Интеракционизм как важная парадигма социальной психологии

Структура речевого общения

Структура речевой коммуникации включает в себя.

  1. значение и смысл слов, фраз («Дух человека раскрывается в ясности его речи»). Важную роль играет точность употребления слов, их выразительность и доступность, правильность структуры предложения и его доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. звуковые явления речи: темп речи (быстрый, средний, медленный), модуляция высоты голоса (мягкая, резкая), тон (высокий, низкий), ритм (регулярный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что мягкая, спокойная, размеренная манера говорить наиболее привлекательна в общении.
  3. выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие во время общения: Смех, гудение, плач, шепот, вздох и т.д.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «у-у-у» и т.д. Более того, интонация и эмоциональное выражение могут придавать разные значения одному и тому же предложению. Поэтому, даже если люди знают значение одних и тех же слов, они могут понимать их по-разному: причиной могут быть социальные, политические, эмоциональные, возрастные различия.

А. Согласно исследованиям, в своей книге «Язык тела» Пиз отметил, что в повседневном общении передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых интонаций — на 38%, а невербальных взаимодействий — на 55%.

Невербальные средства общения: мимика, поза, взгляд, жесты собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл предложения. Выражение лица — движения лицевых мышц, отражающие внутреннее эмоциональное состояние — может дать истинную информацию о том, что испытывает человек, т.е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. В литературе насчитывается более 20 тысяч описаний выражений лица. Таким образом, утверждается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

В зависимости от своей специфики взгляд может быть: деловым — если он направлен на лоб собеседника, то подразумевает серьезную атмосферу делового партнерства; житейским — если взгляд проходит под глазами собеседника (на уровне губ), то подразумевает атмосферу житейского, непринужденного общения; интимным — если взгляд направлен не на глаза собеседника, а под лицо — на другие части тела вплоть до уровня груди. Специалисты говорят, что такой взгляд показывает большую заинтересованность в общении; прищуренный взгляд свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос и подбородок выражают основные человеческие эмоции: Печаль, гнев, радость, удивление, изумление, страх, отвращение, счастье, интерес и грусть. Положительные эмоции легче распознать: Радость, любовь, удивление; негативные эмоции — печаль, гнев, отвращение — воспринимаются труднее

Важно отметить, что брови и губы несут основную когнитивную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека

Коммуникативные знаки несут много информации; в языке жестов, как и в разговорном языке, есть слова и фразы. Богатый «алфавит» жестов можно разделить на шесть групп.

  1. иллюстраторы жестов — это жесты-сообщения: указки («указывающие пальцы»), пиктограммы, т.е. воображаемые изображения картинок («такого размера и конфигурации»); кинетограммы — движения тела; жесты «ударов» (жесты махания руками); идеограммы, т.е. оригинальные движения рук, соединяющие воображаемые объекты.
  2. регуляторы жестов — это жесты, которые выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относятся: улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения рук.
    Жестовые символы являются своеобразными заменителями слов или фраз в общении. Например, руки, сжатые вместе в манере рукопожатия, во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

Интеракция и манипуляция

Интеракция в общении — это всегда взаимное влияние друг на друга. В результате межличностного взаимодействия человек меняется, обогащается смыслами. Часто, в процессе общения не обходится без манипуляций. В современном мире манипулятивные техники, как инструмент влияния распространены в бизнесе, потребительском рынке. Манипуляции, в отличие от интеракций предполагают:

  • скрытое управление человеком против его воли (суггестия, наведение транса);
  • постановка партнера, собеседника в зависимое положение (игра на чувствах страха, вины или желаниях)
  • использование в речи лести и заискивания.

Речевой этикет и вежливость в деловом общенииРечевой этикет является системой правил поведения в разговорах. Принято выделять определенные манеры общения в официальных, деловых беседах. Своя специфика коммуникации есть даже в интернете

Быть интересным для окружающих можно, зная простые законы.
О чем можно поговорить с парнем — лучшие темы для разговораПри встрече важно знать, о чем можно поговорить с парнем, особенно если есть желание продолжить общение. Тема его личных интересов и хобби – в приоритете, но и на отвлеченные предметы тоже не возбраняется подискутировать, обсудив домашних питомцев, кино и музыку

Критика — что это такое и как правильно критиковать?Критика сопровождает человека с самого детства. Родители говорят ребенку, что хорошо, а что плохо. Конструктивная помогает развиваться, деструктивная — снижает самооценку. Важно уметь правильно озвучивать свои суждения и реагировать на мнение других.
Активное слушание — правила и техника методаАктивное слушание (эмпатическое) – техника, включающая в себя несколько приемов и принципов, которые помогают слышать собеседника, вызывать его расположение и доверие. Методика используется в психологии, торговле и для решения семейных проблем.

Слабонервным не смотреть: безумцы с тату на глазных яблоках!

30 самых красивых котов и кошек, покоривших интернет

Лолиты в хиджабах: японская субкультура покорила Ближний Восток

Все мы родом из детства, или как вернуть 10, 20 и даже 60 лет назад?

Художница 3 года переписывала Коран на шёлке золотыми чернилами!

  • https://psychologist.tips/4539-interaktsiya-v-psihologii-sut-i-vidy.html
  • https://communication_psychology.academic.ru/251/интеракция
  • https://srazu.pro/socializacia/interaktivnaya-storona-obshheniya.html
  • https://womanadvice.ru/interakciya-i-kommunikaciya-v-psihologii-sushchnost-i-vidy

Примеры сторон общения в повседневной жизни

Рассмотрим все стороны общения на примере взаимодействия с друзьями. Так, коммуникационная сторона общения — обмен новостями и последними событиями, обсуждение книг, музыки, погоды, совместная подготовка какого-либо проекта.

Перцептивная сторона коммуникации в данном случае проявляется в зарождении дружбы, когда индивиды занимались взаимопознанием, а также принимали установки, убеждения, поведение друг друга. Также все дальнейшие акты общения будут включать в себя перцептивную сторону, так как дружба является высоким уровнем взаимоотношений, который включает в себя эмоциональный аспект.

Три аспекта общения

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой. Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии выделяют три ключевые стороны общения:

  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

В психологии

В психологии интеракция — это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении

В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня — семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Практическая реализация интеракции

Анализирую общение людей с позиции интеракции, можно обозначить три процесса:

  • возникновение интеракции в общей деятельности, направленной на достижение общих задач и целей;
  • влияние одного участника на другого посредством использования совокупности психологических или социальных приемов;
  • взаимовлияние сторон.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что интеракция – это набор реакций участников общения друга на друга. Проще говоря, речь идет об умении примерить на себя роль другого человека. Сущность разделения интеракции на отдельные виды заключается в строго обозначенном разграничении людей на основе принципа воздействия и результативности.

Совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей может быть эффективной или неэффективной. Под эффективной деятельностью принято понимать значимость партнера в рамках продуктивного обмена опытом и информацией. В рамках неэффективной деятельности каждый человек не проявляет желания понять другого и выдвигает на первый план свои желания, а результатом такого взаимодействия может являться конфликт.

Для реализации социальной интеракции обязательным условием является наличие сигналов, обеспечивающих возможность налаживания межличностного контакта. Сюда можно отнести вербальные средства в виде речевой интеракции и невербальные средства, выражающиеся в мимике и жестах.

Типы социальных взаимодействий

Существуют два основных типа социального взаимодействия:

  • сотрудничество;
  • соперничество.

Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация. При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.

Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает  наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или  подчинить соперника. 

Соперничество бывает двух видов:

  • конкуренция ( субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга); 
  • конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).

Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.` spravochnik_article`.`html ` 

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Интеракция как часть социологии

Существование интеракции невозможно без ее внедрения в социологию, поскольку это термин означает взаимодействие. С точки зрения науки сущность процесса в осуществлении контакта между людьми, его анализа с учетом особенностей. Процесс общения может происходить на микроуровне (участники – семья, коллектив или друзья) и на макроуровне, когда во взаимодействии находятся структуры общества. Интеракция в социологии – это процесс обмена символами, опытом и практическими умениями.

Известный социологии П. Сорокин определил опорные звенья, позволяющие под одним явлением объединить интеракцию, перцепцию и коммуникацию:

для общения требуется минимум 2 субъекта;
во время взаимодействия внимание должно уделяться словам и символам: жесты, мимика, действия. Это облегчает понимание оппонента;
выстраивание эффективной интеракции возможно только при возникновении резонанса мыслей, ощущений и мнений.

О переходе между уровнями

Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.

Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.

Желаем успехов!

Страшные болезни информационной революции

У многих людей есть склонность убегать от ответственности. И это проявляется в выборе мнения или веры в какие-то факты. К сожалению, в интернете правды меньше: чаще всего она смешана с личными выдумками или, того хуже, намеренным искажением действительности. И люди верят, особенно доверяют популярным личностям. Вера в добро есть у каждого, но без критического мышления в этом мире никуда. Совместное исследование психологов из США, Франции, Великобритании и Арабских Эмиратов показало, что пользователи сетей больше доверяют виртуальным друзьям и медийным персонам, поэтому, сами того не понимая, распространяют ложную информацию. Сколько раз вы слышали фразу «расходимся, это был фейк»?

К предыдущему пункту относится огромное количество мошеннических действий, к которым пользователи могут быть не готовы. Злоумышленника должны наказать, но как его вычислить?

Социальные сети порождают зависть. И это не просто библейское поучение: выкладывая свои лучшие фото, пользователи создают иллюзию идеальной жизни. И другие, смотря на красивый морской бриз или наблюдая за ужином в дорогом ресторане, начинают считать, что их жизнь скучна и однообразна. Самое страшное, что пользователь может не заметить, как у него появится апатия к простым радостям.

Интернет-зависимость – доказанное психологическое заболевание. Постоянный поток информации становится наркотиком: каждый раз человеку нужно все больше и больше. Поэтому сегодня мы наблюдаем тренд на короткие видео (например TikTok или Youtube Shorts), незатейливый контент и бесконечную ленту фотографий, новостей и шуточек.

Еще одна форма зависимости – удовлетворение потребности быть любимым через социальные сети. Человек может помешаться на количестве лайков под фото и лестных комментариев. Например, практически весь Instagram построен на самолюбовании. Это очень серьезная проблема, так как интернет все равно не сможет заменить реальное признание друзей, родных или коллег. Почему у человека появляется ложное чувство удовлетворения?

Специалисты из университета Джорджия выяснили, что такой пользователь испытывает чувства, похожие на дружеские отношения с людьми, которых мы близко знаем. Поэтому человек испытывает иллюзию постоянной поддержки и связи с понимающими людьми. От этого страдает социализация в реальном обществе, а эмоции становятся более ранимыми; стоит кому-то высказать отрицательное мнение, как человек впадает в уныние и даже депрессию.

Дети и подростки, приучающие себя к постоянным перепискам, могут испытывать трудности в реальном общении.

Еще одна проблема – сотрудничество с правоохранительными органами и передача данных третьим лицам. Хотя вычислить человека в интернете сложно, владельцы сайта владеют информацией о каждом зарегистрированном аккаунте. И если власти хотя бы пытаются ловить преступников, то слив личных данных преступникам – действительно страшная практика. К счастью, многие пользователи фильтруют информацию и думают о безопасности, не выкладывая в интернет всю свою жизнь.

Что такое интеракция

Для погружения в вопрос необходимо понимание понятий. «Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность). С точки зрения психологии интеракция означает процесс взаимодействия отдельных субъектов между собой или целых групп людей, протекающий в виде непрерывного диалога и сопровождающееся психологическим или социальным воздействием одного человека на другого.

Для полного изучения вопроса общения при разговоре об интеракции в психологии вводится дополнительный термин «социальная связь». Она означает зависимость субъектов, проявляющуюся через социальное действие, ориентированное на других людей и протекающее с ожиданием ответного действия от партнера. Выделяют три важных компоненты социальной интеракции:

  • субъект созданной связи. Это может быть один человек или бесконечное множество;
  • объект связи или предмет взаимодействия;
  • механизм, необходимый для регулирования отношений.

Сущность интеракции как описания взаимодействия субъектов состоит в том, что процесс общей деятельности сопровождается возникновением контакта, имеющего характерные признаки:

  • индивидуальные особенности человека;
  • социальная ситуация;
  • доминирующие поведенческие стратегии;
  • цели участников;
  • возникающие противоречия.

Интеракция в общении как часть социальной психологии сопровождается возникновением особенностей:

  • возможность обмена опытом и мнениями;
  • достижение понимания в общих вопросах;
  • определение единой стратегии или линии поведения;
  • появление интроспекции или возможность поставить себя на место другого;
  • при неэффективном общении интеракция сопровождается конфликтом или конкуренцией.

Проявление интерактивного аспекта общения

Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:

  • общая цель,
  • общие мотивы,
  • единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия,
  • установленное время для осуществления поставленных задач,
  • координация действий участников,
  • наличие закономерностей межличностного взаимодействия,
  • передача информации.

Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.

При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.

Суть интеракционизма

Начать, пожалуй, стоит с того, чтобы определить понятие «интеракционизм». Название происходит от слова «интеракция», обозначающее взаимодействие (от англ. interaction), а именно социальное взаимодействие индивидов посредством общения в группе или обществе. В центре внимания оказывается именно процесс взаимодействия и общения, сама социальная интеракция, оказывающая влияние на формирование личности и поведение каждого индивида, участвующего в ней.

Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.

Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.

Так, большой спектр действий, реакций и личных проявлений способен нести смысловую нагрузку и сообщать нашему партнеру по общению о нашем состоянии, отношении, настроении и прочем. Например, улыбка, выражение лица, определенная интонация и свойства голоса, жесты и движения являются такими символами, в которых закладываются некие значения, которыми мы обменивается с собеседником или противной стороной. Такие элементы общения были названы основателем интеракционизма Мидом «значимыми жестами» или «символами».

Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector