Кратко о гештальтпсихологии
Содержание:
- Гештальт психология что это?
- Когда появилось это направление в психологии
- Основатели гештальтпсихологии
- Представители гештальтпсихологии
- Главное отличие от традиционной психологии
- Методы
- Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач
- Что же изучает гештальтпсихология
- Основные идеи гештальтпсихологии
- Результат решения проблем
- Принципы, качества, свойства
- Основные понятия гештальт-терапии
- Механизмы срыва контакта в гештальт терапии
- Что такое гештальтпсихология?
- Какие проблемы решает этот вид психологии?
- Основные законы гештальтпсихологии
- Структура и сферы психологии
Гештальт психология что это?
Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.
Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.
Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».
Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.
Когда появилось это направление в психологии
Принято считать временем появления гештальтпсихологии начало прошедшего столетия, точнее, 1912 год. Основоположниками данного направления психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер.
Однако эти ученые лишь оформили в единое целое те идеи, которые в конце позапрошлого столетия и начале минувшего века уже существовали. О принципах целостности мышления и физиологии рассуждали в то время многие теоретики-психологи и философы. К примеру, австриец Кристиан фон Эренфельс выдвигал теорию, гласящую, что все целое является реальностью, которая существенно отличается от отдельно взятых частей, ее составляющих.
Основатели гештальтпсихологии
Идея Эренфельса получила развитие в начале XX в. благодаря его студенту Максу Вертхаймеру (Вертгеймеру). Экспериментальным путем немецкий психолог доказал: человеческий мозг воспринимает физический мир не как отдельные фрагменты — кусочки мозаики, — а как упорядоченные, целостные структуры, т. е. гештальты. Например, когда мы любуемся картиной в Эрмитаже, то не замечаем каждый мазок художника, а видим цельное произведение искусства. И именно эта общая комбинация форм и цветов нас впечатляет.
Кроме М. Вертхаймера, огромный вклад в создание и развитие теории гештальтпсихологии внесли В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер, К. Левин и др.
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Главное отличие от традиционной психологии
Гештальтпсихология Коффки, Келера и Вертгеймера противостоит традиционным идеям разделения потока человеческого сознания на отдельные элементы с дальнейшим выстраиванием из них сложных цепочек.
В интерпретации немецких ученых все, что человека окружает или же происходит с ним, воспринимается им целиком, а не в виде совокупности составляющих. Это означает, что чувства человека принимают что-либо в виде слитного явления и сразу же, а не сводят его к сумме свойств и качеств составляющих элементов.
Таким образом, понятие гештальт можно представить в виде особой структуры, неотъемлемой функцией которой является упорядочивание многообразия окружающего.
Методы
Работа терапевта заключается в доведении до человека осознания самого себя
Без этого важного момента он будет пытаться стать тем, кем не может быть. Это ключевой принцип гештальттерапии
Еще Ф. Перлз полагал, что ответственность и осведомленность о своей личности способны решать любые проблемы.
Чтобы клиент не сожалел о прошлом, не переключался на мечты о будущем, его различными техниками и приемами привлекают в настоящее время, чтобы человек попробовал жить полноценной жизнью. Этот этап дается с трудом, поскольку с осознанием приходят болезненные ощущения, неприятные эмоции
Побочными явлениями работы над собой становятся такие ценности, как сострадание, внимание к близким, способность развиваться в духовном плане
Из методов:
- Техника пустого стула. Клиент разговаривает с самим собой, как бы сидящем напротив, или с кем-то из знакомых. Терапевт наблюдает за поведением и эмоциями, делая выводы, что необходимо проработать или устранить.
- Вопрос «почему» заменяется на «как», чтобы увести клиента от ненужных рассуждений, а призвать к действию, вызвать чувства.
- Слово «это» в речи человека требует обоснования и расшифровки.
Такие модели позволяют устранить разрыв между мыслями и чувствами. Дело в том, что в процессе общения с социумом человек часто отходит от своих чувств и желаний, следовательно, начинает испытывать дискомфорт, который провоцирует его на нелогичные действия.
В самом начале работы терапевты применяют технику «незаконченное дело». В прошлом у человека возникало множество таких неоконченных гештальтов в виде отношений с родителями, профессиональных навыков, рабочих моментов. Невысказанность в отношениях не дает клиенту возможности чувствовать удовлетворение жизнью. При работе с группой каждому предлагается попробовать выразить эмоцию словами и высказать вслух претензию. Таким образом человек получает первый навык говорить то, что чувствует или думает без опаски.
Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач
Немецко-американский психолог Карл Дункер (2 февраля 1903 – 23 февраля 1940) также внёс значительный вклад в направление гештальтпсихологии. Родился в немецком городке Лейпциг. Получил образование в Берлинском университете Кларка, в 1930 устроился ассистентом в Психологическом институте в Берлине. Через пять лет уехал Кембридж, потом в США.
В первую очередь его имя известно благодаря исследованиям о продуктивном мышлении и решении задач. По сравнению с Вертгеймером и Кёлером, Дункер описал именно эксперимент, раскрывающий мышление гештальтпсихологии, а не критиковал противоположное восприятие мышления другими учёными. Наиболее популярной является его книга: «К психологии продуктивного мышления». В ней он отобразил исследования, в которых экспериментально изучался факт способности отойти от привычного понимания вещей, сложившегося в жизненном опыте, то есть механизм инсайта.
Понять что-либо, по Дункеру, означает приобрести гештальт или увидеть функциональное место его в гештальте . Вот несколько примеров из области восприятия:
В случае, когда играет мелодия короткими отрывками с длительными перерывами, то в итоге сложно, практически невозможно её понимание в целом
Такая же ситуация и с элементами определённой фигуры.
Во время чтения книги в момент, когда появляется утомление, но ещё есть силы напрягать внимание, начинает теряться смысл, как бы из-за потери некоторых слов из контекста. Так выходит не из-за того, что отдельный элемент становится незаметным, а из-за того, что не увидеть сходства двух мыслей.
В этих случаях рассматриваются так называемые «суммы элементов», а не гештальты.
При решении задач Дункера интересовал, в первую очередь, не конечный результат, а процесс мышления – рассуждение вслух . При чём направление процесса решения задачи зависит от того, как был подан материал изначально: с изображением или без; какая форма постановки вопроса. Он выделил следующие стадии мыслительного процесса:
- Появление проблемы, видение и понимание конфликта.
- Образование функционального значения элементов ситуации.
- Появление инсайта.
- Образование функционального решения.
- Детализирование решения, применение его в этой ситуации.
- Проверка.
В его задачах важно функциональное значение решения – некое определённое преобразование изначальной проблемы. При чём стоит заметить, что оно не является абстрактным, общим для разных определённых задач, так как решение одной не поможет в решении другой
На примере эксперимента Дункера рассмотрим описание этапов решения как «дерево-решения». Задача об Х-лучах:
— «Каким способом следует применить определённый вид Х-лучей, имеющих большую интенсивность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить человека от опухоли в его организме (например, в желудке)».
Ход процесса решения данной задачи можно проследить в следующей таблице, составленной Матюшкиным :
Что же изучает гештальтпсихология
Предмет гештальтпсихологии – это изучение деятельности мозга человека объективными научными методами. Это достаточно необычный подход, суть которого в сочетании вещей, считающихся совершенно различными. Направление сочетает духовную и физиологическую составляющие личности, точнее, просто не разделяет их.
В этой науке физиологическая деятельность головного мозга и психические проявления рассматриваются в качестве единого целого. Одно явление порождает другое. Вместе они составляют бесконечную цепь из причин и следствий. В этой цепи каждое следствие одновременно является причиной или наоборот.
Основные идеи гештальтпсихологии, отличающие ее от других направлений в изучении человеческой личности, заключаются именно во взятом за основу представлении целостности физиологии и духовности. Физиологические и психические процессы неразрывны, их соединяют изоморфические связи.
Можно утверждать, что суть данного научного направления близка к смыслу пословицы, гласящей о здоровом духе в не страдающем от заболеваний или слабостей теле, только вместо тела следует рассматривать мозг.
Основные идеи гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в Германии в 20-е годы XX столетия. Её основателями считаются Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) и Курт Коффка (1886 – 1941). Основной идеей было перестать изучать отдельно поведение и хитросплетения разума человека, поскольку в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт.
Основные открытия гештальтпсихологии связаны с:
соотношением фигуры и фона;
важностью интерпретации целостности или расщепленности фигуры в рамках контекста актуальной ситуации;
структурированным целым, которое не является всеобъемлющим, но не является и элементарной частицей;
активной организующей силой целостностей и естественной тенденцией к простоте формы;
тенденцией незавершённых ситуаций завершаться .
Гештальтпсихология развивается по своему, изолированному от психологии стандартного видения пути. Она изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего анализируются отдельные принципы и объясняются их взаимодействия друг с другом, образуя что-то более крупное, объёмное.
Результат решения проблем
«Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии… …Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже – как этого достичь» (2).
Одно из преимуществ гештальт-направления в том, что оно не только решает проблемы человека, а еще улучшает качество его жизни. В процессе терапии развивается способность понимания себя. С помощью применения методов гештальт-подхода происходит личностный рост человека, раскрытие и реализация его потенциалов.
Литература:
- 1. Перлз Фредерик С. Внутри и вне помойного ведра. – Спб.: Питер, 2019. – 300 с.
- 2. Перлз Фриц. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. – М.: Академический проект, 2019. – 207 с.
- 3. Санд Ильсе. Компас эмоций: Как разобраться в своих чувствах. – М.: Альпина Паблишер, 2018 г. – 156 с.
- 4. Энрайт Джон. Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара. – М.: Медков С. Б., 2018. – 192 с.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Принципы, качества, свойства
Изложенные выше представления и термины — это то, на чем базируется гештальтпсихология. Основные положения науки с практической точки зрения – это свойства восприятия, их принципы и качества.
Главные свойства восприятия человека в данной науке имеют следующие наименования, максимально точно отражающие их сущность:
- Фигура.
- Константа.
- Фон.
Данные свойства находятся в постоянном взаимодействии, обеспечивают упорядоченность, формы и целостность человеческого восприятия.
Принципы, на которые опирается гештальтпсихология, заключаются в следующих понятиях:
- Зона общего восприятия. Повседневные эмоции формируются на базе имеющихся знаний и опыта с учетом вновь усвоенной информации и предвосхищающих что-либо ожиданий.
- Смежность. Близость объектов в пространстве или во времени предопределяет их осознание.
- Замкнутость. Тенденция разума дополняет или завершает фигуру таким образом, чтобы получилось нечто единое.
- Целостность. Особенность мозга максимально упрощать воспринимаемое, соединяя фрагменты и детали.
- Схожесть. Объекты, не отличающиеся кардинально по цвету, форме, размеру и запаху осознаются вместе.
- Близость. Предметы или явления, расположившиеся рядом и имеющие общий характеризующий признак, принимаются сознанием, как одно.
Качествами являются сформировавшиеся гештальты
Им присущи собственные приоритеты важности и единые законы. К нерушимым и фундаментальным законам восприятия относится тезис, гласящий, что свойства фигуры в любой ситуации более приоритетны, чем качества фона
В принципе, на этом и базируется гештальтпсихология. Гуманистическая психология, как и методики анализа личности, основывается на иных базовых тезисах.
Основные понятия гештальт-терапии
Контакт – в гештальт терапии — это процесс энергетического обмена между человеком и окружающей средой, в котором происходит получение необходимого, полезного от среды и отвержение излишнего.
Фигура и фон – соотношение наиболее актуальных доминирующей потребностей клиента и всего остального, что остаётся на заднем плане и является фоном. Нередко фигура и фон меняются местами, когда ключевая потребность человека меняется.
Граница контакта – место, где организм взаимодействует со средой. Граница контакта в гештальт терапии является необходимым условием для самого контакта. Например, такой границей может выступать кожа человека, которая отделяется организм от окружающей среды, и через которую происходит обмен и контактирование с окружающей средой.
Связь с реальностью – хорошая связь человека с реальностью помогает адекватно оценивать ситуацию и согласна этой ситуации выбирать подходящие решения. Очень часто это связь нарушена и приходится на терапии её восстанавливать. Данное нарушение происходит из-за непрожитых кризисов, травмирующих ситуаций, которые раз за разом повторяются в жизни человека.
Осознание – открытие, которое человек совершает по отношению к себе как личности, своих личностных особенностей, отношений с другими людьми или способе организации своей жизни. Осознания в гештальт терапии помогают клиенту больше понимать про себя и свою жизнь и таким образом есть возможность что-то менять, если это не удовлетворяет.
Сопротивление – процесс, который мешает человеку осознать свои потребности или их реализовать
Например, студент должен готовиться к важному экзамену, но вместо этого он смотрит телевизор, убирается в квартире, хотя осознаёт, что сдать на хорошую оценку этот экзамен для него важно
Целостность личности – в гештальт терапии принято считать, что личность со всеми ей присущими качествами целостная структура и важной задачей гештальт терапевта является помочь присвоить клиенту отвергаемые качества. Феномен – целостное индивидуальное переживание
Это своего рода явление, которое обнаруживает терапевт в психике клиента или обнаруживает сам клиент с помощью рефлексии
Феномен – целостное индивидуальное переживание. Это своего рода явление, которое обнаруживает терапевт в психике клиента или обнаруживает сам клиент с помощью рефлексии.
Механизмы срыва контакта в гештальт терапии
Для того, чтобы найти сбой в нарушение удовлетворении потребности исследуют механизмы прерывания контакта в гештальт терапии. Главная задача терапевта является обнаружить эти механизмы срыва контакта и вместе с клиентом работать на замену на здоровые способы реагирования и удовлетворения своих потребностей.
Конфлюэнция – слияния человека с собственными чувствами, мыслями, желаниями или с другим человеком.
При конфлюэнции клиент часто использует местоимение «мы» вместо «я». Частое упоминание о группе, семье. Могут быть сложности в распознавании своих собственных чувств и желаний.
Интроекция – чужой опыт, который человек принимает на веру, без осмысления, критики.
При интроекции клиент часто использует «долженствования»: должен, обязан, следует, я не вправе. Или может использование такие слова: всегда, никогда.
Проекция – приписывания собственных чувств, мыслей другому человеку или объекту.
В речи у клиента очень мало я-высказываний. Клиент может объяснять поведение других людей, а также чувства, мысли по отношению к себе других людей.
Ретрофлексия – действия, слова, которые адресованы другому, человек направляет на самого себя.
Очень часто это психосоматические заболевания
Повторяющиеся или незаконченные действия клиента (поглаживания, кручение волос, вращение кольца).
Дефлексия – способ избегания контакта с помощью ухода из ситуации «здесь и сейчас».
Это могут быть шутки, разговоры о погоде, политике.
Профлексия – когда я делаю человеку то, что хотел бы от него получить для себя.
Например, жена хотела бы получить заботу и внимание от мужа в виде чашечки кофе по утрам, но вместо того, чтобы попросить об этом она каждое утро приносит мужу чашку кофе в постель.
Эготизм – контроль над последней стадией цикла контакта, что не позволяет в полной степени признать свои достижения, результаты.
Эготизм чаще всего характерен для нарциссических личностей. Это страх утраты контроля, а также страх близости, чего-то нового, необычного.
Важно отметить, что механизмы срыва контакта в гештальт терапии носят неосознаваемый характер и когда-то для человека они были творческим приспособлением. Механизмы прерывания контакта защищают человека от неприятных и болезненных осознаваний и переживаний
Что такое гештальтпсихология?
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.
Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.
Какие проблемы решает этот вид психологии?
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.
Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:
- Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
- Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
- Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
- Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
- Исполнение.
Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.
Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.
Основные законы гештальтпсихологии
- Апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека);
- взаимодействие фигуры и фона;
- Целостность и структурированность восприятия;
- Беременность (стремление к простоте и аккуратности восприятия);
- Перцептивная константность (постоянство образа объекта, несмотря на изменение условий его восприятия);
- феномен «близости» (тенденция к объединению временно и пространственно соседних элементов);
- феномен «закрытия» (тенденция к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры);
- и т.д.
Идеи гештальтпсихологии затрагивали области восприятия, памяти, личности и межличностных отношений и объединяли психологию и научные исследования. 20 век ознаменовался серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. В основном они занимались процессами восприятия.
Одним из основных законов гештальтпсихологии является закон ФИГУР И ФОНОВ. При саморегуляции здоровый человек выбирает из обилия информации ту, которая наиболее важна для него в данный момент. Гештальт-психологи называют эту информацию фигурой. Вся остальная информация временно отходит на второй план.
Фигура может быть желанием, чувством или мыслью, которая в данный момент преобладает над всей остальной информацией. Как только потребность удовлетворена, гештальт завершается, теряет свою значимость и уходит на задний план, чтобы освободить место для нового гештальта. Это, согласно пониманию гештальтистов, естественный ритм формирования и завершения гештальта.
Следующим основным законом гештальтпсихологии является перцептивная цельность восприятия — свойство восприятия, заключающееся в том, что любой объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, заднюю часть объекта).
После Лейпцигской школы закон развития целого был применен в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В. Дилыпея, гуманистической психологии и др.
ЛИЧНОСТЬ — это способность человека воспринимать мир не в отдельных, несвязанных ощущениях, а в четко определенных и стабильных объектах, вызывающих эти ощущения.
Развитие предметного восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, в основе которых лежат социально выработанные формы взаимодействия с внешними объектами.
СОДЕРЖАНИЕ — это способность воспринимать объекты как относительно постоянные по форме, цвету, размеру и другим параметрам, независимо от изменения физических условий восприятия. Исследования выявили множество факторов, которые могут влиять на эффект перцептивного постоянства, например, фиксированная установка.
КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ — обобщение, то есть каждый объект обозначается словом-термином и принадлежит к группе или классу, а объекты в этой группе связаны друг с другом в соответствии с некоторыми специфическими характеристиками, отраженными в общем термине этой группы. Другими словами, категориальность — это способность выделять в перцептивном пространстве определенные области, которые имеют более или менее очерченные и стабильные границы. Четкость этих границ тесно связана с перцептивными задачами, которые выполняет человек.
Основные законы гештальт-психологии, представленные в этой главе, послужили основой для возникновения гештальт-терапии.
Структура и сферы психологии
Вследствие формирования психологических наук создался ряд областей, объединяющий отдельные сферы. Когнитивная психология — это наука, изучающая мышление личности, развитие когнитивных функций. Отдельная ее часть исследует бихевиоральные паттерны животных. Ее цель — выявление качеств со стандартами, характерными для людей.
Что такое психология — краткое и понятное изложение, отдельные области:
- Судебная. Эта область преимущественно применяется в судебной системе.
- Патопсихология. Исследования, касающиеся различных патологий, поведение, выходящее за рамки установленных стандартов.
- Клиническая. Эта сфера направлена на поиск действенных терапевтических методов при различных психических нарушениях.
Есть еще междисциплинарная область — нейропсихология
Эта сфера акцентирует внимание на осознании психических процессов, мозговой деятельности. Здесь применяются новшества компьютерных наук, нейробиологии, философии. Первостепенные приемы нейропсихологии включают:
Первостепенные приемы нейропсихологии включают:
- раздражение, разрушение структурных связей;
- исследования в сопоставимом анатомическом ключе.
Современная психология — это наука, изучающая человеческие возможности, ассоциирующаяся с рядом других научных направлений. Как любая дисциплина на стадии развития, психология переносит постоянные изменения, обеспечивающие ее совершенствование. Различные отрасли психологии — это науки, которые изучают законы, факты, механизмы психических явлений под воздействием определенных обстоятельств, раздражителей, исходящих извне.
Что такое психология? Получить однозначный, точный ответ на этот вопрос нелегко. Сегодня это направления объединяет более 100 дисциплин-кандидатов на звание автономных наук.
Кратко и самое главное о психологии как науке — это своего рода ядро, исследующее первостепенные принципы, механизмы, создание знаний в этой области. Цель ее фундаментальной части — становление закономерностей, обоснования приемов, способов коммуникации личности в социуме, в повседневной реальности.
Кроме базовой (фундаментальной, общей) психологии, есть также множество направлений. Наиболее комплексные и существенные из них следующие сферы:
- Социальная. Исследование человеческого взаимодействия в больших сообществах, этнических группах.
- Педагогическая. Исследование образовательного процесса, выявление воспитательных приемов.
- Психофизиология. Исследование взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями.
- Дифференциальная. Исследование личностных типологических отличий между представителями общества, определение характеристик их профессиональных качеств, темперамента, характера.
- Возрастная. Исследование онтогенеза, личностных характеристик, ассоциирующихся с возрастом, развитием. Эта сфера подразделяется на психологию детскую, пубертатную, юношескую, взрослую, геронтопсихологию.
- Медицинская. Исследование пограничных расстройств, характеристик психического формирования нездорового индивида.
- Патопсихология. Исследование умственных отклонений деятельности, причин, способов лечения врожденных или приобретенных мозговых нарушений, зрительных, слуховых, речевых дефектов.
Кроме указанных областей, выделяются также прикладные сферы, связанные с определенным видом человеческой деятельности. Сюда относятся психологические отрасли, как:
- военная;
- политическая;
- генетическая;
- юридическая;
- спортивная;
- космическая.
Основа всех психологических наук — базовое направление. Но они дифференцируются в соответствии со специализацией, приемами, применяемыми в рамках решения определенных задач.
Практическая психология — это наука, характеризующаяся активным развитием в современном мире, акцентирующая внимание на объективной характеристике, предоставлении интегральных качеств индивида. Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся. Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям
Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям
Хотя «наука жизни» психология объединяет множество отраслей, над ее принципами работают известные личности, теоретики, эта дисциплина признана относительно молодой, но активно развивающейся. Ввиду постоянного развития ее структура не перманентная, она стабильно подвергается различным изменениям.