что каждый человек представляет собой уникальное сочетание семи различных типов интеллекта
., благодаря которым мы выстраиваем связь с внешним миром и добиваемся удовлетворения собственных целей. В «структуры разума» входят два типа, которые обычно ценятся в традиционном обучении, три типа, напрямую связанные с искусством, и еще два типа, определенные как «личностный интеллект».
Лингвистический интеллект
Этот вид интеллекта подразумевает оценку речевых навыков, способность к изучению иностранных языков и умение использовать речь для достижения поставленных целей. Люди, наделенные подобным интеллектом, способны убеждать, рассказывать истории и использовать юмор как свое преимущество. Писатели, поэты, журналисты, юристы и политики всегда относятся к людям с высоким уровнем лингвистического интеллекта.
Логико-математический интеллект
Отражает способность человека анализировать проблемы, выполнять математические действия и подходить к вещам с научной точки зрения. По мнению Гарднера, он подразумевает умение человека выявлять модели, мыслить дедуктивно и рассуждать логически. Наряду с лингвистическим интеллектом, этот вид в основном определяется при помощи тестов IQ. Логико-математическим интеллектом, как правило, наделены ученые, исследователи, математики, компьютерные программисты, бухгалтера и инженеры.
Музыкальный интеллект
Люди с музыкальным интеллектом, по сути, думают с точки зрения звуков, ритмов и музыкальных произведений. Он включает в себя навыки к актерству и сочинительству, а также способности воспринимать музыку в целом. Наиболее типичной профессией для людей с музыкальным интеллектом является музыкант, диск-жокей, певец, композитор и музыкальный критик.
Телесно-кинетический интеллект
Отражает способность контролировать и координировать сложные физические движения, умение выразить себя в движении. Сюда относится язык тела, мимика и жестикуляция, актерство и занятия различными видами спорта. Телесно-кинетический интеллект высоко развит у спортсменов, танцоров, актеров, жонглеров и гимнастов, а также у представителей тех профессий, где умение сохранять баланс и координацию является жизненно необходимым — например, у пожарных.
Пространственный интеллект
Определяет способность четко различать предметы в пространстве, определять, «где что должно находиться». Высоким уровнем пространственного интеллекта должны быть наделены скульпторы и архитекторы, а также штурманы и мореплаватели, художники, дизайнеры интерьеров и инженеры.
Межличностный интеллект
Межличностный интеллект представляет собой способность понимать цели, мотивы и желания других людей. Он является основным инструментом для построения взаимоотношений. Учителя, маркетологи, продавцы, консультанты и политики являются примером людей с высоким межличностным интеллектом.
Внутриличностный интеллект
Говорит об умении понимать самого себя и четко распознавать собственные чувства и мотивации. Этот вид интеллекта помогает нам выработать наиболее эффективную модель работы над собой. Возможность понимать самого себя необходима также для привнесения гармонии в жизнь. Подобным видом интеллекта в огромной мере наделены философы и писатели.
Оглавление книги