Социализация, или как стать человеком, а не маугли
Содержание:
- Содержание процесса социализации
- Этапы социализации
- Социализация и воспитание
- Агенты социализации
- Стадии социализации
- Виды и агенты социализации.
- Стадии (этапы) социализации
- Особенности социализации детей с ОВЗ
- Сущность социализации
- Факторы социализации
- Стадии социализации личности
- Этапы социализации
- Структура социализации
- Понятие процессов и социализации.
- Сущность социализации
- Социализация личности в психологии
- Социализация и воспитание
Содержание процесса социализации
Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.
Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.
Параметры социализации: 1) содержание процесса социализации:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация «Я» личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами;
2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:
- сфера деятельности;
- общения;
- самосознания;
3) источники социализации:
- передача культуры через социальные институты;
- взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
- первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
4) факторы социализации:
- материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
- социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
- фактор собственной социальной активности человека.
5) механизмы социализации:
- имитация, подражание;
- идентификация;
- руководство и др.
6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).
Основные социально-психологические условия социализации: а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации; б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования; в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации; г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте; д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта; е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив; ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения
Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”
Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Социализация и воспитание
Воспитание личности и социализация – понятия взаимосвязанные и, если использовать их в общеупотребительном широком смысле, то взаимозаменяемы. Но специалисты подчиняют воспитательные воздействия общему социализирующему процессу.
С этой точки зрения воспитание – это руководство развитием индивида педагогами-воспитателями. Целью этой работы является системное формирование у человека социально приемлемых интересов, устремлений, установок, убеждений и мировоззрения, способов реагирования на внешние воздействия.
Кроме индивидуального, существует система социального воспитания. Ее институтами являются:
- семья;
- детский сад;
- класс;
- двор;
- спортивные секции и клубы;
- объединения по интересам;
- неформальные общности.
Агенты социализации
Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:
- Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
- Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
- Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.
Стадии социализации
Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.
- Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется – ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
- Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.
Виды и агенты социализации.
Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.
2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.
3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.
4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни
5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника
6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индивидууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.
7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.
9 стр., 4458 слов
ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ …
… действия, предусмотренные законодательством. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 2.1. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии … и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего общего …
Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.
Стадии (этапы) социализации
Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:
-
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
- стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
- Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
- Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Особенности социализации детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:
- Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
- Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
- Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
- Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- Образовательные учреждения начального профессионального образования.
Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.
Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Факторы социализации
Социализация индивида осуществляется под влиянием генетических, индивидуально-личностных и социальных факторов.
Микрофакторы
Они учитывают влияние нерегулируемых общностей, учебных заведений, религиозных организаций, трудового коллектива, семьи – малых групп.
Требования к личности меняются в зависимости от истории развития социальных структур:
- особенностей перераспределения собственности;
- господствующей религиозной ориентации;
- характеристик трудовых отношений;
- принципов организации коллективов;
- состояния образования.
В условиях стабильного прогрессивного развития или общественно кризиса процессы адаптации отличаются. В последнем случае люди отчуждаются друг от друга, находятся в состоянии беззакония и деформированной системы ценностей.
Макрофакторы
Социальная личность образуется под влиянием институтов государства. Большие социальные общности создают психологические, социально-экономические, политические, культурные и духовные различия.
Важное значение имеет государственная идеология, которая:
- Формирует идентификацию личности, ее социальный статус, перспективы развития, возможности реализации, права и обязанности.
- Закрепляет систему ценностей, образцы поощряемого социального поведения.
- Создает средства массовой информации, политические партии и общественные организации, систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мезофакторы
К ним относятся влияния на индивида со стороны общностей средних размеров. Свой след на формировании мировоззрения и поведения личности оставляют:
- Национальная принадлежность человека. Людей одного этноса объединяют: язык, традиции, культурные особенности, распространенные стереотипы поведения.
- Государственная религия. Закрепленные в религиозных ритуалах и литературе ценности и святыни часто являются отличительными особенностями принадлежащего к той или иной конфессии человека.
- Специфика региона. Социальное, культурное, историческое своеобразие свойственно многим регионам России. Свои шаблоны поведения, традиции, моральные нормы и духовные ценности имеют, например, казаки или сибиряки.
Стадии социализации личности
Процесс становления каждой индивидуальной личности начинается еще с рождения. Именно на начальных этапах выявляются определенные человеческие качества. Известный немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон стал известным, благодаря своей теории “Психосоциального развития”. В ней он описал все стадии жизни человека и как формируется личность на всех этих этапах.
Первая стадия — младенчество
Эриксон выделил ее в период от самого рождения до первого года жизни. На этой стадии главную роль выполняют родители, но больше всего мать. Она является непосредственно той, с кем дитя находится большую часть времени и познает окружение. Ребенок в ответ на все это начинает доверять миру и не боятся его. В противном случае, если ребенку не будут уделять достаточное количество внимания,то это приведет к нарушению психического развития.
Вторая стадия — раннее детство
Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают приучать ребенка к тому, как правильно есть, ходить на горшок и т.д.
Третья стадия — непосредственно детство
Стадия дошкольного возраста. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, личность, так как он может ходить, говорить, высказывать свое мнение
У него начинает формироваться память, внимание и т.д
Четвертая стадия — школьные годы
Ребенок начинает приспосабливаться к новым людям к обучению, запоминанию знаний. У него формируется взгляд на то, что он есть тот, что он выучил. В школе помогают приобщить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развивают мышление, старание.
Пятая стадия — юношеские годы
Эриксон считает это возраст от 12 до 20 лет. Этот период является одним из самых важных, так как именно на подростковом этапе понимается то, чем бы человек хотел заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь.
Рис. 3. Институты социализации личностиПодростки познают новый для них мир, и главное на этой стадии помочь им, чтобы они не разочаровались в себе.
Шестая стадия — молодость
По Эриксону он начинается в возрасте 20 и продолжается до 25 лет. На этом этапе идет подготовка ко взрослой жизни, выбирается профессия, начинают происходит ухаживания, появляется интерес к близости.
Седьмая стадия — зрелый возраст
Начинается от 25 и продолжается до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, происходит реализация за счет собственных детей, они показывают, что ты им важен и нужен. На этой стадии идет вклад в собственный труд, воспитание детей, удовлетворение от своей жизни.
Восьмая стадия — старость
От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя.Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится
Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом
Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения
Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”
Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Структура социализации
Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:
- Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
- Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.
Понятие процессов и социализации.
Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание.
Социализация — процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом.
Воспитание — процесс дискретный (прерывный), так как являясь планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем.
Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации.
Воспитание — одна из основных категорий педагогики, но общепринятого определения нет. Многозначность воспитания можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.
Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя.
Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
— воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией;
— воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
— воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
— воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).
Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.
Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.
Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание — в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.
Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность.
Сущность социализации
Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.
Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.
Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.
Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.
Социализация личности в психологии
Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.
При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.
Социализация и воспитание
Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.
Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.
На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.
Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.
Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.
Известный психолог С
Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план. Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида
Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;
— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.
Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.
Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.
Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.