Имбецильность
Содержание:
- Разновидности малоумия
- История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия
- Причины и симптомы имбецильности
- Выявление патологии
- Что провоцирует / Причины Умственной отсталости:
- Как предупредить появление нарушений у ребенка?
- Степени умственной отсталости
- Прогноз имбецильности
- Основные причины состояния
- Причины имбецильности
- Заключение
Разновидности малоумия
В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:
- врожденная;
- приобретенная.
Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери. Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка. Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии.
Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно.
Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:
- легкая;
- умеренная (относительная);
- тяжелая;
- глубокая.
Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.
Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.
В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования. Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие. В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения.
Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.
Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.
Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).
При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.
Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке.
История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия
Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание — кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D. Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).
Причины и симптомы имбецильности
Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.
Таким образом, причинами имбецильности являются:
- Генетические мутации.
- Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
- Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
- Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
- Хронические тяжелые болезни матери.
- Недостаточное питание матери при беременности.
- Ионизирующее облучение.
- Курение или алкоголизм во время беременности.
- Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
- Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
- Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
- Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
- Травмы во время родов.
- Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
- Чрезмерные стрессы.
- Сложности при рождении ребенка.
- Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
- Травмы мозга у малыша.
- Гидро- и микроцефалия.
- Нарушение головного кровообращения у ребенка.
- Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.
Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.
- Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
- Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
- Нарушение логической и механической памяти.
- Рассеянность внимания.
- Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
- Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
- Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
- Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
- Малый объем памяти.
- Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
- Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
- Эгоцентризм.
- Малый запас знаний.
- Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
- Непонимание абстрактных понятий.
- Повторение за другими слов и фраз.
- Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
- Неадекватное сексуальное поведение.
- Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
- Ограниченность в интересах.
- Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.
На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:
- Оттопыренные уши.
- Неправильный прикус.
- Приросшие мочки.
- Неправильный овал черепа.
- Грубое строение лицевой части.
Выявление патологии
Для имбецилов диагностика предполагает выяснение следующих аспектов:
- Была ли у будущей матери инфекция в период вынашивания плода? Принимала ли она наркотики? Употребляла ли спиртосодержащие напитки? Был ли дефицит питательных веществ?
- С какого возраста стали проявляться признаки отклонения у малыша?
- Насколько часто ребенок сталкивался с инфекционными недугами?
- Каков был его рацион?
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
Также для выявления патологии используются разные виды томографий (компьютерная, магнитно-резонансная), оценка умственных возможностей при помощи беседы и специальных методик.
Что провоцирует / Причины Умственной отсталости:
Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности хромосомными: болезнь Шерешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по X-хромосоме (XXX), Клейнфельтера с кариотипом XXY, фрагильностью Х-хромосомы, трисомией по 21 хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18 хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13 хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например, синдром крика кошки (-5р ) , синдром Вольфа-Киршхорна (-4р), синдром рта карпа (-18pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например, фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоилизм, болезнь Реклингаузена и другие). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные — с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами, в частности синдром Апера, Крузона, COFS синдром, синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна, а также фетопатии, в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом.
Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3-х лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.
Умственная отсталость, связанная с болезнями обмена веществ
Нарушения обмена |
Заболевания, приводящие к умственной отсталости |
Аминокислоты |
Фенилкетонурия Гистидинемия Лейциноз Болезнь Хартнупа |
Пептиды |
Амавротическая идиотия Болезнь Гоше |
Мукополисахариды |
Гаргоилизм Синдром Гурлера Синдром Санфилиппо Синдром Морото-Лами |
Углеводы |
Галактоземия Идиопатическая гипогликемия |
Микроэлементы |
Гипофосфатазия Болезнь Менкеса |
Факоматозы |
Болезнь Реклингаузена Туберозный склероз Болезнь Луи Бар |
В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической задержки, который проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются. Тем не менее иногда при умственной отсталости возможны десинхронии развития, которые приводят к тому, что некоторые стороны психики декомпенсируются. В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина (1978) цитируют Tredgold, Soddy (1956), описавшего Готфрида Минда, имбецила, неспособного к чтению и письму, который приобрел общеевропейскую известность как художник. Джордж Пуллен, родившийся от кузенного брака, страдавший полной немотой и глухотой, начавший ходить в 7-летнем возрасте, изобрел и изготовил человека-автомата, открывавшего и закрывавшего рот и глаза, который умел поднимать голову и руки. При вскрытии у Джорджа было симметричное недоразвитие лобных и височных долей мозга. Исключительные способности у детей с олигофренией, больных эпилепсией в сфере музыки, математики, счете приводятся Steinkopf (1973), Cain (1970), о так называемых экстрасенсорных способностях при психических расстройствах пишут супруги Walter & Mary Jo Uphoff (1977). Нами описаны случаи исключительной памяти и возможностей с точным называнием дней недели на основе «бессознательного» счета у имбецилов (В.П. Самохвалов, 1995).
Этот и подобный случай принято объяснять асинхронией развития мозга, при которой недоразвитие в одной области сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Вероятно, замечательные способности у пациентов есть всегда, но их трудно обнаружить и трудно подыскать им подходящую нишу.
Как предупредить появление нарушений у ребенка?
Кроме того, факторы, влияющие на эмбриогенез ребёнка, – это гемолитическая болезнь плода, вирусные и бактериальные инфекции женщины
Важной причиной развития нарушений могут быть вредные привычки, от которых мать не отказывалась во время беременности. Другой группой факторов являются родовые травмы малыша, длительное нахождение без кислорода
Имбецилизм, что это такое? Разбирая данный вопрос, следует сказать о том, что рассматриваемое заболевание подразделяется на четыре типа, которые отличаются причинами, спровоцировавшими развитие патологии. Наследственный тип заболевания связан с наличием дефектных генов, полученных от родителей. Внутриутробный тип патологии развивается на фоне бактериальных или вирусных поражений плода, во время внутриутробного развития. Также существует особая форма задержки интеллектуального развития, спровоцированная патологиями в работе головного мозга или эндокринной системы.
Помимо этого, существует вид имбецилизма, что вызывается асфиксией, гипоксией мозга или родовыми травмами. Данная форма патологии может возникнуть на фоне перенесения черепно-мозговых травм или серьезных инфекционных заболеваний в младенческом возрасте.По мнению специалистов, существует множество различных факторов, которые провоцируют сбои в умственном развитии. Данные факторы подразделяются на три категории:
- Первая категория – внутренние факторы, в список которых входят плохая наследственность, генетические нарушения и хромосомные аномалии.
- Вторая категория – внешние факторы, среди которых следует выделить наличие острых инфекционных заболеваний во время вынашивания плода, или длительное употребление наркотических препаратов родителями ребенка. К этой же категории факторов относятся черепно-мозговые травмы, полученные во время появления на свет.
- Третья категория – совокупность влияния внешних и внутренних факторов, что значительно увеличивают риск развития имбецильности.
Иногда люди используют в повседневной речи понятия, относящиеся к медицинской науке, но не совсем понимают их значения. Например, нередко в качестве оскорбления используется слово «имбецил». Так говорят об индивиде, который ведет себя нелепо, нарушает общепринятые нормы. Однако подобное понятие не совсем корректно употреблять в отношении людей, не имеющих отклонений в умственном развитии. Что обозначает имбецил? Так специалисты в области психиатрии называют людей с низким уровнем интеллекта, практически неспособных к обучению.
У лиц с этой патологией слабо развиты память и мышление, преобладают простые инстинкты. Вследствие очень ограниченного кругозора такие индивиды нередко попадают под влияние других людей. Понятие «имбецил», значение слова предполагает наличие диагноза, поставленного психиатром на основе обследования.
Состояние младенца во многом определяется здоровьем будущей матери в период вынашивания плода. Чтобы обезопасить малыша от развития подобного отклонения, при беременности нужно соблюдать такие рекомендации:
- Регулярно приходить на консультацию к доктору.
- Исключить вредные пристрастия (употребление спиртосодержащей продукции, наркотических веществ и табака).
- Своевременно договориться со специалистом по поводу ведения беременности.
- Каждый день гулять на свежем воздухе.
- Хорошо высыпаться.
- Употреблять достаточное количество овощей, фруктов, зелени, отказаться от консервов, острых кушаний.
- Избегать применения щипцов в процессе родов.
Слабоумие может быть врождённым и приобретённым в течение жизни. Чаще всего олигофрения появляется ещё в утробе матери или в раннем детстве. Существует ряд факторов, влияющих на развитие этой патологии. Частыми причинами слабоумия являются генетические и хромосомные дефекты, которые зарождаются ещё на ранних сроках беременности матери
Эдвардса). Кроме того, факторы, влияющие на эмбриогенез ребёнка, – это
В настоящее время слабоумие не лечится. Дети, которым был выставлен этот диагноз, имеют группу инвалидности. Для того чтобы облегчить им жизнь, их обучают в специализированных учреждениях, где они получают начальное образование и овладевают навыками, позволяющими им в дальнейшем работать. Такую способность имеет как дебил, так и имбецил. Фото таких больных можно увидеть в нашей статье или медицинской литературе.
Степени умственной отсталости
Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:
- легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
- умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
- глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.
Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.
Прогноз имбецильности
Динамика состояния и прогноз при имбецильности зависит от уровня недоразвития интеллекта и патологии личностных функций. В лёгких случаях при отсутствии глубокого дефекта и нарушений поведения такие люди могут быть вполне компенсированы и сохранны в социальном плане. Так, около 66% пациентов могут оставаться трудоспособными в хорошо организованных условиях.
Негативная динамика заболевания характерна для тяжёлых случаев имбецильности. Обычно заболевание сопровождается сопутствующими физическими дефектами развития, неврологическими нарушениями, аномалиями головного мозга. При отсутствии медикаментозного лечения, психолого-коррекционной работы, в неблагоприятной обстановке состояние может ухудшаться. Декомпенсация может наступать в периоды половозрастных кризисов. Данные состояния могут сопровождаться аффективными нарушениями с раздражительностью, агрессией, неврозами, депрессиями, расторможенностью, нарушениями поведения.
Необходимо проводить обучение таких лиц в специализированных коррекционных учебных заведениях, создавать спокойную и дружественную атмосферу в коллективе.
Основные причины состояния
Этиология имбецильности, как и любого другого варианта недоразвития интеллекта, включает в себя комплекс факторов. Это не только наследственные, но и внешние причины. И их действительно огромное множество!
- Насчитывают более 400 вредных агентов, которые могут привести к нарушениям ещё в утробе матери. Ведь формирование нервной системы очень тонкий и чувствительный процесс.
- Опасности могут встретить малыша и при самом рождении: гипоксия в родах, длительный безводный период, обвитие пуповины, многоплодная беременность, инфекции, токсины, травмы и т.д. Самой частой причиной патологии считают алкоголизацию матери во время беременности. Формируется синдром «алкогольного плода», который нарушает формирование клеток головного мозга, приводит к немощному состоянию впоследствии.
- Наследственность и генетическая предрасположенность также находятся не на последнем месте в списке причин недоразвития психики. Хромосомные заболевания, мутация генов дают свои негативные плоды, передаваясь из поколения в поколение. Причём цитогенетическим путём возможно выявить лишь небольшую их часть.
- Действие средовых факторов: не соответствие условий воспитания и проживания малыша необходимым нормам, что является огромным препятствием для развития навыков и обычных физиологических процессов.
Причины имбецильности
В качестве причин имбецильности выделяют целый ряд факторов, имеющих влияние на ребенка во время его внутриутробного развития и на ранних сроках жизни.
- Основными считаются генетические отклонения, такие как болезнь Дауна и микроцефалия.
- Второй фактор — внутриутробное поражение плода, спровоцированное нарушением гормонального фона у матери.
- Если во время беременности женщина перенесла вирусное или венерическое заболевание, к примеру, краснуху, токсоплазмоз или сифилис, это также может стать причиной имбицильности ребенка.
- К причинам, по которым может развиваться имбецильность, относится и конфликт резус-факторов между плодом и матерью.
- Непосредственное влияние на головной мозг плода имеет прием будущей матерью алкогольных и наркотических веществ, дозы облучения рентгеновскими лучами, недостаток микроэлементов и витаминов в ее питании.
- После рождения причинами патологии могут стать родовая травма, тяжелые роды, асфиксия в период беременности и родов.
- Не последнее место занимают травмы головы и заражение детскими инфекциями.
- В крайне редких случаях имбецильность не является следствием механических повреждений или генетических отклонений. Она может быть связана с исключительно социальным фактором, таким как отсутствие общения со взрослыми людьми. Кроме этого, развитие ребенка зависит от полноценности питания.
Заключение
Имбецильность относится к широко распространённым психическим расстройствам. Недоразвитие интеллектуальных функций – главное проявление имбецильности, как и умственной отсталости в целом. Множество факторов может быть причиной данного состояния. В наших силах сформировать осознанное представление молодого поколения о беременности, рождении здоровых детей
Важно также создать необходимую среду для развития и жизни таких особенных людей
Анастасия Пилипенко, Врач-психиатр 22 статей на сайте
Специальность по диплому – лечебное дело. Окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию, в 2013-м г. получила специализацию по психиатрии. С 2014-го г. работаю участковым врачом-психиатром в психоневрологическом диспансере и медико-реабилитационном отделении БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница им. Солодникова Н.Н.» г. Омска. Стаж работы — 4 года. Являюсь специалистом 2-й квалификационной категории. Сертифицированный НЛП-практик (260 академич.ч).