Что означает внутренняя мотивация?

Содержание:

Мотивация: волшебная палочка для умелых рук


Мотивация волшебная палочка для умелых рук

Мотивация может быть разной: индивидуальной и коллективной, положительной и отрицательной, в виде конкретных поощрений и простых, но актуальных в определенный момент слов.

Самая простая форма мотивации – слова. Да-да, с помощью обычной просьбы или грамотно построенного монолога можно добиться, казалось бы, невозможного! «Сынок, надень, пожалуйста, шапку, иначе на боулинг в субботу нам придется поехать без тебя, ты можешь заболеть», — обычные слова обычной мамы, которая беспокоится о здоровье подростка. Но вместо того, чтобы в приказном тоне сказать «Без шапки не выходить!», мама подчеркнула, что сын лишится отдыха в боулинг-клубе, если заболеет. Надеяться на «авось» и идти без шапки школьник уж точно теперь не будет!

Иногда для собственной мотивации, для того, чтобы поверить в свою силу, достаточно полистать цитаты великих людей или посмотреть фильм об успехе: диалоги актеров в таких фильмах – сплошная мотивация! Таким образом, на чужом, успешном примере мы вырабатываем желание стать лучше, успешнее, добиваться целей всеми возможными методами.

Подбирать мотивирующие слова стоит, как правило, в зависимости от специфики ситуации и вашего в ней места. Если вы – жена человека, которому нужен небольшой эмоциональный толчок, все, что вы можете сделать – искренне подчеркнуть его внутренний «стержень» и свою любовь к нему, вне зависимости от «погоды в доме». Если же вы – начальник и необходимо мотивировать персонал, «любовью» дело не ограничится, нужен более прагматичный подход (слова, которые подчеркивают значимость каждого отдельного работника, и обещания, которые откроют какие-либо перспективы).

Но все же в случае с коллективом более рациональный метод мотивации – методы организационного воздействия. К таким методам можно отнести:

  •  распоряжения внутри компании;
  •  служебные записки;
  •  приказы и команды руководства;
  •  административные решения руководителей.

Виды мотиваций и их отражение в психике

Назвать определенное количество видов окажется практически нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что кардинально изменит его представления и жизнь. Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались в кругу специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебных пособиях. Какие бывают мотивации?

Внешняя мотивация — не зависит от человеческого желания, происходит с участием посторонних лиц или явлений, трудно поддается контролю.

Внутренняя мотивация — это душевное желание достичь результата с четким пониманием, что для этого нужно, какие средства понадобятся.

Устойчивая мотивация — связана непосредственно с биологическими потребностями человека, например, желание найти воду или пропитание, устроить жилье, завести семью.

Неустойчивая мотивация — требует постоянного контроля со стороны другого человека. Это может быть побуждение вести здоровый образ жизни, бросить курить и пить.

Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.

Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.

Познавательная мотивация достижения — проявляется в исследовательской деятельности, когда человек с помощью собственных знаний стремится изучить новый объект.

Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может.

Классификация методов мотивирования индивидуальна для каждой теории. Рекомендуется изучать данную тему с помощью работ американских исследователей в области психосоматики.

Понятие и виды мотивации были выведены на основании поведения человека, учитывались при этом его индивидуальные качества.

Современная теория Z Оучи

Понятие мотивации отличается в культурах многих народов. Японские опыты в сфере психологии и медицины подтолкнули гениального американского психолога Уильяма Оучи к созданию собственной модели Z. За основу взят принцип коллективизма, когда человек представлен не как отдельно стоящий элемент, а как важная деталь всего механизма. И если он откажется от своей работы, то все устройство тотчас разрушится.

Для того чтобы воспользоваться теорией Z, необходимо понимать, что большинство сотрудников любят работать в коллективе, нежели справляться с тяжелым заданием в одиночку. Кроме того, работники твердо уверены в том, что работодатель позаботится о них, а они, в свою очередь, качественно выполнят работу. Модель Z будет активно развиваться, если компания пойдет навстречу желаниям сотрудников. Руководитель должен давать возможность работникам повышать квалификацию, получать повышение по карьерной лестнице.

Взаимопонимание и взаимоотдача — главные принципы мотивации, залог успешного бизнеса и отличное подспорье для стимуляции работников. Заинтересованные в повышенной оплате труда, получении наградных орденов и значков, премий и смене должности сотрудники укрепят позиции компании и выдвинут ее на лидирующие позиции.

Применимы в данном случае методы мотивации, затрагивающие персонал, учащихся и собственно самого человека

Во всех случаях необходимо акцентировать внимание на материальных поощрениях и соблюдении моральных норм. Так, например, студенты получают стипендию за успешную учебу, а персонал за качественную работу, сделанную в срок

Однако с самомотивацией дело обстоит немного сложнее. Всегда трудно начать, а именно найти причину, ради которой будут приложены все усилия. Тем не менее именно собственное желание способно кардинально изменить не только жизнь, но и самого человека.

Этапы и виды

В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:

  1. Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
  2. Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
  3. Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.

Виды:

  1. Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
  2. Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
  3. Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
  4. Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
  5. Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
  6. Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
  7. Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.

Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.

Мотивация в психологии

Что такое мотивация, с точки зрения психологии, спросите вы? Отвечаем! Сама суть данного вопроса в психологии кроется в изучении того, какое влияние оказывает мотивация на желание, потребность человека, или то, в каком состоянии он находится. Конечно, бытует множество мнений, как именно возникла мотивация. Кто-то считает, что она возникает при любом отклонении от намеченного идеала. К примеру, если человека мучает жажда, то у него возникает мотив – утолить её. И тут появляется сила, двигающая его к источнику воды, дабы тот смог напиться вдоволь. Вот она, та самая движущая сила.

Ученые, занимающиеся психоанализом, подводят к рассмотрению мотивов в качестве бессознательных процессов. Их основа, по мнению ученых, строится на инстинктах и страхах.

Людей, которые имеют большую мотивацию к работе видно сразу. Они отличаются следующими качествами:

  • оптимистичностью — они всегда верят в том, что результат работы будет успешным;

  • настойчивостью — возникающие трудности только раззадоривают, они с легкостью справляются с преградами и идут вперед к намеченным целям;

  • активностью — энтузиазм таких людей виден за километры, они всегда и во всем стремятся быть первыми;

  • концентрацией — никакие внешние преграды не помешают таким людям достичь успеха, они целиком и полностью сосредоточены на своей деятельности;

  • уверенностью — такие сотрудники абсолютно адекватно себя оценивают, в работе всегда признают недостатки и не забывают о преимуществах. Умело жонглируют своими сильными сторонами, тактично и плавно избавляясь от слабых.

Теории на основе специфической картины человека

Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.

XY теория Макгрегора

Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.

Теория Х гласит, что:

  • люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
  • человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
  • он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
  • сбрасывает с себя амбиции как балласт;
  • полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.

Согласно теории Y:

  • труд – неотъемлемая часть жизни человека;
  • хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
  • творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
  • достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.

Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.

Теория Z Оучи

В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:

  • совпадение целей работника и предприятия;
  • правильная организация труда;
  • преданность коллективу и совместным целям;
  • солидарность;
  • доверие.

Положительные стороны этой теории:

  1. Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
  2. Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
  3. Организация обучения без отрыва от производства.
  4. Предоставление возможности роста.

Недостатки теории:

  1. Завышенные требования к соискателям.
  2. Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
  3. Медленное продвижение по службе.

— Теория Фестингера

Одним из важнейших вкладов всего ХХ века в психологию была концепция когнитивного диссонанса, предложенная исследователем Леоном Фестингером. По словам этого психолога, когда есть несоответствие между нашими мыслями или убеждениями и нашими действиями, мы, как правило, испытываем глубокий дискомфорт.

Если этот дискомфорт достигает очень высокого уровня, мы будем мотивированы действовать таким образом, чтобы избавиться от него. Как правило, это приводит к поведению, которое больше соответствует нашим убеждениям, поскольку очень сложно изменить то, как мы видим мир.

Однако Фестингер также считал, что в тех случаях, когда когнитивный диссонанс очень силен, мы можем полностью изменить свои убеждения, чтобы адаптироваться к среде, которая не соответствует тому, что мы думаем.

Мотивация формирования поведения личности

Мотивация формирования поведения личности заключается в социальной среде человека, его личных интересах, потребностях, мотивов поведения, установок, убеждений, поступков, предпринятых действий. К социальной среде относится производство, природа, уровень развития общества, взаимоотношения с людьми, мнение общественности. Среда оказывает колоссальное влияние на возникновение потребностей человека, которые формируются с рождения. Новорожденные обладают врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание личных потребностей приводит к определению собственных целей, интересов и желаний.

Развивающие упражнения для мотивации детей и взрослых

Развивающие упражнения для мотивации

Собственные комплексы служат главной мотивацией для создания определенных целей и выполнение поставленных задач:

Ассоциации с животными. Ассоциируя себя с воображаемым персонажем или реальным объектом, человек сможет достичь личностного роста в короткие сроки. Положительные черты характера любимого персонажа вызывают у личности позитивные убеждения и установки, которые приводят к появлению новых целей и задач. Животные – мощные и мудрые создания, являющиеся главной основой природы и окружающего мира

Идентифицируя свою личность с животным, человек мотивирует себя на проявление осторожности, настойчивости, целеустремленности

Для выполнения упражнения потребуется выбрать животного, охарактеризовать его положительные и отрицательные качества, представить себя на месте воображаемого персонажа и стремиться достичь поставленной цели. Рекомендуется выбрать образ сильного льва или милого кролика. Находиться в таком образе следует не менее 5 минут и попытаться за короткий промежуток преодолеть трудности, с которыми животное сталкивается в реальности. После выполненных действий следует проанализировать собственные чувства и эмоции, определить задачи, которые получилось реализовать.

Осознание собственной ошибки. Каждый человек совершает в жизни ошибки, но не у всех получается их признать. В детских дошкольных учреждениях воспитатели часто делают замечания ребятам по поводу выполнения различных поступков и действий. Преподаватели указывают на существенные ошибки учеников при выполнении контрольной работы, и разбирают поэтапно сложные задачи. Именно такие действия взрослых людей мотивируют детей на выполнение сложных заданий.

Развивающие упражнения для мотивации следует проводить несколько раз в неделю. Для этого стоит представить трудную ситуацию, определить позитивные и негативные моменты существующего положения, исправить собственные ошибки.

Теории мотивации

Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.

Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла

Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.

По Фрейду, таких инстинктов три:

  • жизни;
  • смерти;
  • агрессивности.

Макдугалл говорил о десяти инстинктах:

  • изобретательства;
  • строительства;
  • любопытства;
  • бегства;
  • стадности;
  • драчливости;
  • репродуктивном инстинкте;
  • а также инстинктах отвращения;
  • самоуничижения;
  • самоутверждения.

В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.

Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.

Бихевиористская (поведенческая) теория

В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.

Мотивационная концепция Мюррея

В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.

В перечне потребности:

  • достижения успехов;
  • аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
  • агрессии независимости;
  • противодействия;
  • уважения;
  • унижения;
  • защиты;
  • доминирования;
  • привлечения внимания;
  • избегания вредных воздействий;
  • избегания неудач;
  • покровительства;
  • порядка;
  • игры;
  • неприятия;
  • осмысления;
  • сексуальных отношений;
  • помощи;
  • взаимопонимания.

Пирамида Маслоу

Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления

Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах

Теория деятельности Леонтьева

Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).

Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.

Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.

— Теория возбуждения

Теорию возбуждения предложили психологи Стэнли Шехтер и Джером Э. Сингер. Его основная идея заключалась в том, что наша мотивация зависит от активации нервной системы, которая вызывает психологическое состояние бдительности и возбуждения и переводится в так называемое возбуждение.

Шехтер и Сингер изучили состояние мозга нескольких пациентов и обнаружили, что дофамин, нейромедиатор, отвечающий за уровень бдительности и удовольствия, вызывает очень важные изменения в мотивации. На основе этого открытия психологи определили, что различия в мотивации связаны с чувствительностью к этому веществу.

Фактически, было доказано, что когда человек достигает важной для него цели, он получает дозу дофамина, которая доставляет огромное удовольствие и увеличивает вероятность того, что он снова будет вести себя мотивированным образом в будущем. Поэтому для тех, кто защищает эту теорию, цели должны быть как можно более подкрепляющими, чтобы поддерживать адекватное психическое состояние

Почему важно разобраться с личной мотивацией

Джордж Карлин в одном из своих выступлений очень хорошо высмеял мотивационных тренеров и книги по мотивации. Комик сказал лишь несколько фраз: «Вот еще кое-что, чего я не понимаю. Это кассеты о мотивации, книги о мотивации. Почему всем вдруг понадобилось мотивировать себя? Всё же очень просто, вы либо хотите, либо нет.»

С одной стороны, это правильная мысль. Книги о мотивации, тренеры личной мотивации и все прочее не могут действительно вам помочь. Просто потому, что внешние причины мотивации бывают очень слабыми. Мотивация деятельности, полученная таким образом, быстро испаряется — за несколько часов, максимум дней.

Наверное, вы знаете тот момент, когда после просмотра крутого фильма хочется взяться и что-то делать. Но это чувство быстро проходит, и вы снова возвращаетесь к своим серым будням без какой-либо мотивации.

С другой стороны — есть много людей, которые и рады бы что-либо начать делать. Но что-то внутри сломалось, и они физически не могут заставить себя начать что-то делать — принимать какие-то серьезные шаги для достижения личных целей.

Это связано с потерей внутренней энергии и отсутствием личной мотивации. Если вы попадали в такие моменты, то прекрасно знаете, что состояние проходит примерно так: я бы и рад что-то сделать и постоянно ругаю себя за то, что ничего не предпринимаю, но не могу себя побороть. И если такое состояние возникает регулярно, то это уже проблемы.

Именно поэтому важно разбираться со своей внутренней мотивацией. Чтобы понимать, какие рычаги и механизмы позволяют вам работать, и, если не мотивировать себя на достижение целей, то хотя бы заставлять самого себя. Формирование мотивации — это очень важный процесс для хорошей работы со своими идеями

Виды мотивации

Обычно, принято считать, что существует «внешняя мотивация» и «внутренняя мотивация». Проводить между ними четкое разграничение было бы неправильно, поскольку бывает такая ситуация, когда личность испытывает на себе сразу стимулы и первой мотивации, и второй.

Внутренняя мотивация – основывается на каких-либо личных целях и особенностях. Мотивами являются стремления человека, то, что его в большей степени интересует, приносит ему удовольствие, побуждает, подталкивает на работу.

К внутренней мотивации можно отнести:

  • Достижения. Безусловно, если человек достигает на служебном поприще какого-то успеха, эйфория от него затмевает все вокруг, хочется повторения этих положительных эмоций и трудоспособность становится всё сильнее и сильнее.

  • Личностное развитие. Для гармоничного существования, каждому просто необходимо постоянно самосовершенствоваться, обучаться чему-то новому, ведь без изменений внутренних не стоит ожидать изменений внешних.

  • Стремление к власти. И такой способ имеет место быть, в основном, это происходит, когда имеется особое желание контролировать всех и вся, включая свою жизнь и жизнь близких.

  • Социальная потребность. У человека очень часто возникает желание оказаться среди людей, которые его понимают и поддерживают. Сразу появляется воодушевленность.

К внешней мотивации можно отнести:

  • Денежное вознаграждение. Самый популярный и известный способ мотивации в работе. Эта награда – универсальна, наиболее популярна, за достойное денежное вознаграждение сотрудник всегда будет стараться на отведенном ему поприще.

  • Признание заслуг. Тоже довольно распространено, ведь каждому хочется знать, что его работа принесла немало пользы, может быть даже спасла кого-нибудь. Опять же, признавая заслуги, мы выделяем человека среди массы, ему это может быть невероятно приятно, ради того, чтобы испытать это чувство удовлетворения вновь, он будет работать еще усерднее.

  • Страх. Человек боится оказаться в сложной ситуации – это факт, а потому данная мотивация тоже работает. Чтобы избежать любого конфликта, люди пойдут на многое, тем более, на качественное и быстрое выполнение своих же обязанностей.

Мотивация других

Люди, которых мотивирует стремление вверх, не обращают внимания на комфорт. Ими движет осуществление личных интересов и целей организации. Сотрудники, которых подгоняет наказание, не будут выполнять то, что лишает зоны комфорта.

При этом очень важно учитывать внешние положительные факторы. Это деньги, надежность, условия и безопасность

Не меньшую роль играют внутренние положительные факторы. Это достижения, рост, полномочия, признание и ответственность. Только правильное сочетание этих факторов даст удовлетворенность трудом. При их отсутствии работа становится ненавистной и невыносимой. В этом плане побуждение студентов или школьников ничем не отличается. Важно, чтобы преобладала внутренняя учебная мотивация.

1. Метод мотивации № 1 — полюбите себя

Понимаю, пласт огромный, поэтому давайте разобьём его на более удобоваримые кусочки. Для начала поймите свою непререкаемую ценность во Вселенских масштабах. Только вдумайтесь. Вы и Бог – элементы единого ощущения, понимания «Я есть».

Вы можете считать себя более никчёмным потому, что у вас много вопросов и вы ищите ответы. Но осознайте, что если не будет вопросов, то и ответы тоже никому не будут нужны.  Вы – суть Божество, играющее на разных уровнях Бытия. И тут как бэээ…больше никого нет. 

Для того, чтобы воплотить вас тут, из небытия, по сути, из отсутствия материи и только из одной живительной энергии Любви по атому по клеточке было кропотливо создано ваше Тело.

Осознанность, мотивация в жизни и достижение цели

Ваше тело – выверенный сложнейший механизм, удивительная синергия множества непревзойдённых по мудрости элементов. Вы как часть Мироздания настолько сложны и необычайны, что являетесь одновременно и частицей огромного Мира и при этом сами являетесь полноценным Миром, заключая в своём разумном теле бесконечное множество частиц, для которых Мир – вы.

Только вообразите себе сложность и масштабы, хотя, уверяю, всех масштабов, по крайней мере, на данных уровнях внутренних вибраций, вам пока вообразить сложно.

Ну и как, даже поверхностного приблизительного осознания не достаточно по-вашему, чтобы почувствовать свою ценность и значимость, чтобы понять, что обидно вообще-то думать, что такое сокровище тут зря прозябает и вообще по недоразумению сюда попало?

Баловать себя или заставлять?

Любите себя, как великое творение Создателя, который в вас получает свой опыт, любя вас безусловно. Видьте Бога в себе. Кормите себя как Бога. Наслаждаясь вкусом блюд, их внешним видом, позволяя себе изобилие созданного вами же Мира.

Балуйте себя, заботьтесь о себе так, как если бы вы окружали вниманием самое любимое и важное для вас существо на Планете. Стремитесь показывать себе красоту, давать себепозитивные впечатления. Насыщайте каждый свой день радостью

Насыщайте каждый свой день радостью.

Да, бесспорно, если вы уже по уши увязли в «не той жизни», стрелка вашего жизненного топлива стремится к показателю «пустой бак», то на то, чтобы рвануть в счастье словно «с моста в карьер» у вас может попросту не оказаться сил и знаний.

И то и другое можно получить на курсе обучение эзотерике. При пока ещё тех же условиях жизни, но уже с новым осознанием себя как ценности. В состоянии любви к себе, для начала просто примите, что то, в чём вы сейчас живёте – ваше.

Похвала, мотивация в жизни и достижение цели

Не на голову обидно и неожиданно упало, и вы теперь обтекаете, а именно вы это себе создали своим мировоззрением в прошлом. И себя за это надо непременно похвалить.

Непременно похвалить, повторюсь! Потому, что при рождении вас ценными инструкциями о том, как надо и как правильно никто не снабжал. Потому, что много разного нелёгкого на долю вам выпало. И вы вообще-то не сидели, не ждали, а как заправский следопыт дорогу своего Пути прокладывали.

Кто виноват и как мотивировать себя на успех?

Кто ж виноват, что продирались вы иной раз через колючки. Несмотря на то, что рядом невдалеке чистая утоптанная дорожка была, вы ж не видели. Зато ходили, искали сами. Поэтому похвалить и принять с благодарностью то, что есть сейчас.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

  1. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

  2. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

  3. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

  4. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Игра как особый вид деятельности

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Значение мотивации для саморазвития

Человек неизбежно проходит через трансформации. Это происходит с каждым на уровне подсознания, даже у тех людей, кто не имел такой цели.

Самоизменения личности на уровне подсознания неизбежны по причине особенностей функционирования мозга. Некоторые действия личности или окружения, жизненные установки, события приводят к тому, что нервная система начинает подключать защитные механизмы организма (сублимация, проекция, рационализация и т. д.). Причиной трансформаций могут стать и следствия привычек, убеждений, ценностей и т. д.

Наибольшую ценность представляет личностный рост или саморазвитие человека. Это осознанные действия, имеющие конкретную цель и направленные на достижение определенного результата. Исследователи до сих пор работают над вопросом выявления факторов, которые влияют на область саморазвития личности.

Так, основой целенаправленной трансформации личности является мотивация саморазвития. Это главное понятие в постановке и выборе целей, принятии решений, дисциплине и регулярных действиях, направленных на получение желаемого результата. Только благодаря самомотивации человек может корректировать действия, способен на самоконтроль и самоподдержку.

Под самомотивацией подразумевается побуждение себя к достижению целей с задействованием как собственных мотивов, так и интериоризованных (пришедших от других).

Механизмов самомотивации может быть несколько. Однако у сформированной личности выделяются всего 1-2 основных механизма. Они должны быть приемлемы и для внутриличностных, и для общесоциальных случаев.

Выделяют понятие «стиль самомотивации». Это набор специфических процессов с определенными характеристиками, которые побуждают к деятельности. Сюда можно отнести как наличие определенных мотивов к действию, так и их представление обществу.

Уровни потребностей

Термин «мотивация» ввел философ Артур Шопенгауэр. В 1813 году в докторской диссертации он предположил, что любое суждение и действие, если оно не продиктовано законом природы или другим внешним фактором, производится волевым актом, у которого есть своей мотив (от лат. moveo — «двигать»). Так Шопенгауэр не только сформулировал, что «мотивация — это причинная связь, которую можно увидеть изнутри», но и выделил внешний и внутренний мотивы, которые ученые потом назовут «приобретенными» и «естественными».

С подачи Шопенгауэра психологи и социологи занялись исследованием внешней мотивации — той, что возникает у человека в результате воспитания и обучения. Они начали искать главные мотивы, которые движут людьми: потребность в достижении успеха, в доверительных отношениях, в независимости. Наиболее полно их перечислил Абрахам Маслоу. В 1952 году он опубликовал «Теорию иерархии потребностей» (ее позже назовут пирамидой Маслоу), где описал человека как «постоянно желающее существо» и выделил пять уровней потребностей (ступеней):

  • физиологические потребности,
  • потребности в безопасности и защите,
  • потребности в принадлежности социуму и в любви,
  • потребности в уважении и самоуважении,
  • потребности реализации потенциала — самоактуализации.

В XXI веке у жителей мегаполисов в достаточной мере закрыто большинство базовых потребностей: мы живем в теплых домах, хорошо питаемся, перемещаемся по городу с комфортом, в экстренном случае можем быстро получить медицинскую помощь или вызвать полицейских. Мы встречаемся с друзьями, вступаем в любовные связи и благополучно создаем семьи, учимся и строим карьеру, но всё равно не испытываем счастья. Ведь самую высшую потребность — в личностном (или духовном) росте и реализации своего потенциала — удовлетворить очень сложно.

Самоактуализацию Маслоу называл желанием хорошо делать то, что тебе хочется делать: «один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать».

Сопротивление

Скорее всего, у вас не получится в один день изменить свою жизнь. Сколько из тех, кто твердо решает начать бегать с понедельника, действительно идут утром на пробежку? А многие ли продолжают занятия во вторник, среду? Приготовьтесь к сопротивлению!

У вас точно возникнут помехи, трудности и неудачи, поэтому очень важно адекватно реагировать на сложности и не бросать процесс, а искать решения проблем и адаптироваться к изменениям. Помните: настойчивость — один из основных предвестников успеха

Не ставьте себе заведомо невыполнимые задачи, меняйте жизнь постепенно, шаг за шагом. Нельзя за месяц выучить новый язык или стать мастером спорта, но можно каждый день понемногу приближаться к своей мечте. Главное — не отходить от плана и фиксировать достижения.

Разбейте свои цели на маленькие понятные задачи, например:

— отобрать список книг,

— распределить, к какой дате нужно прочесть каждую,

— купить первую книгу,

— читать каждый день, увеличивая каждый раз время чтения от 10 минут до 15, 20, 30.

Отмечайте каждую прочитанную книгу, обсуждайте прочитанное с друзьями и поощряйте себя за результат. Так вы укрепите связь между процессом работы и позитивными эмоциями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector