Современная теория процесса психоаналитического консультирования

З. Фрейд и его деятельность в психоанализе

Этапы биографии З. Фрейда

З. Фрейд австрийский психиатр и психолог, имел еврейское происхождение. Поступил и успешно окончил Венский университет, медицинский факультет. После чего несколько лет проработал в физиологической лаборатории, где занимался проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии.

Степень доктора медицины получил в 1881 г. А в 1886 г. стал заниматься медицинской практикой. Много стажировался, в частности во французских клиниках под руководством именитых фигур медицины – Ж.-М. Шарко и И. Берихейма. Последний активно занимался исследованиями в области гипноза и даже использовал его для лечения неврозов.

Замечание 2

Концепцию «психической травмы» Ж.-М. Шарко и гипноз З. Фрейд на протяжении длительного времени использовал как основу для собственной врачебной деятельности.

В середине 1890-х гг. З. Фрейд создал собственную концепцию и метод лечения, который на ней базировался. Так появился психоанализ. В основе данной концепции лежала идея о том, что существуют такие неврозы, которые берут своё начало не из органических повреждений и не из психических травм, а появляются в глубоком детстве и вытесненные в подсознание сильные влечения, и самое главное сексуальное – либидо. Немногим позже к понятию «либидо» З. Фрейд добавляет понятие агрессивного или иными словами деструктивного влечения.

Со временем учёный понимает, что все его открытия и научные выводы могут применяться не только для изучения больных неврозом, но и для всего общества. Он начинает применять метод психоанализа для исследований в области социальной жизни. В этой связи он одновременно выходит на уровень культурологических и философских обобщений, но при этом не считает себя истинным мыслителем.

В 1939 г. З. Фрейд умер в Лондоне. На Родине ему помешал остаться аншлюс Австрии фашистской Германией в 1938г.  

К основным работам З. Фрейда относятся: «Толкование сновидений», «Литературное творчество и ожившее сновидение», «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства», «Тотем и табу», «Моисей и Микеланджело», «Гёте: воспоминания детства в вымысле и реальности», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого «Я»», «»Я» т «Оно»», «Будущее одной иллюзии», «Достоевский и отцеубийство», «Недовольство культурой», «Человек Моисей и монотеистическая религия».

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.

Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.

Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.

Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.

Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?

Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.

До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.

При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.

Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.

Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.

Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.

Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.

Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.

Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Решение конфликтов внутри личности

Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:

  • сублимация;
  • сновидения;
  • компенсация;
  • блокировка механизмами защиты.

Способы

Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).

Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.

Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.

Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:

  • проекция (переложение ответственности на других людей);
  • замещение (перенаправление агрессии на более подходящий объект);
  • регрессия (возвращение к ранней модели поведения);
  • отрицание (игнорирование);
  • подавление (блокировка сознания, вытеснение тревожных мыслей);
  • рационализация (создание оправдывающей легенды);
  • реактивная формация (подмена факторов, спровоцировавших эмоциональное напряжение, на противоположные).

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Философские воззрения З. Фрейда. Учение о бессознательном

До открытий З. Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Именно поэтому самым важным достижением учёного считается тот факт, что он первый предложил ввести бессознательное в область научного познания.

Замечание 3

В своих поздних работах З. Фрейд называет бессознательное «Оно».

З. Фрейд утверждает, что бессознательное кроется за многими нашими действиями и, прежде всего, за фантазиями, снами, представлениями, оговорками и даже за забытыми впечатлениями, которые были вытеснены из сферы сознательного.

Начальным этапом на стадии понимания бессознательного учёный выделяет анализ сновидений, согласно которому сознательное «Я» активно в наименьшей степени, а это означает, что деятельность бессознательного проявляется в наиболее свободной форме. Сны З. Фрейд делил на два слоя:

  • Явное, открытое содержание, то, что человек может пересказать после пробуждения.
  • Скрытое, то, что представляет собой истинное содержание сна, а его правильное понимание нуждается в специфических усилиях иными словами применении метода психоанализа.

Действие, происходящее на втором слое, связано с тем, что наше сознательное «Я» блокирует целый ряд желаний, а они, в свою очередь, проявляются во снах, имея зачастую причудливую форму символов и знаков. 

Человеческая психика накапливает ощущения и чувства относительно всех событий, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни. При этом на поверхности психики остаются немногие, в основном большая часть уходит глубоко в подсознание. В нём копятся все желания и влечения, которые не смогли пройти так называемую цензуру нашего «Я». Иначе говоря, они оказались несовместимы с требованиями этики, которым человек следует в процессе социализации.

Самым активным процесс социализации является в детстве и юности. Это период, который характеризуется наиболее сильным вытеснением в область подсознательного всяческих импульсов и побуждений, которые происходят от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п.

Ключевую роль в данной ситуации играет сексуальное влечение или либидо. Общественная оценка этим проявлениям носит постыдный, а в некоторых случаях даже греховный характер. На этом фоне происходит вытеснение влечения в область бессознательного, а в сознательном оно заменяется более пристойными с точки зрения общества. Именно поэтому З. Фрейд зачастую объяснял довольно безобидные и приличные образы в сновидениях, как символы постыдных эротических влечений. К специфическим видам сублимации учёный относил религию и искусство.

З. Фрейд утверждал, что либидо характерно даже для детей.

Замечание 4

То, что З. Фрейд стал открывателем факта о детской сексуальности и эротизме, изрядно шокировало общество.

Учёный высказывал предположение, что рождение ребёнка – это переход от единства с матерью к самостоятельному постижению жизни и существованию, есть психическая травма. И мать, становится для ребёнка самым первым объектом эротического влечения, поскольку она есть источник удовольствия, к примеру, во время кормления младенца грудью.

Замечание 5

Возраст 3 – 5 лет – это период, в который у мальчиков формируется «Эдипов комплекс», иными словами желание завладеть своей матерью (как сексуальной партнёршей) и стремление избавиться от собственного отца, поскольку в нём он видит угрозу отношений с матерью. И только страх перед наказанием со стороны отца приводит к уходу от этого влечения и замене его на иные. Парадокс в том, что ребёнок не имея возможности избавиться от отца, начинает перенимать его черты и копировать многие его действия, кроме того заимствует уже формировавшиеся моральные запреты и предписания, которые выступают как факторы вырабатывающие характер и правила поведения его личности.

З. Фрейд высказывал предположение о том, что на ранней стадии развития человеческого общества, когда люди жили в стадах, сыновья на самом деле убивали своих отцов и завладевали своими матерями. После совершённого раскаивались и испытывали чувство стыда и страха. Это дало им толчок к тому, чтобы на место отца поставить тотем и преклоняться перед ним. Таким образом, люди приняли Бога, который заменяет им отца. Результатом таких манипуляций стало то, что в каждом мужчине, в каждом потомке тех людей, есть «Эдипов комплекс» и чувство вины перед отцом. Культуру эти события обогатили тем, что у человека появился Бог, который может ото всего защитить, одновременно с тем его нужно бояться.

Фрейд-копипастер

Утку о том, что бессознательное изобрел Фрейд, пустил сам Фрейд, и к его пиар-талантам нет вопросов. Но о том, что сознание — это не Капитан мозга, говорили задолго до него, еще в Древнем Риме. Философ Плотин и врач Гален подметили, что дыхание или обычные действия вроде ходьбы мы проворачиваем неосознанно.

Альхазен предвосхитил и самые эффектные выводы лабораторных тестов: решения мы можем принимать бессознательно.

Насчет потаенных мотивов и желаний, фирменной приблуды Фрейда, тоже задумывались еще давно. Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц в разной форме писали: нашими действиями заведуют миллионы потайных механизмов, которые не обнаружить обычной рефлексией. Как в случае с восприятием: на него влияют наши ожидания и представления, слепое пятно и капилляры на сетчатке маскируются, как в фотошопе, мозг достраивает картинку, как ему вздумается, а мы с вами и не в курсе.

В XIX веке бессознательная жизнь и вовсе оказалась в hot topics, и, как пишет историк психологии Марк Альтшулер, «трудно, или даже невозможно, найти психолога или психиатра XIX века, который бы не признавал бессознательную деятельность мозга не только как в действительности существующую, но и как имеющую первостепенное значение».

Постфрейдисты

Некоторые из учеников Фрейда, ставшие впоследствии психоаналитиками, не соглашались с некоторыми из его теорий, не отвергая их полностью. Постфрейдисты разработали новые версии теории, основанные на подходе Фрейда, которые отражали совершенно иные взгляды на происхождение личности. Интересно отметить, что Фрейд был нетерпим к критике. Когда позже его последователи начали критиковать его теорию, он подверг их остракизму и (буквально) никогда больше не переписывался и не разговаривал с ними. Например, он проявил удивительное равнодушие и безразличие, когда узнал о смерти психоаналитика Альфреда Адлера (разработавшего знаменитую концепцию комплекса неполноценности), который не соглашался с некоторыми аспектами теории Фрейда. Жизнь самого Фрейда вряд ли можно назвать образцом безупречного поведения. Например, у него неоднократно случались странные провалы в памяти, когда речь заходила о статьях, написанных им в юности о свойствах кокаина (в то время кокаин считался полезным наркотиком, и Фрейд использовал его в своей медицинской практике, считая чуть ли не панацеей, пока у одного из его пациентов не развился острый психоз, вызванный кокаином).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности копинг-стратегий у современных подростков
  2. Национализм, этнические стереотипы и предрассудки — Интерпретации и источники национализма
  3. Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации
  4. Преподавание в начальных классах
  5. Психологические кризисы
  6. Психология в образовательном процессе
  7. Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте
  8. Коммуникативные навыки
  9. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
  10. Сознание как предмет психологии

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия

Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию. Инстинкты имеют 2 вида аспектов – физические и психические. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями.

Инстинкт содержит 4 компонента:

1. источник – потребности, желания

2. цель – заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает.

3. импульс – энергия, сила и напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта

4. объект – те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Пример проявления этих компонентов у человека испытывающего жажду:

Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта – жажда, потребность в жидкости).

По мере нарастания жажды возрастают напряжение и энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит в том, чтобы уменьшить это напряжение и ликвидировать жажду. Объектом в данном примере является не только жидкость, но и все действия, направленные на поиск влаги, а также и сам акт потребления жикости.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение и релаксация поочередно сменяют друг друга. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.

Если человек жадно поглощает еду, значит он голоден, если кричит, значит у него что-то болит. Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать стоящие за ним побуждения и желания.

Существует большое разнообразие инстинктов. Фрейд пытался свести их к двум основным группам:

6 стр., 2914 слов

Зигмунд Фрейд психоанализ

… выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем … по истерии». Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге можно различить …

— поддерживающие жизнь (сексуальные)

— разрушающие жизнь (деструктивные)

Большинство наших мыслей и действий не связаны ни с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния.

По мнению Фрейда, «каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет свой источник энергии».

— Либидо (лат. желание) – энергия инстинктов жизни

— Агрессивная – энергия деструктивных инстинктов

Обнаружение и канализация психической энергии – одна из основных проблем в понимании личности.

Инстинкт содержит 4 компонента:   1. источник – потребности, желания

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара — это просто сигара».

Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание

Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.

Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.

В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее значимые его разработки:

  • трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
  • теория психосексуального развития личности;
  • теория эдипова комплекса;
  • выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
  • внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).

Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».

Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:

  • доктор медицины;
  • профессор;
  • доктор философии и права Университета Кларка;
  • иностранный член Лондонского королевского общества;
  • обладатель премии Гёте;
  • почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
  • почетный член Французского психоаналитического общества;
  • почетный член Британского психологического общества.

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.

Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.

Определение

Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.

Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.

Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:

  1. Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
  2. Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
  3. При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
  4. События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
  5. Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
  6. Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.

Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

История появления психоанализа

На старте своей карьеры З.Фрейд работал с известными учеными, внесшими свой вклад в науку – физиологом Э.Брюкке, гипнотерапевтом И.Брейером, неврологом Ж.Шарко и многими другими. Некоторые идеи своей теории зародились ещё на данном этапе и получили дальнейшее исследования в ученых трудах автора.

З.Фрейд

Исследователя интересовали вопросы, касающиеся некоторых симптомов истерии, проявляемых у пациентов, которые было невозможно интерпретировать только физиологическими проявлениями.

Например, у человека могла отсутствовать чувствительность определенного участка тела, хотя прилегающие области сохраняли чувствительность. Это доказывало тот факт, что некоторые процессы психики не подвергаются работе сознания и могут являться ответом нервной системы.

Ещё одно доказательство он нашел в работе с пациентами, подвергаемыми гипнозу, реакции которых имели неосознанный характер.

Было доказано, что в состоянии гипноза человек может подвергнуться внушению и после пробуждения его бессознательные стремления будут обращены к выполнению этого действия.

При попытке узнать, что мотивирует его на выполнение, индивид не способен найти поддающихся логике объяснений собственному поведению.

З.Фрейд сделал шокирующее для его современности открытие, что действиями и поведением человека могут управлять причины скрытые от сознания. Автор ввел новые термины «подсознательное» и «бессознательное».

Его исследования положили начало развитию теории психоанализа – изучение движущих сил психики человека, выявление причин их влияния, последствий воздействия на жизнь индивида и состояние здоровья.

Значение оговорок по Фрейду для психоанализа

Именно анализ ошибочных действий позволяет человеку обнаружить скрытые намерения – свои или чужие, с помощью которых можно познать истинную сущность себя и других людей.

Психоанализ, возможный в ходе рассмотрения оговорок, заключается в том, что, если подметить оговорку и проанализировать, почему человек оговорился именно так, а не как-то иначе, можно понять те стороны его личности, которые он скрывает, или те, что не осознаются даже им самим.

Давайте рассмотрим, каким образом происходит психоанализ путем изучения оговорок:

  • Если человек соглашается с тем, что его оговорка или другое ошибочное действие действительно имеет смысл, то психоанализ проходит легко, поскольку исследуемый сам сможет найти этот смысл.
  • В большинстве случаев, если указать человеку на то, что в его оговорке имелся скрытый смысл, он начнет отрицать этот факт. Фрейд считал, что так называемое отрицание – острое нежелание признать тот факт, что оговорка была осмысленной и содержала в себе скрытое намерение – подтверждает то, что она на самом деле имела более чем глубокий смысл для него: человек либо понимает это, но не хочет признаваться в этом окружающим, потому что чего-то боится, либо ему страшно настолько, что он не может признаться в этом даже самому себе. В этом случае для психоанализа требуется найти так называемые «косвенные улики», которые помогут раскрыть смысл оговорки и узнать о скрытых намерениях человека, чтобы избавить его от «оков его разума».

Кратко резюмируя, можно сказать о том, что Зигмунд Фрейд выявил, что ошибочные действия, в частности оговорки, не являются хаотичными случайностями, а представляют собой целенаправленные психические акты, имеющие скрытый смысл и возникающие как результат противодействия двух различных намерений: того, о чем человек думает на самом деле, и того, что он считал необходимым или правильным озвучить.

Теперь вы знаете, что значит фраза «оговорка по Фреду»

Примеры таких оговорок встречаются повсеместно: если вы начнете уделять им внимание и изучать их, вы сможете открыть для себя много нового о себе и окружающих людях

Важность изучения оговорок и любых других ошибочных действий заключается в том, что столь незначительные на первый взгляд явления на самом деле являются ключом к самопознанию, поскольку намерения не только накладываются друг на друга, но одно из них неизменно оттесняется другим, что говорит о психологических «запретах», присутствующих в нашем сознании и мешающих нам думать и действовать так, как нам хотелось бы на самом деле

Если вы хотите избавиться от защитных механизмов своей психики, скрывающих от вас ваши же истинные желания и потребности, найти себя и перейти на абсолютно новый уровень осознанности, непременно пройдите нашу онлайн-программу «Самопознание», которая позволит вам не только лучше понять себя в теории, но и научит применять полученные знания на практике.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы обязательно найдете себя и свое место в этом мире!

А еще предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить материал статьи и проверить свои знания:

Фрейд-лжетеоретик

А что с теорией? Как-то раз в 1973 году группа исследователей взялась писать книгу в поддержку Фрейда. В итоге родился канонический том Experimental Freudian Theories Psychology Revials, где авторы честно признались: доказательств нет.

По сути, кроме клинической апробации, где схема сработала бы и вылечила, ничто в этом мире не может доказать, что девочки завидуют пенису, мальчики повсеместно хотят переспать со своими матерями, а мы проходим через оральную, анальную и генитальную стадии развития. С таким же успехом можно заявить, что в наше психическое развитие вмешались масоны или ребята из программы «Необъяснимо, но факт».

Мужчины не могут произвести на свет новую жизнь, а значит, подсознательно завидуют беременности и деторождению. Отсюда — перманентное желание унизить женщин, вот как у отца психоанализа, гения-мужчины, движимого завистью к матке.

Словом, насочинять здесь можно сколько угодно в зависимости от фетишей и интересов. Это называется нефальсифицируемостью или несоответствием критерию Поппера. Простыми словами: это когда теорию в любом случае можно считать годной, потому что эмпирически ее нельзя опровергнуть. Неудивительно, что фрейдизм признан ненаучным. Даже гарвардский психолог Дрю Уэстен, один из тех, кто защищает психоанализ, описывает многие его основополагающие труды как «неясные, бестолковые и безграмотные относительно эмпирических данных».

Как пишет философ и звезда от научпопа М. М. Оуэн, лучше концентрироваться не на археологических раскопках психики, а на работе с уже существующими паттернами.

Фрейдистский психический детерминизм, то есть представление о том, что все наши ментальные телодвижения что-нибудь непременно означают, разбит на голову.

Например, сны. За последние 30 лет нейронауки выяснили о них немало. Магистральная теория гласит: сновидения — это рандомные образы, фантазии или очень глубокая абсурдная переработка воспоминаний.

Гениальные эксцентрики из научного сообщества вроде Томаса Метцингера предполагают, что сновидение — попытка мозга рефлексировать о собственном состоянии во сне. Кто-то доказывает, что сны о травмах прошлого помогают быстрее избавиться от страха и депрессии, но никто и не думает выуживать из них тайные послания, которые надо декодировать с мифами Древней Греции наготове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector