Психоанализ и неофрейдизм. возникновение и основные положения

Фрейд-лжетеоретик

А что с теорией? Как-то раз в 1973 году группа исследователей взялась писать книгу в поддержку Фрейда. В итоге родился канонический том Experimental Freudian Theories Psychology Revials, где авторы честно признались: доказательств нет.

По сути, кроме клинической апробации, где схема сработала бы и вылечила, ничто в этом мире не может доказать, что девочки завидуют пенису, мальчики повсеместно хотят переспать со своими матерями, а мы проходим через оральную, анальную и генитальную стадии развития. С таким же успехом можно заявить, что в наше психическое развитие вмешались масоны или ребята из программы «Необъяснимо, но факт».

Мужчины не могут произвести на свет новую жизнь, а значит, подсознательно завидуют беременности и деторождению. Отсюда — перманентное желание унизить женщин, вот как у отца психоанализа, гения-мужчины, движимого завистью к матке.

Словом, насочинять здесь можно сколько угодно в зависимости от фетишей и интересов. Это называется нефальсифицируемостью или несоответствием критерию Поппера. Простыми словами: это когда теорию в любом случае можно считать годной, потому что эмпирически ее нельзя опровергнуть. Неудивительно, что фрейдизм признан ненаучным. Даже гарвардский психолог Дрю Уэстен, один из тех, кто защищает психоанализ, описывает многие его основополагающие труды как «неясные, бестолковые и безграмотные относительно эмпирических данных».

Как пишет философ и звезда от научпопа М. М. Оуэн, лучше концентрироваться не на археологических раскопках психики, а на работе с уже существующими паттернами.

Фрейдистский психический детерминизм, то есть представление о том, что все наши ментальные телодвижения что-нибудь непременно означают, разбит на голову.

Например, сны. За последние 30 лет нейронауки выяснили о них немало. Магистральная теория гласит: сновидения — это рандомные образы, фантазии или очень глубокая абсурдная переработка воспоминаний.

Гениальные эксцентрики из научного сообщества вроде Томаса Метцингера предполагают, что сновидение — попытка мозга рефлексировать о собственном состоянии во сне. Кто-то доказывает, что сны о травмах прошлого помогают быстрее избавиться от страха и депрессии, но никто и не думает выуживать из них тайные послания, которые надо декодировать с мифами Древней Греции наготове.

Определение понятия «фрейдизм»

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм – это теория психоанализа, которая объясняет некоторые психические процессы, происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» — носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться защитные механизмы.

Список литературы

Введение

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются.

Неофрейдизм (от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Сторонники неофрейдизма пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм наряду с рассмотрением бессознательных процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости

Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания

Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

1. Основные идеи неофрейдизма

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Фрейд Зоркий Глаз

Резюмируя научные исследования, психолог Дрю Уэстен как-то составил список пяти стопроцентно актуальных фрейдистских постулатов:

В принципе основа любой адекватной психологической теории — та же, но Фрейд был первым, кто акцентировал внимание на этих особенностях и стал ими всерьез заниматься. До 10-х годов XX века клинической терапии в принципе не было, а врачи выдавали пациентам советы в духе тех, что Йозеф Брейер, наставник Фрейда, отчеканивает в романе «Когда Ницше плакал»: от отчаяния лечиться курортами и «возможно, разговором со священником»

Сны по большей части считались путешествиями в астрал, божественными откровениями и чем угодно, но не работой психики. Насчет вшитых в нашу подкорку защитных механизмов тоже мало кто заморачивался, да и в неврологии Фрейд был одним из пионеров.

Лаканианство

Жак Лакан был французским психоаналитиком с философскими взглядами, чьи взгляды получили широкое влияние во французской психиатрии и психологии. Лакан считал себя верным и спасающим наследие Фрейда. Он вдохновил на новое взаимообогащение фрейдистских и марксистских идей.

Луи Альтюссер

Французский философ-марксист Луи Альтюссер широко известен как теоретик , и его самое известное эссе — « Идеология и идеологические аппараты государства: заметки к исследованию» . В эссе устанавливается концепция идеологии, также основанная на теории гегемонии Грамши . В то время как гегемония в конечном итоге полностью определяется политическими силами, идеология опирается на концепции бессознательного и зеркальной фазы Фрейда и Лакана соответственно и описывает структуры и системы, которые позволяют нам осмысленно иметь представление о себе . Эти структуры для Альтюссера являются одновременно агентами репрессий и неизбежностью — невозможно избежать идеологии, не поддаться ей. Различие между идеологией и наукой или философией не обеспечивается раз и навсегда эпистемологическим разрывом (термин, заимствованный у Гастона Бачелара ): этот «разрыв» — не хронологически детерминированное событие, а процесс. Вместо гарантированной победы идет непрерывная борьба с идеологией: «Идеология не имеет истории».

Славой Жижек в 2008 году

Его эссе « Противоречие и сверхдетерминация» заимствует концепцию сверхдетерминации из психоанализа, чтобы заменить идею «противоречия» более сложной моделью множественной причинности в политических ситуациях (идея, тесно связанная с концепцией гегемонии Грамши ).

Корнелиус Касториадис

Греко-французский философ, психоаналитик и социальный критик Корнелиус Касториадис также продолжил работу Лакана.

Славой Жижек

Словенский философ Славой Жижек с конца 1980-х годов разработал направление мысли, которое использует лакановский психоанализ , гегелевскую философию и марксизм. Альтюссер также входит в число его ссылок. Его «Возвышенный объект идеологии» касается оригинальной фрейдо-марксистской точки зрения.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Фрейд-мифотворец

В сущности, Фрейд создавал не столько психиатрическую теорию, сколько альтернативную мифологию по лекалам религиозного культа. А это, как известно, мощная штука, действующая поверх логики, рацио и здравого смысла.

И что мы имеем: догматическая теория, ниспосланная мессии из темных глубин природы человеческой; ритуальные встречи с соответствующими атрибутами вроде лежания на кушетке; склонность всех поклонников психоанализа трактовать любое проявление бытия и поведения через собственные верования в анально-генитальную и прочую обусловленность.

Обвинения Фрейда в религиозных замашках, впрочем, не новы. Суррогатом веры психоанализ называл еще Ясперс, добавляя, что само движение напоминает секту, а теория — вульгарное отражение Ницше и Шопенгауэра, и что всё это ужасно удобно объясняет и структурирует бытие для обывателя, потому и заходит.

Примерно так и звучит иудейскохристианское послание Святого Августина, о котором мы вам как-то уже рассказывали. Словом, «инфернальная метафизика» этот ваш чернушный Фрейд, как говорил Бердяев.

Если трактовать религиозность или сектантство как мифологическую структуру, то получится еще интереснее.

Здесь Фрейд попал в самое яблочко, как сказал бы Ролан Барт, который описывает функции мифа так: обозначать и оповещать, внушать и предписывать, побуждать. Воздействуя на читателя, миф навязывает ему себя и всячески старается натурализировать свои значения. Миф изо всех сил старается быть естественным, «само собой разумеющимся», и творится этот великий концепт за счет языка. Или, если дословно цитировать поэтичного Барта, миф — это «похищенный язык».

Список литературы

Введение

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений являются общепризнанными, другие аспекты его теории широко дискутируются.

Неофрейдизм (от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Сторонники неофрейдизма пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст.

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм наряду с рассмотрением бессознательных процессов, обращает большое внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости

Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания

Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

1. Основные идеи неофрейдизма

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление неофрейдизм сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему, при этом общество рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Понятие «сверхкомпенсации» А.Адлера

А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план». Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.

Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.

Основные работы

  • Фрейдизм: марксистская критика (1927) Валентина Волошинова
  • Анализ характера (1933) Вильгельма Райха
  • Черная кожа, белые маски (1952) Франца Фанона
  • Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда (1955) Герберта Маркузе
  • Разумное общество (1955) Эриха Фромма
  • Жизнь против смерти: психоаналитическое значение истории (1959) Нормана О. Брауна
  • Идеология и идеологические государственные аппараты (1970) Луи Альтюссера
  • Капитализм и шизофрения (1972/1980) Жиля Делёза и Феликса Гваттари
  • Либидинальная экономика (1974) Жан-Франсуа Лиотара
  • Ложное сознание: Эссе о материализации от Джозефа Габеля
  • Возвышенный объект идеологии (1989) Славоя Жижека

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои психоаналитические техники, которые состоят из нескольких этапов: этап производства материала, этап анализа и рабочий альянс. Основными методами получения материала являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.

Метод свободных ассоциаций — это диагностическая, исследовательская и терапевтическая техника классического фрейдистского психоанализа. Она основана на использовании ассоциативного мышления для получения представлений о глубинных психических процессах (в основном бессознательных) и использования этих представлений для коррекции и лечения функциональных психических расстройств путем осознания клиентами источников, причин и природы их проблем. Особенностью этого метода является совместно направленная, сознательная и целенаправленная борьба пациента и терапевта с ощущениями психологического дискомфорта или болезни.

Метод заключается в том, что пациент произносит любые мысли, которые приходят ему в голову, даже если они абсурдны или непристойны. Эффективность метода во многом зависит от отношений, сложившихся между пациентом и терапевтом. В основе этих отношений лежит феномен переноса, который заключается в бессознательном переносе пациентом на терапевта характеристик своих родителей. Другими словами, клиент переносит на терапевта чувства, которые он испытывал к окружающим его предметам в раннем возрасте; другими словами, он проецирует свои ранние детские желания и отношения на другого человека.

Процесс постижения причинно-следственных связей в психотерапии, конструктивной трансформации личных установок и убеждений, отказа от старых моделей поведения и формирования новых сопровождается определенными трудностями, сопротивлением, резистентностью со стороны клиента. Сопротивление — признанный клинический феномен, сопровождающий любую форму психотерапии. Это относится к желанию не затрагивать бессознательный конфликт, тем самым препятствуя любым попыткам определить истинные источники проблем личности.

Фрейд рассматривал сопротивление как противодействие бессознательным попыткам клиента воссоздать в своем сознании «подавленный комплекс». Фаза анализа включает в себя четыре этапа (конфронтация, интерпретация, уточнение и проработка), которые не обязательно являются последовательными. Другим важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой относительно здоровые, разумные отношения между клиентом и терапевтом. Это позволяет клиенту целенаправленно работать в аналитической ситуации.

Метод толкования снов заключается в том, чтобы найти скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, стоящую за каждым сном.

Философские воззрения З. Фрейда. Учение о бессознательном

До открытий З. Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Именно поэтому самым важным достижением учёного считается тот факт, что он первый предложил ввести бессознательное в область научного познания.

Замечание 3

В своих поздних работах З. Фрейд называет бессознательное «Оно».

З. Фрейд утверждает, что бессознательное кроется за многими нашими действиями и, прежде всего, за фантазиями, снами, представлениями, оговорками и даже за забытыми впечатлениями, которые были вытеснены из сферы сознательного.

Начальным этапом на стадии понимания бессознательного учёный выделяет анализ сновидений, согласно которому сознательное «Я» активно в наименьшей степени, а это означает, что деятельность бессознательного проявляется в наиболее свободной форме. Сны З. Фрейд делил на два слоя:

  • Явное, открытое содержание, то, что человек может пересказать после пробуждения.
  • Скрытое, то, что представляет собой истинное содержание сна, а его правильное понимание нуждается в специфических усилиях иными словами применении метода психоанализа.

Действие, происходящее на втором слое, связано с тем, что наше сознательное «Я» блокирует целый ряд желаний, а они, в свою очередь, проявляются во снах, имея зачастую причудливую форму символов и знаков. 

Человеческая психика накапливает ощущения и чувства относительно всех событий, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни. При этом на поверхности психики остаются немногие, в основном большая часть уходит глубоко в подсознание. В нём копятся все желания и влечения, которые не смогли пройти так называемую цензуру нашего «Я». Иначе говоря, они оказались несовместимы с требованиями этики, которым человек следует в процессе социализации.

Самым активным процесс социализации является в детстве и юности. Это период, который характеризуется наиболее сильным вытеснением в область подсознательного всяческих импульсов и побуждений, которые происходят от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п.

Ключевую роль в данной ситуации играет сексуальное влечение или либидо. Общественная оценка этим проявлениям носит постыдный, а в некоторых случаях даже греховный характер. На этом фоне происходит вытеснение влечения в область бессознательного, а в сознательном оно заменяется более пристойными с точки зрения общества. Именно поэтому З. Фрейд зачастую объяснял довольно безобидные и приличные образы в сновидениях, как символы постыдных эротических влечений. К специфическим видам сублимации учёный относил религию и искусство.

З. Фрейд утверждал, что либидо характерно даже для детей.

Замечание 4

То, что З. Фрейд стал открывателем факта о детской сексуальности и эротизме, изрядно шокировало общество.

Учёный высказывал предположение, что рождение ребёнка – это переход от единства с матерью к самостоятельному постижению жизни и существованию, есть психическая травма. И мать, становится для ребёнка самым первым объектом эротического влечения, поскольку она есть источник удовольствия, к примеру, во время кормления младенца грудью.

Замечание 5

Возраст 3 – 5 лет – это период, в который у мальчиков формируется «Эдипов комплекс», иными словами желание завладеть своей матерью (как сексуальной партнёршей) и стремление избавиться от собственного отца, поскольку в нём он видит угрозу отношений с матерью. И только страх перед наказанием со стороны отца приводит к уходу от этого влечения и замене его на иные. Парадокс в том, что ребёнок не имея возможности избавиться от отца, начинает перенимать его черты и копировать многие его действия, кроме того заимствует уже формировавшиеся моральные запреты и предписания, которые выступают как факторы вырабатывающие характер и правила поведения его личности.

З. Фрейд высказывал предположение о том, что на ранней стадии развития человеческого общества, когда люди жили в стадах, сыновья на самом деле убивали своих отцов и завладевали своими матерями. После совершённого раскаивались и испытывали чувство стыда и страха. Это дало им толчок к тому, чтобы на место отца поставить тотем и преклоняться перед ним. Таким образом, люди приняли Бога, который заменяет им отца. Результатом таких манипуляций стало то, что в каждом мужчине, в каждом потомке тех людей, есть «Эдипов комплекс» и чувство вины перед отцом. Культуру эти события обогатили тем, что у человека появился Бог, который может ото всего защитить, одновременно с тем его нужно бояться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector