Воспитание по-спартански
Содержание:
- Семейная жизнь
- Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней
- Воспитание спартанских мальчиков
- Система Агогэ
- Еда как роскошь
- Царица Горго и другие известные спартанки
- Воспитание девушек в Древней Спарте
- 2.3 Довоинское обучение в Спарте
- Система воспитания спартанцев
- Аскетизм как принцип жизни
- Основные этапы, которые проходили будущие воины
- Система воспитания спартанцев
- Основные этапы, которые проходили будущие воины
- Военно-физическое воспитание в Спарте
- Спартанские девушки
Семейная жизнь
История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:
- плохое питание;
- выдача одного хитона на протяжении года;
- по окончании школы сдача экзамена на выносливость.
Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.
Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней
Спарта, именуемая еще Лакедемоном это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.
Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.
Воспитание спартанских мальчиков
Обучение мальчиков заключалось в том, что в них развивали в основном физическую силу. Их забирали у матерей в семилетнем возрасте и помещали в казармах. Детей плохо кормили и одевали. Обувь для спартанских мальчиков была непозволительной роскошью – они ходили босиком. Пищу спартанских детей в современном мире можно назвать помоями. Голодные и постоянно мёрзнущие мальчики промышляли воровством. Кражи поощрялись их воспитателями, так как считалось, что кражи учат будущих воинов скрытности. Если же маленького воришку ловили, то его строго наказывали не за кражу, а за неумение скрываться.
Умение быть незаметным – качество, которое помогает сохранить жизнь во время военных походов. Также поощрялись и драки среди детей. Часто взрослые специально провоцировали их для этого. Дурь из детей выбивали кнутом. Если родитель ребёнка узнавал, что его чадо подверглось порке, то он обязан был выпороть его ещё раз. Баловать и жалеть детей в Спарте было запрещено. Иногда среди мальчиков проводили соревнования. На алтарь богини Артемиды клали небольшой кусочек сыра. Мальчики боролись друг с другом за обладание едой. Взрослые подстёгивали их плетьми при этом. Мужчинам было весело смотреть, как дети в борьбе за сыр калечили друг друга.
Большое внимание уделялось гимнастике, борьбе и владению оружием. Исключая кражи, спартанцам прививали моральные качества
Дети должны были контролировать свой аппетит, уважать старших и своих родителей, стойко переносить страдания и лишения. Постыдным считалась потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Пьянство считалось недопустимым. Но не только военному искусству обучали молодых спартанцев. Жители Спарты очень любили музыку. В свободное время они развивали свои музыкальные навыки. Их песни были о войне и славных подвигах.
Система Агогэ
Агогэ в переводе с греческого означает унесение. Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.
Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка
При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.
Храм Артемиды
В храме спартанец делал жертвоприношение. Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.
Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.
Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.
Еда как роскошь
Воспитанникам казармы выдавали тонкий плащ в качестве одежды и все – иначе это уже была роскошь, а не необходимость. Мальчики ходили оборванными и босыми. Из еды им выделяли черную похлебку, которой хватало, чтобы не погибнуть от голода. Сейчас мы бы назвали такую еду помоями. Дети ели варево, состоящее из гнилого мяса, уксуса, крови и соли. Спартанцы употребляли пищу из единого котла и не имели права просить добавку.
Варварский метод воспитания, не правда ли? Никто не будет спорить, что современные дети разбалованы фаст-фудом, сладостями, снеками. Но при этом родители стараются давать своему чаду продукты здорового питания.
Тотальное ограничение в самом необходимом – это геноцид маленького человека. Когда узнаешь подобные исторические факты, бросает в дрожь. Неужели ребенку можно дать похлебку вместо супа, каши или молока (речь не идет о каких-то лакомствах).
Царица Горго и другие известные спартанки
Царица Горго — одна из немногих спартанских цариц, чье имя и детали биографии нам известны. Она родилась около 507 года до н. э., потому что Геродот отмечает, что ей было 8 лет, когда в Спарту прибыл лидером Ионийского восстания Аристагор.
Горго была дочерью царя Клеомена I. Незадолго до свержения отца она вышла замуж за его сводного брата Леонида, который получил трон Агиадов после старшего брата.
Геродот описывает Горго проницательной женщиной. Так, в его рассказе, она, будучи ребенком, разгадала замысел Аристагора подкупить ее отца. Незадолго до нашествия Ксеркса царь-изгнанник Демарат прислал на родину табличку, покрытую воском. Горго догадалась соскоблить воск, под которым спартанцы обнаружили послание, предупреждающее о грядущем вторжении.
Сыном спартанки Аргилеониды был прославленный полководец Брасид. В 421 году до н. э. Брасид выиграл решающую битву первого этапа войны с Афинами, но сам погиб в бою.
Урна для останков Брасида и его золотой венок. (wikipedia.org)
Когда к Аргилеониде пришли послы Амфиполя, под стенами которого произошла битва, она спросила, как погиб ее сын. Амфипольцы начали прославлять мужество Брасида, на что Аргилеонида ответила: «Верно, Брасид был достойный человек, но в Лакедемоне есть много еще более замечательных».
Киниска была дочерью царя Архидама II и сестрой царя Агесилая II. В 396 году до н. э. она стала победительницей Олимпийских игр. Во время следующей Олимпиады (в 392 году до н. э.) она повторила свой успех.
Хотя женщины не могли сами участвовать в состязаниях по бегу или пятиборью, гонки на колесницах давали им возможность вписать свое имя в историю. Дело в том, что официальным участником соревнований на колесницах считался не возница, а владелец упряжки. Так благодаря купленным ею колесницам и нанятым командам Киниска смогла стать победителем Олимпийских игр.
Во II веке н. э. была цела посвятительная надпись Киниски в честь своей победы. В ней она подчеркивает своей высокий род (ее предки — цари) и тот факт, что она — единственная гречанка, завоевавшая олимпийский венок. После смерти Киниска удостоилась героических почестей в Спарте. Все умершие спартанские цари почитались, как герои-полубоги, но Киниска была единственной царицей, которая достоверно удостоилась такого статуса.
Воспитание девушек в Древней Спарте
Знакомясь с культурным наследием многих народов, мы черпаем для себя полезные моменты и особенности поведения в семье
Воспитание не является исключением и, перенося традиции своих предков, важно учесть методы других знаменитых и великих народов
Поэты описывали жестокость и пользу воспитания мальчиков в Спарте, но не все знают отношение к слабому полу в этом городе-государстве.
Воспитание девочек в Спарте имело свои особенности. Их права не ущемлялись как в других городах того времени, девочкам позволялось учиться и заниматься спортивной подготовкой. Состоятельные девушки в Спарте имели возможность купить раба или даже одалживать деньги мужчинам низшего положения.
Девочки с раннего возраста тренировались в боях между собой, и получали большие физические нагрузки. Наказывали юных спортсменок не менее жестоко, чем мальчиков, их избивали платьями за проступки. Среди сверстниц уважения вызывали грубые шрамы от физического наказания, которые свидетельствовали о выносливости.
Спартанское воспитание ставило за цель обучить женщин защищать дом и семью при восстании. В Спарте считалось, что раскрыть женскую сущность невозможно без открытия мужского начала и в первую очередь девушек уважали как сильных воинов. Изменить мужу не считалось постыдным, женщина была свободна в своих поступках и в выборе. Девушки обучались в специальных лагерях на ровне с парнями и до двадцати лет не выходили замуж. Их особенности строения тела учитывались, лишь при подборе упражнений на гибкость. Большим плюсом было понимание женщинами, мира мужчин, их интересы совпадали во многом и они могли даже соревноваться в силе. Это способствовало хорошим взаимоотношениям в семье.
Важно! Подобные свободы в Спарте позволяли женщинам находить взаимопонимание с мужчинами и с легкость поддерживать любые их разговоры.
Современные родители могут почерпнуть элементы воспитания девочек в Спарте. Необходима правильная физическая нагрузка и самодостаточность, в наше время девушка должны быть независимой и сильной. Но все же стоит научить юную спортсменку женственности и скромности, ведь это важные качества.
Вместе с этим ищут и читают:
Воспитание спартанских мальчиков
иСоветы по воспитанию дочери как воспитывать девочку
2.3 Довоинское обучение в Спарте
Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» ,— пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.
Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» . Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.
Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, — говорит Плутарх , — было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» .
Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.
Система воспитания спартанцев
Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.
Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.
Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.
Аскетизм как принцип жизни
Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.
Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.
Основные этапы, которые проходили будущие воины
Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.
Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап
Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших
Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.
-
Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.
Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
- В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.
Система воспитания спартанцев
Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.
Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.
Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.
Основные этапы, которые проходили будущие воины
Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.
Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап
Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших
Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.
- Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.
Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
- В возрасте 2030 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.
Военно-физическое воспитание в Спарте
Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.
Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан
Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.
По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.
Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.
До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.
-
Назад
-
Вперёд
Спартанские девушки
О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.
С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.
В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .