Культура общения и ее особенности орынханова г.а.,жардамалиева ж.б.,абдикалык к.с

Невербальная культура в деловом общении

Бывает, что слова, как таковые, в деловых переговорах не соответствуют истинному отношению авторов к теме. Также и опытные партнеры могут заподозрить неискренность собеседника, что влияет на принятие решений. Исключить эту вероятность и выявить скрытые мотивы позволяет невербальное общение, то есть языки телодвижений и жестов. Например, по мимике лица можно определить внутреннее состояние собеседника, его возможные мысли и посылы. В связи с этим культура делового общения в организации может включать и невербальные средства коммуникации, которые дают возможность установить доверительный контакт с партнером.

Умение понимать язык жестов позволяет также предвидеть возможную реакцию собеседника еще до того, как он словесно выразит свое отношение к принятой информации. Соответственно, еще в процессе ее донесения параллельно с бессловесным языком можно скорректировать позиции в определенную сторону.

Принято считать, что невербальное общение доступно для каждого человека независимо от его культурного уровня и образования. На деле же это не так. У разных людей разный запас жестовых знаков, и чем выше культура общения делового человека, тем богаче и возможности для бессловесной коммуникации. В переговорах невербальный язык позволит выразить скептическое отношение к предложению, подчеркнуть доминирующие аспекты, скрыть недовольство критикой и многое другое, что окажет не менее сильный эффект на собеседника, нежели прямое высказывание словами.

Требования, предъявляемые к совещаниям

Существуют этические правила делового общения, предъявляемые к совещаниям. Они регулируют взаимоотношения между его участниками, а также между подчиненными и начальством. Например, со стороны начальника этически оправданным будет приглашение на совещание, на котором предполагается решить важный вопрос, его участников не через секретаршу по телефону, а в личном общении или письменно. Уважение к аудитории также проявляется в создании некоторого, хотя бы минимального комфорта. Помещение, как гласят правила делового общения, следует подобрать в соответствии с числом участников, обеспечить его проветриваемость, необходимое освещение, возможность записать важную информацию и т.д.

Главный элемент совещания или собрания — дискуссия по некоторым вопросам, основной целью которой является поиск истины. Лишь в том случае дискуссия эффективна, если она проводится с соблюдением в процессе делового общения норм поведения, этически ориентированных. Этикет делового общения предполагает необходимость уважения чужого мнения, даже если оно кажется на первый взгляд абсурдным

Для того чтобы его понять, нужно набраться терпения, выслушать его, мобилизовав внимание. Этикет делового общения советует также придерживаться лишь предмета спора

Нельзя превращать в конфликт дискуссию. Нужно искать в споре точки сближения суждений и мнений, стремиться найти общие решения. Это не значит, что от своего мнения нужно отказаться, если вы уверены в собственной правоте. Тем не менее полезно подвергать правоту своей позиции сомнению. Нельзя использовать в любой, даже самой острой дискуссии, безапеляционные заявления (например, «глупости говорите», «это ерунда», «это неверно») и бранные слова. Язык делового общения должен исключить все это. Сарказм и ирония допускаются, однако употреблять их следует, не унижая и не оскорбляя оппонентов. Факты, а также их добросовестная интерпретация, являются главным оружием в дискуссии.

Нужно уметь признавать собственную неправоту. Деловое общение — это сфера, в которой также следует проявлять благородство. Если оппоненты потерпели в дискуссии поражение, им нужно предоставить возможность спасти репутацию. По поводу их поражения злорадствовать не стоит.

Составляющие культуры

Сам по себе термин «культура» состоит из двух неотъемлемых составляющих жизни — материальная и духовная сферы. Каждая имеет свою краткую характеристику, представление, должна присутствовать в мировосприятии человека любой возрастной категории.

— Материальная культура. Это всемирное наследие человечества и ощутимые ценности каждого индивида. Это то, что можно потрогать, воспользоваться и обменяться в случае острой необходимости. Это важная сторона жизни, но назвать ее доминирующей очень сложно.

— Духовная культура. Это совершенно иная сторона жизни, которая больше касается внутреннего мира и его духовного роста, развития. Это восприятие индивидом окружающего мира, его стремление к новым знаниям и саморазвитию, постановка целей и достижение их одной за другой.

Если человек богат материально, но беден духовно, личность считается несостоявшейся

Именно поэтому в доме, детском садике, школе и даже университете огромное внимание уделяют духовному воспитанию каждого своего воспитанника. Для многих школьников это тяжелейший труд, но задача учителей — сделать их целостными личностями, не краснеть за подопечных во взрослой жизни

При грамотном подходе и усердии обязательно все получится.

Формирование культуры общения

Формирование культуры общения необходимо для того, чтобы индивидуумы обладали возможностью осуществлять целенаправленное коммуникативное взаимодействие. Сегодня обучение нормам и правилам речевого этика – это одно из приоритетных направлений воспитания.

Нормативными считаются следующие установленные правила культурного общения:

  • определение темы и цели своего высказывания еще до вступления в диалог;
  • избегание клише, стереотипов и повторов;
  • адекватность высказывания;
  • минимизация менторского тона и нравоучений;
  • разнообразность речи и широкий словарный запас (знание терминологии, к которой апеллирует собеседник);
  • владение эмоциями;
  • знание и соблюдение правил этикета.

Как правило, большую часть коммуникативных навыков человек приобретает в процессе взросления и контакта с различными группами социума.

Важное место в системе общения также занимает культура межнационального общения. Она подразумевает толерантное отношение к разным этническим общностям

Ошибки культуры общения

Родители и учителя должны стать для школьника образцом подражания, иначе ни о какой культуре речи быть не может. Взрослые при разговоре должны не забывать такое ценное понятие, как чистота речи

Очень важно правильно изъясняться на литературном русском языке, не грубить и, тем более, не переходить на жаргон

Школьник в своем возрасте старается полностью перенять поведение своих родителей, и манера разговора — тоже не исключение. Такой ценной информацией взрослые должны воспользоваться в своих интересах, став достойным примером и действительно образцом для подражания.

Самыми распространенными ошибками взрослых в общении с подростками становятся следующие моменты:

— несдержанность, переход на крик и грубость;

— повышенная раздражительность в адрес собеседника;

— неумение дослушать до конца, манера перебивать;

— давление своим авторитетом;

— присутствие в беседе жаргона и нецензурной брани;

— неумение аргументированно отстоять собственную позицию.

В результате возникает словесное непонимание, которое вскоре приобретает глобальные масштабы. Взрослые люди, подобно школьникам, тоже должны следить за культурой общения и восполнять пробелы. не стоит считать себя совершенным, иначе уже очень скоро все собеседники попросту отвернутся.

Тоже самое касается школьников, у которых впереди целая жизнь. Элементарным правилам общения требуется учиться с раннего детства, что уже в подростковом возрасте они стали нормой повседневности. Учителя могут лишь дополнить эту бесценную науку, тем более, как говорится, «век живи — век учись».

Так что культура общения — это такая же ценная область знаний, как математика с физикой в техническом университете, поэтому не стоит ее всячески игнорировать и оставаться до конца жизни неучем. В заданном направлении тоже имеется много чего интересного.

Речь и культура общения

В развитии и формировании индивида как личности, важную значимость имеют речь и культура общения. А зеркалом культуры является язык, так как в нем отображается реальная действительность, окружающая индивидов, истинные условия его существования, общественное сознание народа, его национальные черты, менталитет, традиции, обычаи, моральность, нравственно-ценностные ориентиры, мировосприятие и видение мира.

Язык – это своеобразная сокровищница или копилка культуры. Он сохраняет и оберегает культурное наследие и ценности благодаря своим компонентам, таким как лексика, грамматика, пословицы, поговорки, фольклор, литература; и формам письменной или устной речи.

Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании. Она служит объектом искусства и обогащает личность духовно.

В жизни любого индивида речевая деятельность занимает одну из важнейших позиций. Ведь без нее практически невозможно овладение профессиональными умениями, общекультурное развитие, межличностное взаимодействие. Умение грамотно вести беседу является одной из главнейших черт личности в качестве социального феномена.

Коммуникативное взаимодействие между индивидами одновременно становится социально-психологической связью и своеобразным каналом трансляции сообщений. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст. Текст может быть выражен в устной и письменной формах. Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки. Не менее значимым считается и понятие о качестве речи, обеспечивающим результативность коммуникаций и характеризующим степень речевой культурности индивида.

Различают речевую культуру общества в целом и личности отдельно. Речевая культура отдельного субъекта индивидуальна, характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от уровня эрудированности в области вербальной культуры социума и демонстрирует умение использовать эту эрудированность. Она заимствует и перенимает часть вербальной культуры социума, но наряду с этим она намного шире этой культуры. Вербальная культура общества — это отбор, сбор и хранение наилучших штампов, образцов, моделей, шаблонов речевого взаимодействия, формирование литературной классики и соблюдение норм литературной речи.

Итак, рассматривая психологическое естество коммуникативного взаимодействия, можно сделать следующие выводы. Общение – это одна из форм психической деятельности индивида и его поведения. Коммуникации представляют собой межличностные взаимоотношения между субъектами. В коммуникативном взаимодействии людей проявляются индивидуальные свойства психики личности, ее особенности темперамента и прочие психолого-типологические черты. Личность индивида развивается только в процессе общения

Именно поэтому настолько важно правильное воспитание культуры общения, которое заключается в усвоении родного языка и предполагает овладение языковыми нормами, совершенствование красноречивых инструментов языка в живом вербальном взаимодействии

Правила речевого этикета в русском языке

Речевой этикет любой страны имеет свои особенности, характерные для представителей определенной культуры и языка. Главная особенность русского речевого этикета заключается в отсутствии нейтральных по социальному статусу личных обращений. Революция привела к утрате многих универсальных слов, таких как «сударь/сударыня», «Ваша светлость», «батюшка/матушка», а коммунистическая эпоха завершилась исчезновением из обихода слова «товарищ». Сегодня использующие эти обращения люди кажутся старомодными. Хотя в некоторых случаях к ним возвращаются для придания речи идеологической окраски либо с целью построения фраз за счет использования безличных форм. Что касается жаргонных фраз и нецензурной брани, мода на которые появилась в 90-е годы прошлого века, многие слова плотно закрепились в повседневной речи, вошли в СМИ и даже литературные произведения. Сейчас практически не прослеживается разница между этими словами и экспрессивными выражениями.

Уникальность русского речевого этикета заключается также в использовании имени и отчества, подчеркивающих уважение к человеку. В современном мире аналоги такого обращения встречаются редко. А за счет употребления уменьшительных форм имен и слов есть возможность подчеркнуть родственную/близкую связь с собеседником (доченька, женушка, Сашенька).

Еще одно отличие речевого этикета России – использование местоимения множественного числа во время официального общения. Вежливая форма «Вы» используется во время беседы с незнакомцем или при необходимости подчеркнуть авторитет человека. Возникновение близости либо общности взглядов между собеседниками позволяет осуществить переход на «ты»-форму.

Этикет речевого общения в России не требует приветствовать прохожих или соседей. Это объясняет отсутствие в языке нейтральных речевых конструкций. Но в случае состоявшегося знакомства и завязывания общения стоит обращаться к собеседнику, выражая чувства признательности и глубокого уважения.

По правилам русского речевого этикета, принято особое внимание уделять интонации. В зависимости от тона, ритма, ударения, тембра голоса и прочих интонационных составляющих одно и то же слово может приобретать различную окраску, чего в других языках добиться довольно сложно

Богатство русского языка трудно переоценить. Благодаря употреблению фразеологизмов, идиом, пословиц и поговорок, а также крылатых выражений, которые непросто перевести на другие языки, русская речь заметно выделяется на общем фоне. А речь человека, употребляющего подобные фразы, становится намного интересней, демонстрирует эрудированность собеседника и позволяет максимально ярко передать чувства, эмоции оратора или смысл слов.

Резюмируя все сказанное выше, стоит добавить, что правила речевого этикета имеют массу отличий в зависимости от того, где проживают собеседники. Нормы общения, которые представители одной культуры считают уместными, могут совершенно не вписываться в рамки речевого этикета жителей других государств. Речевой этикет является сложной системой, служащей для использования различных языковых приемов

Крайне важно при выстраивании отношений с людьми, основанных на доверии, соблюдать речевой этикет

Правила вежливого общения основываются на таких составляющих, как учтивость, уважение, корректность, тактичность, обходительность. Стремление продемонстрировать свою доброжелательность и подчеркнуть индивидуальность оппонента поможет избежать возникновения острых моментов. Главное – пользоваться понятными для социальной группы языковыми формулами и приемами.

Виды речевого этикета

Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.

Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.

Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.

Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.

Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:

  1. Официальный или деловой. Это тот этикет, который обычно подразумевается под этим словом обывателем. Применяется на мероприятиях, где гости не знакомы друг с другом, на выставках, в сфере обслуживания, на деловых переговорах.
  2. Повседневный. Наиболее простой для освоения и распространённый вид. Применение правил повседневного этикета не требует усилий, воспитанный и интегрированный в общество человек соблюдает большинство правил и норм речевого этикета в процессе общения автоматически. Применим в любой ситуации, где не подходит официальный этикет или более редкие формы речевого этикета.

Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета.

Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.

В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:

  • материальным — обмен продуктами деятельности;
  • когнитивным (познавательным) – обмен данными, опытом и знаниями;
  • кондиционным (эмоциональным) – обмен настроением;
  • мотивационным – обмен намерениями;
  • деятельностным – обмен умениями, вследствие совместной деятельности.

Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.

  1. Контакт масок. Это формальная коммуникация, без стремления узнать характер оппонента.
  2. Светское общение. Эта форма словесной связи беспредметна, так как люди в такие моменты разговаривают на общие темы, о чем положено говорить в этой ситуации.
  3. Формально-ролевой вид. Здесь важен регламент и содержание общения, а значение имеет социальный статус собеседника и его положение в обществе.
  4. Деловое общение. Это взаимодействие с целью обмена данными и сообщениями, которые требуются для достижения нужного результата.
  5. Межличностное общение. Этот вид речевого этикета еще называется интимно личностной коммуникацией, потому как заключается в раскрытии глубинных личностных качеств собеседника.
  6. Манипулятивное общение. Это общение направлено на получение пользы от оппонента.

Особенности формирования

Никто не рождается воспитанным. Для того чтобы человек стал культурным, применяется комплекс мер. Он реализуется не только родителями, но и образовательными организациями.

Важно! Определенные нормы ребенок усваивает в процессе взаимодействия с другими детьми. В детском саду малышей учат правильно обращаться с взрослыми, какие вежливые слова использовать в повседневной жизни

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать разницу между «ты» и «вы», обращением по имени-отчеству

В детском саду малышей учат правильно обращаться с взрослыми, какие вежливые слова использовать в повседневной жизни. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны понимать разницу между «ты» и «вы», обращением по имени-отчеству.

Воспитание – это небыстрый процесс, но при постоянном воздействии результат не заставит себя ждать. Родители объясняют дошкольнику, как вести себя в общественных местах, как просить незнакомых людей, и другие важные аспекты существования в обществе.

Воспитание продолжается и в школьном возрасте. Детей учат правильно вести себя в разных ситуациях, показывают им, как проявлять культуру общения в письменном виде. Например, как писать письмо в деловом стиле и т.п.

Помочь в развитии представлений может художественная литература. Сказки, рассказы и прочие произведения дают детям возможность перенимать опыт героев, анализировать поступки персонажей.

Формирование представлений о том, каким должен быть вежливый контакт, – первостепенная задача воспитания. Без этих знаний человеку будет сложно существовать в обществе.

Эталоны поведения для руководителя

Практика формирования делового стиля взаимодействия внутри организаций позволила выработать наиболее эффективные нормы поведения руководителей и подчиненных. Так, для руководителей можно привести следующие примеры эталонного стиля управления:

  • Работа над сплочением коллектива, участники которого обладают морально-этическими навыками общения.
  • Приобщение сотрудников к задачам компании, что позволит им чувствовать себя комфортнее и в нравственном плане, и в психологическом. Обычно это происходит в процессе идентификации сотрудника с коллективом.
  • Все замечания сотрудникам следует делать в полном соответствии с правилами, которые предписывают этика и культура делового общения внутри организаций.
  • При возникновении конфликтов руководитель должен выяснить все причины. Если проблема возникла из-за недобросовестности или некорректного поведения определенного сотрудника, то задача начальника будет заключаться в том, чтобы помочь подчиненному изменить свой стиль поведения.
  • Не стоит давать рекомендации подчиненным в делах, которые выходят за рамки профессиональных обязанностей.

Психология делового общения

Определение 2

Под деловым общением понимается предметно-целевая деятельность, которая направлена на организацию и оптимизацию определенного вида предметной деятельности.

Ю. М. Жуков считает, что предмет общения и отношения участников к нему во время деловой коммуникации является ключевым моментом процесса общения. То, насколько хорошо человек может воспринимать предметные позиции партнеров, а также свою позицию, определяет успех коммуникации. Основная задача деловой коммуникации заключается в продуктивном сотрудничестве, стремлении к сближению целей, установлению и улучшению партнерских отношений.

А. П. Панфилова выделяет ряд условий, которые реализовывает деловая коммуникация:

все участники общения обязаны контактировать, вне зависимости от симпатий и антипатий;
определение предметно-целевого содержания коммуникации;
необходимо соблюдать формально-ролевые принципы взаимодействия, беря во внимание должностные роли, права и функциональные обязанности;
все участники делового общения взаимозависимы в достижении финального результата и во время осуществления личных планов;
осуществление постоянного коммуникативного контроля участников общения;
различные формальные ограничения.

Выделяют следующие виды формальных ограничений в психологии делового общения:

конвенциональное ограничение предусматривает следование правовым и социальным нормам, соблюдение регламентации;
ситуативное ограничение подразумевает взять во внимание случаи делового общения (совещания, презентации, переговоры и т.д). Общение в таком случае имеет целенаправленный характер, регулируется регламентом, использует адекватные коммуникативные средства;
эмоциональное ограничение выражается в проявлении стрессоустойчивости, навыках управления собственными чувствами и эмоциями при напряженных деловых ситуациях;
насильственное ограничение допускает прерывание контакта одной из сторон при определенных ситуациях, в которых содержание данным более не имеет предметный характер, когда реакция партнера приобретает неадекватный окрас и общение не соответствует установленным нормам поведения.. Способ общения определяется целью взаимодействия, особенностью его организации, эмоциональным настроем собеседников, уровнем их культуры

Способ общения определяется целью взаимодействия, особенностью его организации, эмоциональным настроем собеседников, уровнем их культуры.

Замечание 2

Важно отметить, что психологическая особенность делового общения заключается в следующем: общение подобно диалектическому процессу содержит в себе единство двух диаметрально противоположных начал: сотрудничество и интеграция с одной стороны и борьба с дифференциацией с другой стороны. Деловое общение является ярким примером дуализма взаимодействий

Психологи отметили несколько основных характеристик общения: функция, содержание, сторона, манера и стиль.

Взаимодействию характерно разное содержание, выражаемое в следующем:

  • в передаче информации друг другу;
  • в восприятии друг друга;
  • во взаимооценке;
  • во взаимовлиянии партнеров друг на друга;
  • во взаимодействии партнеров;
  • в управлении групповой деятельностью и т.д.

Так как деловое общение воспринимается как предметно-целевая деятельность, то содержание любой коммуникативной формы или речевой конструкции попадает под влияние коммуникативного намерения и прогнозируемого результата. Любая определенная цель делового общения требует такого содержания коммуникации, которое позволит ее осуществить и получить нужные результаты. Ю. М. Жуков отмечает, что успех деловой коммуникации напрямую зависим от адекватности установок, определения своего межличностного и предметного мнения, уровня знаний в закономерностях разных форм общения и стандартов поведения при различных ситуациях, от навыков формирования тактического плана и реализации его в ключе имеющихся социальных умений.

Это положение имеет значение во время тех ситуаций, когда есть место возможной неискренности делового партнера. Общество выработало определенную систему образцов поведения, при нарушении которых запускаются механизмы социального контроля, обеспечивающие коррекцию не принятого поведения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Правила этикета

Понятие «культура» многогранно, в каждом народе есть свои представления о вежливости. Например, в Китае, Корее, Японии принято кланяться – этот жест выражает почтение со стороны человека.

В этикете учитывается не только то, что говорится. В правила включают допустимое расстояние между собеседниками, проявление интереса, тактичность. Также в этикет входят инструкции на случай нарушений правил.

Например, если человек неправильно назвали имя собеседника, то ему достаточно извиниться

Дружеское общение может допускать небольшие послабления в этикете. У каждого народа свои правила касательно того, как обращаться к людям разных социальных групп, как разговаривать и т.п.

Как правильно отказывать

Проявление культуры общения – вежливый обмен информацией. При таком контакте индивид может столкнуться с тем, что собеседнику что-то от него нужно. Но у человека не всегда есть желание и силы удовлетворять просьбу.

В таком случае этикетом предусмотрена возможность отказа:

  1. Достаточно короткого «нет» – оно не должно влиять на взаимоотношения.
  2. Аргументировать свою позицию и объяснить, почему нет возможности помочь.
  3. Если после обоснованного ответа просьба повторилась, можно уходить.

Отношения между людьми выстраиваются сложно, поэтому не все могут отказать в просьбе.

Общение с незнакомцами

При первом контакте у людей подсознательно складывается первое впечатление друг о друге. Поэтому грамотное обращение к незнакомцу поможет заслужить его расположение.

Нельзя обращаться к человеку по полу, т.е. «мужчина», «женщина» и т.п. Разрешается применять обезличенные слова: извините, простите, помогите и т.д.

Можно использовать официальные: «гражданин», «господин», «мадам» и другие. Некоторые люди предпочитают обращаться неофициально на «ты», но это недопустимо по отношению к тем, кто старше.

Публичные выступления

Информационные встречи могут быть представлены в разных вариантах: семинары, конференции, презентации и т.п. На них тоже действуют общие правила этикета.

Прежде всего, выступающий должен продумать свою речь, выделить тезисы и аргументы. Приходить неподготовленным – верх невежливости.

Обращение на равных позволит создать эффект эмоциональной вовлеченности. Поучительный тон и снобизм вызовут негативную реакцию у сообщества.

Длительность выступления должна быть средней. Слишком длинное или короткое вызовет утомление/ непонимание у слушателей. Аудитория может высказать неодобрение, но при общении все равно нужно соблюдать правила вежливости.

Определение «культура» встречается в философии, социологии, психологии. В каждой науке оно трактуется по-разному. Менялись представления с развитием цивилизации.

Культуру общения можно назвать основой социализации

С развитием техники сфера этикета стала расширяться. Начались появляться правила поведения в сетевом пространстве. Например, как подписывать электронные письма, как обращаться к должностным лицам, и многое другое.

Информационные ресурсы теперь не ограничиваются печатными изданиями и телевизионными программами. Все это требует от общества разработки новых представлений о границах вежливости.

Культура общения диктует человеку, как разговаривать в служебной обстановке, с родственниками. При правильном воспитании индивид знает границы допустимого, и что повлечет их нарушение.

Культура речевого общения

Речевое общение отражает степень культурности каждой отдельной личности, его уровень мыслительной деятельности, а также интеллектуального развития. Не обладая в полной мере культурой речевого общения, индивиды не смогут вступить в коммуникативный процесс, которые необходим для совместной деятельности в общественной сфере. Культурность речи обязывает человека соблюдать грамотность во время общения, а также исключить обсценную лексику.

Кроме этого, культура речевого общения на всех уровнях базируется на уважительном и вежливом отношении к своим партнерам по общению, умении выслушать своего оппонента. Это значит, что речь культурного человека обязательно будет содержательной, логичной, обоснованной, понятной и четкой. Нормы речевого этикета подразумевают применение тех языковых средств, которые будут уместны в конкретной ситуации и сфере речевой коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector