Понятие, классификация и признаки секты. секты в россии: «свидетели иеговы», «церковь объединения»

Чем отличается секта от религии?

Для того, чтобы понять принцип сектантства, кто такие сектанты и что делают, необходимо уловить ту самую разницу между религией и сектой. Грань между ними очень тонка, и без понятия принципа действия сложно отличить ложь от истины. Отличие секты от религии:

  1. Религия куда старше сектантства, секты — молодые группировки, самой старшей не больше, чем двести лет. Образовываются такие псевдорелигиозные течения путем откола от общей веры, или же по прихоти какого-то человека.
  2. В основу религии входит поклонение Богу, создателю всего в этом мире, или божествам, а в основу может быть положена высшая цель, как, например, просвещение в буддизме. В основе религии секты главные роли играют их лидеры, которые сравнивают себя чуть ли не с Богом.
  3. Цель любой религии не поработить человека и затащить его под свое крыло. Путь к Богу каждый ищет самостоятельно, сам решает верить или нет. В сектах же осуществляется полный контроль над человеком, каждый из ее членов живет по правилам и скован определенными обязательствами.

Новые секты (Новые религиозные учения)[править | править код]

Основная статья: Новые религиозные учения

В 20-м веке, особенно после Второй мировой войны появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с классическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж.

Помимо сект, возникших на основе других религий, и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты – сочетающие в себе элементы разных религий (например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма).

Конец

В 2018 году у одного из участников появились подозрения, что наша группа — это стремная хрень. Давайте назовем этого человека Витя. И вот Витя нашел специалистов по деструктивным сектам. Они проанализировали его слова и сказали, что он точно в секте. Витя общался с ними полгода и параллельно ходил на встречи. Полгода он жил в сомнениях. Специалисты посоветовали ему уносить ноги, а не спасать других — потому что это очень долго и сложно. Но он решил спасать.

И еще год продолжал ходить в секту. Сначала Витя аккуратно поговорил с одним человеком, потом со вторым. И в итоге мы вместе начали выводить людей из группы, но при этом сами делали вид, что верим лидеру. Так мы спасли 12 человек из 20. В секте остались люди, которые с лидером живут уже чуть ли не 20 лет. И еще мы вытащили около 30 клиентов, которые ходили к лидеру как к психологу.

Когда со мной проводили беседу по спасению, я сначала отпиралась и говорила, что все люди с головой на плечах. Первым желанием, конечно, было позвонить лидеру и все рассказать. А потом мне сказали, что первое отличие развивающих групп от деструктивных — это то, что группа должна быть секретной. И все, я сижу в полном шоке и не понимаю, почему наша группа секретная, если мы занимаемся хорошими делами.

Я тоже спасала подругу из секты. Спрашивала ее, почему у нас нет никакой тайны переписки? Или каким она видит свое будущее и через сколько лет сможет перестать быть хозяйкой? Девушка была шокирована. Сначала она не хотела меня видеть и говорила, что я творю зло, а потом решила побыть одна какое-то время

Я ей сказала, что самое важное — это не рассказывать все сразу лидеру, хотя очень хочется из-за сильной тревоги. Но она все-таки позвонила ему

Тотальный контроль над «носителями истины»

Характерной чертой большинства сект является претензия на духовную избранность её членов. Им обычно внушается мысль, что только они, являясь носителями всё той же Высшей Истины, должны спастись, а все остальные, не разделяющие их взглядов, обречены на погибель.

И наконец, вышеперечисленные признаки секты были бы неполны, если не упомянуть тотальный контроль над жизнью сектантов, осуществляемый их духовными руководителями. Весь её уклад отныне сообразуется с раз и навсегда установленными правилами. Надо ли говорить, что они отражают лишь интересы секты и её руководителей? Сюда же можно отнести и непомерные денежные притязания, в результате которых рядовые члены секты часто обрекают на нищенское существование себя и свои семьи.

Секта Виссариона как пример разрушительного влияния

В законодательствах многих стран используется такое понятие, как деструктивная секта

. В этих случаях подразумеваются организации квазирелигиозного толка, лидеры которых пытаются осуществлять полный контроль над жизнью, мыслями и деятельностью всех своих членов.

Одни занимаются этим по идеологическим убеждениям, другие – с целью наживы, переписывая на себя имущество последователей и выманивая у простодушных адептов все, что у них было. Нередко внутри сект имеет место членовредительство, насилие, ритуальные жертвоприношения и даже убийства.

Неудивительно, что современники просто опускают определение «деструктивные» и подсознательно опасаются любых видов сектантства. Да и наглядных примеров из жизни, как правило, бывает достаточно. Только, к сожалению, не для всех.

Яркое тому доказательство – новое религиозное движение с амбициозным названием «Церковь последнего завета» (основатель и духовный лидер – уроженец Краснодара Сергей Тороп, более известный как «Учитель» или просто Виссарион).

Начав свою деятельность в начале 90-х с публичных проповедей, в которых называл себя апостолом и избранным последователем Христа, Виссарион к 1993 году обзавелся уже несколькими тысячами адептов.

Они толпами съезжались к нему в поселение-самострой «Обитель рассвета» (близ озера Тиберкуль) буквально изо всех уголков России, привозя с собой нехитрый скарб и, главное, – свои щедрые пожертвования.

На своих проповедях Виссарион, отлично владеющий как словом, так и методиками эриксоновского гипноза, психологически «зомбировал» своих последователей, обретая над ними безграничную власть.

Помимо этого в общине «Тиберкуль» практиковались довольно дикие для современного общества вещи. В частности, это:

  1. доносительство (в результате любой член секты легко мог стать изгоем, потеряв и без того сильно урезанные права);
  2. обязательная «десятина», когда каждый адепт был обязан передавать в общинную казну не менее десятой части своих суммарных доходов;
  3. «мормонский» семейный уклад (мужчине дозволялось жениться дважды, если первая из жен не возражала против кандидатки, при этом содержание и воспитание общих детей осуществлялось совместно);
  4. тяжелый физический труд;
  5. строгое вегетарианство с полномерным контролем над приемами пищи;
  6. полный отказ от любых материальных благ.

Что касается религиозной составляющей, то в этой секте люди верили не столько в бога, сколько в довольно противоречивое учение своего гуру и навязанный им образ жизни. При этом эксперты-культурологи и религиоведы, исследовавшие все аспекты движения Виссариона, отмечают, что сам лидер отнюдь не стремился соблюдать свои же правила.

В сентябре 2020-го, после целого ряда проверок по линии ФСБ, СК и федеральных правоохранительных органов, деятельность этой общины признали девиантной и противоправной, а Сергея Торопа арестовали по обвинению в психологическом насилии, причинении физического вреда и доведении до самоубийства.

Подход конфессионального богословия (теологический подход)

В западном протестантизме используется два
термина – «секта» и «культ». Термин «секта» не имеет на
Западе негативного значения и ряд ответвлений протестантизма
(например, некоторые баптисты) называют себя сектантами
открыто, вкладывая в этот термин положительный смысл, в то
время как понятие «культ» там имеет сейчас ярко выраженную
негативную окраску: «Понятие «секты» обычно относится к
группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило,
традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем
намерении возродить верования или обычаи, которые, по их
мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых
конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» – это
маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной
религией и культурой менее очевидны, которая зачастую
исповедует вероучение, не основанное на христианстве и
иудаизме, и которая часто находится под непосредственным
руководством единого харизматического лидера» (3).

Большой популярностью среди протестантских
апологетов пользуется известный протестантский богослов
Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов» он приводит
следующее определение понятия «культ», дополняя определение
этого термина доктора Чарльза Брэйдена: «Культ – 1) это
религиозная группа, которая значительно отличается от
религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей
культуре, по одному или более аспектов исповедания или
обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг
определенного человека или истолкования Библии» (4).

Использование термина «культ» в православном
сектоведении представляется нежелательным, так как в его
рамках данный термин имеет другое значение и почти не несет негативного смысла.

В католической литературе можно встретить
два понятия: «секта» (может быть христианского и
нехристианского происхождения) и НДР – «независимое
религиозное движение». К сектам (правда, к разным типам
сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что
представляется не совсем корректным. Под «независимыми
религиозными движениями «понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии (5) чаще всего
используют понятие «тоталитарная секта», которое ввел
профессор церковной истории А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта
— это авторитарная организация, главным смыслом
существования которой являются власть и деньги, для
получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными,
псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями.
Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным
сектам» (6).

Сейчас в Православии предмет сектоведения
находится в стадии становления, идет процесс изучения
современного сектантства и выработки его богословской оценки.

Вот что, в частности, пишет о сектах
современный православный богослов диакон Андрей Кураев в
своей книге «Сатанизм для интеллигенции»: «Сектантской…
является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне
Церкви и в противостоянии ей.

При этом нужно сделать два уточнения:

Первое: нужно уточнить, что чётких границ
Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или
иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …

Второе необходимое уточнение: не являются
сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в
противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и
неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить
неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в
очевидной и неизбежной полемике с христианством…

Еще один признак, позволяющий отличить секту
от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный,
хотя и не необходимый), это наличие «скрытых» учений или
обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать» (7).

Можно ли православным богословам вместо
термина «секта» использовать термин «ересь»? Термин «ересь»
отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как
понятие «секта» имеет более широкое значение. В него входит
и структура организации, и методы психологического
воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия
жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно
использовать эти два термина одновременно в тех случаях,
когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не
использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем
языческие направления сектантства.

Здравая критика свидетелей Иеговы

Скандалы вокруг их духовной общины разгораются чаще, чем вокруг многих политиков. Все дело в том, что адепты этой секты слишком яростно выполняют некоторые правила и запреты. Приведем пример самых опасных из них:

  • Свидетелям Иеговы запрещено переливать кровь. Из-за этого дурацкого табу погибли многие невинные люди, некоторые из них были еще детьми.
  • Одним из главных наказаний в секте является лишение общения. То есть с человеком прекращают говорить, даже если он является близким другом или членом семьи.
  • Проповедование по дворам – это обязательный долг каждого адепта. Также к этим походам в обязательном порядке приобщаются дети старше 6 лет.

Что касается истинных целей секты, то они более чем очевидны. Только на продаже журналов элита «Сторожевой башни» получает многомиллионную прибыль. Помимо этого, не стоит забывать о добровольных пожертвованиях, передаче недвижимости и слепом повиновении.

Во власти Святого Духа

В Новом Завете есть история о том, как на 50-й день после вознесения Христа на его апостолов сошел Святой Дух. После этого они научились говорить на других языках и отправились проповедовать во все страны мира. Что ж, именно этот рассказ стал основой для создания нового течения под названием пятидесятники.

Примечательным является то, что члены этого братства даже сегодня уверены в том, что на них снисходит божественный дух. Глядя на их собрания, невольно понимаешь, кто такие сектанты. Пятидесятники во время проповеди становятся похожими на бесноватых, так как начинают истерически хохотать и говорить на непонятных языках. При этом большинство слов не поддаются какой-либо трактовке и являются простым набором звуков.

Также пятидесятники верят в то, что Святой Дух одарит их сверхспособностью: исцеление болезней, дар пророчества, умение общаться с духами и так далее. При этом, согласно их учению, пастыри и вовсе могут говорить напрямую с Иисусом Христом. Однако, когда дело доходит до реальности, подобные «навыки» почему-то не срабатывают.

К тому же довольно часто адептов этой секты подталкивают к тому, чтобы отказаться от материальных благ, мотивируя это тем, что деньги и золото тянут душу человека на дно, закрывая путь к раю. Забавно то, что все эти ценности потом идут в церковь, тем самым пополняя ее казну.

Литература[править | править код]

  • Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002
  • С. В. Булгаков Справочник по ересям, сектам и расколам. Издательство «Современник». Москва, 1994
  • Шефер У. Вера бахаи: секта или религия? // Исследования бахаи. Издание «Ассоциации исследований бахаи», № 16
  • Ирвинг Гексам. Новые религиозные движения. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
  • Стенли Дж. Гренц, Дэвид Гурецки, Черит Фи Нордлинг. Теологические термины. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.

Невидимые сети рабства

В большинстве случаев сектанты – это полностью порабощенные личности. Как же происходит подобное? Как доходит до того, что люди превращаются в безликое стадо, полностью лишенное собственной воли?

На самом деле этот процесс проходит в несколько этапов, каждый из которых приближает человека к жизни в общине, но при этом отдаляет его от привычного социума. Давайте рассмотрим их более детально:

  1. Агитация. Все начинается с того, что к человеку подходит один из членов секты и добродушным голосом предлагает ему некую «бесплатную» услугу. Это могут быть лекции по изучению слова Божьего, курсы по мирозданию или проповедь о приближающемся конце света. Все, что нужно человеку, – прийти к ним в церковь и послушать пастыря.
  2. Ширма. Стоит человеку попасть к ним в штаб, как его тут же начинают обрабатывать. При этом делается это ненавязчиво и в «добровольном» порядке. То есть здесь все улыбаются, мило говорят, рассказывают о чудесах и делятся планами на будущее. Подобное зрелище невольно наталкивает на мысль, что эти ребята действительно счастливы, а значит, с ними можно дружить.
  3. Приобщение к правилам. Именно на этом этапе становятся ясно, кто такие сектанты и по каким законам они живут. Естественно, весь свод норм поведения за один раз никто не выдает – просто адепту день за днем говорят, что можно делать, а чего нет. К тому же для сладости это приправляется красивой пропагандой о благах бытия в общине.
  4. Ограничение общения. Когда человек полностью погрузился в жизнь секты, его начинают отлучать от привычного ему социума. В частности, ему говорят о том, что он является избранным, а остальные люди живут в полном неведении или грехе. Общение с ними может навредить его достижениям, а посему ему лучше свести контакт с миром к минимуму.
  5. Отрешенность. В конечном счете человек оказывается в ситуации, когда все его друзья и знакомые – это члены секты. Весь его мир – это община. А единственный голос разума принадлежит пастырю или жрецу.

Для лучшего понимая ситуации разберем этот механизм на реальных примерах сект. Это не только поможет разобраться в том, кто такие сектанты, но и покажет, насколько они опасны в действительности. При этом в качестве живых иллюстраций давайте выберем наиболее известные духовные общины.

Смотреть галерею

Четвертый этап: холодный душ

Опишу вкратце все этапы вербовки человека в секту. Сначала происходит развездка. О человеке максимально узнают информацию, при этом интереса к нему не проявляют

Потом начинается бомбардировка любовью, когда ты чувствуешь такую любовь и внимание, которые никогда в жизни не испытывал. Это значит, тебя греют

Этот период может длиться разное время: у кого-то месяц, у кого-то пять лет. Нужно помнить, что лидеры сект умеют играть вдолгую. Потом лидер узнает твои слабые места — и вот ледяной душ. Ты накосячил, и все от тебя отворачиваются. Любовь кончается моментально, и ты попадаешь в психологическую ловушку. Все, что ты хочешь в этот момент — доказать, что ты хороший человек, чтобы тебя снова любили. И эта схема будет повторяться постоянно. То иди сюда, то иди отсюда.

В процессе работы над проектами в секретной группе мастер обнаружит наши слабые места и страхи, даст обратную связь и поможет стать лучше. Такой подход позволял Валерию придумывать наши слабости на пустом месте: это мог быть неуместный, по его мнению, смех, опечатка или недостаточно красивая табличка Reserved. После случившегося косяка Валерий собирал групповые встречи и несколько часов унижал нас. И раз плохое качество проявилось в одном человеке, значит, все участники обладают этим качеством. Под этим давлением нужно было осознать причины несовершенства и твердо решить, что исправишь их. В итоге у меня и у всех участников появилось огромное чувство вины. А с ней и зависимость от Валерия.

Если человек в чем-то виноват, по мнению лидера, то человек должен вымолить прощение. И весь день мог превратиться в коллективное выяснение отношений. При этом в помещении всегда было сильно натоплено и душно. В такой обстановке вообще не остается сил на ясное мышление. Ты просто сидишь и сочувствуешь человеку, который умоляет не изгонять его. На занятиях все рыдали, а потом обнимались и радовались — накал эмоций был огромный.

Все участники группы постоянно были в чем-то виноваты. Например, лидер внушал, что у нас сорвался важный концерт из-за того, что я плохая. «Почему критики плохо написали про наш спектакль? — Лиза была в плохом состоянии». Часто лидер говорил, что больше не будет с нами работать. А если он не будет с нами работать, то мы останемся «недоделанными», то есть обычными людьми, которые не хотят стать актуализированной версией себя. Лидер часто говорил, что я глупая, что я водомерка, потому что смотрю поверхностно, что я социальная. А социальный — это в нашем кругу плохое слово, потому что все люди социальные, для них важны только деньги и развлечения, а высокие идеалы и смыслы — нет.

Мы чувствовали себя ужасно, но группа на то и секретная, что человек ни с кем не мог поделиться, кроме как с людьми из группы, которые сразу все докладывали лидеру. Не было ни одного случая, чтобы про группу рассказывали посторонним. Все очень боялись. И лидер усиливал страх: он говорил, что если мы расскажем, то за нами придут и будут пытать нас. Он говорил, что если мы расскажем про группу, то всем нашим родственникам сломают пальцы.

Я много раз плакала из-за его слов. В какой-то момент ты думаешь, что больше не можешь изменить себя и лучше все это закончить. Смешно, но даже на это был запрет. Валерий неоднократно говорил, что покончить с собой мы не имеем права. Одновременно с этим он убеждал меня, что если две девушки из нашей группы покончат с собой, то это из-за меня, потому что я отравляю атмосферу. А отравила я ее тем, что Валерию пришлось одному подавать документы в визовый центр.

Туги — Индия

Туги (или тхаги) поклонялись индуистской богине Кали, которая, как считалось, помогает найти настоящую истину посредством убийств и разрушений. Каждая принесенная ей в жертву человеческая жизнь улучшала карму убийцы, способствуя его последующим перерождениям в неких более престижных ипостасях. Секта тугов появилась примерно в XII веке, а общее количество их жертв не поддается исчислению. Предположительно только в период с 1740 по 1840 год в Индии ими было убито не менее миллиона человек, преимущественно местных жителей.

Само слово «туг» происходит от понятия «обманывать», поскольку обычно они набивались в попутчики к своим жертвам, убеждая их, что вместе путешествовать безопаснее. В обычной жизни сектанты выглядели типичными обывателями и принадлежали к разным слоям общества. Сезон «охоты» начинался в ноябре, по окончании полевых работ. Убивать полагалось с минимальным пролитием крови, поэтому чаще всего туги прибегали к удушению и сами называли друг друга фансигарами — душителями.

Оружием служил платок или шелковая лента с зашитым в один конец грузом (обычно несколько монет). Иногда использовались яды или кинжал, удар которым наносился в выемку на затылке, что также позволяло минимизировать кровопролитие. Трупы зарывались в землю мотыгой, которая служила своего рода эмблемой и элементом сектантского ритуала. Поскольку жертвами становились путешественники, люди просто пропадали без вести, и найти их следы в такой большой стране, как Индия, было практически невозможно.

«Идейные» туги обычно жертвовали свою добычу богине Кали, но, помимо них, существовали и любители (так называемые пиндари), для которых убийства путников считались средством приработка. Британские власти всерьез заинтересовались сектой в 1825 году, после того как туги убили жену английского генерала и пятерых сопровождавших ее офицеров. Сбором информации занялся выдававший себя за индуса капитан Уильям Слимен. Собранные им сведения вызвали в обществе шок, и в 1830 году была проведена серия карательных акций. Обычно тугов отлавливали на подходах к храмам, после чего прибегали к самым жестким методам допроса.

К 1837 году удалось поймать 3266 сектантов, из которых 412 были повешены, а остальные получили различные сроки. Среди повешенных оказался и душитель, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый результативный серийный убийца в мировой истории. На счету казненного в 1840 году 62-летнего Бехрама числилась 921 жертва!

Виды сект

Категоризация сектантских сообществ
Категория Виды
По виду деятельности — экологические;- психологические;- экономические;- целительские;- религиозные.
По времени возникновения — классические конфессии;- новые направления.
По виду управления — Авторитаризм;- Иерархия;- Теократия;- Харизматический вид.
  1. Погружение в любовь. Подчеркивание контраста между жестокостью мира и внутренним благолепием конфессии. Новичка любят, превозносят, высоко ценят.
  2. Личностный рост и тренинги. Открытие третьего глаза, сумасшедшей привлекательности, денежных потоков. Тренер активно убеждает, что подарит все что угодно в кратчайшие сроки.
  3. Фокусы. Телепатия, предсказания. Обычно очень туманные в виде «в прошлом вы не могли найти себя», «сейчас вам нужна поддержка близких».
  4. Постепенное вовлечение. Новичка просят об одолжении, затем хвалят и предлагают буклет, снова хвалят и приглашают на встречу.
  5. Агрессивное воздействие. Тотальное пропагандированное, рекламирование секты. Проходит все под прикрытием благотворительности, признаний знаменитостей.

Религиозная секта

Религиозные сектантские сообщества делят на:

  • тоталитарные;
  • сатанинские;
  • оккультные;
  • с поощрением сексуальных связей.

Каббала

Тоталитарная секта

Характеристики тоталитарной секты:

  • лидер не ставится под сомнение;
  • все решения принимаются только лидером;
  • главная цель лидера – любыми способами приумножить финансовое благополучие;
  • члены тоталитарной секты вовлекают семью в секту, либо рвут отношения с близкими;
  • члены организации живут под постоянным контролем;
  • разделяются на оккультные, псевдоправославные, псевдобиблейские, псевдоиндуистские.

Секта Бога Кузи

Деструктивная секта

Основные характеристики:

  • изоляция от родственников, друзей, близких;
  • доведение до физического истощения;
  • доведение до стресса, глубокой депрессии;
  • групповое растущее давление;
  • контроль информационного потока;
  • уничтожение индивидуальности;
  • весь мир скоро поглотит катастрофа, но в этой секте знают секрет спасения;
  • формирование зависимости от секты, ее участников и лидера.

Важно!Первая встреча с рекрутами секты меняет мировоззрение новичка. Ему кажется, будто он нашел здесь то, что давно искал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector