Достоинства и недостатки авторитарного стиля общения

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

Авторитарное воспитание ребенка сделало его абсолютно неуверенным в себе, безынициативным, конфликтным, с заниженной самооценкой и очень враждебным. Четко проявлялись склонности к насилию.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей «Мертвая голова».

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Синтаксические особенности

Разговорная речь обладает яркими отличительными стилевыми признаками по части построения и типов предложений.

Чаще всего бытовой стиль состоит из простых предложений без союзов, сложносочиненных конструкций. В них не встретишь причастий, деепричастий, но возможно наличие однородных членов, перечисления.

Из-за яркой эмоциональной окраски распространено употребление восклицательных и вопросительных предложений, а также односложных и однословных, которые выражают оценку, отрицание, утверждение, побуждение, недоумение.

Нередко предложение разрывают дополнительные конструкции. Они выполняют уточняющую функцию, служат замечанием или поправкой. Также встречаются вводные слова и словосочетания с разными значениями.

Стили педагогического общения, их характеристики

Стиль педагогического общения — это совокупность способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с детьми.

Выделяют перспективные и не перспективные стили общения педагогов. 

К перспективным относятся:

  1. Общение, основанное на совместной творческой деятельности педагогов и учащихся.
  2. Общение, основанное на дружеском расположении ученика и учителя. 

Взаимодействие педагога и ученика, основанное на совместном творчестве — самый удачный вариант взаимоотношений. Такое общение предполагает конструктивный диалог обеих сторон и всестороннее развитие учащегося. Взаимодействие на основе дружеской симпатии — еще один благоприятный для развития учеников вид общения. Такой стиль — показатель профессионализма педагога.

Неперспективными считаются стили поведения педагога, в основе которых лежат такие приемы, как:

  • дистанция;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Коммуникация на основе дистанции предполагает дистанцинирование учителя от учеников. Это монолог взрослого, который все знает и детей, которые не воспринимаются им всерьез. Взаимодействие на основе устрашения возможно при отрицательном отношении к воспитанникам и авторитарной модели поведения педагога. При использовании такой стратегии в коллективе царит нервозность, что существенно тормозит развитие детей. Общение на основе заигрывания возникает тогда, когда учитель хочет быстро завоевать симпатии учеников. Такое поведение свойственно молодым специалистам, у которых нет опыта профессиональной деятельности.

Установки преподавателя и стили педагогического общения

Наиболее важным фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является характер отношения учителя. Под установкой мы понимаем повышенную готовность реагировать определенным образом в данной ситуации. Носитель своих установок в большинстве случаев кажется абсолютно правильным, поэтому они чрезвычайно стабильны и их трудно изменить под влиянием внешних воздействий. Консерватизм и ригидность взглядов увеличиваются с возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующего отношения преподавателей к студентам: позитивное и негативное.

Наличие негативного отношения преподавателя к конкретному студенту можно определить по следующим признакам: преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует наводящие вопросы и подсказки; в случае неправильного ответа спешит передать вопрос другому студенту или ответить самому; чаще делает выговоры и меньше поощряет; не реагирует на удачные действия студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятиях. Даже правильный ответ «плохого студента» иногда обесценивается такими высказываниями, как «В кои-то веки Петров сказал что-то толковое» и т.д.

Соответственно, о наличии позитивного отношения можно судить по таким деталям, как: дольше ждет ответа на вопрос; задает наводящие вопросы в случае затруднений, подбадривает улыбкой, взглядом; в случае неправильного ответа не спешит его оценивать, а старается исправить; чаще обращается к ученику взглядом во время урока и т.п. Специальные исследования показывают, что «плохие» ученики обращаются к учителю в четыре раза реже, чем «хорошие»; они остро чувствуют предвзятость учителя и болезненно переживают ее.

Реализуя свое отношение к «хорошим» и «плохим» ученикам, учитель, без особого умысла, тем не менее, оказывает сильное влияние на учеников, как бы определяя программу их дальнейшего развития. Влияние отношения учителя на оценку учеников хорошо иллюстрируют эксперименты, результаты которых уже стали хрестоматийными.

Эксперимент 1. Учителей просят описать неизвестного ученика на основе фотографии. Первая группа учителей охарактеризовала молодого человека как отличника, вторая — как неуспевающего. Соответственно, первая группа увидела в изображенном на картине молодом человеке широкий и ясный лоб, открытый, умный взгляд, волевое сжатие губ и гладкую, скромную прическу. По мнению второй группы преподавателей, бездумный взгляд молодого человека свидетельствует о плохом мышлении, они также отметили слишком высокий лоб, капризно надутые губы, современную, но не украшающую прическу.

Эксперимент 2. Учителей попросили оценить учеников на основе их «личных дел», к которым были прикреплены фотографии. Всем студентам был дан один и тот же случай, но разные фотографии — на одной был изображен привлекательный молодой человек, а на другой — менее привлекательный. Оказалось, что более привлекательный молодой человек при прочих равных условиях обладал более высоким интеллектом, более высоким статусом в группе сверстников, более высоким уровнем образования, а также более оптимистичным прогнозом на будущее развитие.

Понятие педагогического общения

Определение 1 Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.

Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.

По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.

В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:

  • коммуникативная, обеспечивающая обмен информацией и фактами между участниками общения;
  • интерактивная, направленная на организацию эффективного взаимодействия между педагогом и детьми;
  • перцептивная – ориентирована на восприятие друг друга участниками педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции педагогического общения 420 руб.
  • Реферат Функции педагогического общения 220 руб.
  • Контрольная работа Функции педагогического общения 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом

При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания. Виды общения

Виды общения

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело. Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант

Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина «педагогическое общение» обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Автор

Трактовка термина «педагогическое общение»

1

А.А. Леонтьев

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся .

2

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты .

3

И.А.Зимняя

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся .

4

В. А. Сластенина

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

5

Коджаспирова Г. М. 

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия «педагогического общения» как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний .

Либеральный стиль общения педагога

Данный стиль характеризуется безответственностью, низкой инициативой и настойчивостью со стороны педагога. Также наблюдается непоследовательность в выдвигаемых им требованиях, отсутствие решительности, необходимой в случае возникновении сложных ситуаций. «Либеральный» педагог способен в одно мгновение выдвинуть какое-либо требование или правило своим воспитанникам и тут же, позабыв о нем, придумать новое, совершенно противоположное предыдущему.

Чаще всего либеральный стиль общения педагога выражается зависимостью оценок деятельности воспитанников сквозь призму личного настроения педагога. Часто он переоценивает способности своих учеников, не проверяет насколько были выполнены предъявленные к заданию требования. Если у самого педагога хорошее настроение – дети получают хорошие оценки, в обратном случае – плохие.

Несмотря на все, такой преподаватель всегда доброжелателен к своим воспитанникам, всегда общается ласково и сдержано, каждого из них воспринимает как обязательно честного и хорошего человека.

Следует отметить, что особенность педагогического общения не является чем-то заранее предопределенным или выбранным, а формируется в процессе жизнедеятельности педагога. Таким образом, нельзя утверждать о том, что кто-то принимает полностью демократичный или полностью авторитетный стиль. Чаще всего встречаются смешанные варианты, например, демократичный и либеральный, или же демократичный и авторитетный.

Большую роль играет психолого-педагогические отношения индивида. Дальнейшая тактика общения и преподавания зависит во многом от личностного опыта педагога. На его стиль общения влияет непосредственное отношение с воспитанниками, умение общаться с ними в неформальной обстановке, общение с другими педагогами, представителями различных органов общественности и контроля за образованием. Следует отметить, что также значимой является компетенция самого педагога относительно детской психики, особенностей развития детей в определенном периоде жизни, умения наладить с ними доверительный контакт.

Как вести себя в новом коллективе

Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.

Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

Виды педагогических стилей общения

Как мы уже говорили, в основе стиля общения лежит отношение педагога к детям. Оно обусловливает возможности организаторской деятельности. Все виды общения можно разделить на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения выбирают те педагоги, которые предпочитают самостоятельно решать все жизненно важные вопросы, связанные с функционированием детского коллектива, задавать четкие цели, исходя из своего опыта, организовывать контроль над своевременным выполнением задач и давать всем результатам свою субъективную оценку. В итоге стиль общения становится властным, в поведении педагога проявляется диктаторство и опека. Ученики ощущают давление и начинают противодействовать ему, в силу чего в таких коллективах всегда существует явный или скрытый протест.

Либеральный (анархический) стиль общения предпочитают те педагоги, которые избегают ответственности. Как правило, они выполняют свои обязанности чисто формально, пытаясь самоустраниться от какого-либо руководства. Сама роль воспитателя для такого педагога нежеланна, он ограничивается только преподавательскими обязанностями. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежит равнодушие, незаинтересованность в учениках и проблемах коллектива. В результате такой позиции учитель, неспособный положительно повлиять на своих воспитанников, теряет авторитет и контроль над ними, и дисциплина стремительно падает.

Третий стиль имеет в своей основе опору на инициативу детского коллектива. Педагоги, избирающие демократический стиль общения, ориентированы на то, чтобы развить в своих учениках активность и самостоятельность, привлечь каждого из них к решению задач. Такая организация общения учеников с педагогом является наиболее благоприятной и продуктивной.

Чем характеризуется авторитарный стиль общения?

Авторитарный стиль общения характеризуется, прежде всего, сосредоточением влияния у его носителя.

Роль остальных членов социальной группы при этом минимизируется.

Авторитарный человек единолично принимает решения, не советуясь с окружающими и при этом требует неукоснительного их выполнения, постоянно контролируя процесс достижения поставленной цели.

Для авторитарного стиля общения доминирующими являются критика и запреты. При этом позитивное отношение авторитарной личности к его окружению встречается крайне редко.

Сам стиль коммуникации носит агрессивную форму , связано это с тем, что авторитарная личность во многих ситуациях видит угрозу своему авторитету, стараясь противодействовать ей максимально жестко.

Руководитель с авторитарным стилем общения будет минимизировать неформальные отношения со своими работниками. Для него характерен гиперконтроль за своими подчиненными, а также завышенные требования к ним.

Если же при попытке заставить выполнять какие-либо определенные действия такой руководитель встречает сопротивление от своего работника, то это гарантирует конфликтную ситуацию, при которой авторитарный руководитель будет стремиться не только подчинить себе работника, но и вынести ему наказание.

Поощрения носят крайне редкий характер , в коллективе под руководством авторитарного человека больше стремятся избежать ошибок, чем заработать поощрение.

Авторитарный стиль педагогического общения подразумевает то, что педагог сам решает вопросы, связанные как с жизнедеятельностью класса или группы, так и с каждый отдельным учеником.

При этом педагог проводит субъективную оценку деятельности учеников, противодействуя ее оспариванию.

При крайней форме авторитаризма в педагогике учащиеся не смеют обсуждать с учителем напрямую касающиеся их проблемы, их инициатива пресекается и наказывается, а противодействие учащихся авторитарному педагогу приводит к конфликтным ситуациям, устойчивым во времени.

Сопереживание

Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого. Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Значение коллоквиализма в литературе

Авторы будут часто использовать повседневные выражения, чтобы диалог звучал более аутентично.

Например, автор современного романа, вероятно, выбрал бы приветствие «Эй, как дела», а не «Добрый день».

Они также могут использовать эту структуру, чтобы расположить письмо более решительно в определенный период времени и / или место. Разговорная речь позволяет это сделать.

При ненадлежащем использовании бытовых выражения часто становятся неприятными для читателя. На самом деле, авторы должны избегать чрезмерного использования диалекта, например, искажения слов с целью сокращения («сейчас» — «щяс») в культуре разговорной речи.

Однако, при правильном использовании читатели могут почувствовать доверие к автору. Авторы также могут бессознательно использовать разговорные выражения, если не привыкли к деловой манере. Стилевые черты разговорного стиля будут рассмотрены ниже.

Какие бывают манеры общения?

Понятие «,манеры общения», строится на следующих элементах:

  • тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.),
  • дистанция (интимная, личная, социальная или публичная),
  • поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.)

Манеры можно поделить на две базовые группы:

  1. Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
  2. Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.

Категории хороших и плохих манер не имеют четких рамок. Все зависит от общества, принятых на данной территории стандартов, норм и правил.

Понятие «,плохих», и «,хороших», манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).

Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.

Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.

Примитивный уровень

Как правило, общение на этом уровне выстраивается, если один собеседник не воспринимает другого как личность, видя в визави «нужный» или «ненужный» объект.

В ситуации, когда собеседник воспринимается как «полезный объект», разговор строится с позиции превосходства. А если другой человек отнесен к категории «мешающий объект», общение выстраивается в еще более пренебрежительном стиле и может прерваться без объяснения причин.

В такой ситуации один из общающихся не задумывается о том, правильно ли поймут его слова. Он старается говорить больше, громче и не выбирая выражений. Часто это пьяные навязчивые попутчики, невежливые работники сферы услуг, сотрудники государственных учреждений.

Единственное правильное поведение при общении в подобном стиле — говорить спокойно и размеренно, при необходимости жестко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector