Идентичность как предмет психологического исследования

Идентификация – что это?

В переводе с латинского языка данный термин означает «отождествление». Идентифицировать себя с другим – значит, ориентироваться на его стабильные параметры и, в зависимости от этого, «настраивать» свою личность. Специалисты раскладывают определение идентификации на следующие составляющие:

  • построение эмоциональной связи: имплементация в собственный внутренний мир ощущений другого человека, принятие его жизненных ориентиров и ценностей;
  • проецирование себя на этого индивида, видение его как продолжение своей личности, придание собеседнику особенностей своего характера, желаний, чувств;
  • «постановка» себя на место партнера: воображаемое переселение в мир другого индивида для усвоения его мотивов поведения.

Термин «идентификация» применяется психологами также в том случае, если индивид «вживается» в образ литературного или кинематографического персонажа. При этом возникают эмпатические переживания и мысленное перевоплощение.

Кто из мальчишек в детстве не хотел примерить на себя роль бесстрашного и благородного д’Артаньяна – героя бессмертного романа А. Дюма? А разве найдется девчонка, не мечтающая о прекрасном принце и не мнящая себя кроткой Золушкой или верной Ассоль?

Что понимать под самоидентификацией?

Самоидентификация или персональная идентичность (термин происходит от латинского слова «identifico», что означает «отождествлять») представляет собой факт установления человеком своей тождественности с определённым образом себя, как субъекта, занимающего определённый образ в этом мире. Проще говоря, самоидентификация – это тот ответ, который даёт человек сам себе на вопрос об отношении к самому себе.

Благодаря чему личность в какой-либо момент будущего будет оставаться такой же, какой она была в прошлом, а в момент прошлого может быть такой же, какой она будет в будущем? Существует ли в человеке что-либо, что не поддаётся внешним изменениям и является абсолютно уникальным, будучи внутренним стержнем, на котором зиждется вся личность человека вообще? Кто такой человек? Кто я?

Поиски ответов на каждый из этих вопросов не одно столетие занимали умы философов разных школ, культур и цивилизаций. Ведь с помощью этих ответов можно было объяснить и обосновать базовые составляющие личности человека вообще и прийти к пониманию того, как она может сохраняться в течение времени.

И в ходе истории успели сложиться три критерия, на которых основываются определения проблемы личной идентичности. Этими критериями являются:

  • Психологический критерий
  • Телесный критерий
  • Критерий мозга

Личностная идентичность

Традиционно под социальной идентичностью личности понимают совокупность индивидуальных свойств, которые выделяют одного человека и отличают его от других. Часто личностная идентичность рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к социальной группе. При этом у него появляются, свойственные этой группе, качества. В итоге не до конца понятно, что есть личностная идентичность в каждом конкретном случае.

Сегодня термин «идентичность» широко применяется в гуманитарных науках. С точки зрения методологии идентичность – предмет исследования, идентификация – объяснительный принцип. Но существуют и другие толкования этих терминов.

Личность одновременно может принадлежать к нескольким социальным группам, это существенно влияет на изучение социальной идентификации как явления. Идентичность не является изначальным свойством, она формируется и выражает некое отношение человека к себе в условиях многообразия окружающего мира. Есть точка зрения, что идентичность присуща только отдельным людям, группа не может обладать идентичностью, если только метафорически.

В 1980-х годах термин «идентичность» стал использоваться, когда речь заходила о субъектах международных отношений. Здесь имеется ввиду конкурирующая идентичность, например, христианская, исламская. Такого рода идентичности не являются устойчивыми, их нельзя использовать для исследований эмпирического характера. Поэтому предметом изучения становятся индивиды, а групповая идентичность остается абстрактным понятием, которое применяется в широком философском смысле.

Структура и функции

Структура:

  1. Возникновение эмоциональной связи с объектом, который вызывает симпатию, уважение. Происходит примерка его ощущений.
  2. Восприятие человека как самого себя. Происходит перенос личного Я в чужое. Происходит запоминание манеры общения, особенностей поведения, принятие духовных ценностей, убеждений, интересов, жизненных ориентиров.
  3. Постановка собственного Я на место другого человека. Происходит проективная идентификация, при которой другому индивиду придаются личные черты характера, чувства, желания.

Функции:

  1. Защита. Человек составляет представление о ком-то другом, как о самом себе. Например, отец всегда хотел стать музыкантом, но работает на заводе. Личный жизненный опыт он совместит со знаниями, чтобы поставить сына на тот жизненный путь, который хотел пройти сам.
  2. Адаптация. Чтобы стать похожим на другого, индивид перенимает его черты. У человека может появиться желание заимствовать разные черты у группы людей. Данная функция работает с рождения. Постепенно личность впитывает разные черты характера, убеждения, взгляды и ценности, обрабатывает их, выделят личные качества, находит свое место в обществе.

Типы идентичности

Типы идентичности — это классификации, в которых находятся социальные группы. К ним относятся возрастная идентичность, культурная, расовая, идентичность в отношениях, политическая идентичность, религиозная, идентичность социально-экономического статуса, гендерная и сексуальная идентичность, профессиональная, корпоративная и т.д.

Гендерная идентичность

Гендерная идентичность — это то, что человек видит себя, например: женщиной, мужчиной, трансгендером/гендерным квир-человеком, комбинацией или не одной из этих категорий.

Половая идентичность

Пол человека — это идентичность, которая может соответствовать или не соответствовать общепринятым ожиданиям в отношении пола при рождении. Например, при рождении человеку может быть присвоен мужской пол, но с женской идентичностью. Это может быть ощущение принадлежности к мужчине, женщине или другому полу.

Сексуальная идентичность

Идентичность сексуальной ориентации определяется как эмоциональная, романтическая, сексуальная, духовная, аффективная идентичность и/или влечение к другому человеку или другим людям. Это может включать фантазию, поведение и личную идентификацию, состав или общий настрой человека с точки зрения брачного влечения.

Сексуальная ориентация развивается в ходе многоступенчатого процесса и со временем может меняться. Сексуальная ориентация необязательно связана с гендерной идентичностью человека. Эти два понятия могут не иметь ничего общего между собой. Идентичности сексуальной ориентации могут включать: геев, лесбиянок, натуралов, гомосексуалистов, бисексуалов, пансексуалов, транссексуалов и т. д.

Этническая идентичность

Это относится к принадлежности к этнической группе с учетом генеалогии или предков, общих для людей. В этом случае людей обычно объединяет больше всего: культура, язык, религия и обычаи.

Национальная идентичность

Это относится к чувству принадлежности к нации или стране. Она имеет сходство с культурной идентичностью, но на самом деле она больше коренится в национальных чувствах, поскольку люди страны могут встретиться в определенный день, чтобы отметить годовщину независимости, революции или просто страны, в которой они живут.

Профессиональная идентичность

Это карьера или профессия, частью которой мы являемся и в которой нас сопровождают люди с таким же призванием. Здесь собраны наши знания, ценности, с которыми мы работаем, и возложенные на нас обязанности.

Культурная идентичность

Она определяется с точки зрения культуры, языка и страны происхождения. Это относится к человеку или большой группе людей, разделяющих национальное, культурное и / или языковое наследие, независимо от того, проживают ли они в странах своего происхождения.

Идентичность цивилизационная

Это соотношение себя с историей, развитием, культурой и т.д. своего государства. Формирование понятия — Родина. Формирование данной идентичности является одной из приоритетных целей образования на уровне государства, что также является необходимостью для развития государства.

Групповая и эго идентичность

Непрерывность и устойчивость собственного «Я» и субъективное чувство целостности — эго идентичность.

Чувство принадлежности одной из социальных групп — групповая идентичность.

Обе этих идентичности формируются прижизненно и осознано.

Идентификация в философии фрейдизма?

Известный австрийский знаток психоанализа Зигмунд Фрейд создал собственную концепцию этого явления. Он был первым, кто выделил следующие категории идентификации:

1. Анаклитическая

Этот вид психической реакции характерен для детей, которые отождествляют себя с поддерживающими и помогающими им родителем. К примеру, если мать проявляет по отношению к своему ребенку максимум внимания и нежности, то чадо захочет в конечном итоге быть таким же, как она.

2. Идентификация с агрессором

Австрийский психолог рассматривал эту категорию как автоматическую реакцию, обусловленную потребностью в защите от воздействия человека, обладающего большей властью. Так, если чадо боится наказания отца, оно подсознательно стремится к тому, чтобы стать таким, как родитель. В таком случае, как думает ребенок, он будет обладать тем же влиянием и той же силой.

В психологической практике нередки случаи, когда пациент идентифицирует себя с лечащим его специалистом. Фрейд предостерегал своих коллег от нарциссического искушения представлять себя в роли всемогущих «спасителей» своих клиентов. Несмотря на это, данное табу продолжает нарушаться чаще, чем остальные терапевтические запреты.

Заключение

Отождествление дает нам возможность лучше понимать других людей, ставя себя на их место. Многие явления окружающего мира с трудом поддаются индивидуальному восприятию. Человек нуждается в сопоставлении себя с конкретным образом, что и достигается посредством идентификации.

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Критерий мозга

Критерий мозга является наиболее интересным, ведь рассматривать его можно, как симбиоз двух предыдущих критериев – психологического и телесного.

Если посмотреть на вопрос персональной идентичности с точки зрения критерия мозга, то можно сказать, что для перманентного существования такого феномена как личность, требуется только наличие мозга.

Различие здесь заключается в том, что мозг является физическим существом, можно даже сказать, своеобразной копией «тела», а те психологические процессы, которые в нём происходят, необходимы для того, чтобы личность могла оставаться самой собой. И вывод на самом деле прост: как только активность мозга исчезает, или мозг по каким-то причинам становится неспособен надлежащим образом выполнять свои функции, существование человека прекращается.

Затевать какой-либо спор по поводу правильности и истинности одного из критериев было бы пустой тратой времени, т.к. в каждом из них мы можем отыскать то, с чем просто невозможно не согласиться.

Если человек не имеет личных убеждений и мировоззрения, если он не способен мыслить и осознавать, о личности не может быть и речи. Когда физическое тело умирает, если рассуждать с материалистической точки зрения, то личность человека тоже перестаёт существовать. При отключении мозга человек также «отключается» от реальности и от понятия и сознания себя – так происходит, по крайней мере, в большинстве случаев, что подтверждается, например, беседами с людьми, испытавшими клиническую смерть. Да и если человек, как тот же самый механизм, уже не создаёт в энергетическом пространстве вибраций, волнений и колебаний, значит идентифицировать себя уже просто некому/нечему и нечего.

На самом деле, если ломать голову над всем этим, то с большой долей вероятности её можно сломать

Более важно не понятие о персональной идентичности, а факт и сама возможность её существования. Если человек способен сознавать и идентифицировать себя, значит, он способен извлечь максимум из потенциала своего существа и прожить настоящую, осмысленную, одухотворённую и красочную жизнь, наполнив её огромным количеством хороших событий и созидательных действий, достигнув целей, сумев реализовать себя, подарив дорогим людям тепло и радость

Именно поэтому каждый из нас должен задаваться вопросом «Кто я?».

Кто вы?

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Вопросы для поиска смысла и счастья
  • Фальсифицируемость Поппера как научный критерий
  • Как создать свою диаграмму личности
  • Идеи Карла Густава Юнга
  • Влияние социальных ролей на развитие личности
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессами
  • Зрелая личность
  • Критерии личности
  • Как достичь эмоциональной зрелости

Ключевые слова:1Самопознание

Э. Фромм.

Однако помимо собственно психологической истории своего становления понятие идентичности оказалось стержневым для ряда социально-философских концепций, например для работ Э. Фромма (1900-1980), имевших в качестве своего предмета анализ совре­менных особенностей взаимоотношений человека и общества. Именно благодаря социально-философской традиции осмысления проблемы идентичности в контексте человеческой свободы дан­ное понятие сегодня гораздо шире своего чисто психологического контекста.

Э. Фромм (1987) обращается к проблеме идентичности, анали­зируя диалектическую взаимосвязь индивидуального и всеобщего в человеческой природе. В своей книге «Бег­ство от свободы», написанной в 1941 г. и посвященной ана­лизу психологических механизмов деперсонализации, сложившихся в тоталитарных системах (фашизме, сталинизме), он определяет персональную идентичность

как результат индивидуализации че­ловека. По мнению Фромма, последняя есть след­ствие обособления его от сил природы и от других людей, что впервые становится возможным лишь на определенном этапе че­ловеческой истории, а именно в Новое время.

Но, как отмечает Э. Фромм, одновременно «одной из ведущих человеческих потребностей, составляющей самую сущность чело­веческого бытия», является потребность в связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, что достигается путем самоотождествления с какими-либо идеями, ценностями, соци­альными стандартами, т.е. путем формирования социальной иден­тичности.

Расширение путей самореализации, потенциальная множе­ственность социального выбора, впервые ставшие возможными с началом капиталистических отношений, сталкиваются, по мысли Фромма, с неготовностью человека принять столь свободное оди­ночество и, следовательно, вызывают поиск таких связей с ми­ром, которые уничтожат его индивидуальность: «Индивид пере­стает быть самим собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные… Исчезает различие между собствен­ным Я и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием».

Таким образом, следствием современного торжества социаль­ной идентичности является деперсонализация, ведь «человек пла­тит за новую уверенность в себе отказом от целостности своего Я».

Магазин

Интернет-личность, завоевавшая отличную репутацию, ценна по двум причинам: во-первых, один или несколько человек потратили много времени и усилий на создание репутации личности; и во-вторых, другие пользователи обращают внимание на репутацию личности, пытаясь решить, заслуживает ли она достаточного доверия. Поэтому неудивительно, что онлайн-удостоверения были выставлены на продажу на сайтах онлайн-аукционов

Однако возникают конфликты из-за владения идентификационными данными в Интернете. Недавно пользователь многопользовательской онлайн-игры EverQuest , принадлежащей Sony Online Entertainment, Inc. , попытался продать свою личность EverQuest на eBay. Sony возразила, утверждая, что персонаж является интеллектуальной собственностью Sony , и потребовала снятия аукциона; в соответствии с Законом США об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), eBay мог бы стать стороной в судебном процессе о нарушении авторских прав, если бы не выполнил его. Остается нерешенным фундаментальный вопрос: кому принадлежит онлайн-личность, созданная на коммерческом веб-сайте? Принадлежит ли онлайн-удостоверение тому, кто его создал, или компании, которая владеет программным обеспечением, используемым для создания удостоверения?

Идентификация и самоидентификация

Понятия идентичности и идентификации особенно важно разграничивать при изучении межгрупповых отношений. Они близки по значению, однако существенно различаются как научные термины

Идентификация в общем смысле является уподоблением чего-либо чему-либо. В гуманитарных и социальных науках, в частности, в психологии, выделяют различные виды идентификации. К примеру, ее часто определяют как установление тождественности неизвестного материального объекта объекту уже известному на основании совпадения тех или иных значимых признаков. Существует и такое понятие, как личностная идентификация, или самоидентификация. Это сложившееся отношение личности к себе.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые ввел понятие идентификации. Однако именно в социальной психологии оно получило наибольшее распространение. Фрейд первоначально рассматривал идентификацию в качестве бессознательного процесса подражания. Он считал, что это один из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком (прежде всего это касается детей) схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной, религиозной, политической, расовой, этнической), нормам которой нужно следовать.

Социальные стереотипы

Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.

Определение 1

Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.

Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.

Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.

Определение 2

Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.

Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.

Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.

Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности. Человек стоит перед выбором социальной идентификации, он определяет беден он или богат, молод или стар, образован или невежественен и т.д.

Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм. Определение 3

Определение 3

Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.

Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.

Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Определение понятия

Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.

Причины ДРИ

Патогенез болезни запускается диссоциацией сознания – защитным механизмом психики, проявляется ощущением отстраненности от происходящего. Обычно люди говорят: все происходило как будто не со мной. Зарождается чувство, что смотришь на собственную жизнь как посторонний наблюдатель. Порой процесс настолько силен, что возникает ощущение выхода из собственного тела.

В норме диссоциация помогает людям оценить происходящие события трезвым взглядом. Является защитной реакцией психики на травмирующие обстоятельства. Помогает индивиду преодолеть избыточные, непереносимые эмоции. Подобный механизм особо присущ эмоционально холодным, хладнокровным индивидам и проявляется в ситуациях, требующих эмоциональной вовлеченности.

Стоит повторить, что диссоциация в норме является довольно полезным защитным механизмом психики, позволяющим купировать сильное эмоциональное напряжение. Патология начинается в результате повышенной активизации процесса. Индивид испытывает настолько сильный стресс, заставляющий собственное целостное Эго расщепиться. Поэтому диссоциация носит название «расщепление».

Целостность Эго, заставляющая человека воспринимать внешние обстоятельства, переживания и откликаться на них фиксированным способом, дезинтегрируется. То есть теряется единство, слаженность деятельности сознания. Психика пытается отвергнуть реальность происходящего, «говорит», что все это случилось с кем-то другим, блокирует воспоминания об устрашающем событии, создает новую тождественность, способную преодолеть эмоциональный тайфун. Ее также называют альтер-личностью, идентичность, эго-состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector