Введение в психологию: предмет, история формирования

Детерминизм и свобода воли

Соотношение этих двух понятий – центральная проблема этого принципа.

Принцип детерминизма, по своей сути, отрицает вообще какую-либо свободу воли. Наша психика, наши поступки, даже наш образ мысли – это все результат определенных условий. Детерминизм отрицает спонтанность.

Цели, которые ставит личность, ее поступки – это результат влияния того мотива, внутреннего или внешнего, который в данный момент времени доминирует. Но при этом, все эти мотивы – это тоже результат чего-то – опыта, воспитания, примеров для подражания, ценностей и установок, которые мы получили от социума, в котором живем, родителей, кумиров и авторитетов.


Фото автора Jill Burrow: Pexels

Такой подход во многом снимает с нас ответственность за свою жизнь. Мы этим часто пользуемся, находя оправдания в том, что мы ни в чем не виноваты и в своих неудачах начинаем винить родителей, окружающих, власть, судьбу и многое другое. Такое восприятие граничит с фатализмом и, как бы, дает разрешение ничего не делать, не прикладывать усилия, не стремиться к саморазвитию.

Впрочем, это тоже неоднозначное утверждение, ведь многие представители гуманитарной психологии утверждают, что у нас есть потребность к самоактуализации и саморазвитию. Поэтому, каждый решает сам – он влияет на свою жизнь или жизнь влияет на него.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения

Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие — это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии — изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Сознание и подсознание

В каждом человеке есть сознание и подсознание. Сознание — это все, что мы осознаем в данную минуту, наши мысли, осознанные действия. Все остальное, это подсознание. Оно управляет всеми жизненными важными процессами. Например, контроль дыхания или сердцебиение все выстроено в автоматическом режиме, что бы работало как часы.

В подсознании заложены все наши программы из детства, как позитивные, так и негативные. Все, что наше подсознание видело или чувствовало в процессе становления записывалось в свои архивы. К примеру, если человек обидчивый или злой по жизни, то наше подсознание приняло такую форму для эффективного выживания в социуме.

У подсознания главная задача, это выживание. Отсюда базовые потребности, такие как поесть и поспать. Для нашего подсознания по фигу, богатый или бедный, главное базовые потребности поесть и поспать. Есть хорошая новость, наше подсознание можно программировать на любые достижения целей.

Преображайся!

Как это ни парадоксально звучит, но внутренний мир – это изнанка внешнего. Начни работу над собой с преображения внешности. Многие внутренние проблемы женщины связаны с тем, что она просто-напросто себе не нравится. А любовь к себе — неотъемлемая составляющая счастья.

Самый эффективный и безопасный способ быстро преобразиться – это естественное омоложение. И тут вне конкуренции «Базовый марафон», наш хит и гордость. Он помог похорошеть сотням тысяч женщин по всему миру.

«Базовый марафон» длится всего три недели. От тебя потребуется всего 5-35 минут в день упражнений и самомассажа! Результатом станут ровная спина, расправленные плечи, вытянутая шея, подтянутая фигура и молодое лицо. Убираем второй подбородок, брыли, носогубки, морщины, поднимаем уголки губ, раскрываем взгляд, подтягиваем овал лица, разглаживаем лоб.

Поторопись принять участие в «Базовом марафоне». 1 февраля стартует его новая версия, обновленная на 60%. Ещё больше обратной связи с Аннетт: легендарнейший бьюти-тренер страны доведет тебя до результата.

Что значит «взрослый мужчина»?

Взрослая, не инфантильная личность характеризуется в первую очередь способностью принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Например, не пойти на вечеринку накануне важного совещания. Отказаться от отношений с женщиной, с которой не видишь перспектив в будущем

Быть честным по отношению и к себе, и к окружающим.

Незрелая и инфантильная личность не способна предсказать последствия собственных поступков даже на завтрашний день. Например, потратить все деньги на вечеринке и занимать на следующий день у товарищей. Не явиться на работу из-за плохого самочувствия. Некоторые мужчины остаются психологически незрелыми даже в преклонном возрасте.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач;
  • Определение ситуации, предмета и объекта;
  • Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
  • Определение способа ведения данных;
  • Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека

При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека

Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

Психология человека – что это?

Ученые умы несколько веков изучают психологию и до сих пор не определились с тем, что именно они изучают.

С древнегреческого «психология» переводится как учение о душе, но по ходу истории фокус этой науки был направлен на самые разные объекты: сознание, опыт, поведение, бессознательное, восприятие образов, проблемы бытия, познавательные способности и так далее.

Если пойти простым путем и оттолкнуться от современного восприятия термина, то психология изучает психику. А психика – это свойство субъективного отражения объективного мира, которым обладает только высокоорганизованная живая материя. То есть человек с его мозгом, нервами, чувствами. Но, опять же, это узкое понимание слова «психика».

Одной из актуальных интерпретаций предмета, который изучает психология, является внутренний мир человека.

Что интересует психологию:

познавательные процессы (мышление, речь, внимание, память, воображение, представление, ощущение и пр.),
психические состояния (любовь, восхищение, страх, тревога, утомление, ненависть, печаль, решительность, желания, влечения, интересы и пр.),
психические свойства (темперамент, характер, способности и пр.),
исполнительные функции (контроль внимания, подавление автоматических реакций, когнитивное торможение и гибкость и пр.).

Депрессия


Фото Pexels Можно сказать, что это «маленькое чёрное платье» в мире поп-психологии. Ещё в 2010-х термин стал популярен, особенно у мрачных субкультур. У каждой эмо-девочки в классе обязательно была депрессия. Именно тогда депрессивная эстетика нешуточно спутала карты психологам, ведь идеализировать психическое заболевание очень опасно и может привести к серьёзным последствиям.

Давайте ещё раз проговорим, что же такое депрессия.

У депрессии есть свои биохимические особенности, которые корректируются только посредством медикаментозного лечения. Поэтому, если вы замечаете у себя признаки депрессии, необходимо пообщаться со специалистом, который подтвердит или опровергнет подозрения и назначит необходимое лечение.

Теневая сторона термина: Благодаря поп-культуре, депрессией часто называют любое относительно долгое подавленное состояние или настроение.

Аналоги в английском языке

А есть ли у таких слов какие-то национальные особенности? Поскольку они не рекомендуются к употреблению в речи и в словарях их не найти, мы плохо знаем эту часть иностранных языков. В англоговорящих странах очень редко неформальная беседа обходится без you know («знаете/знаешь») и I mean («я имею в виду», «то есть»).

«В языках очень много сходств, ‒ подмечает Максим Кронгауз, ‒ взять, например, наше слово «как бы», которое пересекается в английском языке с like (в данном случае оно не является глаголом)». Однако неизвестно, существуют ли где-нибудь еще аналоги слова «короче». Откуда произошли эти слова-паразиты, выяснили американские ученые: психолог Джозеф Шрок и специалист по психолингвистике, когнитивный психолог Джин Фокс Три.

I mean представляет собой предупреждение о предстоящем уточнении к сказанному ранее, а you know — приглашение к участию в разговоре собеседника (как минимум ‒ к выражению несогласия или согласия). Эти слова называются дискурсивными маркерами. Их также используют не ради формирования основного смысла, а для предупреждений о коммуникативных намерениях того, кто говорит и для создания разговорной структуры. Примером маркера в русском языке можно привести слово — «да?».

«По своей форме это является вопросом, однако ответа на него мы не будем дожидаться даже паузу не сделаем, чтобы слушающий хоть что-то вставил, ‒ поясняет Максим Кронгауз

‒ Функция этого слова заключается в том, чтобы держать внимание собеседника прикованным к разговору, чтобы он более внимательно слушал»

Психология это своими словами. Что такое психология?

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение» ). В наше время часто вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология — это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика, а также мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Психология среди всех наук находится на особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания . Человек является одновременно и объектом познания и познающим.

Важная особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. Познавая себя, человек будет себя изменять. Новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Задачи психометрии

Психометрия входит в область психодиагностики. Первостепенной задачей психометрии является создание и валидизация механизмов измерения, таких как:

  • опросники;
  • тесты;
  • методики оценки личности.

Перед психометрией ставятся две центральные задачи:

  • разработка инструментов и формирование процедур измерения;
  • развитие и улучшение теоретических подходов, связанных с измерением. 

Большая степень разработок психометрии, на сегодняшний день, задействована в таких разделах психологии как:

  • дифференциальная психология;
  • психофизика.

На основании этого — психометрия делится на:

  • общую
  • дифференциальную

Задачей общей, является определение выраженных в числах соотношений каких-либо признаков стимула. Как пример, интенсивность света/звука, и пропорциональное ощущение конкретной силы. Например, яркость/громкость.


Фото автора DS stories: Pexels

В разделе «дифференциальная психология» — психометрия играет роль технологичной базы, применяемой в качестве измерительной психодиагностики. Этот сегмент психометрии включает такие признаки тестов как:

  • репрезентативность;
  • надежность;
  • валидность.

Где:

Надежность является характеристикой методики, которая включает в себя:

  • психодиагностическую точность измерений;
  • предполагает стабильность результатов к действию посторонних факторов;
  • воспроизводство результатов на одних и тех же респондентах при повторных исследованиях.

Валидность призвана измерять актуальный уровень психического свойства либо же качества. Она показывает в какой мере тест измеряет качество, для установления оценки которого он был предназначен. Высокая валидность свидетельствует о том, что тест измеряет именно то, что он него требуется. Те тесты, которые не обладают валидность, не пригодны для практического применения.

Репрезентативность устанавливает, насколько можно обобщить результаты исследования с подключением конкретной выборкой на всю центральную совокупность, из которой она собиралась.


Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Можно считать, что в психометрию заложен весь тот круг вопросов, которые связаны с измерением в психологии.

Популярным считается мнение относительно того, что психометрия не что иное, как математическая статистика, включающая в себя специфику психологии.

Функции психологии. Функции, принципы и предмет психологии

Термин “психология” происходит от двух древнегреческих слов: “психе” — душа и “логос” — знание или изучение. Предложен же этот термин был не в Древней Греции, а в Европе в XIX в. Он получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа “Социальная психология” (1732) и “Эмпирическая психология” (1734).

Психология, не отличаясь в этом от других наук, выполняет несколько определенных функций (рис. 1.1).

Принципы психологии отражают те или иные уровни ее подхода. В настоящее время психология базируется на следующих принципах (рис. 1.2).

Психология как наука основывается на следующих научных дисциплинах: философия, социология, физиология, история, естественные науки и педагогика.

Психологическая наука — сложная область знаний о внутреннем мире человека (рис. 1.3).

Основная задача психологии — изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал “думающей материей, осознающей свою эволюцию”.

Психология — это:

• наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на осно

Рис. 1.1. Функции психологии как науки

Рис. 1.2. Принципы психологии

Рис. 1.3. Предмет психологии

ве и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер;

  • • наука о закономерностях развития и функционирования психики, образования связей между психическими явлениями как особой формы жизнедеятельности организма;
  • • совокупность признаков и явлений, характеризующих поведение и функциональное состояние организма;
  • • объективное изучение реального человеческого поведения и психологических функций, проявляющихся в поведении человека. Эти функции ни в коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и изменяются всей деятельностью человека; они отражаются в творениях — продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж. Я. Вернан);
  • • наука, которая должна выявить закономерности психического развития путем вскрытия примитивных форм, трансформаций, стадий, в которых представлены различные функции человеческого духа (Я. Жане);
  • • совокупность душевных явлений, свойственных человеку и всем животным;
  • • наука, описывающая душевные явления;
  • • наука, объясняющая поведение;
  • • наука, показывающая отличие людей друг от друга, имеющих одно и то же физическое тело или состояния.

Как перестать быть токсичным человеком

Дабы перестать отравлять окружающих собственным «ядом», прежде всего, надобно признать существование такой проблемы и принять, что вина за деструктивный паттерн поведения лежит на самой личности. Также необходимо понимание того, что значит токсичный человек, и какие черты определяют его поведенческую модель. Знание таких черт позволит работать над ними с целью полного искоренения.

Таким образом, если токсичный человек обладает такими чертами, как сплетничество, лживость, негативность, безответственность, закомплексованность, склонность к манипулятивным действиям, необоснованной критике, то необходимо именно их стараться искоренять, трансформируя в противоположные качества.

Как правило, описываемая категория индивидов характеризуется наличием извращённого представления любви. Необходимо принять истину, что при всём несовершенстве мира, его наполненности болью, бедами, страхами, он всё же наполовину полон любовью. А любовь обнаруживается не в оскорблениях, унижении, критиканстве. Любовь является сутью бытия, квинтэссенцией существования, помогающей соблюдать баланс добра и зла. Поэтому необходимо попытаться понять, что совершенных человеческих субъектов просто не существует, но при этом каждый гомо сапиенс достоин любви и искренности.

Не следует завидовать. Всегда кто-то будет иметь немного больше, кто-то будет в чем-то чуть лучше. Мир неоднозначен, в нём нет места одинаковости. И именно своим многообразием он прекрасен. Поэтому зависть неконструктивна, она препятствует самосовершенствованию и развитию. Она отбирает энергию. От зависти ничего не пребывает. А вот саморазвитие, самосовершенствование, поиск собственных истинных интересов приведёт к достижению вожделенных результатов.

Самоуважение обусловлено умением уважать других. Проявление агрессии, пренебрежения, злости, презрения по причине материальной несостоятельности либо цвета кожи лишь демонстрирует ограниченность человека. Осуждая пьяниц невозможно искоренить алкоголизм. Поэтому прежде чем негодовать, унижая и презирая других, необходимо осознать, что человек делает сам для улучшения мира или изменения неприятной ему ситуации.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Предмет и методы изучения

Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. Если говорить об истории, она может рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму.

Задачи психологии:

  1. Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
  2. Исследование различных законов психики.
  3. Изучение социальных, биологических свойств личности.

Методы, которые используются исследователями истории психологии, отличаются от техник, применяемых общей психологией. Основные методики:

  1. Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
  2. Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
  3. Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
  4. Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
  5. Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
  6. Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
  7. Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
  8. Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
  9. Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.
  • психиатрия, медицина;
  • художественная литература;
  • военная практика;
  • искусство в различных его проявлениях;
  • практики воспитания, обучения;.
  • документы, написанные психологами в прошлом;
  • исторические материалы;
  • этнография, антропология.

Методы, с помощью которых выполняются историко-психологические исследования, бывают трех типов — планирование, интерпретация, доказательство.

Что значит понимание во время общения, как его достичь?

Из-за субъективности взглядов во время разговора может возникнуть недопонимание. Взгляды индивидов имеют субъективную природу — люди под одними терминами могут понимать разные вещи, но полагать, что собеседник разделяет именно их мнение. Недопонимание становится причиной конфликтов. Чаще всего оно возникает из-за разницы в возрасте, уровне образования, религиозных взглядов.

Чтобы избежать неправильной трактовки, собеседникам следует уточнять спорные моменты

Обсуждая потенциально конфликтные темы, важно не только выражать свою точку зрения, но и учитывать мнение собеседника. Разговор — средство, которым следует пользоваться сознательно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector