Пирамида дилтса поможет разобраться с проблемами
Содержание:
- Кто такой Дилтс и что такое «пирамида Дилтса»?
- Принцип работы
- Зачем нужна пирамида Дилтса
- Логика в системе языка
- Биографическая справка
- Что дальше?
- Важность физического фиксирования задач
- Ситуация
- Принцип работы пирамиды Дилтса
- Во что конкретно я верю?
- Как я делаю выбор?
- Создание пирамиды
- Примеры убеждений на уровнях пирамиды Дилтса
- Уровень №3 – Как я выбираю?
Кто такой Дилтс и что такое «пирамида Дилтса»?
Пирамида Дилтса получила название по имени своего автора и создателя Роберта Дилтса. Роберт Дилтс является одним из первых разработчиков технологий в области нейролингвистического программирования, автором и соавтором нескольких десятков книг и статей по НЛП, переведенных на многие языки мира, и на русский в том числе. Из наиболее популярных стоит назвать издание «9 принципов НЛП для высокоэффективных людей» .
Основы НЛП в интерпретации Дилтса изложены в его книге «Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и как оказывать влияние на людей» . Тем, кто интересуется историей науки, искусства и философии, можно порекомендовать трехтомник «Стратегии гениев».
В первом томе Роберт Дилтс анализирует с точки зрения технологий НЛП деятельность Аристотеля, Моцарта, Уолта Диснея и даже выдуманного литературного персонажа Шерлока Холмса . Второй том полностью посвящен Альберту Эйнштейну . В третьем томе в центре внимания жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда, Леонардо да Винчи и Николы Тесла .
Кроме того, Роберт Дилтс является востребованным тренером и бизнес-коучем. На его счету множество успешных семинаров и тренингов для таких компаний как «Фиат», «Ксерокс», AppleComputer, StateRailway и других. Он разработал такие технологии и модели НЛП как реимпринтинг, интеграция конфликтующих убеждений, лингвистические приемы «фокусы языка» для изменения убеждений. Однако самым известным его изобретением была и остается пирамида Роберта Дилтса.
Что представляет собой пирамида Дилтса? По сути, это 6 уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять тот или иной аспект проблемы. И, как следствие, проблему в целом, что заметно облегчает поиск ее решения. Схематически изобретение выглядит как многоуровневая пирамида, поэтому ее еще называют «пирамида логических уровней Дилтса» или «логическая пирамида Дилтса».
Зачем нужны эти уровни? Если в двух словах, то ни одна проблема не может быть качественно разрешена на том уровне, на котором она возникла. Чтобы найти выход, следует подняться на уровень выше, и лишь тогда станет ясно, как двигаться дальше.
Соответственно, изменение ситуации на более высоких уровнях приведет к изменению ситуации на более низких. В принципе, изменение ситуации на каком-то низшем уровне потенциально может повлиять на более высокие уровни, однако это происходит не всегда
Именно поэтому так важно в поиске решения проблемы выйти на более высокий уровень
Отчасти пирамиду Дилтса можно сравнить с многоуровневым лабиринтом: если блуждать впотьмах в самом низу, есть вероятность не увидеть выход, даже когда он совсем рядом. Если же подняться наверх, можно сразу увидеть схему лабиринта в целом и сориентироваться будет намного легче.
Что представляют собой уровни пирамиды Дилтса? Их нужно рассмотреть подробнее, чтобы потом было проще понять, как они работают:
Пирамида Дилтса – модель логических уровней:
- 1 базовый уровень «Окружение» – объединяет то, что окружает каждого из нас. Это место жительства и условия, в которых мы живем, домашняя и рабочая обстановка, люди, с которыми мы общаемся. Здесь мы отвечаем себе на вопрос «Что я имею?»
- 2 уровень «Поведение» – подразумевает нашу деятельность дома и на работе, когда мы контактируем с другими людьми или же находимся наедине с собой. Ключевым вопросом уровня является «Что я делаю?»
- 3 уровень «Способности и возможности» – включает навыки, знания и таланты человека от кулинарных и спортивных до рабочих и управленческих. Ключевым вопросом является «Как я выбираю?»
- 4 уровень «Ценности и убеждения»– говорит сам за себя и подразумевает широкий комплекс понятий: воспитание, образование, менталитет, культура. Ключевой вопрос «Во что я верю?»
- 5 уровень «Идентичность» – подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и прочие аспекты самоидентификации.
- 6 уровень или вершина пирамиды «Миссия» – символизирует цели и устремления человека, поиск ответа на вопрос «Зачем я живу?» в самом широком смысле.
Основная часть жизни среднестатистического человека происходит на первых двух уровнях. Получить образование и профессию, построить романтические и/или семейные отношения, купить модную одежду и гаджеты, приобрести квартиру и машину – это все составляющие уровней «Окружение» и «Поведение».
Люди творческие и целеустремленные достаточно много времени проводят на третьем уровне, развивая свои способности и открывая для себя новые возможности. На верхние уровни в суматохе дней времени обычно не хватает, а ведь именно там находятся ответы на наши основные животрепещущие вопросы.
Теперь, когда мы выяснили, как выглядит пирамида логических уровней Роберта Дилтса, самое время разобраться, как она работает.
Принцип работы
Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.
Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.
Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:
- Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
- Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
- Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
- Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.
Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.
При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.
Зачем нужна пирамида Дилтса
Идея логических слоев состоит в том, что при обнаружении проблемы на уровне пирамиды можно определить, где произошел сбой, чтобы в соответствии с особенностями уровня исправить положение дел.
Развитие навыков использования модели Дилтса разовьёт точность и глубину общения с другими людьми и их понимание.
Логические слои показывают структуру для понимания того, что происходит в каждой сфере отношений: сама личность, семья, организация, команда, дети, партнерство.
Пирамида помогает распознавать, как различные слои связаны между собой и как взаимодействуют. Это даёт возможность:
- Спрашивать и проверять актуальность информации.
- В структурированном виде отслеживать большое количество информации. При обсуждении вопроса отслеживание можно вести на листике бумаги или в уме.
- Распознавать слои пирамиды, где проявляется проблема.
- Определять подходящий уровень, на котором можно принять корректирующее решение.
Логика в системе языка
Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.
Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.
Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.
Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.
С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения), даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.
Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.
Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.
Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами. Такие предложения называются истинными суждениями.
Биографическая справка
Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.
Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.
Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:
- Авиа!
- Компьютерная !
- Известная большинству киноманов !
- Популярный !
- Корпорация «Xerox»!
- Итальянская !
Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития .
Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.
Что дальше?
А дальше можно отложить все ваши списки на пару дней и не возвращаться к ним даже в мыслях. Чтобы потом сесть и заново проанализировать — что же у вас есть на самом деле? Что вы сделали, чтобы это получить? Почему выбор был именно таким? А если изменить его? Почему у вас не получается предпочесть банан котлете, ехать поездом, а не лететь самолетом? Какие верования заставляют вас выбирать именно так? Родительский голос в голове? Что именно он говорит? Почему ваша миссия именно такая — может быть, и ее стоит пересмотреть? Много вопросов? Да, зато однажды, возможно, они сделают вашу жизнь интереснее, полнее, ярче и светлее.
Назад Далее
Важность физического фиксирования задач
На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще
Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:
- При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
- Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
- В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
- По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.
Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.
Ситуация
Скажем, ваша проблема заключается в следующем – меня не ценят и не уважают мой труд на работе. Как разобрать ее по пирамиде Дилтса?
Окружение. Здесь вы задаете себе вопрос: «Кто именно должен меня ценить?». Начальство.
Поведение. «Что я должен делать, чтобы меня ценили? Что должно сделать начальство, чтобы я понял, что меня ценят?» Например, ваш ответ такой: «Я должен показывать хорошие результаты работы, а начальство должно меня хвалить и поощрять».
Способности. «Какие я должен проявить качества и навыки, чтобы начальство меня ценило?». Например, решительность, креативность и ответственность.
Ценности
«Почему для меня так важно, чтобы меня ценило начальство?». Ваш ответ может быть: «Чтобы я понимал, что я ценный сотрудник, без которого компания будет работать хуже».
Идентичность
«Кем я должен быть, чтобы меня ценило начальство?». Например: «Человеком, в котором нуждаются».
Миссия. Мы доходим до самого сложного и иногда болезненного вопроса: «Зачем мне это?». И здесь нужно приложить немало усилий, чтобы дойти до истины. Может быть, вам откроются воспоминания, которые вы предпочли бы давно забыть или что-то, что вызовет у вас негативные эмоции. Например, ваш ответ: «Потому что так я смогу доказать себе и родителям, что я могу добиться успеха».
Мы наконец-то докопались до истины. Проблема неуважения со стороны начальства лежит на уровне «ценности», тогда как ее решение – на уровне «миссия». Оказывается, вы хотите, чтобы вас уважало начальство, чтобы доказать своей семье, что вы многого стоите и можете добиться чего угодно. Наверное, не стоит говорить, что начальство тут вовсе не при чем?
Таким образом можно понять любую свою проблему и сделать выводы о том, как ее решать. А на каком уровне находятся ваши проблемы и желания?
Не забудьте рассказать о пирамиде Дилтса своим друзьям и знакомым по сервису invme. Может быть, это поможет им справится с непростыми ситуациями. Если у вас проблемы не в самоидентификации, а в семейных отношениях, тогда вам тоже поможет пирамида. Только не пирамида Дилтса, а треугольник Карпмана. Прочтите статью о нём, и, возможно, вы ответите на многие вопросы для себя.
Принцип работы пирамиды Дилтса
Пользоваться моделью пирамиды Дилтса с логическими уровнями не сложно. Процесс ее заполнения выглядит так:
- Точно определить задачу. Но не мысленно, а на бумаге. Почему письменно? Зачастую мозг воспринимает мысли как нечто временное, несерьезное. Записанная же от руки проблема станет осязаемой. Альтернатива – записать ее на диктофон.
- Найти, на каком уровне пирамиды прячется проблема.
- По очереди подниматься по всем уровням, пытаясь найти решение, ответы на свои вопросы. В самом верху представьте, что проблема решена. Хотя бы на пару минут ощутите вкус победы, удовлетворения.
Для наглядности рассмотрим часто встречающуюся ситуацию: женщина считает, что руководство компании ее не ценит, не уважает. Иногда ей хочется забыть мечты о карьерном росте и все бросить. Как здесь поможет пирамида Дилтса? Заполним уровни по порядку:
Окружение. Кто должен уважать и ценить женщину? Руководители, коллеги. Не стоит забывать и об уважении самой себя, адекватной самооценке.
Поведение. На этом уровне нужно выяснить, как окружающие должны показывать уважение. От руководства ожидается похвала, интересные и значимые поручения
От коллег — это, возможно, внимание к предложениям.
Способности. Здесь женщине стоит составить список навыков и умений, которые покажут коллективу ее опыт, квалификацию.
Ценности
На этом уровне следует разобраться, зачем нужно уважение. Чаще всего оно ведет к карьерному росту. Кроме того, человек чувствует себя ценным сотрудником, видит свою значимость.
На пятом уровне женщине нужно задуматься, какой она должна быть, чтобы ее уважали?
Здесь стоит задать главный вопрос – а зачем женщине нужно уважение коллег и начальства? В этом примере — для того, чтобы доказать себе и близким свою состоятельность.
В данном примере проблема находится на 4 уровне, а ее решение на последнем 6. Получается, что начальство и коллеги здесь совсем ни при чем. Женщина пытается убедить родных и себя в том, что она – квалифицированный специалист. При решении других проблем решение так же расположено на пару уровней выше.
Во что конкретно я верю?
Кажется, что на этом уровне вопросы исключительно метафизического характера. Какое, в самом деле, отношение имеет то, во что мы верим, к тому, что мы имеем в настоящем времени? Веру не измерить количеством денег на счете, не положить в карман, ею не воспитать детей и не купить новую квартиру, например. Так? Да, но именно наши верования диктуют наш способ выбора, метод действия — и, в качестве финальных результатов, — то, что мы имеем в данный момент.
Вопрос веры не обязательно касается религии — более того, он вообще может быть никак не привязан к верованиям. Тут может быть множество установок из детства — например, ваши родители всегда повторяли, что честным трудом не нажить богатства, поэтому вы искренне полагаете, что честный труд всегда является тяжелым и низкооплачиваемым. Установки могут быть и хорошими — касающимися дружбы, взаимопомощи, легкости восприятия или чувства юмора, которое позволяет не унывать даже в самых трудных ситуациях.
Как я делаю выбор?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно очень точно отделить причины от следствия. Например: у меня плохое здоровье — это первый список, я покупаю вредные продукты — это второй список, а выбираю я их потому, что вижу рекламу бургеров по телевизору или друг вчера рассказал мне, какой вкусный бургер появился недавно в МакДональдсе.
На выбор влияет множество факторов — увлечения, рассказы других людей, симпатии и антипатии, скидки и бонусы, политика отдельных людей и целых государств и так далее. Можно задержаться на этом уровне чуть дольше, чем вы планировали изначально, чтобы адекватно оценивать то, что вы действительно выбрали сами, — или то, что вам было явно навязано, то есть действия, которые вы были вынуждены делать против своей воли. У вас снова получатся два, а то и четыре списка — если вы все еще пытаетесь анализировать конкретную проблему в контексте привязки к себе.
Создание пирамиды
Фото автора cottonbro: Pexels
Роберт Дилтс – один из лидеров такого направления психологии, как НЛП. С помощью техник этого направления Роберт старался помочь людям улучшить качество жизни. Ставя определённые цели, ты можешь пошагово изменить свою жизнь.
Сам Роберт Дилтс успешный профессионал, занимался не только созданием пирамиды. Например, он написал более 40 книг о моделировании человека и жизни. Он создал простую схему для работы с любой человеческой проблемой – пирамиду. Точно так же, как египетская, пирамида Роберта Дилтса состоит из нескольких уровней. Каждый из них имеет отношение к определённой сфере жизни человека.
Если ты запуталась, или ощущаешь себя в тупике, работа с пирамидой Роберта поможет тебе разобраться, на каком из уровней есть проблема. Так же пирамида помогает разобраться, почему твои трудности кажутся тебе неразрешимыми. Таким образом, пирамида Роберта Дилтса – это эффективный коучинговый инструмент.
Пирамида Роберта Дилтса призвана решить две основные задачи:
- Осознание текущей ситуации, поиск зон корректировки. Твои точки роста обнаружатся уже при экспресс – диагностике.
- Имеющиеся проблемы расставляются по уровням пирамиды, а затем решаются, начиная с нижнего уровня, по возрастанию. Таким образом имеющийся хаос сложностей жизни расставляется «по полочкам» и решается поэтапно, приводя постепенно твою жизнь в порядок.
Пирамида логических уровней Роберта Дилтса
Пирамида Роберта Дилтса состоит из 6 уровней: окружение, действия, способности и навыки, убеждения и ценности, самоидентификация, миссия. Все эти уровни прорабатываются с помощью правильных вопросов. Именно они позволяют найти нужное решение, которое для тебя пока скрыто.
Примеры убеждений на уровнях пирамиды Дилтса
Уровень | Причины | Смысл | Ограничение |
Окружение | Я не поступила в университет. | У меня нет специальности – плохие первоначальные перспективы. | Мне не светит в жизни ничего яркого. |
Поведение | Я не могу найти работу, после провала начать свой бизнес. | Я выгляжу мрачно, и меня не хотят брать в коллектив. | Нельзя рисковать, нужно держаться старого. |
Способности | Я не могу писать, потому что у меня в школе всегда были двойуи. | Если один человек может что-то сделать, другие тоже могут научиться этому. | Вы не можете ничему научиться без практики. |
Убеждения и ценности | Честность для меня священна, потому что мне самому постоянно лгали родители. | Равенство в отношениях означает истинное партнерство. | Доверие невозможно без открытости. |
Идентичность | Я неудачник, потому что никто никогда не поддерживал меня. | Безработные люди — груз общества. | Как получатель пособия – я на дне общества. |
Принадлежность | Она верит в Бога, потому что это то, чему она научилась. | Верить – значит быть в гармонии с собой и миром. | Без веры вы можете с таким же успехом убить себя. |
Уровень №3 – Как я выбираю?
Уровень третий, который ставит перед нами вопрос выбора. Как я выбираю? Здесь идет речь о ваших возможностях, о внутренних механизмах совершения выбора и его причинах. Если уровень 2 говорил нам о внешнем поведении, то уровень 3 – это о внутренней мотивации.
Этот уровень предлагает взглянуть и оценить, как вы совершаете выбор. На сколько легко или сложно дается вам какое-либо решение, как вы его принимаете (самостоятельно или с чьей-то помощью), принимаете или не принимаете его последствия, несете ли полную ответственность за него.
Его суть также в том, чтобы взглянуть на вашу жизненную стратегию, на ваши планы и цели, виденье, движение по жизни.
К примеру, как вы начинаете свой день перед работой?
Растягиваете время пробуждение и вскакиваете от одной только мысли, что вы уже сильно опаздываете, а еще совершенно ничего не готово для выхода на работу? И взмахнув рукой, вы бросаете незаправленную кровать, недопитый кофе и несобранный для детей в школу ланч, вылетаете, догоняя уходящий трамвай?
Или просыпаетесь за несколько часов до работы, чтобы настроиться на новый день, войти в него плавно? Вы обдумываете планы, готовитесь встретить его с радостью, открытостью и решительностью взять от него многое?
Заметна ли вам разница в жизненных стратегиях, одна из которых – это спешка и спуск по течению, а вторая – неспешность и обдуманность, что является залогом хорошего дня и всей жизни?
Но, ведь и выборы, и жизненные стратегии тоже возникают неспроста.