Коммуникативная компетенция и ее формирование

Содержание:

10 характеристик людей с хорошими коммуникативными компетенциями

1- Они наблюдательны

Согласно теории разума, мы способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.

2- Умеют интерпретировать контекст

Люди с развитыми коммуникативными компетенциями проявляют любопытство к окружающему миру и адаптируются к индивидуальным, социальным и культурным различиям. Представьте себе, что вы приезжаете в азиатскую страну, и вдруг замечаете, что ее жители чувствуют себя неудобно, разговаривая с вами. Вероятно, это связано с тем, что в этой стране не принято смотреть собеседнику прямо в глаза.

Нет необходимости ехать так далеко для оценки ситуации

Это имеет важное значение в любой области

Необходимо принимать во внимание каноны окружающей среды для поддержания эффективной коммуникации

3- Имеют высокую личную эффективность

Они воспринимают препятствие как вызов. Вера в собственные силы помогает нам сосредоточиться на том, что мы хотим сказать, не отвлекаясь на моменты неуверенности. Это вполне естественно, что у нас возникают некоторые сомнения (и необходимо для избежания ошибок), но наше восприятие играет важную роль в развитии коммуникативных компетенций.

4- Они уважают других

Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто, когда речь идет, например, о политике или футболе. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.

5- Обладают эмоциональным интеллектом

Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.

6- Они организованы

Способны привести свои мысли в порядок прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают. Как устная, так и письменная речь требует от нас четкой организации мыслей. Таким образом, мы помогаем собеседнику следовать за ходом разговора и делаем нашу речь более убедительной.

7- Они креативны

Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д

Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.

8- Учатся у профессионалов

Они концентрируют внимание, и это далеко не всегда происходит осознанно, на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы

Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения.

9- Они не боятся делать ошибки

Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.

Типы коммуникативных компетенций

1- Грамматическая или лингвистическая компетенция

Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.

2- Социолингвистическая компетенция

Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.

3- Дискурсивная компетенция

Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬрассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:

— точность (правильность) восприятия других людей,

— развитость невербальных средств общения,

— владение устной и письменной речью.

Коммуникативная компетентность может быть рассмотрена как психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» и включает в себя такие способности:

— брать на себя и исполнять различные социальные роли,

— адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

— свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,

— способность человека организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.

— осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,

— техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.

Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:

— знание типов характеров и темпераментов людей;

— знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;

— знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности;

— знание норм и форм поведенческого и речевого этикета;

3 стр., 1254 слов

Формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте

Содержание Введение ……………………………………………………………………. 3 1. Теоретический анализ коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте ……………………………….…. 7 1.1. Понятие общения в психологической литературе ……….……7 1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ……………..12 1.3. Понятие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте ……………………………………..…..29 2. Эмпирическое исследование процесса …

— знание приемов и методов убеждения, других способов психологического воздействия на людей;

— знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;

— умение правильно оценивать окружающих людей;

— умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;

— умение гибко подстраиваться под партнера по общению;

— умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;

— умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;

— умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;

— умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;

умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.

Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, имеет две стороны: мотивационную и инструментальную.

Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.

4 стр., 1693 слов

Понятие об общении коммуникативные умения (1)

6 Понятие об общении (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Брудный А.А., Буева Л.П., Зимняя И.А., Злобина Е.Г., Золотнякова А.С., Леонтьев А.А., Лисина М.И., Ломов Б.Ф., Мудрик А.В., Парыгин Б.Д. и др.) Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. …

Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.

Коммуникативная компетентность педагога

Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.

Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:

— мотивационно-ценностный –  это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;

— когнитивный – это информация, познания педагога;

— операциональный – применение знаний практическим образом;

— позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.

Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.

Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.

Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников

Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.

Существуют определенные условия, приоритеты, которые обусловливают развитие коммуникативной компетентности учителя. Через приоритет эмпатии формируется эмпатийное поведение, ценностное отношение к людям, эмпатийное слушание, навыки общения на равных и общая эмпатийная направленность личности.

Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности невербального общения.

С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.

Приоритет развития рефлексии помогает развить навыки рефлексивного поведения, с помощью самоанализа, установки на самосовершенствование, опыта квазипрофессионального воздействия, развитие потребности воспитать, сделать кого-то лучше, помочь ему усовершенствоваться. Актуализируется умение оценивать свое поведение, понимать свое влияние и соответственно к воспитательным целям осознанно выбрать интонацию, темп речи, тон.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога обозначает обеспечение условий для расширения коммуникативной позиции, это вызывает потребность в общении, направленность на приобретение коммуникативных знаний и практических умений.

Критерии сформированности коммуникативной компетентности

Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:

  1. Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
  2. Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
  3. Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.

Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.

Общение как коммуникация

Проявление интереса к проблеме коммуникации в ХХ веке наблюдалось и за пределами лингвистики и психологии, и даже не только в их новых отраслях, возникших во второй половине века, — психолингвистике и социолингвистике. В случае с телефонией, телеграфией, радио и другими средствами связи этот интерес сначала был чисто практическим, направленным на «улучшение» коммуникации. Позже проблема моделирования отношений как машины к машине, так и человека к человеку и человека к машине стала предметом кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств коммуникации и информации привело к появлению феномена массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поднял вопросы коммуникации в области менеджмента. В той или иной мере с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты во многих отраслях человеческой деятельности. В настоящее время проблемы изучения коммуникативных процессов являются одними из самых актуальных глобальных проблем человечества.

Традиционно коммуникация — это обмен значениями (информацией) между людьми посредством общей системы символов (знаков), в частности, речевых знаков.

Общение между людьми имеет ряд специфических характеристик.

1. В нем обязательно должны участвовать два человека, каждый из которых является активным субъектом.

2. Должна существовать возможность взаимного влияния партнеров через систему знаков.

3.Влияющая коммуникация может иметь место только тогда, когда коммуникатор и получатель имеют одинаковую или схожую систему кодирования и декодирования.

4. Всегда возможны коммуникативные барьеры.

Основная цель процесса коммуникации — обеспечить понимание информации, которая является предметом коммуникации, т.е. сообщения.

Информация как таковая может быть двух типов: Стимулирующие и пропозициональные.

Стимулирующая информация проявляется в виде команды, подсказки или просьбы, она призвана стимулировать определенное действие. Стимуляция может принимать форму:

1. Активация, т.е. просьба действовать в определенном направлении;

2. Запрет, т.е. побуждение, которое, наоборот, предотвращает определенные действия, запрещает нежелательную деятельность

3. Дестабилизация, т.е. дезориентация или нарушение некоторых форм поведения или деятельности.

Постоянная информация появляется в форме сообщения и не предполагает прямого изменения поведения, но содержит рамку отсчета, которая влияет на поведение партнера по коммуникации.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

1. Кто передает сообщение. Коммуникатор

2. Что сообщается. Сообщение (текст).

3. Как производится передача. Канал связи

4. Кому отправляется сообщение. Приемник (слушатель).

5. Ответ. Обратная связь

Можно выделить три позиции коммуникатора в процессе общения:

1. Открытый — коммуникатор открыто заявляет о себе как о стороннике представленной точки зрения, оценивает различные факты в поддержку этой позиции.

2. Отстраненный — коммуникатор сохраняет нейтральную позицию, сравнивает противоречивые мнения, не высказывая прямо своих предпочтений.

3. Закрытый — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения и даже прибегает к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Создание условий для развития детей в школе и дома

Задачей учителей и родителей школьников начальных классов является создание такой обстановки для детей, в которой им хотелось бы учиться, развиваться и действовать

Важно, чтобы ребенок испытывал удовольствие от новых знаний и возможностей

Немаловажную роль в начальной школе играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции младших школьников, делают их более раскованными и общительными. Однако условия в образовательных учреждениях не всегда помогают раскрыться учащимся

Поэтому родителям стоит думать и о внеклассных занятиях детей в различных секциях, группах, где каждому ребенку будет уделяться особое внимание

Также важно и само общение между старшими и детьми. Оно должно быть дружелюбным

Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает

Оно должно быть дружелюбным. Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает.

См. также

Компетенция

  • Ключевая компетенция
  • Навык
  • Профессиональная компетентность
  • Способность к благосостоянию

Общение

  • Взаимоотношения и общение
  • Генезис общения в онтогенезе
  • Деловое общение
  • Дефицит общения
  • Интимно-личностное общение
  • Категоричность
  • Коммуникабельность
  • Коммуникант
  • Общение это…
  •     … и другое

Психические свойства

  • А-тип личности
  • Абсорбция
  • Авторитарность
  • Агрессивность
  • Актерские способности
  • Активность
  • Активный словарный запас
  • Алкоголизм
  • Аналитические способности
  • Артистизм
  •     … и другое

Список психических свойств

  • Агрессивность
  • Актерские способности
  • Активный словарный запас
  • Алкоголизм
  • Аналитические способности
  • Артистизм
  • Асоциальность
  • Ассертивность
  • Аутосимпатия
  • Беглость мышления
  •     … и другое

Психологический словарь

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

   RSS  
  azps@azps.ru 

Двусторонняя работа с трудными школьниками для улучшения их коммуникации

В школах часто сталкиваются с трудными детьми. Не все учащиеся отличаются примерным поведением. Если одна часть школьников способна вести себя дисциплинированно, то другая не хочет следовать общепринятым правилам этики. Трудные ученики часто ведут себя вызывающе, могут подраться даже во время занятий, плохо усваивают информацию, отличаются несобранностью и неумением четко формулировать свои мысли. Во многом это связано с неправильным воспитанием родителями своих детей. В таких случаях необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, а также работа с трудными учениками после общих занятий.

Многие родители возлагают ответственность за поведение детей на учителей. Они считают, что коммуникативные компетенции школьника в большинстве случаев зависят от педагогов и атмосферы в школе. Однако родительское воспитание оказывает на ребенка не меньшее влияние, чем время, проведенное в образовательном учреждении. Поэтому развивать интерес у детей к учебным предметам необходимо как в школе, так и дома. Двусторонняя работа с учениками непременно принесет плоды. Она делает их более дисциплинированными, воспитанными и открытыми для диалога.

Компетенция и компетентность

систему требованийкоммуникативную компетентность

И тут очень уместен лингвистический экскурс. Competentia происходит от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой (например сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от competo, было competens — подходящий, соответствующий, компетентный, законный. Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-то требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia.

Поэтому, конечно, возможна некоторая двусмысленность. Есть, предположим, некоторая система требований к человеку. Отдельные требования находятся друг с другом в системе. Отсюда их можно называть компетенцией (сочетанием). Если есть человек, который удовлетворяет этой системе требований, то про него можно сказать, что он competens (соответствующий), и это отношение тоже можно назвать компетенцией (уже в смысле соответствия).

Понятно желание многих авторов разграничить первый и второй смысл. Однако стоит признать, что употребление в обоих случаях «компетенции» является совершенно грамотным. К тому же нет большого практического смысла разделять «коммуникативную компетенцию» и «коммуникативную компетентность». При использовании в устной и письменной речи не стоит забывать, что «коммуникативная компетенция» может пониматься как «коммуникативное соответствие» (то есть соответствие коммуникативным требованиям). Поэтому не совсем грамотным будет говорить:

— «Анализ коммуникативных компетенций сотрудника» (соответствие обычно одно, однако можно сказать: «Анализ коммуникативных компетенций сотрудников»),

— «Нуждающаяся в коррекции коммуникативная компетенция» (соответствие можно повышать, можно понижать, но не корректировать).

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector