Основные теории научения

Введение

Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

До сегодняшнего дня нет единой теории научения , хотя многие общие законы научения широко признаны и эмпирически подтверждены различными исследователями. В рамках теории научения выделяют три основных направления: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм.

Термин «теория научения» применяется преимущественно к психологии поведения. В отличии от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакции сенсорного различия и т.д.

Введение

Ключевым понятием в поведенческой психотерапии является научение, под которым понимают изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. В отличие от обучения, суть которого состоит в передаче и направленной организации знаний, научение — относительно постоянное изменение в потенциальной возможности поведения, являющееся результатом подкрепляющей практики.

Основное подтверждение теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения. Например, любая психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того, чтобы говорить о психотерапии, сторонники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой терапии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия вместо того, чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного поведения было когда-то усвоено, от них можно отказаться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения. Представленное определение в настоящий момент наиболее приемлемо, так как подчеркивает ключевые звенья процесса научения:

  • результат научения всегда виден в поведении;
  • изменение в поведении носит относительно постоянный характер;
  • ожидаемые изменения не обязательно должны следовать сразу за опытом научения;
  • потенциальное поведение всегда является следствием какой-либо практики или опыта;
  • приобретенный опыт или практический навык необходимо подкреплять, имеем ввиду тот факт, что усвоится лишь подкрепляемый опыт.

Целью данного исследования является изучение основных теорий научения.

Задачи исследования:

  • рассмотреть теорию классического обусловливания И. П. Павлова;
  • изучить теорию оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;
  • рассмотреть теорию социального научения А. Бандуры.

Концепция мотивации

Скиннером была также создана и теория мотивации. Ее основная идея заключается в том, что стремление повторить то или иное действие обусловлено последствиями данного действия в прошлом. Наличие определенных стимулов вызывает определенные действия. Если последствия того или иного поведения являются положительными, то субъект будет вести себя в подобной ситуации в будущем аналогично.

Его поведение повторится. Но если последствия определенной стратегии отрицательны, то в будущем он или не будет реагировать на определенные стимулы либо поменяет стратегию. Теория мотивации Скиннера сводится к тому, что многократные повторения определенных результатов приводят к формированию у субъекта конкретной поведенческой установки.

Как устроено обучение с точки зрения Бандуры

На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:

Внимание.
Запоминание.
Повторение.
Мотивация.

Внимание

Люди мало чему учатся при наблюдении, если они недостаточно внимательны, объяснял Бандура в «Теории социального научения». Из множества составляющих поведения модели люди избирательно наблюдают лишь за некоторыми. Внутренние установки влияют на то, поведение каких моделей кажется привлекательным, а какие модели мы игнорируем или отвергаем

Кроме того, внимание может зависеть от отношения модели к наблюдателю. Если, например, учитель или родитель не замечает ни успехов, ни неудач ребёнка, тогда он будет демонстрировать посредственную имитацию их поведения, писал Бандура

Важно также отметить, что при наличии нескольких моделей наблюдатели редко копируют поведение лишь одной из них. «Не усваивают они и все подряд атрибуты даже самых предпочитаемых моделей», — замечал психолог

Вместо этого наблюдатели создают комбинацию из разных характеристик моделей. Так происходит, например, когда в одной и той же семье дети моделируют совершенно разное поведение.

Запоминание

«Наблюдение за моделями не в состоянии оказать на людей сколько-нибудь заметного влияния, если они не будут запоминать наблюдаемое поведение», — писал Бандура. Наблюдаемое поведение сохраняется в долговременной памяти в форме символов и абстракций. Благодаря этому человек способен в том числе и к отсроченной имитации, то есть может продемонстрировать поведение модели не сразу после наблюдения, а спустя какое-то время.


Фото: Frame Stock Footage / Shutterstock

Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления.

Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила.

Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура.

Повторение

Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.

«Когда люди про себя репетируют или даже на самом деле воспроизводят моделируемые типы реакций, вероятность того, что они забудут пройденное, намного меньше, чем если бы они не думали об этом и не пытались практиковаться», — писал Бандура и сделал вывод: «Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблюдения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и ошибок».

Поэтому лучше всего научение через наблюдение работает, когда поведение сначала моделируется и репетируется мысленно, а затем демонстрируется открыто и меняется благодаря корректирующим усилиям человека и обратной связи наблюдающих за ним.

Мотивация

«Теория социального научения проводит различие между научением и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научились, поскольку люди на деле не реализуют на практике всё подряд, чему они научились», — писал Бандура. На совершение действия человека должны мотивировать его вероятные последствия.

«Человек с большей вероятностью воспримет поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным или даже вредным, — объяснял он. — Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем».

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Что такое самоподкрепление и самоэффективность

На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.

К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.

Кларк Л. Халл: краткая биография

Кларк Леонард Халл родился 24 мая 1884 г. в провинции Экрон  (штат Нью-Йорк). Его семья жила в крайней нищете, отец был необразованным и отличался жестоким нравом. Мальчик рос слабым и болезненным, но в начале обучения продемонстрировал выдающиеся математические способности. Ему приходилось часто пропускать занятия из-за необходимости помогать отцу на ферме и по причине проблем со здоровьем. Однако трудолюбие и желание выбраться из бедности помогло Халлу уже в 17 лет подрабатывать школьным учителем.

После окончания школы будущий психолог закончил академию Альма в Мичигане и приступил к работе горным инженером в Миннесоте. Однако в возрасте 24 лет он заболел полиомиелитом. Болезнь вызвала паралич левой ноги, и Халлу пришлось оставить должность инженера. Он вернулся в родительский дом, чтобы восстановить силы после болезни и подумать о дальнейших профессиональных планах.

Именно в период своей реабилитации Кларк Л. Халл начал интересоваться психологией. Он ознакомился с трудами У. Джемса, большое впечатление на него также произвели работы Дж. Уотсона и И.П. Павлова. В 1913 году Халл получил степень бакалавра психологии в Мичиганском университете, а в 1918 г. защитил докторскую диссертацию в Висконсинском университете и там же начал преподавательскую практику. С 1928 года Халл, уже будучи профессором, начал работу в Йельском университете.

Халл был весьма увлеченным исследователем. По мнению биографа А. Стилла, он способен был взяться за любую тему и написать по ней книгу . Научная деятельность Кларка Л. Халла включала исследования по самым разным темам – он изучал формирование понятий, влияние курения на эффективность трудовой деятельности, тестирование способностей, гипноз, увлекался исследованиями условных рефлексов.

С последним связана почти легендарная история. Халл очень хотел проводить лабораторные исследования условных рефлексов, однако опыты над крысами вызывали у него отвращение по причине резкого запаха, исходившего от грызунов. Поэтому, оказавшись в лаборатории Йельского университета, он первым делом оценил ее чистоту и технологическую оснащенность, отметив, что в таких условиях он вполне мог бы работать. Кроме того, исследователь по-прежнему увлекался точными науками и считал, что только с помощью математического инструментария психология станет научной дисциплиной в полном смысле этого слова.

Будучи весьма открытым в общении со студентами, Халл часто обедал с ними вместе, ведя дискуссии по различным психологическим темам. Ученый очень ценил такую форму обмена мнениями, считая, что это способствует формированию объективного критического взгляда. Значительно позже, когда здоровье Халла ослабло и не позволяло ему так же часто видеться со студентами, он отмечал, что ему очень не хватает таких бесед .

Кларк Леонард Халл скончался в 1952 г., спустя 4 года после перенесенного инсульта.

Последовательное и пропорциональное подкрепление

Но голубь не может научиться игре в пинг-понг, если экспериментатор не будет формировать у него данное поведение путем дискриминационного научения. Это означает что отдельные действия голубя подкрепляются ученым последовательно, избирательно. В теории Б. Ф. Скиннера подкрепление может быть или распределенным случайно, происходя через определенные временные промежутки, или происходить в определенных пропорциях. Поощрение, распределенное случайно в виде периодических денежных выигрышей, провоцирует у людей развитие игровой зависимости. Поощрение, которое происходит через определенные интервалы времени — зарплата — способствует тому, что человек остается на определенной службе.

Пропорциональное поощрение в теории Скиннера представляет собой настолько мощное подкрепление, что животные в его экспериментах практически загоняли себя до смерти, пытаясь заработать побольше вкусной пищи. В отличие от подкрепления поведения, наказание является отрицательным подкреплением. С помощью наказания невозможно научить новой поведенческой модели. Оно только заставляет субъекта постоянно избегать известных операций, за которыми следует наказание.

Список используемой литературы

Научная и учебная литература:

  1. Уотсон Дж. Поведение как предмет пихологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1980
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999
  3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб, 2000
  4. Крэйн У. Секреты формирования личности. – СПб, 2002
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. – М., 2004

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: Психея. 2006Интернет-ресурсы:

  1. Статья. Основные положения теорий научения — https://pedsovet.su/load/193-1-0-53256 (дата обращения 30.03.2020)
  2. Статья. Теории научения — https://www.psychologos.ru/articles/view/teorii-naucheniya (дата обращения 30.03.2020)
  3. Статья. Теории научения — https://psy-space.ru/?page=teorii-naucheniya (дата обращения 30.03.2020)
  4. Статья. Теория социального научения — https://psy.wikireading.ru/13587 (дата обращения 30.03.2020)
  • Воспитание ребенка в семье (Педагогика)
  • Формирование учебной мотивации, ее виды (Понятие и сущность «учебной мотивации»)
  • Стили педагогического общения (Понятие педагогического общения и его структура)
  • Характеристика основных фондов предприятия (Понятие основных фондов. Сущность и состав основных фондов)
  • Характеристика основных фондов предприятия (ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ)
  • Функции финансов предприятий
  • Теория денег и законы денежного обращения (денежный оборот)
  • Функциональная технология управления эффективностью бизнеса (Управление эффективностью бизнеса)
  • Технология Workflow (УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ WORKFLOW)
  • China
  • Массовая культура и шоу-бизнес
  • Стратегии формирования новых знаний

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

По ту сторону свободы и достоинства

Говоря о Скиннере, сложно не упомянуть об этой книге. В ней переворачиваются все прежние ценности и идеалы обычного человека. Автор четко и ясно излагает, как можно управлять людьми. Что такое деньги, например. Они благо для людей или способ воздействия на толпу? Или как принудить человека работать? Достаточно платить ему ежемесячную зарплату в таком объеме, чтобы хватило лишь на еду. Этот прием известен еще со времен Древнего Рима, где люди работали за еду. Сейчас в ее роли выступают шуршащие бумажки.

Какова ценность человеческой жизни, а главное — как пересмотреть собственные взгляды и решиться изменить привычный уклад? Беррес Фридерик Скиннер дает конкретные и очень четкие ответы за эти вопросы в своей книге. Для тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни, она станет отличным толчком к действиям.

Подходы к пониманию научения

Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.

Условно можно разделить позиции на несколько групп:

  • теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
  • теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
  • теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.

Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:

  1. Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
  2. Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
  3. Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
  4. Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
  5. Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.

Управление человеком

Воспитание в Б. Скиннера основано на том, что личность человека — это совокупность физических реакций, возникающих при наличии предшествующих факторов и последствий.

Человеческое поведение формируется согласно подкреплениям. Чаще всего, на основе положительного. Может формироваться и под воздействием отрицательного подкрепления.

Зная это, поведением человека можно управлять, основываясь на:

  1. Положительном подкреплении верных реакций. Это способствует их закреплению в поведении личности.
  2. Субъективной ценности подкрепления. То есть исходя из того, что является наиболее стимулирующим для данной личности.
  3. Оперантное обусловливание. Личность знает, что за ее поведением может последовать отрицательное подкрепление. Чтобы избежать негативных последствий, человек вполне способен отказаться от конкретного вида поведения.
  4. Субъективная вероятность последствий. Если человек осознает то, что вероятность возникновения отрицательного подкрепления от его действий мала, он готов рисковать.
  5. Подражание. Людям свойственно бессознательное подражание тем, кого они считают своим авторитетом.
  6. Тип личности. Управлять теми, кто склонен перекладывать ответственность за свои поступки и действия на других людей и жизненные обстоятельства, гораздо легче. Такой тип личности называется экстерналами. Интерналы, наоборот, берут всю ответственность за происходящее с ними только на себя.

Теории научения: закономерности и положения

Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:

Всякое поведение усваивается в процессе научения.

В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция​), которыми манипулировать нельзя.

К закономерностям научения относятся:

Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение.

Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.

Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок.

Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности — тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона «эффект края». U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется «позиционной кривой».

Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

Существуют три основные теории научения:

  1. теория классического обусловливания И.П. Павлова;
  2. теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера;
  3. теория социального научения А. Бандуры.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector