Метод эксперимента. виды эксперимента

Содержание:

Недостатки

Существенным недостатком сравнительного метода (метода поперечных срезов) может стать существенная возрастная разница групп. Например, способ дает точные результаты, если опрашивается три сообщества, разница между возрастами которых составляет не более пяти лет. Если же ученый возьмет группу пятнадцатилетних подростков и шестидесятилетних людей, то метод может дать не совсем верные, непредсказуемые результаты, делать выводы на основании которых довольно опасно.

Также на качество и чистоту эксперимента влияет социальное окружение испытуемых. Не следует доверять данным, полученным в ходе опытов с группами лиц из различных семей, отличающихся уровнем социального благополучия. В таком случае ответы на вопросы будут слишком разрозненными, чтобы привести их к общему знаменателю.

Экспериментальные модели

Обычно выделяют безупречные и случайные эксперименты. К первым относится модель организации, которая по тем или иным причинам не может быть реализована на практике, то есть в условиях научного наблюдения. Этот прием не только помогает выполнить поставленную задачу относительно изучения объекта, но и способствует совершенствованию экспериментального метода путем выявления отдельных ошибок. Что касается модели случайного эксперимента, то он строится на концепции случайного опыта, который может соответствовать реальному испытанию, но результат его будет непредсказуем. Случайный метод эксперимента требует соблюдения широкого ряда требований. Например, подготовленная математическая модель исследования в нем должна адекватно описывать эксперимент. Также при постановке задачи исследователи точно определяют модель, в рамках которой будут сопоставляться начальные математические данные для эксперимента и полученные результаты.

Достоинства

К положительным сторонам способа можно отнести его довольно высокую точность, конечно же, при соблюдении всех условий в подготовке испытуемых. Также способ отличается простотой и удобством в применении, способностью отобразить сразу всю картину результатов текущего периода. Большие социальные группы при подобном исследовании предоставляют значимое количество мнений, которые постепенно оформляется в единый тезис, принадлежащий тому самому сообществу. Таким образом, можно примерно понять позицию всей возрастной группы в целом, просто перенеся результаты на живущих в реальной жизни людей, имеющих похожий типаж и условия существования.

Экспериментальная психология

Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.

Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.

Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.

На какие типы делится метод эксперимента

Эксперименты подразделяются на несколько видов на основе разных характеристик. 

  1. Лабораторный эксперимент проводят в специализированных условиях. В данном случае на объект исследования происходит целенаправленное и плавное воздействие на объект изучения со стороны исследователя. Главное преимущество лабораторного исследования заключается в строгом контроле над участниками и использование специализированной аппаратуры для измерений показателей. Однако, перенос полученных данных на реальные условия нередко создает трудности при таком типе экспериментов. Трудности связаны с тем, что при лабораторном варианте испытуемый осознает свое участие в нем, что может повлечь за собой мотивационные искажения.
  2. Естественный эксперимент имеет место в реальных условиях. Преимущество этого метода заключается в том, что изучение объекта происходит в обыденной жизни, благодаря чему перенос данных на реальность происходит легко. Испытуемых не всегда информируют о том, что они участвуют в опыте, что исключает мотивационные искажения. Недостатком такого формата является невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.
  3. Полевой эксперимент схож по своей схеме с естественным, однако, допускает использование аппаратуры для регистрации данных, а участников информируют об их участии в исследовании. При этом знакомая обстановка положительно сказывается на уровне искажений, значительно его снижая.

Существуют и другие классификации экспериментов. Исходя из цели исследования, различаются:

  • поисковый;
  • пилотажный;
  • подтверждающий.

Характер влияния определяет эксперименты как:

  • констатирующие;
  • формирующие;
  • контрольные.

Возможность влияния разделяет на спровоцированный и эксперимент, на который ссылаются.

Формирующий эксперимент

Он используется в основном в педагогике, особенно в детской, а также в педагогической психологии и занимает промежуточное положение между лабораторным и полевым. Может применяться также к животным и к неживой природе.

Отличительные особенности:

  • условия проведения в определенной группе;
  • предсказуемый результат.

Его смысл в том, что экспериментатор активно воздействует на подопытного. Он воспроизводит специальные ситуации, которые пробуждают появление определенных психических функций и помогают их изменять и формировать для достижения конечной цели. В процессе происходит формирование психики и свойств личности. Это продолжается длительное время и называется лонгитюдным исследованием.

Синонимы: преобразующий, творческий, воспитывающий, психотерапевтический, генетико-моделирующий, созидательный, метод активного формирования психики.

В ходе такого опыта можно добиться не только положительного, но и калечащего результата, поэтому важно, чтобы исследователь подходил к своей работе с морально-этических позиций

Особенности эксперимента как метода исследования

Эксперимент демонстрирует причинно-следственную связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.

Эксперимент подразумевает активное вмешательство ученого в процесс исследования, контроль этого процесса, по мере изменения условий, осуществляется самим ученым. Использование как минимум двух методов измерения. Один из них измеряет условия процесса, другой регистрирует изменения, происходящие в исследуемых объектах. Необходимо иметь гипотезу, то есть предположение о природе изучаемой связи, которое подтвердит или опровергнет эксперимент.

Работа с испытуемым и обработка данных

Объект исследований и сам экспериментатор должны находиться в некоем взаимодействии. Этот момент является самым сложным, поэтому методика не может работать без разработки инструкции.

При этом необходимо учитывать, что главной задачей является не сама разработка подобного текста, а понимание его участниками эксперимента. Именно за это в первую очередь отвечает психолог, ведь зачастую в одинаковых условиях люди абсолютно по-разному воспринимают информацию. Одни сразу же понимают все требования, указанные в инструкции, а вот другим требуется некоторое время. Эксперимент нельзя начинать, пока не будут готовы все его участники.

Еще одной проблемой является отбор объектов. По результатам, показанным той или иной категорией испытуемых, будут делаться выводы по довольно обширной социологической группе. Поэтому исследователи часто подбирают первые объекты ошибочно, и только потом формируются более подходящие группы индивидов. Но даже в этом случае они разделяются на две группы.

Инструкция, выдаваемая объектам, создается по общим правилам. Она должна отражать следующие моменты:

  • цель и задачи;
  • ход и особенности происходящего.

К тому же текст должен быть максимально информативным и лаконичным.

Обработка результатов требует долгого времени

При этом важно учитывать, насколько были искажены они в процессе эксперимента. Психология знает случаи, когда исследователь, глубоко убежденный в состоятельности своей теории, влиял на поведение объектов. Также сами участники эксперимента могут в процессе угадать задачи и цели всего происходящего, непроизвольно подстраиваясь под ожидаемый результат

Также сами участники эксперимента могут в процессе угадать задачи и цели всего происходящего, непроизвольно подстраиваясь под ожидаемый результат.

Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния

Манипулирование переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Если исследователя интересует какая-либо связь явлений между собой, то в эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет ли то изменение в ситуации, которого исследователь ожидает как следствие произведенного им изменения.

5 стр., 2242 слов

Методы психолого-педагогических исследований 2

… используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать … противоречия мира, в котором он живет. Изменение. Процесс участия в интервью может приводить … во многих ролях и критических ситуациях.           5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний …

Эксперимент бывает четырех видов: лабораторный (проводится в условиях лаборатории), естественный (проводится в реальных жизненных условиях), констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений), формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление).

Недостатком метода является тот факт, что трудно организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.

Виды эксперимента:

1.Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.

2.Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

3. Формирующий эксперимент его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.

Психологический эксперимент

Фильм «Неприкасаемые»

Есть люди, которым эксперименты нравятся, а кому-то — нет.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие

Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.

Проведение социологического эксперимента

Логика проведения социологического эксперимента была заимствована из общей и социальной психологии, в которых, моделями являются малые группы (численностью 10-15 человек), которые будут являться объектом экспериментальных ситуаций. 

Выводы, проводимые по итогам экспериментов в этих группах будут считаться репрезентативными для этой и аналогичных по численности малых групп, однако не могут быть экстраполированы на генеральную совокупность – то есть на группы со значительно большим составом. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Вместе с тем, в рамках прикладной социологии, модели эксперимента должны являться основой для выводов, которые могут распространяться на массовые явления. Логика такова, чтобы после определения экспериментальной группы (или групп), а также при помещении ее в необычные экспериментальные ситуации (под влиянием некоторых факторов), прослеживать направления, устойчивость и масштабы изменений характеристик, которые принято называть контрольными. 

Замечание 1

В этом контексте, эксперимент является «замкнутой системой», чьи элементы начинают взаимодействие по «сценарию», составленному исследователем. 

В рамках формирования эксперимента важно соблюсти перечень требований. Среди них: 

Контрольными будут являться характеристики, которые считаются самыми важными с позиции исследования изучаемых проблем. 
Изменения контрольных характеристик могут зависеть от характеристик экспериментальной группы, либо от среды, в которой проводится эксперимент, компоненты которой могут быть изменены, либо добавлены исследователем. Данные характеристики являются факторными. Характеристики, которые были исключены их экспериментального исследования, принято называть нейтральными

Важно, чтобы перемены в нейтральных характеристиках не влияли на контрольные характеристики. 
На ход эксперимента не должны влиять те явления, которые не относятся к ситуации эксперимента, однако не в состоянии ее изменить. 

Подготовка к эксперименту и его проведение должны решать перечень вопросов: 

  1. Формулировка целей эксперимента. 
  2. Выбор объекта, который будет использован в качестве контрольной и экспериментальной групп. 
  3. Выбор предмета эксперимента (части объекта, которая будет подлежать исследованию). 
  4. Выбор факторных, нейтральных и контрольных признаков. 
  5. Создание экспериментальной ситуации и выработка условий эксперимента. 
  6. Определение задач и формулировка гипотез эксперимента.
  7. Выбор способа и индикаторов контроля протекания эксперимента. 
  8. Определение методов фиксации результата. 
  9. Выбор критериев эффективности эксперимента. 

Пример 1

Для того, чтобы показать сложность проведения социологических экспериментов и степень ответственности, которая необходима для его проведения, рассмотрим показательный случай. В экспериментальном исследовании влияния стилей управления в IT-компании на эффективность туда программистов, факторными характеристиками будут являться: принятая методология программной разработки и политика руководства. В качестве контрольных факторов будут выступать различные метрики качества разработанных программ и производительности труда. При этом, то, чем занимается в гараже владелец автомобиля рядом с офисным зданием на первый взгляд кажется совсем посторонним вопросом. Однако, если он на несколько часов включит громкую музыку, которая будет хорошо слышна в рабочем помещении программистов, она может кому-то помешать работать, а кого-то наоборот сможет подбодрить. 

Понятие эксперимента

Что он представляет собой в психологии? Это некий опыт, проводимый в специальных условиях. Цель, которую ставит перед собой исследователь, заключена в получении психологических данных при вмешательстве специалиста в процессы деятельности испытуемого. Проводить подобные опыты могут не только ученые. Психологические эксперименты ставят порой и простые обыватели. При этом исследователь действует всегда упорядоченно. Он изменяет определенный фактор того или иного процесса, поддерживая остальные без всяких изменений. Во время этих действий человек, ставящий подобный опыт, наблюдает за результатами систематических отклонений показателей и фиксирует их.

Понятие эксперимента может иметь и более широкий смысл. В таком случае к проведению самого опыта подключают наблюдение, тестирование, опрос и другие методы исследования.

Золотая середина: как использовать преимущества интерливинга без ущерба для учебной программы

Энсер предлагает подход, который он называет интервивинг (по-английски — interweaving, то есть «переплетение»). «При таком подходе мы определяем основные мысли и идеи, которые повторяются в рамках разных тем, и планируем, как подавать их в контексте этих тем», — говорит Энсер.

Например, рассказывая о тектонике, можно преподнести её в одном блоке, а можно, как нить, протянуть отдельные идеи, относящиеся к ней, через множество разных тем, поясняет Энсер. Допустим, посвятить первый урок тектоническим плитам, а также образованию вулканов. На следующем уроке — разобраться в географии Восточной Африки, а тема тектоники могла бы появиться в рассказе о Восточно-Африканской рифтовой долине и о том, как она влияет на жизнь современных людей. Темой следующего занятия может стать ландшафт Великобритании и роль тектонических процессов в образовании антиклинальных складок. Наконец, на ещё одном занятии можно разобрать географию Гаити, а заодно — феномен землетрясений (снова тектоника) и его влияние на жизнь гаитян. Такой подход сделает постоянное возвращение к теме тектоники более естественным, объясняет Энсер.

Конечно, выстроить весь учебный план на основе только интерливинга или другой экспериментальной методики — задача не самая простая. Но вкрапление отдельных новаторских тактик сделает занятия более живыми и разнообразными.

Маргарет Сёрл заключает: «Ни блочное обучение, ни интерливинг по отдельности не приводят к глубоким знаниям. Эффективнее сначала изучить основы темы за счёт постоянных повторений, чтобы с помощью блочной практики закрепить идею в памяти. А затем связывать эту идею с другими, чтобы применять знания на практике и углублять их за счёт интерливинга».

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Этапы исследования

Психологические опыты проводятся в определенной последовательности. Целостный эксперимент состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка основной проблемы.
  2. Работа с научной литературой.
  3. Уточнение гипотезы, определение основных переменных.
  4. Подбор актуальных психологических инструментов для воздействия на психику.
  5. Планировка действий, которые будут проводиться.
  6. Зависимо от того, какой план назначен, происходит распределение испытуемых в отдельные группы.
  7. Проведение опыта.
  8. Начальная обработка полученных данных.
  9. Глубинная обработка, подготовка статистики.
  10. Подготовка выводов.

После проведения эксперимента исследователи составляют отчеты, пишут научные документы.

Достоинства и недостатки социологического эксперимента

К числу достоинств социологического эксперимента можно отнести следующее: 

  1. Возможность изучения причинно-следственных связей между событиями. 
  2. Высокий уровень объективности, так как результаты эксперимента являются фактически произошедшими событиями. 
  3. Возможность создания и воспроизведения условий, которые являются труднодостижимыми в ходе наблюдения. 

Несмотря на наличие больших возможностей, которые может открывать социологический эксперимент, он также обладает перечнем недостатков, которые следует учитывать. Среди них: 

  1. Утверждение о характере и силе влияния конкретных независимых переменных на зависимые переменные обладает только вероятностным характером. 
  2. Не всегда становится возможным использование результатов, полученных в эксперименте в других обстоятельствах и условиях. 
  3. Затруднено нивелирование влияния других факторов. 
  4. Часто могут наблюдаться существенные финансовые затраты, а также затраты по времени. Так, финансовые затраты наблюдаются в экспериментах, в которых принимают участие оплачиваемые добровольцы. 

Проведение эксперимента в социологических исследованиях является редким явлением, так как его использование для сбора социологических данных связано с высоким уровнем затруднений. Несмотря на это, отдача от проведения экспериментов может быть очень высокой.

Непосредственная организация и проведение эксперимента способствует оценке сложных социальных явлений и процессов с нового ракурса, а также позволяет избеганию возникновения ошибок и позволяет снизить издержки в практических действиях. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector