Пирамида потребностей маслоу: 7 уровней с описанием и примерами
Содержание:
- Классификация социальных потребностей
- Понятие иерархии
- Интересы и их роль в жизни ребенка
- Социальные потребности
- Что такое потребности
- Понятие потребности с точки зрения разных наук
- Классификация
- Типы потребностей человека
- Теории потребностей в психологии
- Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Классификация социальных потребностей
В зависимости от мотивов социального действия. В зависимости от социальных институтов, через которые социальные потребности удовлетворяются.
Говоря о мотивах социального действия, Т. Парсонс выделил типовые переменные действия — то есть пары, которые определяют возможности выбора действий. Это пары между: действием в собственных интересах или с необходимостью учета потребностей окружения, стремлением удовлетворить сиюминутные потребности или отказом от этого ради удовлетворения перспективных и важных целей, ориентацией на присущие индивиду качества или ориентацией на социальные оценки, подчинением поведения правилам или учетом специфики момента и ситуации.
Например, человек хотел бы приобрести автомобиль, однако, не имея достаточных средств, он может повести себя по-разному: накопить средства, убедить родственников помочь ему. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социальные потребности 450 ₽ Реферат Социальные потребности 230 ₽ Контрольная работа Социальные потребности 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Очевидно, что на мотив влияет и система ценностей, и особенности темперамента, характера личности, однако сознательные, рациональные элементы играют большую роль в процессе мотивации социального действия. Поэтому М. Вебер в основу классификации социальных действий ставит целерациональное действие.
Замечание 2
Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием того, чего хочет добиться человек, какие пути, средства наиболее пригодны, эффективны и т. п. Это значит, что человек соотносит как положительные, так и отрицательные средства и последствия, своих действий.
Говоря о социальных институтах, через которые индивид реализует свои социальные потребности, можно говорить о категориях социальной нормы и социального обмена. Если социальные нормы представляют собой некие общие правила взаимодействия участников социальных отношений, то социальный обмен — это обмен, который существует между членами общества, различными организациями и сферами, при этом, в отличие от обмена между людьми, не содержит в себе личностной составляющей.
Социальные институты – это элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Социальные потребности выступают условием возникновения социальных институтов.
Социальные потребности можно разделить на:
- жизненно важные (неудовлетворение их влечет за собой ликвидацию социального субъекта или его революционное изменение);
- потребности на уровне социальных норм (эволюционное развитие социальных институтов);
- потребности на уровне минимальных социальных норм (сохранение, но не развитие социального субъекта);
- потребности комфортного функционирования и развития.
Самой важной потребностью социальной группы является расширение ее сфер деятельности и преобразование окружающей среди и социальных отношений. Можно говорить о таких особенностях потребностей социальных групп, как массовость, устойчивость в пространстве и времени, взаимосопряженность
Можно говорить о таких особенностях потребностей социальных групп, как массовость, устойчивость в пространстве и времени, взаимосопряженность.
Рисунок 1. Ключевые социальные потребности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Понятие иерархии
Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу. Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде пирамиды, которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.
Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.
Он утверждал, что физиологические потребности являются базовыми. Общество, в котором все сыты, и никто не имеет даже малейшего повода для тревоги, психолог назвал идеальным. Голодный человек не нуждается в любви. Однако влюблённым всё равно нужно регулярно питаться.
Примечательно, что определение сытости Маслоу использовал в достаточно широком смысле. Под ней он подразумевал не только достаток пищи, но и сна, воды, кислорода, секса. Ниже представлена классификация человеческих потребностей по Маслоу.
Врождённые или первичные
На первом уровне находятся жизненно важные потребности людей. Это потребности, присущие человеку, как живому существу. Они включают в себя необходимость удовлетворения следующих нужд:
- чувство голода,
- необходимость дыхания,
- жажда,
- отдых,
- необходимость в жилище, одежде,
- продолжение рода,
- двигательная активность.
Маслоу утверждал, что бедный человек в первую очередь испытывает необходимость в удовлетворении базовых или биогенных (естественных) потребностей. Выбирая между уважением и едой, большая часть людей отдаст предпочтение последнему варианту.
Второй уровень происходит из потребности индивидуума в безопасности. Он содержит в себе такой перечень нужд:
- безопасность существования,
- стабильность условий,
- гарантия занятости,
- комфорт существования,
- уверенность в своём будущем.
Когда человек сыт и не имеет проблем со здоровьем, он начинает испытывать острую нужду в безопасности. Такой индивидуум стремиться к разумному порядку в жизни и прогнозируемости своего будущего.
Приобретённые или вторичные
На третьем уровне расположены социальные потребности. Под ними подразумеваются:
забота о членах общества,
внимание к себе,
привязанность к близким,
социальные связи,
участие в совместных проектах.
После того как первичные потребности удовлетворены, человек начинает испытывать нужду дружеских, любовных и семейных отношениях.
Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.
Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:
- уважение со стороны других членов общества,
- признание окружающими людьми,
- достижение успеха в профессиональной сфере деятельности,
- оценка способностей,
- самоуважение,
- движение вверх по служебной лестнице.
Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.
Духовные потребности находятся на пятом уровне. Здесь находятся:
- самоидентификация,
- самовыражение,
- самореализация,
- самоутверждение,
- саморазвитие.
Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены.
В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.
Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.
Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей, в соответствии с которой они живут.
Различия между низшими и высшими
Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела.
Необходимость в базовых условиях для выживания , еде, воздухе, воде , определена самой природой.
В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки, необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.
Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации , это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.
Интересы и их роль в жизни ребенка
Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим
Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.
Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.
Социальные потребности
Людям необходимо контактировать друг с другом. Невозможно представить себе счастливого человека, который решил бы ограничить себя в общении. Что такое потребность в социальном взаимодействии? Это необходимость контактировать с другими людьми, перенимать их профессиональный и личностный опыт, а также делиться с миром своими наработками. Правильное общение способно удовлетворить потребность человека в том, чтобы находиться среди людей. Не всякое взаимодействие способно действительно радовать личность. А душа творческого человека требует постоянных новых впечатлений, иначе и работа становится неэффективной. Однообразие убивает креативное начало, заложенное в каждом из нас.
Социальные потребности являются очень важной составляющей успеха в любой деятельности. Невозможно полноценно жить и развиваться без эмоциональной подпитки, получаемой от других людей и происходящих событий
Даже если рядом находятся люди, с которыми, казалось бы, у человека нет ничего общего, это более благоприятно влияет на его личность, нежели та ситуация, когда он остается в совершенном одиночестве. Состояние изолированности порой угнетает, и очень сильно. Оно не дает развиваться, строить планы, двигаться вперед.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
Потребность
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить
К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.
Система потребностей также формируется по особым правилам:
-
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
-
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
-
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
- Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
- Фрустрации — длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
- Сублимации — переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Понятие потребности с точки зрения разных наук
Наука | Трактовка потребности | Цель изучения | Трактовка потребителя |
Экономика | Потребность — основа спроса. Потребность — мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность — разумная необходимость | Определение условий совершения транзакции «товар — деньги». Изучение вопроса полезности благ | Рациональный человек. Принимает решения осознанно и обдуманно |
Биология (физиология) | Потребность — биологическая реакция на стимул | Исследование проявления физиологии человека в социальном поведении | Биологическое существо, действует под влиянием внутренних и внешних стимулов, что обусловлено биологической природой человека |
Психология | Потребность — ощущение дискомфорта на уровне реакций мозга и нервной системы от несоответствия реального состояния желаемому и стремление этот дискомфорт преодолеть | Выявление факторов, определяющих состояние психологического равновесия человека | Индивид, действующий под влиянием подсознательных и сознательных факторов |
Социология | Потребность — один из факторов социального поведения человека | Исследование социальных причин, влияющих на формирование потребности и покупательское поведение человека | Социальное существо, член общества |
Философия | Потребность — одно из проявлений существования человека | Исследование процесса мышления, лежащего в основе мотивации | Мыслящее и чувствующее существо |
Маркетинг | Потребность — многогранное понятие. Интегрируются все прочие подходы к трактовке потребности | Выявление факторов, влияющих на формирование потребности. Выявление факторов, влияющих на покупательское поведение. Определение характеристик товаров, необходимых потребителям. Определение инструментов воздействия на потребителя | Субъект, являющийся носителем потребности, готовый и способный приобретать и потреблять товары |
Классификация
Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.
Основные виды потребностей:
-
Выживание , самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.
Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.
- Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая , люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода, физическая , все люди нуждаются в жилье, одежде и пище, эмоциональная , при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.
Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.
По Симонову
В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:
- Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде, пище, ночном сне, защите от угроз, стремлении завести потомство.
Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.
В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.
В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.
В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.
Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.
Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.
Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.
Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:
- для других,
- для себя.
Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.
Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.
При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.
Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:
- профилактика и лечение психических расстройств,
- предотвращение асоциального и неадекватного поведения,
- правильное воспитание.
Типы потребностей человека
Потребности можно разделить по разным классификациям, которых достаточно большое количество в этом мире. Основные виды человеческих потребностей мы предоставим дальше.
Если обобщить все доступные теории и практики, то можно выделить три базовых вида человеческих потребностей:
1. Физические и биологические
Среди всех потребностей, присущих с рождения, можно выделить следующие:
- защищенность еды и ее вкусовые свойства;
- пригодный температурный режим воздуха;
- здоровая питьевая вода;
- чистая экологическая среда;
- защищенность жизни и дома;
- удовлетворение половых потребностей;
- освобождение от необходимых веществ в жизни.
Все вышеперечисленные потребности нужны каждому человеку. Этот список еще заложен с самых ранних времен появления человеческого рода, т.к. с физиологической точки зрения мы ничем не отличаемся от первобытных людей. Человек регулярно и моментально старается реализовать первичные потребности.
2. Экзистенциальные
Внутренние потребности состоят из концепции общественно принятых ценностей, в которые входят: искусство, красота, прелесть, миловидность, изящность, покой, нарядность, пригожество. В сравнении с физическими потребностями, экзистенциальные меняются и приобретаются в течение всей жизни. Стоит понимать, что каждый человек — это уникальная личность, и у каждого индивида свои духовные потребности.
Среди экзистенциальных нужд можно выделить следующие:
Потребность в получении информации
Сформированная личность знает и осознает, что для дальнейшего развития следует получать, обрабатывать новую информацию. При этом выходить из зоны комфорта, приобретать новые знания, опыт и навыки, и применять их на практике. Человек изначально ходит в садик, потом в школу, затем в университет, параллельно получая информацию на дополнительных курсах, осваивая новые профессии, меняя свою деятельность.
Нужда в регулярной работе над собственной индивидуальностью
Удовлетворение этой потребности подразумевает бросание употребления алкогольных напитков, курения, наркотической зависимости. Человек думает о будущем, кем он будет через определенное количество лет, и кем он хочет стать к этому времени.
Потребность в собственном благополучии и любви близкого человека
Большинство людей хотят видеть рядом с собой человека противоположного пола, который будет всегда рядом, осуществлять поддержку, и являться партнером в продолжении рода и создании семьи. Часть людей ищут близкого человека всю жизнь, потому что это одна из самых значимых потребностей человечества.
Реализация внутренних потребностей происходит через самые банальные предметы. Человек может смотреть смешной комедийный фильм, при этом расслабляясь, смеясь, и получая удовольствие от такого рода времяпровождения. Кому-то наоборот, хочется поехать на рыбалку, сесть на берегу реки с удочкой, и наблюдать за спокойствием и расслабляться.
3. Общественные
Вектор этого типа потребностей направление на осознание собственного места в социуме, и напрямую зависит от взаимоотношений с другими людьми.
Среди социальных потребностей можно выделить следующие:
- Самоидентификация. Человек обозначает себя как одну из ячеек общества, сравнивая свой статус со статусами людей в его коллективе. Он прекрасно понимает, что является уникальной личностью с набором определенных качеств и характеристик.
- Утверждение личности. Мы всегда хотим получать удовольствие от своих действий, решений, которые мы принимаем. Человек хочет быть увиденным в обществе, чувствовать поддержку и уважение от других людей.
- Бескорыстные побуждения. Человек всегда чувствует гордость за те действия, которые направлены на помощь другим или животным. Человек хочет быть нужным обществу, приносить пользу своими поступками, даже отказывая собственным желаниям и интересам.
Все вышеперечисленными типы потребностей взаимозависящие, в каких-то моментах они могут дополнить друг друга, и не могут существовать в одиночку. Например, удовлетворив внутреннюю потребность в получении высокой должности на работе, мы хотим достичь поставленных целей, заслужить доверие и уважение коллег и прочих сотрудников, а это уже перетекает в общественную потребность.
Теории потребностей в психологии
Давайте рассмотрим несколько теорий известных психологов, занимавшихся изучением данного феномена.
Теория Абрахама Маслоу
Самая знаменитая теория формирования и развития потребностей принадлежит американскому психологу, основателю гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно ей нужды человека формируют четкую иерархическую структуру, состоящую из 5 элементов. Сам автор изобразил эту структуру в виде пирамиды, разделенной на горизонтальные сектора.
В основании пирамиды находятся нужды, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Чем выше уровень, тем они менее значимы и критичны
Давайте подробно рассмотрим структуру, начиная с нижнего уровня:
Физиологические потребности. Сюда относится нужда в еде, воде, отправлении естественных нужд, сне, удовлетворении сексуальных желаний. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида на биологическом уровне.
Безопасность. Это потребность в стабильности, уверенности в будущем, в сохранении здоровья и т. д.
Социализация и любовь
Человеку важно чувствовать свою принадлежность к обществу и устанавливать социальные связи. Сюда относится потребность во внимании, привязанности, общении.
Признание
Стремление добиться уважения в обществе и удовлетворить тщеславные амбиции.
Самоактуализация. Стремление реализовать заложенный в человеке потенциал на 100 %.
На первых двух уровнях находятся низшие нужды. Они являются врожденными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Три верхних уровня содержат так называемые высшие нужды, формирующиеся под воздействием социальной среды.
Неудовлетворенные низшие уровни блокируют возникновение высших. Человек должен двигаться снизу вверх по пирамиде и стремиться достичь высшего уровня.
Именно иерархичность теории Маслоу чаще всего подвергается критике. Существует множество примеров, которые ей противоречат. Например, как объяснить подвиги солдат, которые сражались во имя Родины, будучи голодными или лишенными элементарных удобств. Но тем не менее на данный момент это самая совершенная и продвинутая теория.
У нас на блоге есть отдельная статья про пирамиду Маслоу. Загляните туда.
Теория Клейтона Альдерфера
Американский психолог Клейтон Альдерфер немного видоизменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:
- Потребности существования. Сюда объединены первые две ступени пирамиды Маслоу. Альдерфер считал их нуждами одного порядка.
- Потребности связи. То, что в теории Маслоу называется потребностью в социализации и любви.
- Потребности роста. Обучение и стремление к внутреннему прогрессу.
В отличие от Маслоу Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших нужд к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.
Загляните в нашу статью о том, что такое самореализация.
Теория Дэвида Макклелланда
Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточил свое внимание на высших потребностях. Он изучал мотивы, которые заставляют человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться доминировать над другими людьми
Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека в течение жизни:
- В достижении или свершении.
- Во взаимодействии.
- Во власти.
При этом между ними не существует четкой иерархии. У разных людей разные потребности могут быть главенствующими. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детстве.
Теория Эриха Фромма
Представитель неофрейдизма Эрих Фромм изучал роль бессознательного в процессе формирования потребностей.
Согласно его концепции в бессознательном запечатлен весь опыт человечества, а также заложен скрытый потенциал личности, отведенный человеку изначально. Однако при столкновении с жесткими рамками и стереотипами реального мира возникает внутренний конфликт. Так многие нужды остаются нереализованными.
Фромм выделял следующие потребности:
- общение и установление социальных связей;
- творчество;
- принадлежность к роду, ощущение глубоких корней;
- идентификация с кем-то или с чем-то;
- познание.
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания. Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.