Эго-состояния по эрику берну. введение в трансактный анализ
Содержание:
- Библиография автора
- Функции
- Другие статьи
- Структура личности первого порядка
- Я-Взрослый
- Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить
- Послесловие
- Я-Ребёнок
- Что является первопричиной активизации этого эго-состояния?
- Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети
- Как руководителю правильно изменить свою роль
- Послесловие
- Эго-состояния
- Тест на определение внутреннего ребенка
- Трансакционный анализ
- Ребенок
- Как переписать историю своей жизни?
- Как появляются границы
Библиография автора
Книги автора, на английском языке
Книги приведены в хронологическом порядке издания (указаны первые издания книг).
- The Mind in Action. — 1947.
- Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis. — 1957. (Это переработанное и дополненное издание книги «The Mind in Action»).
- Transactional Analysis in Psychotherapy. — 1961.
- Structure and Dynamics of Organizations and Groups. — 1963.
- Games People Play. — Grove Press, 1964.
- Principles of Group Treatment. — 1966.
- The Happy Valley. — 1968. (Художественное произведение).
- Sex in Human Loving. — 1970.
- What Do You Say After You Say Hello?. — NY Times Book Review, 1972.
- Beyond Games and Scripts. — 1976.
- Intuition and Ego States: The Origins of Transactional Analysis: A Series of Papers. — 1977.
- A Montreal Childhood. — EDITORIAL JEDER, 2010. — 176 p. — ISBN 84-937032-4-9, ISBN 978-84-937032-4-0.
Переводы книг автора, на русском языке
Книги приведены в хронологическом порядке издания оригиналов.
- Психика в действии / пер. с англ. П. Самсонова. — Минск: Попурри, 2007. — ISBN 978-985-15-0089-1, ISBN 978-985-15-1014-2. (Перевод книги «The Mind in Action»).
- Переводы книги «Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»
- [psylib.ukrweb.net/books/berne01/index.htm Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных] / пер. с англ. А. И. Федорова; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis»).
- [www.aifet.com/books/transl_v5_Berne-2.pdf Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных] / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2020. — 379 с. — ISBN 978-91-983073-4-4.
- Переводы книги «Transactional Analysis in Psychotherapy»:
- Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия / пер. с англ. А. Калмыкова и В. Калиненко. — М.: Академический Проект, 2006. — 320 с. — (Концепции). — ISBN 5-8291-0741-4.
- Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с. — (Психологический бестселлер). — ISBN 978-5-699-31579-6.
- Структура и динамика организаций и групп. — Минск: Попурри, 2006. — 352 с. — ISBN 985-483-790-4. (Перевод книги «Structure and Dynamics of Organizations and Groups»).
- Переводы книги «Games People Play»:
- [www.modernproblems.org.ru/philosofy/159-games1.html Игры, в которые играют люди] / пер. с англ. А. И. Федорова. — 1972.
- [psylib.ukrweb.net/books/berne02/index.htm Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений](недоступная ссылка — история ,копия ) / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004.
- [www.aifet.com/books/transl_v2_Berne.pdf Игры, в которые играют люди] / пер. с англ., предисловие и примечания А. И. Фета. — Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2020. — 164 с. — ISBN 978-91-983073-2-0.
- Групповое лечение. (Перевод книги «Principles of Group Treatment»).
- [strelkina.ru/load/vse_knigi_ehrika_berna/vse_knigi_ehrika_berna/skazochnaja_dolina/6-1-0-5 Счастливая долина / пер. с англ. О. Стрелкиной.](недоступная ссылка — история ,копия ) (Перевод книги «The Happy Valley»).
- Переводы книги «Sex in Human Loving»:
- Секс в человеческой любви / пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с. — ISBN 5-04-006038-6.
- Психология секса. Как достичь гармонии в любви / пер. с англ. А. А. Грузберга. — Екатеринбург: Литур, 2002. — 272 с. — ISBN 5-89648-085-7.
- Переводы книги «What Do You Say After You Say Hello»:
- [psylib.ukrweb.net/books/berne03/index.htm Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы](недоступная ссылка —
история ,копия ) / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка — К.: PSYLIB, 2004.
- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992. — ISBN 5-289-01230-3.
- За пределами игр и сценариев / сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. — 2-е изд. — Минск: Попурри, 2008. — 464 с. — ISBN 978-985-15-0352-6. (Перевод книги «Beyond Games and Scripts»).
Функции
Ни один человек не может постоянно пребывать только в одном состоянии.
При воздействии определенных раздражителей «включаются» те или иные стороны личности
Важно, какое эго является преобладающим
Все три состояния важны для межличностных взаимоотношений и выполняют определенные функции:
- Задача ребенка — это созидание, создание эмоциональной картинки желаний, которая будет стимулом для дальнейшего развития. Ребенок действует спонтанно, творит, рождает идеи.
- Задача родителя — опека, обучение, наставление. Контроль за соблюдением правил, оказание помощи, конструктивная критика.
- Задача взрослого — приспособление к настоящей ситуации, поиск решения, конструктивный диалог. Другими словами он должен действовать в соответствии с объективной реальностью.
Например, принятие решения происходит следующим образом:
- ребенок испытывает желание что-то получить, чувствует эмоции;
- взрослый ищет пути решения задачи;
- родитель следит за правильностью выполнения, критикует, направляет, оценивает.
Другие статьи
Супруги и их родители. Как расставить границы?
Не все знают, что важно защищать границы своей семьи. Нормальный уклад вашей семейной жизни могут нарушить не только посторонние люди, но и родители.
Созависимость vs здоровые отношения
Встречаются пары, у которых каждый день разыгрываются драматические сцены. И ведь при этом жить не могут друг без друга! Это созависимость прячется под маской любви.
Никогда не живите с родителями
Как бы вам не было тяжело… Никогда! Это написано было еще в Библии: «Отлепится человек от родителей своих и прилепится к жене своей».
Все мужики ко…
Я абсолютно уверен, что ни одна девушка не выбирает себе в мужья «козла». Замуж, как правило, выходят за «прекрасного принца». Но уже через несколько лет происходит удивительная эволюция — двуногий превращается в парнокопытного…
Структура личности первого порядка
Строительными «кирпичиками» транзактного Анализа Э. Берна являются эго-состояния, которые Берн определяет как доступные наблюдению психологические позиции, принимаемые человеком.
Простая диаграмма эго-состояний (структура личности первого порядка) предствлена в виде трех эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок (в ТА большая буква в словах Родитель, Взрослый и Ребенок означает, что речь идет об эго-состояниях, а не о реальных родителе, взрослом или ребенке).
Эго-состояние Родитель (Рд) — это объединение того, что получено от родителей или людей, их заменяющих, и та информация о воспитании, которую человек узнал и воспринял. Люди ведут себя так, как вели себя их родители, и мысленно посылают сами себе сообщения о поведении, мыслях и чувствах — сообщения, как полученные от других, так и сформулированные самостоятельно.
>Эго-состояние Взрослый (В) — это часть думающая, накапливающая и восстанавливающая информацию, ведущая себя безэмоционально.
Эго-состояние Ребенок (Рб, в других переводах: Д — Дитя) — это та часть человека, которая думает, чувствует и ведет себя так, как он вел себя в прошлом… чаще всего в детстве, но иногда и во взрослом состоянии.
Я-Взрослый
В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность
тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь
с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает
пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это
целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».
Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?
Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из
них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего
развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.
Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь
для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и
«Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый»,
попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.
Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить
На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:
Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте
Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку. Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма
Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.
Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений
Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми
Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.
Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.
Послесловие
Чем отличается деловой конструктивный конфликт от деструктивного? В конструктивном люди обсуждают противоречия и стараются понять противоположную сторону ради общего решения и выяснения истины. В деструктивном споре люди стараются отстоять свою точку зрения и победить. Но можно ли победить? Есть ли в распавшейся семье, увольнении, драке выигравшие? Нет. Каждая сторона будет жалеть себя и считать преданной.
Неумение психологически грамотно решать конфликты, быть гибким в ролях приводит к тому, что отношения становятся хронически эмоционально напряженными. В итоге они или распадаются, или участники зарабатывают психосоматические болезни и неврозы. Теория Берна – полезная база для исследования проблемы конфликтов (в семье, на работе, в любом межличностном взаимодействии) и их решения.
Я-Ребёнок
В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски
– оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет.
В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности.
По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.
Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.
Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми
и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в
детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.
Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?
Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу
человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно
жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений
– обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью
использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.
Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и
накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний.
Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».
Свободный и адаптивный Ребёнок
В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.
Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям.
Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями.
Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.
Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы.
Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица.
Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения,
борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу.
Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.
Что является первопричиной активизации этого эго-состояния?
По какой же причине проявляется внутренний ребенок? Как с ним работать, если она неизвестна человеку? Ответ у психологов один: первопричину следует определить, а уже после этого пытаться «договориться» с собственной субличностью.
Действительно, далеко не все люди, попадающие в сложные жизненные обстоятельства или испытывающие душевную дисгармонию, «включают» детей. Многие остаются вполне адекватными и взрослыми, не проявляют никакой инфантильности.
Психологи утверждают, что внутренний ребенок начинает доминировать над другими эго-состояниями в том случае, если у него имеется какое-либо «незаконченное дело», сочетающееся с привычкой человека прятаться от проблем, убегать от них.
Под «незаконченным делом» понимается следующее:
- человек был вынужден повзрослеть слишком рано;
- в детстве пришлось соответствовать ожиданиям других людей;
- довелось воплощать не свои желания и интересы, а мечты и представления родителей.
Без сомнения, важную роль играет и необходимость соблюдения в детстве определенных правил, регламентирующих поведение, манеру разговора и даже игры. Речь идет об утрированных правилах. Например, если ребенок не имел возможности побегать с мячом, а был вынужден часами просиживать за фортепиано, не испытывая ни малейшей внутренней склонности к занятиям музыкой и не обладая талантом, то это неизбежно приведет к тому, что, став взрослым, он попытается «закончить дело», воплотить собственные представления о детстве.
Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети
В семьях, где взрослые не справляются с проблемами из-за собственной незрелости, дети берут ответственность на себя и становятся «родителями» своим родителям — это явление называется парентификацией.
Для ребенка чаще всего это не осознанное решение, а бессознательный выбор, продиктованный необходимостью. Ему приходится быстро вырасти, ведь рядом нет никого, кто нес бы ответственность и обеспечивал его безопасность.
Повзрослев, такие дети испытывают недоверие к миру и другим людям и трудности в построении отношений. Они стремятся к достигаторству, которое призвано защитить от острого переживания беспомощности и связанного с ним ужаса, и живут по принципу «всё сам».
Куда жить дальше. Маленькими шажками двигайтесь в сторону доверия к людям. В этом процессе, как правило, сначала идут действия: например, делегируйте какое-то дело другому, — со временем и само отношение поменяется на более доверительное. Учитесь расслабляться, делайте паузы, чтобы подышать и пережить очередную волну ужаса от того, что из-за ослабления контроля немедленно наступит конец света.
Накопите альтернативный опыт: замечайте, когда другие все-таки справляются сами и не подводят окружающих и когда ваше невмешательство не приводит ни к каким страшным последствиям.
Как руководителю правильно изменить свою роль
После того, как я рассказываю об этом руководителям, которые, как это часто бывает, находятся в эго-состоянии руководителя-родителя, они стремятся срочно поменять свою модель поведения, которая их напрягает и стать руководителем-взрослым, отдав своим сотрудникам всею ответственность, что до этого несли сами. Это, конечно, вызывает шок у сотрудников, которые не понимают, что происходит.
Поэтому, если вы считаете, что являетесь руководителем-родителем и готовы меняться и становиться руководителем-взрослым, начните это делать постепенно, увеличивая долю ответственности сотрудников поэтапно. При этом, основная часть сотрудников будет только приветствовать ваши действия, но будет небольшая часть сотрудников, которые не захотят «взрослеть», именно с ними будет сложнее всего, они могут бить на жалость, даже жаловаться на вас вышестоящему начальству, разводить негатив в коллективе, это нормально, просто проявите к ним настойчивость.
Если сотрудник не хочет «взрослеть» и дальше, единственное правильное решение и для вас, и для всего коллектива, будет расстаться с таким сотрудником. Такой сотрудник не только демотивирует своим нытьем весь коллектив, но может и провоцировать ваш «материнский/отцовский инстинкт» на возврат опять к роли руководителя-родителя, а оно вам надо?
Послесловие
Чем отличается деловой конструктивный конфликт от деструктивного? В конструктивном люди обсуждают противоречия и стараются понять противоположную сторону ради общего решения и выяснения истины. В деструктивном споре люди стараются отстоять свою точку зрения и победить. Но можно ли победить? Есть ли в распавшейся семье, увольнении, драке выигравшие? Нет. Каждая сторона будет жалеть себя и считать преданной.
Неумение психологически грамотно решать конфликты, быть гибким в ролях приводит к тому, что отношения становятся хронически эмоционально напряженными. В итоге они или распадаются, или участники зарабатывают психосоматические болезни и неврозы. Теория Берна – полезная база для исследования проблемы конфликтов (в семье, на работе, в любом межличностном взаимодействии) и их решения.
Эго-состояния
Фото автора Olya Kobruseva: Pexels
Существует три ЭГО-состояния:
Я- Родитель
Неважно, были ли в твоей жизни оба родителя или только один. А возможно, тебя воспитывали другие люди
В любом случае, в твоей жизни присутствовали взрослые, которые тебя воспитывали. Именно они повлияли на твоё поведение, как родителя, во взрослой жизни.
Ты можешь отрицать и критиковать своё воспитание, говоря: «я не буду как моя мать», «я никогда не стану так воспитывать детей». Но твои действия, бессознательно, так или иначе, будут схожими с родительскими. Особенно в моменты, когда ты перестаёшь себя контролировать.
Твои реакции на внешний мир – это родительское влияние. Например, если тебя излишне опекали, то во взрослом мире, ты будешь искать помощи из вне. Кто-то должен позвонить за тебя по незнакомому номеру, кто-то переспросить, что сказала паспортистка.
- Я- Взрослый. Это осознанное, нужное для выживания состояние. Твой «взрослый» оценивает ситуацию, анализирует опыт, приспосабливается к жизни. Это состояние, в котором ты можешь себя и свои действия контролировать.
- Я- Ребёнок. Это твоя эмоциональная сторона. В моменты сильного эмоционального всплеска, ты действуешь так, как действовал в детстве. То есть, полагаясь на свои эмоции и чувства. Иногда импульсивно, иногда чересчур эмоционально.
Что такое трансактный анализ общения?
В стрессовых ситуация просыпаются «родитель» и «ребёнок». В основном в тебе уживаются сразу три состояния, они прекрасно ладят и включаются в нужный момент. Если одно из состояний в приоритете – это может говорить о некоторых нарушениях.
Тест на определение внутреннего ребенка
В психологии очень часто используются различные тестирования. Наша тема не является исключением. Выберите ребенка на рисунке выше, и узнаете, что хочет донести до вас ваш внутренний ребенок:
- У вас замкнутый характер, и вы не любите открываться людям. Вероятно, в детстве вы получили душевную травму. Выражайте свои чувства, говорите о них другим людям.
- У вас много психологических блоков, которые мешают вам действовать. Вы боитесь контактов с незнакомыми людьми. Пытайтесь общаться, заводите новые знакомства.
- Ваш внутренний ребенок наполнен фантазиями и мечтами, но вы забыли о нем и стали серьезным человеком. Вам нужно перестать думать о мнении окружающих, чтобы стать тем, кем вы всегда хотели быть.
- По своей натуре вы являетесь исследователем, но, возможно, забыли об этом. Открывайте новое и посмотрите на вещи с другой точки зрения.
- Вы слишком серьезно относитесь к жизни и близко к сердцу принимаете все проблемы. Живите настоящим моментом и перестаньте беспокоиться.
- В детстве у вас было много планов, но, когда вы повзрослели, погрязли в рутине и перестали думать о том, чтобы их воплотить. Хватит тянуть! Самое время заняться их реализацией.
Пользуясь этим и подобными тестами, нужно понимать, насколько случаен будет результат, и не принимать полученные данные за неоспоримую истину.
Трансакционный анализ
Трансакционным анализом называется психологическая модель, которая применяется для анализа личностного взаимодействия в группах и ее индивидуального поведения.
Трансактный анализ основывается на принципах психоанализа, но в отличие от последнего, описывает поведение и реакции человека простым доступным языком.
Трансакция, с точки зрения психологии, это единица межличностного взаимодействия, состоящая из посыла (стимула) и реакции на него.
То есть, человеческое общение есть не что иное, как обмен трансакциями. Например, приветствие и ответ на него, вопрос и ответная реакция.
Выделяют следующие типы транзакций:
- Дополняющий. Исходящий стимул от одной личности дополняется реакцией другой. Например: «Сколько времени?» — Два часа. Оба человека общаются в одинаковом состоянии.
- Пересекающийся. Посыл пересекается с реакцией. На этом строится большинство скандалов. Так муж задает вопрос: «Где моя рубашка?», а в ответ слышит: «Почему я должна это знать?». То есть муж говорит с позиции взрослого, а жена отвечает с позиции ребенка.
- Скрытый. Это тот случай, когда слова не совпадают с эмоциями. Индивид говорит одно, а его эмоции и мимика говорят о другом. На этом основываются психологические игры.
Трансакционный анализ призван ответить на вопрос, почему один и тот же человек в разных ситуациях демонстрирует разное поведение и по-разному реагирует на раздражители.
Это обусловлено применением одного из трех эгосостояний.
При помощи данного анализа можно научиться понимать поведение других людей, принимать решения, демонстрировать свои эмоции и чувства. Принципы трансакции применяют в следующих областях:
- при взаимодействии в коллективах;
- для построения модели семьи;
- при дружеском общении;
- в воспитании детей.
Словом, приемы транзакции используются во всех сферах межличностного взаимодействия.
Ребенок
Ребенок – «хочу», «нравится». Тут и описывать ничего не нужно, достаточно вспомнить классические поведенческие особенности детей: истинные эмоции никогда не скрываются, они же диктуют слова и действия. Что еще делают дети? Капризничают, хулиганят, плачут, смеются, пугаются, обижаются. Их словарный запас отличается выражениями:
- хочу, не хочу;
- замечательно;
- надоело;
- когда же это все кончится;
- к черту это все;
- ни за что не соглашусь;
- я вас безумно люблю.
То есть ребенком правят эмоции и чувства, что незамедлительно отражается в поведении и общении. Ребенок отвечает за непосредственность, изобретательность, обаяние (естественный ребенок), но вместе с этим бывает капризным, агрессивным, бунтующим, плаксивым, обидчивым (адаптивный ребенок).
Как переписать историю своей жизни?
Можно, как иголку в стогу сена, выискивать болезненные ситуации в детстве и перепроживать их по-новому в своем воображении, избавляясь от убеждений, которые Вы в тот момент приняли.
Необходимо придумать по-настоящему счастливый финал, который даст ощущение освобождения. Но недостаток данного способа в том, что вспомнить прошлое не так уж просто, потому что многие болезненные ситуации могли быть вытеснены в бессознательное, где продолжают влиять на Ваши решения оставаясь при этом в тени.
А можно распутать всю историю, как клубок ниток, двигаясь планомерно! И для этого необходимо применить системный подход, который уже существует и успешно применяется на практике. Саймон и Иветта Роуз создали технику «Согласованность умов родителей» и «Искусство Пере-Зачатие».
Данные техники основаны на исцелении ключевых моментов развития, начиная с момента зачатия. Это критические моменты, которые определяют Вашу личность. В каждом из этих моментов могла произойти психологическая травма, повлиявшая на становление Вашей личности. И для того, чтобы вытянуть информацию из бессознательного, используется МЕТАФОРА.
Метафора (от др.-греч. «перенос», «переносное значение») — оборот, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Для того, чтобы проработать травмы, мы будем двигаться по ключевым точкам и представлять себя в роли главных участников воображаемых ситуаций. Акцент будем делать не на происходящем действии, а на Ваших ЧУВСТВАХ.
Ключевые моменты развития как лакмусовая бумажка проявляют скрытые убеждения, страхи и блоки, которые препятствуют гармоничному течению Вашей жизни
Я считаю, что в эго-состоянии «Ребенок» скрывается жизненная сила! Это сама энергия жизни в чистом проявлении. Если дать ей течь свободно, то она как вода в реке, найдет свое русло. Но если ее чрезмерно сдерживать, то вода либо застоится, либо в один момент прорвет плотину и станет разрушающей силой для окружающих.
Как появляются границы
Окружающий мир постоянно проверяет нас на прочность: на работе всегда есть коллега, готовый свалить на других свои обязанности, в компаниях — назойливо откровенный приятель, и даже некоторые друзья склонны садиться на шею. Но труднее всего выстроить здоровые личные границы в собственной семье.
Чтобы ребенок стал полноценным взрослым, требуются не только его усилия и время, но и активное содействие родителей. Только вот они далеко не всегда играют конструктивную роль в этом процессе, а порой и энергично препятствуют здоровому взрослению.
Токсичные родители называются токсичными не потому, что они нам не нравятся. Большинство из них — контролирующих, беспомощных, пьющих и применяющих насилие — объединяет бессознательное стремление любой ценой удержать ребенка при себе в состоянии созависимости и подчинения.
Признаки того, что родители нарушали (и продолжают нарушать) ваши границы
Чек-лист от Евгении Богдановой, психолога, руководителя проекта «Токсичные родители»
Вам трудно осознать себя как отдельную личность со своими интересами
Если в отношениях с родителями ребенку постоянно приходится приспосабливаться к их потребностям, в конце концов он теряет себя и перестает понимать, чего хочет сам.
Вы постоянно стараетесь быть «хорошим» или «хорошей»
Родители приучили вас к тому, что единственный способ завоевать расположение значимых людей — это уступать им и угождать.
Вы склонны к созависимым отношениям
Девушки из абьюзивных семей часто выбирают себе в мужья жестоких и требовательных мужчин вроде отца, а мужчины — гиперопекающих и контролирующих женщин, похожих на мать.