Трансактный анализ в психологии: применение в психотерапии

Главный принцип общения

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое общение предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Применительно к людям это означает, например, что, женщина должна получать знаки внимания от своего мужа. И принципиального значения не имеет, в какой форме супруг будет это делать: дарить цветы или устраивать регулярные побои. Ведь бьёт, значит – любит; самое страшное – это полное игнорирование.

Это главное положение теории игр. Вместе с тем оно вызывает наибольшие возражения. Ведь ни один нормальный человек не выберет шипы вместо роз. Это верно. Но дело в том, что далеко не все умеют жить и общаться красиво. Поэтому часто людям приходится выбирать не между розами и шипами, а между шипами и одиночеством. Для многих шипы являются меньшим из двух зол. Лишь очень немногие предпочитают изоляцию дурному обществу.

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна, общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я. Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся. Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

«Расколдовыватель», или Как освободиться от власти сценария

Эрик Берн вводит такое понятие, как «расколдовыватель», или внутреннее освобождение. Это «устройство», отменяющее предписание и освобождающее человека из-под власти сценария. В рамках сценария это «устройство» для его саморазрушения. В одних сценариях оно сразу бросается в глаза, в других его надо искать и расшифровывать. Иногда «расколдовыватель» таит в себе иронию. Такое обычно бывает в сценариях неудачников: «Все наладится, но после твоей смерти».

Внутреннее освобождение может быть ориентировано либо на событие, либо на время. «Когда встретишь Принца», «Когда умрешь, сражаясь» или «Когда родишь троих» — это событийно ориентированные антисценарии. «Если переживешь возраст, в котором умер твой отец» или «Когда проработаешь в фирме тридцать лет» — это антисценарии, временно ориентированные.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а разрешение, которое освободило бы его от всех приказов. Разрешение — главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.

Нужно разрешить что-то своему Я-состоянию Ребенка со словами: «Все в порядке, это можно» или наоборот: «Ты не должен…» В обоих случаях звучит также обращение к Родителю (как своему состоянию Я): «Оставь его (Я-Ребенка) в покое». Такое разрешение работает лучше, если оно дано авторитетным для вас человеком, например психотерапевтом.

Эрик Берн выделяет позитивные и негативные разрешения. С помощью позитивного разрешения, или лицензии, нейтрализуется родительское предписание, а с помощью негативного — провокация. В первом случае «Оставь его в покое» означает «Пусть он это делает», а во втором — «Не принуждай его к этому». Некоторые разрешения совмещают в себе обе функции, что ясно видно в случае антисценария (когда Принц поцеловал Спящую Красавицу, он одновременно дал ей разрешение (лицензию) — проснуться — и освободил от проклятия злой колдуньи).

Если родитель не хочет внушать своим детям то же самое, что было когда-то внушено ему самому, он должен осмыслить Родительское состояние своего Я. Его долг и обязанность заключаются в контроле своего Отцовского поведения. Только поставив своего Родителя под надзор своего Взрослого, он может справиться со своей задачей.

Трудность заключается в том, что мы часто относимся к своим детям как к нашей копии, нашему продолжению, нашему бессмертию. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, даже в дурном отношении. Именно это удовольствие и нужно поставить под Взрослый контроль, если мать и отец хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в этом громадном и сложном мире более уверенным и более счастливым человеком, чем они сами.

Негативные и несправедливые приказы и запреты должны быть заменены на разрешения, которые не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же как и того, кто связан всевозможными запретами («Ему, конечно, разрешили думать», «Ей разрешили быть красивой», «Им разрешено радоваться»).

Эрик Берн уверен: разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто не заставляет ловить рыбу. Хочет — ловит, хочет — нет.

Эрик Берн особенно подчеркивает: быть красивой (так же, как иметь успех) — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Три элемента личности

Описываемый метод делит жизнь человека на три состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Рассмотрим каждое из них подробнее:

1. Эго-состояние Ребенок

Данное состояние представлено поведенческими нормами, сформированными в детские годы. Поэтому поведение, мысли и чувства находящегося в состоянии Ребенка человека схожи с детскими, такой индивидуум отличается инфантильностью, он склонен к бунтам, испугам, часто ищет поддержку других людей или требует к себе повышенного внимания.

Психологи разделяют это эго-состояние на следующие части:

  • Свободный Ребенок, основными чертами которого называют эмоциональность, спонтанность, склонность к играм и творческой деятельности. Такое состояние являет собой своеобразное «свободное» начало в любом человеке, способное к непосредственным радостным переживаниям и чувствам, к непосредственности и детскому любопытству. Находящийся в состоянии Свободного Ребенка индивидуум может принимать быстрые и основанные на чувствах решения, он тянется к самовыражению и творческой активности, отталкиваясь при этом от собственных желаний.
  • Главными особенностями Адаптивного Ребенка являются угодливость, послушание и способность подстроиться к требованиям окружающих его людей. Находящийся в таком эго-состоянии индивидуум старается оправдать возложенные на него ожидания, получить положительный отзыв от вышестоящих личностей, он избегает критики, подчиняется установленным начальством правилам и нормам.
  • Характерными чертами Бунтующего Ребенка являются протест против установленного порядка, борьба с контролем и спор с начальством. В данном эго-состоянии индивидуум бунтует против любых попыток установить над ним контроль, саботирует возложенные на него обязанности и не выполняет порученных заданий.

2. Родитель

В данном состоянии отражаются черты значимой для индивидуума в его ранние годы личности, в целом данное эго-состояние характеризуется поведением опекуна, также почерпнутым человеком из детства. Помимо этого, в описываемом состоянии выделяют два типа:

  • доминирующими чертами Критикующего (или Контролирующего) Родителя являются строгость и критичность, требование к послушанию и подчинению установленным правилам. В подобном эго-состоянии человек начинает указывать другим на их ошибки и учить жизни, критикует их поведение, требуя от окружающих соответствия приемлемым для него нормам.
  • в противовес Критикующему, Опекающий (или Заботливый) Родитель склонен сопереживать, успокаивать и защищать окружающих. Находящийся в подобном состоянии человек хочет поддержать близких словом и делом, он стремиться помочь им и позаботиться о них.

3. Взрослый

Взрослый ответственен за логику и рационализм нашего поведения, за принятие ответственных решений и за действия человека в определенной жизненной ситуации. Это состояние является единственным из всех эго-состояний человека, живущим только в настоящем времени, в нем нет места ни детскому опыту индивидуума, ни свойственным Ребенку инфантильности и непосредственности, а потому только оно представляет собой отличную опору для принятия важных решений.

Стоит отметить еще один важный аспект — в различных жизненных ситуациях люди находятся в разных эго-состояниях. К примеру, общаясь с высокопоставленными личностями, индивидуум становится Адаптивным Ребенком, и тот же человек предстает уже в образе Контролирующего Родителя перед собственными подчиненными.

К тому же, то эго-состояние, из которого человек общаемся со своим собеседником, оказывает прямое влияние на данного собеседника, к примеру, разговаривая с кем-то с позиции Контролирующего Родителя, мы сами подталкиваем его к реакции либо Бунтующего, либо Адаптивного Ребенка. Таким образом, знание и понимание концепции транзакционного анализа позволяет людям эффективно и правильно строить дружеские, личные и семейные, а также профессиональные отношения, попутно избегая огромного числа ненужных конфликтов.

5 Психологическая позиция

Термин психологической позиции также считается одним из ключевых в ТА. Его ввел в практику американский психиатр Харрис в издании «Я о’кей — ты о’кей». Название книги показывает конечную цель, которой человек должен добиваться в процессе трансактной психотерапии. Всего Харрис различает 4 основных позиции:

  • я о’кей — вы о’кей;
  • я не о’кей — вы не о’кей;
  • я не о’кей — вы о’кей;
  • я о’кей — вы не о’кей;

Психологические позиции существуют не только в отношении себя и других, но и применительно к лицам противоположного пола. Приняв однажды определенную позицию, личность стремится укрепить ее, чтобы усилить самооценку и сохранить собственное восприятие окружающего мира в привычных рамках. Психологическая позиция становится основой, исходя из которой люди играют в игры и реализуют «жизненный сценарий».

Пример: мужчина, которого в детстве притесняла властная мать-одиночка, принимает 2 позиции: «Я ничего собой не представляю» (я не о’кей) и «Женщины и дальше будут обижать меня» (женщины не о’кей). Исходя из этого, он выбирает индивидов, которые играют те или иные «роли», отвечающие его «жизненному сценарию». Так, он женится на властной даме с истерическими чертами характера. Вдобавок к этому на людях он играет в «психологическую игру»: супруга третирует его, но он стойко терпит все ее унижения, еще раз убеждаясь, что «все женщины хотят обидеть его» (коллекционирование «избранных чувств»).

В популярной культуре

Когда Шон Магуайр душит Уилла Хантинга из фильма « Гуд Уилл Хантинг» , вы можете увидеть корешок книги « Я в порядке, ты в порядке» в книжном шкафу, к которому прижимают Уилла.

Успешная популярная работа Томаса Харриса конца 1960-х годов « Я в порядке, ты в порядке» в значительной степени основана на транзакционном анализе. Однако фундаментальное расхождение между Харрисом и Берном состоит в том, что Берн постулирует, что каждый начинает жизнь с позиции «Я в порядке», тогда как Харрис считает, что жизнь начинается с позиции «Я не в порядке, ты в порядке».

Автор New Age Джеймс Редфилд признал, что Харрис и Берн оказали большое влияние в своем бестселлере «Пророчество Селестины» (1993). Главные герои романа выживают благодаря стремлению (и успеху) вырваться из «драм контроля», напоминающих игры ТА.

Двенадцатый эпизод третьего сезона My Little Pony: Friendship Is Magic называется «Игры, в которые играют пони», как дань уважения этой работе.

Певец и автор песен Уоррен Зевон упоминает транзакционный анализ в своей песне 1980 года «Gorilla, You’re a Desperado» из альбома Bad Luck Streak in Dancing School .

Песня певца и автора песен Джо Саута » Games People Play » 1968 года была основана непосредственно на транзакционно-аналитических концепциях и одноименной книге Берна .

TA появляется в биографической драме Антонио Кампоса 2016 года « Кристина» , фильме, посвященном событиям, которые привели тележурналистку Кристин Чаббак к самоубийству по телевидению. Коллега приводит ее на сеанс транзактно-аналитической терапии, где они знакомят ее с техникой «Да, но …».

Певец Джон Денвер ссылается на транзакционный анализ в своей автобиографии. Его жена в то время, Энни Денвер, участвовала в движении. Джон говорит, что пробовал, но обнаружил, что этого не хватает.

Игра Эрика Берна « Игры, в которые играют люди» была широко представлена ​​в одном из эпизодов сериала « Безумцы» . Книгу видели в сезоне 4, эпизоде ​​11 под названием «Китайская стена». Приблизительный период времени для этого эпизода — сентябрь 1965 года. К концу сентября 1965 года « Игры, в которые играют люди» уже девять недель находились в списке бестселлеров научной литературы New York Times .

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого»
– перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему.
И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть
до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без
возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего
«Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести.
Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения.
Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с
человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то
святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Биография

Эрик Берн (Леонард Бернс(ш)тейн) родился в бедной еврейской части Монреаля (Канада), в семье выходцев из России. Отец — доктор Давид Гиллель Бернстайн — был увлечённым практикующим врачом-терапевтом, часто брал сына с собой при обходе своих пациентов. Оливер Джеймс (Oliver James, 1977) считает, что «Ребенка» в Берне травмировала смерть отца, который, безусловно, имел сильное влияние на сына, чьей целью всегда было излечение пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении на первой странице написанной Берном книги «Трансактный анализ в психотерапии» («Transactional Analysis in Psychotherapy»), которое переводится так: «В память о моем отце Давиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных» (Berne, 1961). Мать Берна — литератор Сара Гордон — была профессиональной писательницей и редактором. После смерти мужа она поддерживала своих детей, Эрика и его сестру, занимаясь литературной деятельностью, и, очевидно, также её влиянием на сына явилось желание писать о лечении пациентов Берна.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где он проходил личный анализ у Поля Федерна, бывшего коллеги Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский медицинский корпус как психиатр и именно во время войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году Берн переехал в Кармел, штат Калифорния, и закончил работу над книгой «Психика в действии» («The Mind in Action»). Позднее эта книга была переработана и опубликована под названием «Руководство по психиатрии и психоанализу для широкого круга читателей» («A Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»). Берн также возобновил свои занятия в Психоаналитическом институте Сан-Франциско и прошел обучающий курс психоанализа под руководством Эрика Эриксона. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и вновь начал практиковать частным образом. В последние годы жизни Берн работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, расположенном в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени своей работы врачом-психиатром в вооруженных силах Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию Эго-образа. Эго-образ является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает его «Я». Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании рассказов пациентов о себе. В период с 1954 по 1958 год Берн развивал такие направления трансакционного анализа, как диагноз Эго-состояний (структурный анализ); анализ индивидуальных трансакций; анализ серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известный как анализ игры; анализ сценария (скрипт-анализ) — анализ жизни пациента, с помощью которого можно экстраполировать и предсказывать его будущее. Первая группа трансактного анализа Берна сформировалась в сентябре 1954 года. Берн развивал свои идеи, регулярно проводя семинары в Кармеле, а затем, с 1958 года, Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Transactional Analysis: Who May Benefit?

In addition to therapy, transactional analysis may be used in areas of business management, education, communications, and medicine. In the education field, it can act as a way to incorporate educational philosophies and principles into a student’s daily life, regardless of their age or social circumstances. It often appeals to professionals, parents, and social workers who are interested in maximising their personal development. It is also ideal for anyone who wants to enhance relationships with oneself, as well as with others.

When used by clinicians and counsellors to examine issues a client in treatment is currently facing, studies indicate that transactional analysis can be effective for treating relationship and emotional difficulties, particularly those that result from chronic health conditions.

How to Become a Certified Transactional Analyst

In order to qualify as a certified transactional analyst (CTA), individuals must first complete a Transactional Analysis 101 course and then:

  • Contract a sponsor who is qualified in the same TA field in order to adequately prepare for certification. The International Board of Certification acts as the third party to the contract.
  • Log hours in training (600 hours of tutor contact), supervision (150 hours supervised while professionally applying TA in the field), and application (750 hours of client contact time in the professional field). An additional 500 hours may be spent in any area, bringing the total number of required hours to 2000.
  • Complete and pass a written exam (up to 24,000 words).
  • Take and pass an oral exam.

References:

Теории

Главный краеугольный камень трансакционного анализа — теория сценариев. Ее создатель — Эрик Берн. Со временем она была улучшена Клодом Штайнером. Элементы теории:

  1. Контрсценарий — набор действий, выполняемых в определенной последовательности. Позволяет отойти от первоначального сценария. Начинает закладываться в стороннем эго-состоянии. Если по стандартному сценарию человек должен страдать, то по контрсценарию он становится счастливым.
  2. Сценарий — план жизни, который составляется с детства. Он выбирается детьми зависимо от основ, которые закладывают в него окружающие, родители. Выбор сценария зависит от воли ребенка, воздействия внешних факторов.
  3. Антисценарий — формируется, когда человек не может жить согласно сценарию, составленному в детстве. При этом субъект не может забыть про основной сценарий. Поэтому он продолжает действовать согласно ему.

Под сценарием подразумевается судьба индивида, под антисценарием — стиль жизни.

2 Концепция «эго-состояния» (структура личности)

Основу ТА составляет концепция «эго-состояния» (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний «Я»:

  1. 1. Родитель (Экстеропсихе);
  2. 2. Ребенок (Археопсихе);
  3. 3. Взрослый (Неопсихе).

Первый, самый «древний» уровень носит название «Я-Родитель». Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц. Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты — любые знания из разряда «что такое хорошо, и что такое плохо». Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.

Второй уровень получил название «Я-ребенок». Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам «Ребенок» приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.

Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как «Я-взрослый». Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу «здесь и сейчас».

Общение в радость

Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector