Конструктивные и деструктивные конфликты

Содержание:

Советы для родителей

Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц. 

Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести. 
Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается

Откровенничайте друг с другом. 
Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения. 
Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться. 

Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.  

Основные объекты рассмотрения

Представления о конструктивном процессе и конструктивном объекте не имеют общего определения. Различные теории конструктивной математики могут иметь дело с конструктивными объектами самых разнообразных конкретных видов (целочисленными матрицами, многочленами с рациональными коэффициентами, и т. д.). Однако может быть указано несколько типов конструктивных объектов, способных моделировать любые другие известные конструктивные объекты (и, тем самым, способных считаться в некотором смысле конструктивными объектами общего вида). Таковы, в частности, слова в различных алфавитах.

Негативные факторы в общении

Ведение содержательной беседы не такая и сложная задача. Но, несмотря на это, люди нередко сталкиваются с препятствиями, которые мешают развить интересный разговор с собеседником.

Среди основных факторов, негативно влияющих на общение, можно выделить:

  1. Наличие приказного тона. Используя слова в побудительном наклонении, человек неосознанно настраивает оппонента против себя. Для смягчения атмосферы диалога все приказы необходимо заменить просьбами. Пример: вместо «Принеси» следует использовать « Не мог бы ты оказать мне услугу и передать книгу?».
  2. Мнимая конкуренция. Если человек делится своими успехами, значит, он хочет, чтобы за него порадовались. Многие люди в подобных ситуациях пытаются продемонстрировать собственные достижения, обесценив заслуги оппонента. Быть униженным никто не хочет, поэтому такая беседа быстро подойдет к концу.
  3. Быстрая смена темы беседы. Если рассказ собеседника навевает скуку, не следует говорить ему об этом или резко менять направление разговора.
  4. Отрицание проблем. Если переживания человека кажутся пустяковыми, не стоит об этом говорить собеседнику.
  5. Навязчивая «психотерапия». Не следует во время разговора производить диагностику мотивов поведения оппонента. Пример: «Ты ревнуешь», «Ты боишься». Даже если замечания оправданы, их присутствие в беседе может вызвать агрессию или обиду.
  6. Нетактичные и навязчивые вопросы. Если собеседник не желает делиться информацией, не следует уговаривать его. Давление на оппонента может спровоцировать конфликт.
  7. Оценочные суждения. Не всегда взгляды с оппонентом будут совпадать. Чтобы не спровоцировать скандал, в разговоре не следует использовать аргументы за или против. Основной упор лучше делать на факты.
  8. Несовместимость лексикона. Если человек использует большое количество сленга, жаргонов, собеседник может его не понять, поэтому продолжать односторонний монолог не захочется.

ЧИТАТЬ Стили руководства: особенности и недостатки разных моделей управления

Основы и правила конструктивного диалога

В чём заключаются основные правила, которые помогут человеку.

Уважение к оппоненту

Нужно всегда давать высказать собственную позицию и точку зрения. Только это поможет выстроить правильные отношения с собеседником. Он такой же индивид и имеет право на свою позицию. Даже если его мнение кажется глупым, не стоит оскорблять оппонента и настаивать я собственной правоте, принижая собеседника.

Интерес

Проявлять интерес к позиции собеседника и предмету обсуждения. Даже если индивида не интересует позиция второй стороны, то не стоит менять вектор беседы и игнорировать все правила приличия.

Умение слушать

Никогда нельзя перебивать оппонента

Это очень важное правило, которое помогает не только в конструктивном общении, но и в споре с человеком

Даже при резком несогласии с точкой зрения нельзя унижать человека, его мнение и позицию. Это бестактно и глупо.

Конструктивная критика

Нельзя просто сказать “потому что” и выдать это за аргумент. Нужно чётко обозначить позицию, объяснить почему индивид не согласен с позицией собеседника. Чётко обозначить своё мнение и объяснить, почему оно не совпадает с мнением собеседника.

Понятный лексикон

Также очень важно быть “на одной волне” с человеком. Даже если речь идёт о сфере, в которой человек разбирается, лучше избегать профессиональной терминологии

Общие темы

Нужно найти «точки соприкосновения» и определиться, с чем в определённой ситуации вы согласны, а с чем нет. Так сказать, рассмотрев две стороны медали показать свою точку зрения, но при этом не доказывать её правильность оппоненту, который видит ситуацию, с другой стороны.

Отсутствие лжи

Выдуманные аргументы – хуже молчания. Нельзя просто взять и придумать аргумент просто для того, чтобы доказать свою правоту. Так свойственно поступать детям, взрослые люди должны принимать факт того, что у них недостаточно аргументов для отстаивания своей позиции. В конце концов, если аргументов нет, никто не заставит отказаться от своей позиции.

Техника общения

Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения:

  1. Ведите разговор на языке собеседника, не используйте в общении сложные термины и выражения. Подчеркивайте свое уважительное отношение к оппоненту. Старайтесь найти что-то общее, благодаря этому проще строить беседу.
  2. Проявите интерес к проблемам оппонента. Внимательно выслушайте его и дайте высказаться.
  3. Говорите о том, что вы чувствуете. Это поможет вызвать доверие к вам.
  4. Не говорите лишних слов, если не знаете способа решения проблемы.
  5. Не воспринимайте негативно действия партнера.

Развитие мышления

Развивать правильный образ мышления помогут практические занятия. Что для этого нужно? Просто начните. С пониманием того, что получится не с первого раза и даже не с сотого. Вы будете долго практиковаться, прежде чем заметите, что эмоции давно не руководят вашей жизнью.

Начните с простых бытовых ситуаций. Не хочется мыть посуду. Проанализируйте ситуацию, подключите конструктивное мышление. Возможно, вы поймете, что целесообразнее мыть посуду сразу после приема пищи, не оставляя на потом под предлогом замачивания и занятости. Более того, мытье посуды — это время релаксации. Моете тарелку — думайте только о тарелке. Учитесь отключать мысли. После — похвалите себя за то, что помыли сразу.

Любую неприятную ситуацию можно и нужно использовать во благо. И поможет в этом конструктивное мышление.

О чем речь?

– это проявление внутренней деятельности человека практическим или вербальным способом, итогом которого является разрушение чего-либо. Как правило, деструктивное поведение направлено на коммуникацию между людьми, взаимоотношения, материальные предметы, собственное физическое или эмоциональное состояние.

Проще говоря, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д. Часто деструктивное поведение еще называют девиантным, и это, по сути, правильно, ведь деструктивное поведение является регрессивной, негативной формой проявления девиантности.

Такое поведение считается отклонением с точки зрения медицинских, психологических и социальных установок, и приводит к снижению качества жизни человека, когнитивным нарушениям восприятия происходящего, эмоциональным нарушениям, снижению самооценки. Последствия деструктивных поступков могут быть разными: от «выпадения» личности из социума до полной изоляции.

Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения психики; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках.

Деструктивное поведение проявляется в:

  • деструктивном изменении характера, темперамента;
  • формировании неправильной самооценки;
  • искажении личностных мотивов и потребностей;
  • невозможности контролировать свое поведение;
  • нарушении отношений с людьми.

Если вы видите человека, который проявляет страх, нетерпимость, агрессию по отношению к окружающим людям, животным или материальным предметам, нарушает общепринятые нравственные нормы и законы, то это как раз то, о чем мы ведем речь.

В психологии поведение рассматривается как взаимосвязь стимула и реакции на него, а сама реакция может быть внешней и внутренней. Внешняя проявляется в движениях, поступках и словах, т.е., если говорить о деструктивной реакции, это может быть жестокое обращение с животными, вандализм, теракты.

Внутренняя реакция выражается в эмоциональном восприятии, мотивации, когнитивной обработке. Деструктивное поведение также может быть направлено «внутрь» субъекта. Употребление алкоголя, запрещенных веществ и суицид – это все проявление деструкции. В любом случае внутренняя деструктивная мысль всегда найдет выход и проявится в действиях.

Деструктивная модель поведения всегда вызывает негативную реакцию у людей, она приносит ущерб не только окружающему миру, но и личности, которая ее проявляет. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной адаптации в обществе, неумения регулировать свое психоэмоциональное состояние. Деструктивное поведение имеет свои причины возникновения, поэтому, прежде чем понять, как «лечить», нужно выявить источник самой болезни, а их может быть несколько .

Общение: важный аспект для любой личности

Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия

Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий

С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.

Как понять, что у вас хаотичный тип мышления

Дочитав статью до этого места, каждый уже задумался: «А что со мной? Я-то обладаю конструктивным мышлением? Это так просто. Или нет?». Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте, как обычно вы говорите, решаете проблемы.

Поможет понять образ вашего мышления простенький тест:

  1. В разговоре отвлекаетесь ли вы на малозначительные детали и мелочи?
  2. Долго ли вы изъясняете свою мысль?
  3. Начинаете ли рассказ с мезозойской эры? (Имеется ввиду, начинаете ли вы его с самой сути или у вас, как в сказке: «Были-жили, не тужили»).
  4. Отвлекаетесь ли на посторонние мысли, меняя тему разговора?
  5. Никогда не анализируете чужие мысли по поводу вашей затеи? (Люди, закрытые от чужого мнения, ограничены. Не обязательно принимать чужую точку зрения, но если вам предлагают альтернативный вариант, который может оказаться продуктивным советом, умный человек обязательно прислушается).
  6. Не планируете свой день заранее?

Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из вопросов, вам стоит поработать над собой. Это означает, что ваш тип мышления близок к хаотичному. Более трех положительных ответов означают, что ваше мышление хаотично.

Как научиться конвертировать позитивное в конструктивное

Конструктивное мышление почти полностью устраняет негативизм. Человек не может поддаваться грустным мыслям и жалеть себя, потому что толку от этого, как с козла молока. Желая придать себе бодрости, мотивировать, разум найдет, скорее, позитивные моменты в любой ситуации. А позитив превращается в конструктивизм. Справедливости ради стоит отметить, что двигателем может быть не только пряник, но и кнут. Но разумнее чаще использовать позитивное подкрепление – вы же не враг себе.

Пример. Вы устали и хотите отложить часть работы на завтра. Но это скажется на вашем заработке. Позитивное подкрепление: вы придумываете, что купите себе на лишние деньги. Эта идея вызывает радость. Вы не хотите ее терять. Вот и стимул поработать в выходные! Далее — простой план действий, чтобы все успеть: организационные моменты. Так позитивное превратилось в конструктивное.

Умение слышать собеседника

Первейший из навыков конструктивного общения — это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа.

Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять?».

Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания. Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового.

Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей

Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк

Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой.

А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»?

Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения — исправление или дополнение картины мира собеседников, т. к. она может быть неполной или замусоренной ложными фактами и домыслами.

Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания.

Современные методы разрешения конфликтов

Прогнозирование и профилактика конфликтов

Предвидение возможных вариантов развития событий создает условия для результативного управления ими.

Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Во — первых люди, вмешивающиеся развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения конфликта, их развития и завершения. Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его не конфликтными способами. Попытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать борьбы.

Управление конфликтом — сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление включает: диагностику, профилактику, ослабление, урегулирование, разрешение. Предупредить намного легче, чем конструктивно разрешить их.

Объективные условия предупреждения конфликтов:

— создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

— справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе;

— разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

— успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

Правило №1

Упорядоченное и уважительное общение является основой конструктивного разговора. Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор. Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы — поиск результата, который устроил бы обе стороны.

Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда. Некоторые могут сказать: «Я точно не такой. Я всегда слушаю собеседника». Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи.

Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать.

Социальный диалог – это тоже искусство

Общение – это не просто навык, данный всякому от природы

Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее

Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха. Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.

Личность, психика, особенно в детском возрасте, во многом формируются взаимоотношениями с самыми близкими людьми. В будущем это будет регламентировать отношения с иными участниками общества

Психологи обращают внимание: детям свойственны очень сильные эмоции, которые с возрастом ослабевают, становятся приглушенными, и поведенческие аспекты проявляются более ярко. Способы конструктивного взаимодействия предполагают корректировку эмоционального развития ребёнка таким образом, чтобы становление личности было максимально полноценным

В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь. На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия

С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента

Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать.

Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.

Правила конструктивной критики

Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

  • Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед.
  • Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди.
  • Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят.
  • Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания.
  • Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше».
  • Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.
  • Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия.
  • Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле.
  • Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
  • Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент.
  • Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».

Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.

Алгоритм конструктивной критики: основные шаги

Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма.

  1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
  2. Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно.
  3. Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять.
  4. Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты.

Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.

Задайте вопрос

Значение слова конструктивный

Примеры употребления слова конструктивный в литературе.

Таким образом, в основе объяснения аподиктического и в то же время конструктивного характера действительного математического знания — и здесь одно как раз связано с другим — лежит именно идея схематизма нашего рассудка в отношении явлений. С другой стороны, люди за историческую эпоху видоизменили почти всю поверхность суши, но египтяне, монголы, арауканы и шведы делали это настолько по-разному, что конструктивнее рассматривать влияние этносов на природу, нежели человечества в целом.

При всем желании он не мог представить себе, для чего делается дополнительное армирование с двух сторон сетками из стержневой арматуры, что такое сложная конструктивная форма проема и почему стиральную машину предпочтительнее монтировать между мойкой и ванной, а не между мойкой и дверью.

Новой идеей-целью, объединяющей всех людей Земли, должна стать идея построения бесклассового коммунистического общества, и никаких других конструктивных идей просто не существует!

Комплекс УМ1-НХ конструктивно оформляется в корпусах, аналогичных корпусу машины, при этом вес, габариты и потребляемая мощность определяются требуемой комплектацией системы.

Но даже такие безответственные ответы не обескураживали пилота первого класса Галеева и его верный экипаж своей вопиющей несправедливостью и беспринципностью, и они спокойно продолжали вести с местными туземными властями взвешенный конструктивный диалог.

Китайская Народная Республика действительно проявила конструктивный подход к решению проблемы, а правительство на Тайване готово последовать вашему примеру.

Один из принципиальных моментов в понимании этнических, как и других социальных конфликтов, заключается в том, чтоб перейти на путь конструктивной деэскалации и урегулирования конфликта и разрешения проблемы как можно раньше.

Но возможности перехода к конструктивной деэскалации в этом случае действительно весьма затруднены.

Из этой схемы видно, то главное условие перехода на путь конструктивной деэскалации конфликта — восстановление управляемости конфликта.

Исследования дольменов позволили также изучить те конструктивные детали, которые долгие годы были занесены землей, покрылись дёрном и кустарником.

При обнаружении отклонений в техническом состоянии конструктивных элементов, угрожающих безопасному проживанию людей в доме, жители, независимо от формы собственности на дом, подлежат выселению в административном порядке в другое жилое помещение.

Во Франции же происходило ограничение и даже упразднение муниципального самоуправления и высших сословных законосовещательных учреждений Генеральных Штатов, рост государственного аппарата, в котором все большую роль играли представители буржуазии, именно так достигавшие своих политических целей: аристократия концентрировалась вокруг двора, который был силой весьма влиятельной, но куда менее конструктивной, нежели палата лордов в Англии.

Их кинетическая энергия поглощается замедлителем, топливом и конструктивными элементами реактора, затем передается теплоносителю.

Однако он забывает, что исторически интуиционизм был связан с различными вариантами субъективистских теорий познания, а конструктивное направление — с диалектическим материализмом.

Определение

Чем отличаются друг от друга общение конструктивное и обыкновенное? Целью, ради которой ведется беседа, и стилем общения. Обыкновенный разговор — это обмен эмоциями и информацией. Целью конструктивного разговора выступает упорядоченный поиск истины, ответов на вопросы, которые формируют мировоззрение человека.

Важно запомнить разницу между обыкновенной беседой и конструктивным диалогом. Если коммуникация бесцельна, после разговора остаются лишь позитивные или негативные эмоции и некоторая полезная либо бесполезная информация, что не является конструктивным взаимодействием

Люди желают достигнуть полного понимания обсуждаемого вопроса, прийти к консенсусу. Они не прекращают общения до тех пор, пока их взгляды на выбранную тему разговора не совпадут.

По окончании конструктивного диалога у собеседников формируется новое представление о некоем предмете, факте либо истине, которое позитивно влияет на качество их жизни.

Следующий признак конструктивного общения логически проистекает из предыдущего. Это значит уважительный, упорядоченный стиль ведения беседы.

Участники такого взаимодействия обсуждают крайне интересные, важные и сложные вопросы. Природа человеческой психики проявляется в том, что собеседники во время такой беседы открываются, чувствуют себя свободно, без стеснения выражают свое мнение только тогда, когда все участники разговора демонстрируют спокойную, вежливую вовлеченность в обсуждение выбранной темы.

Следующие факторы нарушают ход конструктивного диалога, вызывая у собеседников стойкое нежелание общаться дальше:

  • крик, повышение голоса;
  • сарказм;
  • невнимательность к чужому мнению;
  • высмеивание других участников разговора.

Все вышеперечисленные факторы делают диалог неконструктивным, потому как тормозят поиск истины, ради которого он и затевался.

Решайте проблему, а не меняйте собеседника

В жизни многие люди очень часто пытаются изменить окружающих под себя. От такой черты нужно попытаться избавиться как можно быстрее. Осознание того факта, что у вас вряд ли получится изменить другого человека, может предотвратить огромное количество проблем, которые могут появиться в обозримом будущем.

Перед вами стоит конкретная задача. Рассмотрим проблему, которую мы упоминали ранее, — ребенок не успевает выполнять домашнее задание. В такой ситуации не нужно ломать свое чадо и в достаточно грубой форме пытаться его перевоспитывать. Ребенок может не делать домашнее задание не только из-за того, что он хулиган и бездельник. Возможно, он слишком занят на тренировках. Или же у него много времени занимают репетиторы, и он из-за этого просто-напросто не успевает поработать над другими предметами. Есть вероятность, что он просто не понимает ту или иную тему. Как видите, причин может быть много. Главное — это выявить проблему и попытаться ее решить.

Убеждать

Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации. Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите. Первый этап убеждения – вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений. После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы. Это называется замещение.

Схема убеждения:

  • доказательство несостоятельности идей собеседника, путем демонстрации отрицательных качеств;
  • демонстрация положительных черт вашей идеи.

В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению.

Использование фактов

Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты.

Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»?» следует ответ: «Потому что я так считаю». Эта фраза знакома многим семейным парам. Вот только не совсем понятно, что именно супруг/супруга под этим подразумевает. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах!

Как следует реагировать на замечания

Для начала осознайте, что они помогают развиваться, если мы будем к ним прислушиваться, спокойно выслушивать советы и извлекать из этого что-то полезное для себя. 

Не стоит любое высказывание воспринимать в штыки, если работа над проектом заняла у вас большое количество времени и вы приложили массу усилий – это не значит, что результат вашего усиленного труда идеален. Отреагируйте на критикующие комментарии с достоинством, согласием и спокойствием.

Также не следует оправдываться перед критиками, лучше молча прислушивайтесь к советам и рекомендациям, при необходимости ответьте на вопросы, а затем поблагодарив всех участников диалога, удалитесь из помещения. 

Примеры конструктивной обратной связи

Пример 1. Обратная связь от других

Положительный пример: «Тимофей, я получил несколько отзывов от других сотрудников отдела, что ты чрезмерно критикуешь их работу. Меня беспокоит, что других это настолько взволновало, что они пришли ко мне. Я хочу разобраться в вопросе, можешь пролить свет на это»?

Плохой пример: «Тимофей, я думаю, ты слишком критичен к членам своей команды».

Плохой пример: «Екатерина и Денис жаловались мне на то, что ты слишком груб с ними. Что происходит? Это правда»?

Хотя первый и третий варианты пытаются выяснить, почему Тимофей так критичен, только первый вариант старается выявить проблему на рабочем месте, а не является обвинением, выдвинутым исключительно против Тимофея.

Пример 2. Отзыв о работе

Положительный пример: «Борис, на прошлой неделе ты превысил свою производственную цель на 20 процентов. Прекрасная работа. Это поможет нам достичь наших общих производственных целей и финансовых целей. Как тебе это удалось»?

Плохой пример: «Борис, я только что заметил, что ты превысил свою производственную цель в прошлом месяце. Цель этого месяца будет увеличена на 20 процентов».

Плохой пример : «Борис, я заметил, что ты превысил свою производственную цель в прошлом месяце. Надеюсь, это не значит, что ты попросишь прибавки».

Первый пример показывает интерес к навыкам Бориса, в то время как Борис не получил никакого подобия награды за свою образцовую работу во втором или третьем вариантах. На самом деле, эти два ответа, вероятно, уедят его в том, что ему не стоит напрягаться, чтобы снова так усердно работать.

Полезный инструмент Настольная игра «Обратная связь»

С помощью этой деловой игры игроки изучают основные принципы и конкретные шаги по предоставлению конструктивной обратной связи Узнайте детали

Деструктивные последствия конфликта

Неуправляемый конфликт грозит обеим сторонам негативным сценарием развития отношений в будущем. Если это конфликт между 2 личностями, например между мужем и женой, то со временем он приводит к подавленному состоянию и дезорганизации поведения каждого из них. Подавленный человек быстрее устает и хуже справляется с повседневными обязанностями, что ведет к обострению конфликта, а затем прекращению любых взаимоотношений.

Если говорить о предприятии, есть еще несколько крайне негативных последствий. Это потеря интереса сотрудников к непосредственному производственному процессу, невозможность сотрудничать и увольнение.

Модели конфликтного поведения

Можно выделить три основные модели конфликтного поведения, а именно:

Деструктивная характеризуется стремлением к обострению противостояния и росту напряженности. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширяя его масштабы. Для данной модели характерно следующее:пренебрежение партнером с целью уменьшить его роль в разрешении спора;
личное оскорбление и негативные оценки деятельности;
открытое проявление недоверия и сомнений;
отступление от морально-этических норм общения.

Конструктивное поведение в конфликте направлено на то, чтобы как можно скорее «погасить» противостояние и решить проблему дипломатическим путем. Если один из участников нацелен на примирение, то он проявит выдержку и самообладание, независимо от поведения оппонента

Важно вести себя открыто и доброжелательно, сохраняя немногословность. Компромиссная модель поведения направлена на поиск альтернативного решения, она свойственна неуверенным в себе личностям

Они проявляют себя достаточно пассивно и уходят от прямых ответов на вопросы

Компромиссная модель поведения направлена на поиск альтернативного решения, она свойственна неуверенным в себе личностям. Они проявляют себя достаточно пассивно и уходят от прямых ответов на вопросы

Участники не настаивают на соблюдении своих интересов и охотно идут на уступки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector