Базовые эмоции по к. изарду

Теория эмоций П.В. Симонова

Достаточно интересная, но в то же время очень простая теория от отечественного психофизиолога, биофизика и психолога П. В. Симонова. Называется «Информационная теория эмоций». По мнению Симонова информационная теория предполагает уточнения в части биологической теории П.К. Анохина.

Различие между информационной и биологической теориями заключается в том, что важно не только располагать информацией о результате в контексте достижимость/ не достижимость, но и знать степень вероятности

Основополагающая формула теории Симонова

 Её идея заключается в следующем:

Э = П * (Ис-Ин), где:

  • Э — эмоция.
  • П — актуальная потребность (её сила и качество).
  • Ис — информация о тех средствах, которыми обладает индивид в данный момент.
  • Ин — информация о тех средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности.
  • Ис-Ин — вероятность удовлетворения потребности, учитывающая приобретенный или генетический опыт.

Выводы по формуле:

Эмоции не будет, если есть потребность, но при этом человек обладает всей необходимой информацией для её удовлетворения.

Допустим, потребность скушать что-то сладенькое, побудила тебя пойти на кухню. Ты знаешь, что там тебя ждет вкусный тортик. Понятное дело, в данном случае никаких эмоций не будет. Ты просто удовлетворишь свою потребность.

Эмоция возникнет при наличии потребности


Giphy

Но, если, прейдя на кухню, ты увидишь, что кто-то из домашних съел твой тортик, или наоборот, купил еще один — появится эмоция.

Роль эмоций в теории Симонова

Симонов говорил о том, что, как бы не звучало парадоксально, но благодаря эмоциям обеспечивается оценка меры незнания. Данная формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают вследствие недостаточного количества информации. Положительные же, когда информация в избытке.

Как пример: негативный осадок от отпуска вследствие того, что ожидание не совпало с реальностью. То есть были завышены ожидания, а в реальности всплыло много «подводных камней», которые изначально не учитывались.

Напрашивается вывод:

отрицательные эмоции являются следствием недостаточного количества информации, или неприятной информации (например человек боится летать. Для него неприятной информацией будут случаи авиакатастроф);

положительные эмоции возникнут в том случае, когда информации было достаточно, или когда она оказалась выше ожидаемой (например, поездка в отпуск. В данном случае неожиданные бонусы в виде улучшенного номера в отеле или дополнительных услуг, бесплатно предоставленые отелем).

Суть теории Симонова заключается в том, что в нормальных ситуациях, когда поведение человека ориентировано на те события, которые уже происходили, с учетом четко обозначенной цели и плана действий, он может достигнуть желаемого без помощи эмоций.

Но тогда, когда в ситуации много пробелов или человек столкнулся с чем-то впервые, возникает другая тактика относительно удовлетворения потребности. Эмоции будут как подсказки.  Например, эмоция страха возникает в случае отсутствия сведений, необходимых для защиты. Эмоции помогают в поиске новой информации.

Разбор эмоций по формуле Симонова

П — чего Я хочу?

Ин — как Я могу этого достичь?

Ис — что Я могу для этого сделать?


Фото Vanessa Bucceri on Unsplash

Главное учитывать, что нужно не просто знать, но и стараться увеличивать свои возможности (Ис).  Обрезать всю ту лишнюю информацию о допустимых препятствиях, которые могут возникнуть на пути удовлетворения потребности (Ин).

О книге

Рассматривая окружающий мир, мы часто обращаем внимание на внешнее, не замечая скрытого. Но на самом деле все процессы, начиная от уровня одного человека и заканчивая всем человечеством, имеют гораздо более сложное устройство

Обращаясь к опыту и знаниям профессионалов, можно получить ценную информацию, которая поможет во всем разобраться.

Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Экмана Пола написана в жанре популярная психология и поможет найти ответы на многие вопросы, откроет тайны психологии и позволит лучше понять себя и других людей. Автор раскрывает тему довольно широко, освещая все важные её аспекты. В книге представлены пояснения по самым важным моментам темы, что создает четкую картину в сознании читателя.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Что такое эмоции и на что они похожи

Фото Charles Deluvio on Unsplash

В переводе с латинского — эмоция «потрясаю, волную». Эмоции можно сравнить с палитрой цветов. Без эмоций, жизнь будет тусклой. Это все равно, что жить в сумерках. Некоторые люди говорят: «Я не хочу больше испытывать эмоции! Хочу быть безэмоциональным». Таким образом, ошибочно пологая, — если они перестанут испытывать эмоции, их жизнь станет лучше, легче.

На самом деле, есть люди, которые не испытывают эмоции. Эмоциональные нарушения могут быть связаны с аутизмом, психопатией или алекситимией — термин, означающий трудности, связанные со словесным описанием своего состояния.

Эмоции! Их ещё можно сравнить с приправой. Без них жизнь станет пресной. И в качестве доказательства, можно привести следующий пример: в эмоционально-чувственную сферу заложены телесные ощущения. Когда мы видим любимого человека, ощущаем бабочки в животе, или когда испытываем гнев, можем ощущать желудочный спазм.

Наш мозг приписывает каждому ощущению определенную ценность. Таким образом мы с тобой понимаем положительное оно или отрицательное, слабое или ярко выраженное.

Теории эмоций Анохина, Симонова и Фестингера.

От эмоций не нужно бежать или закрываться

Их важно понимать. В части эмоций, нет аксиомы

Но существуют авторитетные теории. В этой статье как раз о них и пойдет речь. Они приоткроют тебе завесу в мир эмоций.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прошло тринадцать лет с тех пор, как вышла в свет книга «Human Emotions» (1978), количество научных работ по данной теме за это время почти удвоилось. Опубликовано множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В настоящее время наука располагает таким объемом информации, связанной с эмоциями, что студентам и профессионалам становится трудно разобраться в многообразии теорий и эмпирических наблюдений.

Развитие нейрофизиологии и нейропсихологии углубило наши представления о церебральных механизмах, гормонах и нейротрансмиттерах, обслуживающих эмоциональную сферу. Достигнуто более глубокое понимание динамики эмоционального развития, тесной взаимосвязи процессов эмоционального и когнитивного развития, значительности влияния эмоций на темперамент и межличностные отношения. Социальные психологии ввели в сферу научного осмысления свои труды, посвященные изучению коммуникативных функций различных эмоциональных проявлений, влиянию эмоций на общение и поведение. Когнитивная и социально-когнитивная психология вооружила нас более глубоким пониманием когнитивных детерминант эмоций, взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов. Психология личности начинает трактовать личностные черты в терминах отдельных эмоций. Клиническая психология обнаружила взаимосвязь между отдельными разновидностями психических расстройств и частными типами эмоциональных переживаний, и это новое знание учитывается в психотерапевтической практике.

Именно вследствие того, что русло научного прогресса столь решительно повернуло в сторону психологии эмоций, так углубило и пополнило общий объем знаний в этой сфере, я и взялся написать этот учебник. Я поставил перед собой задачу — определить базовые эмоции и помочь студентам понять, каким образом активируется, как проявляется и переживается, какие функции выполняет каждая из них

Учебник подает материал с эволюционно-онтогенетической точки зрения: главным образом в нем описаны результаты исследований в области психологии развития, психологии личности, социальной и клинической психологии, хотя я постарался уделить необходимое внимание и наиболее впечатляющим достижениям нейрофизиологов и нейропсихологов, когнитивных психологов, психофизиологов и представителей других отраслей науки

В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение. Данные теории оперируют терминами отдельных, четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уникальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные характеристики. Мне бы не хотелось, чтобы данный подход натолкнул читателя на мысль о том, что когнитивные установки и поведенческий стиль конкретного индивидуума всегда можно трактовать как результат действия некоей конкретной, отдельно взятой эмоции. Как правило, в жизни мы сталкиваемся с тем, что поведение обусловлено множеством, противоречивых и разнонаправленных эмоций.

Мне представляется необходимым сразу предупредить читателя о том, что в основе этой книги лежит эволюционно-онтогенетический, биосоциальный подход, принцип раздельного рассмотрения частных эмоций

Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций, на их некогнитивных детерминантах, призываю толковать эмоции как отдельную, обособленную систему. Это поможет ему верно воспринять все изложенное ниже

Однако, несмотря на мою приверженность указанному подходу, в конце каждой главы в списке рекомендуемой для дополнительного чтения литературы читатель сможет найти работы иного характера, в частности и такие, в которых эмоции рассматриваются как результат оценивания или атрибуции. Даже такие публикации содержат интересный материал, который преподаватели могут использовать в своих лекциях, а студенты — в своих докладах и рефератах, что, несомненно, расширит их понимание проблемы эмоций.

Кэррол Э. Изард

Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности.

Назначение теста. Общеизвестно, что характерологические особенности непосредственно влияют на мотивацию, отношение к делу, к другим членам группы, к руководству. Эффективный руководитель должен знать как основополагающие черты своего собственного характера, так и особенности характера своих сотрудников. Предлагаемая методика нацелена на выявление психологической структуры характера в форме профиля.

Инструкция к тесту. Перед вами оценочный лист. С его помощью по семибалльной шкале определите степень выраженности черт своего характера или характера другого оцениваемого лица, поставив соответствующую точку на шкале баллов. После этого соедините все точки сплошной линией, и вы получите профиль характера. При этом семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты высоконравственного поведения.

Опросник.

Тактичность Бестактность
Принципиальность Беспринципность
Отзывчивость Равнодушие
Организованность Безалаберность
Трудолюбие Лень
Самокритичность Самомнение
Инициативность Безынициативность
Альтруизм Эгоизм
Уверенность в себе Неуверенность
Аккуратность Неряшливость
Бережливость Расточительность
Умеренность в потребностях Стремление к наживе

Обработка и интерпретация результатов. Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 84. Благоприятным для действий в слаженной группе считается профиль с суммой баллов свыше 54; средним — от 30 до 54 баллов; неблагоприятным — менее 30 баллов.

Сделайте вывод о четырех видах отношений. Для этого подсчитайте полученные баллы по секциям:

О степени выраженности каждой из системы отношений можно судить на основании следующих показателей:

12,6 и более — высокая;

7,5 — 12,5 — средняя;

7,4 и менее — низкая.

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О.Прохоров)

Назначение теста. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50×50 мм (правая сторона будет предназначена для рисунка).

Инструкция к тесту.

Инструкция № 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2.

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок).

Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к тесту

Цвет (в квадрате)
Рисунок
Состояние
Красный
Тетрадь Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты
Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого
Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары
Радость
Зеленый
Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска
Внимание, сосредоточение*
Розовый
Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла
Мечтание, фантазирование
Черный
Дождь Клякса Ребенок спит за партой
Утомление, усталость
Оранжевый
Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке
Дружелюбие, доброжелательность
Желтый
Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой
Искренность
Голубой
Душ Бассейн Море
Бодрость
Синий
Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Дети с учительницей, со старшими
Азарт Уважение
Коричневый
Поле «Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке
Сочувствие, сострадание

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Классификации

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например, К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации

Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

Например, К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации

Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

Аффекты, эмоции, чувства, настроения

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания. Часто настроения также выделяют как отдельный класс. В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.
  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога.
  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть.
  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука.

Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые или фундаментальные эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

рассматривает 18 базовых и 4 сложные эмоции.

К. Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций:

  1. интерес — возбуждение;
  2. удовольствие — радость;
  3. удивление;
  4. горе — страдание;
  5. гнев — ярость;
  6. отвращение — омерзение;
  7. презрение — пренебрежение;
  8. страх — ужас;
  9. стыд — застенчивость;
  10. вина — раскаяние.

Классификация Додонова

Советский психолог Б. И. Додонов предложил классификацию эмоциональных процессов, основанную на связанных, по его мнению, с этими эмоциональными процессами потребностями человека:

  • альтруистические;
  • коммуникативные;
  • глорические;
  • праксические;
  • пугнические;
  • романтические;
  • гностические;
  • эстетические;
  • гедонистические;
  • акизитивные эмоции.

Каждому человеку, отмечает Додонов, присуща своя «эмоциональная мелодия» — общая эмоциональная направленность, характеризующаяся наиболее близкими человеку, желательными и постоянными эмоциями.

10 базовых эмоций по Изарду

Положительные Нейтральные Отрицательные
Интерес Удивление Отвращение
Удовольствие Гнев
Презрение
Горе
Стыд
Вина
Страх

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес

Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость

Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

Предыдущая страница: Типы поведения человека в обществе

Избавьтесь от психологических проблем!

Звоните по номеру: +7 (918) 612-79-20

08:00-20:30

Подробнее на странице Психолог Полищук В. И.

С этой книгой читают

Психология телаАлександр Лоуэн

Известнейший психолог, основатель мощного направления современной психотерапии подводит итог работы всей своей жизни.

На многочисленных убедительных примерах он…

4
 (6)

Он. Глубинные аспекты мужской психологииДжонсон Роберт Алекс

Что значит быть мужчиной? Каковы основные вехи на пути становления маскулинности? Как увидеть в себе черты Парсифаля и Короля-Рыбака? Как они проявляются в жизни…

3.9
 (4)

Психология общения и межличностных отношений …Ильин Евгений Павлович

Для этой высокопрофессиональной книги характерна подлинная «многоаспектность» изложения материала, что выгодно отличает ее от аналогичных изданий, которые на ее фоне…

4
 (7)

Она. Глубинные аспекты женской психологииДжонсон Роберт Алекс

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных…

3.7
 (2)

Очерки по психологии сексуальностиФрейд Зигмунд

«Психология сексуальности» – одно из самых знаменитых произведений Фрейда, которое полностью перевернуло европейские представления о сексуальности, так как в нем автор…

3.8
 (3)

Мужские сексуальные страхи, хитрости и уловки. Психология любовного поведенияЗберовский Андрей Викторович

Книга известного российского психолога и философа Андрея Зберовского представляет собой откровенный разговор на извечную женскую тему: «Что же этим… мужчинам от нас…

4
 (1)

Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного ростаКозлов Николай Иванович

Вам нравится жить? Сделайте так, чтобы нравилось, ибо делать из себя настоящего человека — сильного, свободного, живущего в гармонии с собой и другими — будет только тот,…

4.3
 (1)

Психология подсознанияПодводный Авессалом

Как понять, что происходит внутри нас? Что такое программа подсознания? Какими бывают наши желания и потребности? Как можно постичь внутреннюю истину? Что регулирует…

4.7
 (3)

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Данную теорию, независимо друг от друга, разработали У. Джеймс и К. Ланге в 1880-1890гг. Основополагающая суть теории — эмоции представляют собой следствие осознания индивидом рефлекторных физиологических перемен в организме. Она называется «Периферическая теория эмоций».

Ключевая суть заключается в том, что эмоции проявляют себя, как ответ, когда мозг реагирует на информацию, принимаемую нервной системой организма. Проще говоря, суть теории заключается в том, что эмоциональные переживания являются «продуктом» физиологических изменений.

Опираясь на данную теорию, получается, что, человек испытывает страх от того, что дрожит, а не дрожит от того, что ему стало страшно; грустит по причине того, что глаза наполнены слезами, а не плачет потому, что ему стало грустно.

Периферическая теория наследует взгляды Чарльза Дарвина, согласно которой, животные не обладают сознанием, но выражают свое состояние телесной экспрессией.

Сильные и слабые стороны теории

Сильная

Был проведен следующий эксперимент: испытуемым нужно было дать оценку показанных им карикатур и озвученных анекдотов. В то же время им нужно было держать карандаш во рту. При этом от одной группы требовалось, чтобы они держали его зубами при этом невольно демонстрируя некое подобие улыбки, а другие должны были держать губами, в результате чего выражение лица было хмурым и напряженным.

Несложно догадаться, что первая группа сочла карикатуры и анекдоты более смешными.

Слабая

Спектр телесных реакций человека ниже набора эмоциональных переживаний.

Например, слезы олицетворяют горе и печаль. Но мы также можем плакать и от радости.

Проявление эмоций определяется культурными нормами. Например, в Китае заведено сообщать вышестоящим и старшим о своем горе, с улыбкой. Таким образом преуменьшая степень своего горя и не беспокоя вышестоящее лицо.

БЛАГОДАРНОСТИ

Множество ученых, представляющих самые разные отрасли знания, своими исследованиями и научными трудами внесли свой вклад в написание этой книги. Большую помощь оказали мне работы моих коллег и аспирантов, как нынешних, так и бывших. Если бы не мудрость и самоотверженность множества преданных своему делу исследователей, эта книга никогда не появилась бы на свет.

Не могу не упомянуть моих студентов, которые также, прямо или косвенно, содействовали появлению этой книги. Каждая из глав, посвященных частным эмоциям, содержит автобиографические отчеты студентов о наиболее интенсивных эмоциональных переживаниях. Этот труд ума и чувств помогает нам глубже понять, каким образом эмоции влияют на наши мысли и поступки в повседневной жизни, а порой и драматически изменяют человеческую судьбу. На примере этих отчетов можно увидеть, как кратковременное, но яркое и сильное эмоциональное впечатление вызывает длительное переживание и стойкие личностные изменения.

Мне хотелось бы выразить признательность руководству психологического факультета Дэлаверского университета за творческую атмосферу, созданную в стенах этого учебного заведения, и коллегам, беседы с которыми помогли мне глубже продумать отдельные темы, освещаемые в этом учебнике. С самыми теплыми чувствами я вспоминаю детей, участвовавших в нашем лонгитюдном исследовании по изучению эмоционального развития ребенка, и их терпеливых матерей. Отдельная благодарность д-ру О. Морису Хэйнсу, ученому, совместно с которым мы проводили это исследование, — благодаря ему продуктивность и эффективность работы моей лаборатории заметно возросла. Не могу не вспомнить добрую фею лаборатории — исполнительного секретаря Шэрон Л. Антонио: ее обаяние, душевная теплота и высокий профессионализм воодушевляли всю исследовательскую группу, кроме того, она оказала неоценимую помощь лично мне во время подготовки рукописи к печати.

И как всегда — моя глубочайшая признательность Барбаре Синквефилд Изард, чьи красота, великодушие и любовь придают моей жизни, личной и научной, необыкновенную полноту и насыщенность. Ее профессиональные интересы не могли не повлиять на содержание этой книги. Мы совместно ведем учебный семинар по эмоциям человека. Как высокообразованный театровед она с необычайной легкостью может подобрать уместный пример из мировой драматургии, чтобы проиллюстрировать тему дискуссии, будь то интеграция эмоционального опыта, мимические и пластические формы эмоциональной экспрессии или роль эмоций в повседневной жизни. Ее знания обогащают наши семинары, они же придали доходчивости этой книге.

Я благодарен всем, кто помогал мне в работе. Без их помощи, без их самоотверженного труда эта книга вряд ли увидела бы свет.

Кэррол Э. Изард

Дифференциальные школы эмоций (по К. Изарду).

Назначение теста. Диагностика самочувствия испытуемого.

Инструкция к тесту. Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа:

«1» — совсем не подходит;

«2» — пожалуй, верно;

«3» — верно;

«4″ — совершенно верно».

Тестовый материал

Внимательный Концентрированный Собранный
Наслаждающийся Счастливый Радостный
Удивленный Изумленный Пораженный
Унылый Печальный Сломленный
Взбешенный Гневный Безумный
Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение
Презрительный Пренебрегающий Надменный
Пугающий Страшный Сеющий панику
Застенчивый Робкий Стыдливый
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся

Ключ к тесту

Эмоция
Интерес
Радость
Удивление
Горе
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд
Вина

Ряд под № 1 в тестовом материале соответствует эмоции № 1 — Интерес и т. д.

Обработка результатов теста

Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8), где

K — самочувствие,

C1, C2, C3… — эмоция под № 1, № 2, № 3, №… соответственно.

Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,

Если К меньше 1 — самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

Теория эмоций К. Изарда

Она называется «Теория дифференциальных эмоций». Разработана американским психологом и специалистом в области психологии эмоций Кэрроллом Изардом. Данная теория получила свое название путем центрации на тех эмоциях, которые рассматриваются как разнящиеся переживательно-мотивационные процессы.


Фото Kelvin Yan on Unsplash

Данная теория наделяет эмоции функциями детерминант поведения с обширным диапазоном: от насилия и непреднамеренного убийства до самопожертвования.

По мнению Изарда, возникновение эмоций произошло в результате биологической эволюции, различающихся по трем центральным основаниям:

  • биологические факторы в выполнении психической деятельности;
  • пантомимика и мимика;
  • специфика тех переживаний, которые испытываются человеком.

На основании перечисленного, Изард выделил десять базовых эмоций, которые есть фундаментом мотивационной системы человека. Они включают в себя:

  • Радость
  • Печаль
  • Удивление
  • Интерес
  • Вина
  • Презрение
  • Отвращение
  • Гнев
  • Страх
  • Стыд

Связь и всевозможные процессы сочетаний данных базовых эмоций генерируют все остальные эмоции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector