Теория эмоций джеймса ланге: история, критика и примеры

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

3 компонента эмоционального отклика

Эмоциональный ответ состоит из трех компонентов: скелетно-мышечной, нейровегетативной и эндокринной. Эти компоненты приводят нас к определенному состоянию активации (возбуждению), чтобы подготовить организм к адаптивному ответу на стимул и передать наши эмоции окружающим нас людям.

Скелетно-мышечный компонент включает в себя модели поведенческих реакций, адаптированные к каждой ситуации. Помимо реакции на раздражитель, эти паттерны также служат для информирования других о нашем душевном состоянии.

Например, если незнакомец заходит на заговор, и там есть собака, которая показывает зубы, человек будет знать, что собака опознала его как нарушителя и что, если он пойдет дальше, он может напасть на него.

Нейровегетативный компонент включает ответы вегетативной нервной системы. Эти реакции активируют энергетические ресурсы, необходимые для выполнения соответствующего поведения в той ситуации, в которой находится человек.

Если взять предыдущий пример, симпатическая ветвь вегетативной нервной системы собаки увеличила бы свою активацию, чтобы подготовить мускулатуру, которая сработает, если ей, наконец, придется атаковать злоумышленника.

Основная функция эндокринного компонента — усиливать действие вегетативной нервной системы, выделяя гормоны, которые увеличивают или уменьшают активацию этой системы в зависимости от ситуации. Среди других гормонов часто выделяются катехоламины, такие как адреналин и норэпинефрин, и стероидные гормоны.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

-Теория Кэннон-Барда

В 1920 году американский физиолог Уолтер Кэннон создал новую теорию, опровергающую теорию Джеймса-Ланге, основанную на экспериментах, проведенных Филипом Бардом.

Эксперименты Барда заключались в создании у кошек прогрессирующих поражений от коры головного мозга до подкорковых областей и изучении их поведения при предъявлении эмоционального стимула.

Бард обнаружил, что при поражении таламуса у животных снижается выраженность эмоций. В свою очередь, если повреждения были произведены в коре головного мозга, они имели преувеличенную реакцию на стимулы по сравнению с ответами, полученными до того, как вызвать поражение.

Поскольку теория была построена на основе этих экспериментов, она получила название теории Кэннона-Барда. Согласно этой теории, в первую очередь, информация об эмоциональном стимуле будет обрабатываться в таламических областях, причем таламус отвечает за запуск эмоциональных реакций.

Обработанная сенсорная информация также будет достигать коры головного мозга через восходящие таламические пути, а уже обработанная эмоциональная информация будет поступать в кору через пути гипоталамуса.

В коре головного мозга вся информация будет интегрирована, и эмоции станут осознанными (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Теория Кэннона-Барда (адаптировано из Redolar, 2014 г.).

Эта теория отличается главным образом от теории Джеймса-Ланге тем, что, в то время как первая утверждала, что сознательному ощущению ощущения эмоции предшествует физиологическая активация, во второй теории сознательное ощущение эмоции будет ощущаться одновременно с физиологическая активация.

Признаки эмоционального человека

Эмоциональный индивид умеет распознавать и понимать мимику людей, использовать это понимание для управления поведением, отношениями. Он переживает события интенсивней, хотя психика отличается лабильностью. Сильные эмоции легче определить. Это свойство помогает людям эффективнее общаться.

Эмоционального человека можно определить по базовым знакам:

  • способности мыслить не поверхностно;
  • эмоциональной зрелости;
  • вниманию к деталям, частой самопроверке;
  • высокому интеллектуальному развитию;
  • необходимости во времени для принятия решений;
  • сильной реакции на неудачные решения, события;
  • умению работать в команде;
  • стрессоустойчивости;
  • эмпатии, привязанности к близким;
  • хорошим манерам, высокому уровню социализированности.

Самые важные вклады в психологии

Теория эмоций

Также известен как теория Джеймса и Ланге (теория Джеймса-Ланге). Оба автора сформулировали одну и ту же теорию независимо.

Для обоих мыслителей эмоция проявляется в висцеральных изменениях, которые происходят в организме, они проявляются через слезы, мышечное напряжение, учащенное дыхание, тахикардию и т. Д..

Для Джеймса физиологическая реакция предшествует чувству. Например, если кто-то внезапно появляется, не дожидаясь вас, сначала вы кричите, а затем вы чувствуете испуг или страх.

Эта теория была опровергнута в 1920 году теорией Кэннона-Барда.

Теория самости

Для Уильяма Джеймса человеческий разум делится на две части: эмпирическое эго: «я» или «я» как объект («я» на английском языке) и чистое эго, которое относится к самому себе («я» на английском языке).

Чистое эго. Это то, что придает смысл нашей идентичности, дает преемственность нашему настоящему, нашему прошлому и нашему будущему.

Эмпирическое эго. Это относится к опыту, это связано с тем, что мы связываем с нашими.

Философ классифицирует эмпирическое эго или «я», понимаемое как «я», по трем различным типам:

— Материальная самость Это относится к вещам, которые принадлежат нам или к которым мы принадлежим. Например, одежда, деньги или семья.

— Социальная самость Это я меняю в зависимости от того, где мы находимся. Я не проявляет себя на работе так же, как на встрече с друзьями.

— Духовное Я Это интимная часть личности. В отличие от других типов «я», духовное обычно остается. Это относится к личности и ценностям, которые обычно сохраняются на протяжении всей жизни.

В дополнение к психологическим теориям Уильяма Джеймса, это было очень важно для психологии в одном из самых важных учебных заведений в Соединенных Штатах и ​​мире, Гарвардском университете, поскольку ему удалось внедрить эту дисциплину в учебные программы, создав свою собственную отдел

Структурная теория эмоций Пейпеца[ | ]

Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

-Теория Папеза: первый конкретный контур эмоций

Первая конкретная схема эмоций была разработана Папесом в 1937 году.

Папез основал свое предложение на клинических наблюдениях, проведенных у пациентов с поражениями в медиальной височной доле, и на исследованиях на животных с поврежденным гипоталамусом. По словам этого автора, как только информация о стимуле достигает таламуса, она делится на два направления (см. Рисунок 3):

1-образ мышления: Он передает сенсорную информацию о стимуле от таламуса к неокортексу.

2-способ ощущения: Он передает информацию о стимуле в гипоталамус (особенно в маммиллярные тела), где активируются моторная, нейровегетативная и эндокринная системы. Впоследствии информация будет отправлена ​​в кору, причем последняя будет двунаправленной (гипоталамус или кора).

Рисунок 3. Схема Папеза (адаптация Redolar, 2014 г.).

Что касается восприятия эмоциональных стимулов, Папез указал, что это может происходить двумя способами (см. Рисунок 3):

1-Активация пути мысли. Активация этого пути высвободит воспоминания о предыдущем опыте, в котором был засвидетельствован тот же самый стимул, информация о стимуле и предыдущие воспоминания будут отправлены в кору головного мозга, где информация будет интегрирована, и восприятие эмоционального стимула станет осознанным. так что раздражитель будет восприниматься на основе воспоминаний.

2-Активация чувства. Таким образом, двунаправленный путь от гипоталамуса до коры головного мозга будет просто активирован, без учета предыдущего опыта.

В следующее десятилетие, особенно в 1949 году, Пол Маклин расширил теорию Папеза, создав цепь Маклина. Для этого он опирался на исследования, проведенные Генрихом Клювером и Полем Бьюси на макаках-резусах, у которых были повреждены височные доли.

Маклин придавал большое значение роли гиппокампа как интегратора сенсорной и физиологической информации. Кроме того, я включаю в его схему другие области, такие как миндалевидное тело или префронтальная кора, которые связаны с лимбической системой (см. Рисунок 4).

Рисунок 4. Схема Маклина (адаптирована из Redolar, 2014 г.).

Какие слабые стороны у теории?

Спектр реакций тела у человека более скудный, чем набор эмоциональных переживаний. Одна органическая реакция способна сочетаться с очень различными чувствами. Известно, что при выбросе гормона адреналина в кровь, человек возбуждается. Однако это возбуждение способно получить разную эмоциональную окраску. Оно зависит от внешних обстоятельств.

Но, в соответствии с теорией эмоций Джеймса Ланге, это не совсем правильно, когда эмоциональное состояние зависит от внешних обстоятельств. Значит теория имеет все-таки и слабые стороны.

Участникам одного эксперимента, помимо их ведома, повышали искусственным путем, адреналин в крови. В этом испытании людей разделили на две группы: первая находилась в непринужденной веселой обстановке, а вторая – в тревожной и угнетающей атмосфере. В итоге, их эмоциональное состояние проявлялось по-разному: радость и гнев соответственно.

Получается, что теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, показывает, что человек начинает бояться, потому что дрожит. Однако известно, что дрожь в теле возникает и от гнева, сексуального возбуждения и некоторых других факторов. Или возьмем, к примеру, слезы – это символ печали, злости, горя и, одновременно, радости.

Активационная теория Линдсея — Хебба

теория Линдсея — Хебба

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса — Ланге и Кеннона — Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Самый важный вклад в философию

Прагматизм. Теория правды

Название «прагматизм» происходит от греческой прагмы, что означает действие. В этом смысле Джеймс определяет прагматизм как метод, который интерпретирует понятия через его практические последствия.

Прагматическая концепция «истины», используемая Джеймсом, относится к множественной и не единственной и совершенной истине, отстаиваемой другими философскими течениями, такими как абсолютный идеализм..

В этом смысле Джеймс определяет, что истина варьируется в зависимости от того, что полезно для верующего или человека, который считает, что это правда. Это проверено или подтверждено опытом.

Что действительно имеет значение, так это практические последствия, которые эта истина имеет для человека, который нуждается в ней, и для ее опыта, поэтому искать ее нужно только тогда, когда нам что-то нужно. Истина всегда должна выбираться в отношении лжи, когда оба ссылаются на ситуацию. Если нет, выбор между правдой и ложью не будет тем же самым, потому что ни один из них не имеет смысла на практике. в прагматизм, Джеймс приводит пример, который я перевожу здесь, чтобы лучше понять это понятие «истины»:

«Если вы спросите меня, который час, и я скажу вам, что я живу на Ирвинг-стрит, дом 95, мой ответ действительно может быть правдой, но вы не понимаете, почему я обязан вам сказать».

В этом случае утилита будет знать время, независимо от того, сколько другой человек дает вам свой адрес, в данный момент она не имеет никакой полезности, поэтому теряет смысл.

Учение о радикальном эмпиризме

Это теория познания и метафизики, предложенная Уильямом Джеймсом. в Смысл истины, Американский философ обобщает радикальный эмпиризм как метод, который «состоит из постулата, затем изложения фактов и, наконец, обобщенного заключения»..

Он продолжает объяснять, что постулат, который может обсуждаться философами, может относиться только к факту, определенному и определенному опытом. То есть единственный объект познания — это то, что принадлежит опыту..

Изложение фактов определяет, что отношения между вещами принадлежат опыту так же, как вещи сами по себе. Это означает, что речь идет не об информировании данных, а об установлении связей между изучаемыми элементами..

Наконец, можно сделать вывод, что элементы опыта удерживаются вместе непрерывными отношениями, которые также являются частью этого опыта. То есть, реальность состоит из набора отношений между частями, которые ее формируют, они не являются свободными элементами без значения.

Этот эмпиризм отличается от такового у чистых эмпириков, таких как Локк и Юм, именно из-за этого видения структуры и связей между элементами.

Религия в философии Уильяма Джеймса

Тот факт, что Генри Джеймс был последователем теологии Эммануила Сведенборга, повлиял на философскую теорию Уильяма.

Выдающийся американский философ знал, как совместить свою прагматическую теорию с религией. Он сосредоточился на религиозных верованиях, а не на институтах, и утверждал, что эти мистические переживания должны изучаться психологами, потому что они представляют разум ближе.

В этом контексте его теория о «воле верить» (то есть верить) имеет смысл. Эта доктрина защищает ее в чтении 1896 года, которое получает то же имя Будет верить. Здесь Джеймс добавляет исключение к своему радикальному эмпиризму, заявляя, что можно рискнуть поверить, позволяя, что, если кто-то верит в Бога, он может доказать свое существование из того, что Бог или эта вера в Него привносят в его жизнь..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector