Зигмунд фрейд

Последние годы жизни Зигмунда Фрейда

В 1923 году у Фрейда обнаружили злокачественную опухоль неба. Операция по ее удалению прошла неудачно и впоследствии ему пришлось пережить операционное вмешательство еще три десятка раз. Остановка распространяющейся опухоли потребовала удаления части челюсти. После этого Зигмунд Фрейд не мог выступать с лекциями. Его по-прежнему активно приглашали на всевозможные мероприятия, но за него выступала дочь Анна, зачитывая его труды.

После прихода в Германии к власти Гитлера и последующего аншлюса Австрии, положение ученого в родной стране стало крайне тяжелым. Его психологическая ассоциация была запрещена, книги изымались из библиотек и магазинов и сжигались, наряду с книгами Гейне, Кафки и Эйнштейна. После того как гестапо арестовало дочь, Фрейд решился покинуть страну. Это оказалось непросто, гитлеровская власть потребовала значительную сумму денег за разрешение на эмиграцию. В конечном итоге, с помощью многих влиятельных людей мира, Фрейду удалось эмигрировать в Англию. Выезд из страны совпал с прогрессом болезни. Фрейд попросил своего друга и лечащего врача об эфтаназии. 23 сентября 1939 года Зигмунд Фрейд скончался в результате инъекции морфия.

Зависимость от кокаина

Малоизвестный факт об известно психоаналитике – зависимость от кокаина. Действие наркотика впечатлило философа, и он выпустил немало статей, в которых постарался раскрыть свойства вещества. Несмотря на то что от губительного воздействия порошка умер близкий друг философа, это ничуть не смутило его, и Фрейд продолжил с воодушевлением изучать тайны человеческого подсознания. Эти исследования привели и самого Зигмунда к зависимости. И только долгие годы упорного лечения помогли избавиться от пагубной привычки. Несмотря на трудности, философ никогда не бросал учебу, писал статьи и посещал разнообразные семинары.

История

Началась история Фрейда в городе Фрайберг, который на сегодняшний день носит название Пршибор и располагается в Чехии. Родился будущий деятель науки 6 мая 1856 года и стал третьим ребенком в семье. Родители Фрейда имели неплохой доход благодаря торговле тканями. Мать Зигмунда – вторая жена отца Якоба Фрейда, который уже имел двоих сыновей. Однако внезапная революция разрушила радужные планы, и семейству Фрейдов пришлось распрощаться с родным домом. Обосновались в Лейцпиге, а по прошествии года отправились в Вену. Фрейда никогда не привлекали разговоры о семье и детстве. Причиной тому была атмосфера, в которой рос мальчик – небогатый грязный район, постоянный шум и неприятные соседи. Если кратко, Зигмунд Фрейд в то время находился в среде, которая могла негативно сказаться на его обучении.

Психология по Фрейду: случаи из практики

4. Фанни Мозер (Fanny Moser)

На первый взгляд у Фанни Мозер было всё, о чём человек может только мечтать. У неё был счастливый брак, двое детей, она была наследницей аристократической семьи, а выйдя замуж, породнилась с семьей, славившейся производством изысканных швейцарских часов.

Всего через несколько дней после рождения второй дочери, её муж умер от сердечного приступа, а его сын от предыдущего брака начал распространять слухи, будто Фанни убила своего супруга.

После долгой, скандальной битвы в суде, Фанни очистив своё имя от обвинений, продала часовую компанию Мозеров, отдала большую часть денег на строительство нескольких больниц, но нервная система её дала сбой.

Она ходила от одного врача к другому, принимая всё новые и новые лекарства, но ничего не помогало.

Изначально она консультировалась у Брейера, а во время её лечения в санатории в Вене, Фрейд также принял участие в её спасении. Страдая от тяжёлой депрессии и нервных тиков, она была загипнотизирована Фрейдом, который попытался вытащить из неё все её беспокойства с конечной целью освобождения от них.

Травм было много, начиная от страшной жабы, которую она когда-то увидела, и заканчивая смертью мужа. Её состояние улучшилось, но ненадолго. Менее, чем через год, она вернулась в клинику.

Несмотря на то, что она говорила о своей сильнейшей неприязни к Фрейду (обвиняя его и Брейера в ухудшении её отношений с дочерьми, которые на самом деле становились хуже из-за того, что одна из них хотела стать учёным, а мать не позволяла), она возвращалась к нему снова и снова как пациент.

Рецидивы случались постоянно, несмотря на неоднократные обращения к врачам. Будучи отчуждённой от своей ненавистной младшей дочери и поле того, как ей отказала в помощи старшая дочь, ставшая зоологом, она в итоге обратилась к своему любовнику, который вымогал у неё миллионы.

Женщина умерла в 1925 году. Фрейд написал её дочери, извиняясь за ошибку в диагностике характера их отношений и отчуждения.

3. Хилда Дулитл (Hilda Doolittle)

Хилда Дулитл была писателем и поэтом, и благодаря серии писем, написанных под присмотром Фрейда, и последующей книги, у нас есть полный комплект документации его настоящих методов анализа и терапии.

В 1915 году Дулитл родила мёртвого ребёнка. После этого, в 1918 году она всё-таки родила дочь. Оправившись после родов и продолжительной болезни, она и её подруга Уинифред Эллерман (Winifred Ellerman), поехали в Грецию, чтобы Дулитл могла восстановиться.

По пути у неё была короткая интрижка с одним из мужчин. От мужа, который не был отцом её ребенка, она давно ушла.

Дулитл была посвящена во все подробности брака своей подруги и Роберта МакАлмона (Robert McAlmon). Когда последний был не в состоянии мириться с присутствием в его жизни двух женщин, его заменили на Кеннета Макферсона (Kenneth Macpherson). Уинифред и Кеннет поженились, удочерили ребёнка Дулитл и «взяли» её в брак третьей.

Фрейду очень нравилось слушать эту историю. Странно, что в тематических исследованиях относительно Дулитл, Фрейд не включил изучение её сексуальности. Несмотря на её довольно запутанную личную жизнь, Дулитл пришла к Фрейду из-за того, что чувствовала в себе «писательский блок».

Его терапия работала, она описывала в своих мемуарах все их терапевтические сессии. Её записи в литературном формате объясняли многие теории Фрейда, начиная от отношений родитель – ребёнок и заканчивая гендерной идентичностью.

В письмах Дулитл также говорилось и о других, которые присутствовали на терапевтических сеансах. Речь идёт о собаках Фрейда. Обе его собаки, которые выглядели как маленькие медвежата, всегда были рядом и зачастую отвлекали от терапии.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. Левина

Основные положения разработал К. Левин.

Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.

Был близок к гештальтпсихологии.

Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.

Использовал понятия валентности поля.

Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.

Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.

Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.

К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:

К

Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта

Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.

Виды конфликтных ситуаций:

(1) Конфликт «стремление – стремление».

Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.

имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.

(2) Конфликт «избегание – избегание».

Этот конфликт противоположен первому.

Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.

(3) Конфликт «стремление – избегание».

Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).

(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».

Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.

Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.

Величина поведенческой тенденции зависит от:

— величины валентности цели,

— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.

Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.

Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.

Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.

Чем меньше расстояние, тем больше отрицательная валентность; чем больше расстояние, тем больше положительная валентность

Соотношение этих сил представил в виде графика:

Миллер Д. 1944 г.

– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.

Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:

Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.

1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.

2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.

3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.

Величина градиента зависит от силы влечения.

5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.

График соотношений градиентов:

Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.

По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).

Познание психиатрии

Значимым этапом в жизни доктора Фрейда стал переход в отделение психиатрии.

За 2 года работы под кураторством Теодора Мейнерта будущий психоаналитик сделал немало:

  • сравнивал анатомию и гистологию;
  • издал 6 научных трудов и работы о детской церебральной гемиплегии и афазии;
  • написал ряд статей для медицинского словаря.

Сам Фрейд не считал свои успехи значимыми.

Некоторое время спустя З.Фрейд обучался у известного французского психиатра Жана Шарко применению гипноза. Поначалу вдохновившись исцелениями пациентов, лучший психолог в истории быстро заметил лишь временные улучшения состояний. От гипноза Фрейд впоследствии отказался, заметив лучший лечебный эффект от разговоров с больными, который назвал метод свободных ассоциаций. Позволяя людям выговориться, доктор выяснял истинные проблемы пациентов и помогал их излечить.

Интересные факты о великом психологе

Какие интересные факты из жизни лучшего психолога в истории мы можем отметить?

  • Во-первых, лечение пациентов кокаином. Воздействие наркотика на мозг ошеломило Фрейда. Он долго исследовал свойства порошка. Один из знакомых психоаналитика, в процессе лечения кокаином, умер. Зигмунд впоследствии сам стал наркозависимым и долго лечился от этого.
  • Во-вторых, отречение Фрейда от половой жизни. В течение восьми лет брака у Фрейда родилось 6 детей. После рождения младшей дочери учёный решил полностью отказаться от сексуальных удовольствий.
  • В-третьих, неожиданная боязнь цифр двойки и шестёрки. Учёный боялся выходить на улицу 6 февраля и заселяться в номера гостиницы, содержащие 2 и 6.
  • В-четвертых, восхищает выдающаяся память ученого. Благодаря своей памяти Фрейд запоминал мгновенно содержание книг и иллюстраций, новые иностранные слова. Как мы помним, он владел 7 языками.
  • В-пятых, удивительно, как могла боязнь людских взглядов повлиять на психологию. Именно благодаря этой боязни Фрейду, у психоаналитиков в кабинетах появились кушетки.
  • В-шестых, Фрейда считали эгоцентричным человеком. Доктор считал лишь своё мнение верным, лишь свои убеждения правильными. Окружающие люди непременно должны были слушать его лекции молча и внимательно.
  • В-седьмых, радует открытие множества музеев в честь Фрейда (основные — в г. Лондон, г. Пршибор, г. Вена).

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Толкование сновидений 1900 г

Второй важной монографией лучшего психолога в истории считают монографию “Толкование сновидений”, благодаря которой в психологию введено понятие “бессознательное”. Фрейд считал, что сновидение отражают душевное состояние

Фрейд считал, что сновидение отражают душевное состояние.

Сон — это соединение человека с самим собой без взаимодействия с окружающим миром. Внешние раздражающие факторы (ветер, громкий звук) переводятся в образы сновидения. На сны воздействуют и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Поэтому иногда толкование сновидений помогает диагностировать болезнь.

Для успешного толкования важна подготовка пациента, который должен сфокусировать внимание на своих воспоминаниям и ликвидировать внутреннего судью, фильтрующего в его мозгу мысли. Сновидение может быть явным и скрытым

Явное — это то, что можно сообщить после пробуждения, скрытое — после толкования отдельных элементов сна

Сновидение может быть явным и скрытым. Явное — это то, что можно сообщить после пробуждения, скрытое — после толкования отдельных элементов сна.

У сна есть 2 полюса: влечение человека и цензура, искажающая это запретное желание. Например, сновидения, в которых человек испытывает страх, в основе имеют неудовлетворенное сексуальное влечение. Бессознательные позывы могут скрываться под второстепенные образы и явления.

Семья и дети

Десятки лет ученый никак не контактировал с женщинами, можно даже сказать, что он опасался их общества. Такое странное поведение вызывало немало шуток и предположений, что ставило Фрейда в неловкие ситуации. Философ долгое время утверждал, что прекрасно обойдется без женского вмешательства в свое личное пространство. Но Зигмунду все-таки не удалось укрыться от женского очарования. История любви достаточно романтичная: на пути в типографию ученый чуть не попал под колеса кареты, испуганная пассажирка в знак извинений отослала Фрейду приглашение на бал. Приглашение было принято, и уже на мероприятии философ познакомился с Мартой Бейрнайс, которая и стала его супругой. Все время от помолвки до начала совместной жизни Фрейд общался и с сестрой Марты Минной. На почве этого в семье случались частые скандалы, жена была категорически против и убеждала супруга прекратить всякое общение с сестрой. Постоянные скандалы утомляли Зигмунда, и он последовал ее наставлениям.

Марта родила Фрейду шестерых детей, после чего ученый решил полностью отказаться от половой жизни. Последним ребенком в семье стала Анна. Именно она провела с отцом последние года его жизни и после его смерти продолжила его дело. В честь Анны Фрейд назван детских психотерапевтический лондонский центр.

Перерождение науки в религиозную доктрину

«По мере того, как психоанализ стал привлекать внимание, укреплялась уверенность Фрейда в своей божественной миссии»

Во многом из-за воспитания, жажды быстрой славы Фрейд считал себя мессией от науки. Из доктора, желающего развивать медицину на благо человечества, пришел лидер, который возвел концепцию психоанализа в статус новой религии. Многие исследователи фрейдизма проводили параллели между психоанализом и христианством, в частности из-за того, что отец психоаналитики воспитывался в религиозной викторианской традиции.

Будучи серьезным ученым, Фрейд должен был понимать порочность своих теорий, осознавать, что не существует ни единой возможности оценить или проверить предложенные им доктрины, которая не основывалась на признании Фрейда гением. Для защиты своих теорий от критики Фрейд укреплял созданное движение силой мессианской личности.

Ричард Вебстер проводит аналогию между тремя «мессиями»: Христом, Ньютоном и Фрейдом. Каждый из указанных деятелей верил, что избран Богом для какой-то особой цели, но также терзается сомнениями на счет своей избранности .

Аллюзии христианства и психоанализа

Исследователи, помимо теоретических основ идей Фрейда, используют для сравнения психоанализа и христианско-иудейской традиции непосредственное описание сеанса психоанализа. Фрейд утверждал, что пациенту следует «лежать или сидеть в кабинете таким образом, чтобы врач был недоступен его взору, заставляя себя тем самым вспоминать свои самые глубинные воспоминания и фантазии, словно разговаривает исключительно сам с собой» .

Позднее последователи психоанализа станут пренебрегать этим правилом, но Ричард Вебстер в своем труде предлагает рассмотреть детально столь очевидное сходство. Как известно, процесс исповеди проводится в отдельном помещении, в котором кающийся не может видеть священника, тем самым невольно рассказывая все утаенные мысли.

Превратная трактовка воспоминаний или фантазий пациентов психоаналитиком в контексте сексуальных травм или отклонений отдаленно напоминает процесс отпущения грехов, ведь только священник мог даровать прощение, если считал грех искупленным .

Для зарождавшегося психоанализа большое значение имела лекторская деятельность Фрейда. Талантливый оратор с ярким даром рассказчика был одарен необычной способностью представлять в высшей степени спекулятивные теории в свете, в котором они казались разумными и взвешенными .

До академического возвышения Фрейду удавалось привлекать учеников и последователей, среди которых был В. Штекель, один из наиболее преданных последователей Фрейда. Осенью 1902 года Фрейд с готовностью принял его предложение основать дискуссионную группу, посвященную изучению идей психоанализа. В общество также был приглашен Адлер, который станет одним из ближайших учеников Фрейда до его исключения из психологического сообщества.

В этом отношении Фрейд продолжал следовать мессианской схеме: безуспешно прождав признания миром его уникальной ценности и важности созданных им истин, сформировал маленькую группу последователей, которые должны были обеспечить ему поклонение, которого он, как искренне верил, был достоин. Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек

К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера

Группа, которая включала 5 человек, к 1905 году разрослась до 20 человек. К кружку присоединились Юнг, Сакс и еще несколько врачей. Фрейд сохранял эмоциональную дистанцию с последователями, которая являлась основой его лидерского стиля. Роль таинственного бога от психиатрии заставляла его учеников прикладывать большие усилия для получения одобрения от мастера.

Встречи группы носили определенно религиозный характер, что видно из описания Штекеля, который писал «Я был апостолом Фрейда, а он моим Христом!» .

Фрейд был серьезен и строг в трактовке своих теорий его учениками и не позволял никаких отклонений от ортодоксального учения.

Теория детской сексуальности стала вероучением фрейдистской церкви. Те, кто принимал его,  попадали в число избранных, не принявшие получали отказ. Эта теория основывалась на ложной науке и разрабатывалась на основе поддельной логики. Поэтому чтобы понять, как столь неубедительная теория получила широкое распространение, нужно учесть, что теория детской сексуальности была более привлекательна, чем ранние гипотезы Фрейда, снимая с создателя гнев сторонников традиционных взглядов.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидинальная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором в формировании характера человека. Личность проходит несколько стадий в своем развитии, они связаны со смещением эрогенных зон — тех участков тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных стадий (этапов).

Оральная стадия (до 1 года) — в этот период удовлетворение желания происходит путем дразнения ротовой полости. Ребенок сосет молоко, глотает, а когда еды нет, сосет собственный палец. Не все желания младенца могут быть удовлетворены, поэтому появляются первые ограничения, и эго (самость) начинает формироваться. Это развивает такие черты характера, как жадность, требовательность и ненасытность ко всему, что предлагается.

Ректальная стадия (1-3 года) — аэрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника. Малыш осваивает навыки пользования туалетом. Родители приучают к порядку, появляются новые требования и запреты. Супер-эго (сверх-Я) начинает формироваться как воплощение социальных норм, внутренней цензуры и совести. В этот период развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и т.д. Согласно Фрейду, детей следует поощрять регулярно испражняться и хвалить, так у ребенка развивается позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая фаза (3-5 лет). Ребенок осознает свои половые различия и начинает интересоваться своими гениталиями. Если раньше сексуальность ребенка была ориентирована на себя, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. У мальчиков возникает комплекс Эдипа, у девочек — комплекс Электры. Это период жесткого торможения, в котором интенсивно формируется супер-эго (сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная фаза (5-12 лет) — это период сексуального торможения, особенно в возрасте 6-7 лет. Подготовка к взрослой жизни продолжается. Эго и супер-эго активно развиваются. Побуждения, вызванные эго, эффективно контролируются. Детские сексуальные желания подавляются, а интересы ребенка направляются в другое русло: общение с друзьями, учеба в школе и т.д.

Генитальная фаза (с 12 лет) начинается с полового созревания. Происходит подключение всех эрогенных зон и появляется желание нормального полового акта. Подростковый возраст характеризуется повышенной сексуальной возбудимостью и активностью. Ид усиливает свое действие, и личность вынуждена бороться со своими агрессивными импульсами с помощью механизмов психологической защиты.

Работы Фрейда

Одной из самых популярных на сегодняшний день работ психотерапевта стал труд под названием «Толкование сновидений». Изначально работа не получила признания среди коллег, и только в будущем многие деятели в области психологии и психиатрии оценили доводы Фрейда по достоинству. Теория основывалась на том, что сновидения, как считал ученый, оказывают сильнейшее влияние на физиологическое состояние человека. После того как книга вышла в свет, Фрейда стали приглашать вести лекции в разных университетах Германии и Соединенных Штатов. Для ученого это было поистине великим достижением.

После «Толкования сновидений» мир увидел следующую работу – «Психопатология обыденной жизни. Она стала основой создания топологической модели психики.

Фундаментальным произведением Фрейда принято считать труд под названием «Введение в психоанализ». Данная работа – основа концепции, а также способов толкования теории и методов психоанализа. В произведении четко прослеживается философия мышления ученого. В будущем эта база послужит основой создания совокупности психических процессов и явлений, определение которым – «Бессознательное».

Не давали покоя Фрейду и социальные явление, свое мнение о том, что влияет на сознание общества, поведение вождя, привилегии и почтение, которые дает власть, психоаналитик выразил в книге «Психология масс и анализ человеческого Я». Книги Зигмунда Фрейда не теряют своей актуальности и по сегодняшний день.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector