Статья. теория развития личности эрика эриксона
Содержание:
- Научная деятельность
- Зрелость
- Раннее детство (1-3 года)
- Любовь к труду или чувство неполноценности
- Раннее детство
- Умелость и неполноценность
- Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка
- Биография
- Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?
- 3 стадии развития человека по Ницше Верблюд — Лев — Ребенок
- Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону
- Кризис развития идентичности (характеристики, источники)
- Психология религии Эриксона
- Стадии развития личности в процессе социализации
- Резюмируем
- Стадии развития личности в процессе социализации
Научная деятельность
В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией
Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом
Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.
В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.
На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.
В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».
Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.
Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.
Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).
Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.
Зрелость
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет. Её основная проблема – выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.
“Зрелая взрослость” приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.
В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.
Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.
Трудности в “производительности” могут включать навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы – их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.
Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
Раннее детство (1-3 года)
В виду биологического созревания, у ребёнка появляется возможность проявлять целый ряд самостоятельных действий: кушать, одеваться, манипулировать игрушками, передвигаться по комнате и т.д.
Поэтому на втором этапе психосоциального развития происходит становление автономии ребёнка. Необходимо давать как можно больше возможностей для самостоятельных действий и самоконтроля.
Гиперопека и завышенные требования к ребёнку заставляют его переживать чувство стыда и неуверенности в себе, сомнения и приниженность.
При позитивном исходе у ребёнка формируется чувство воли: он достигает баланса между автономией и стыдом. Он действует согласно своим замыслам, но при этом не нарушает установленные правила.
Любовь к труду или чувство неполноценности
С 6-ти до 11-ти лет. В этом возрасте начинается процесс активного обучения в школе и дома, приобретаются разнообразные навыки. Ребенок начинает готовить, мастерить поделки, заниматься рукоделием. Возможно, у него не сразу получается, но если его хвалят, он продолжает самосовершенствоваться. Однако есть родители, которые не поощряют стремление детей заниматься в кружках, считая это ненужной тратой времени. Из-за такого отношения у ребенка развивается сильное чувство неполноценности и пропадает желание заниматься чем-нибудь вообще. Еще хуже обстоят дела, если он медленно усваивает школьный материал, и учителя его постоянно ругают, сравнивая с более успешными учениками.
Раннее детство
Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.
Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие
Умелость и неполноценность
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка
Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.
Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.
После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.
Биография
Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.
Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 году Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 году он был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге.
Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. С годами его всё сильнее мучило подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.
В 1930 году Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 году эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930-х годов Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив при этом свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.
Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов. Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния.
Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.
В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.
В 1970 году Эриксон был удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди» (англ. Gandhi’s Truth).
Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?
- Обозначение периода;
- Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки “радиус значимых отношений”);
- Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
- В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.
Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;
Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями (“virtues”).
Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.
№ | Стадия | Возраст | Кризис | Сильная сторона |
1 | Орально-сенсорная (младенчество) | до 1 года | Базальное доверие – базальное недоверие | Надежда |
2 | Мышечно-анальная (раннее детство) | 1-3 года | Автономия – стыд и сомнение | Сила воли |
3 | Локомоторно-генитальная (дошкольный возраст) | 3-6 лет | Инициативность – вина | Цель |
4 | Латентная (школьный возраст) | 6-12 лет | Трудолюбие – неполноценность | Компетентность |
5 | Подростковая (юность) | 12-20 лет | Эго-идентичность – ролевое смешение | Верность |
6 | Ранняя зрелость (молодость) | 20-25 лет | Интимность – изоляция | Любовь |
7 | Средняя зрелость (зрелость) | 26-64 года | Продуктивность – застой | Забота |
8 | Поздняя зрелость (старость) | 60-65 – смерть | Эго-интеграция – отчаяние | Мудрость |
3 стадии развития человека по Ницше Верблюд — Лев — Ребенок
У Ницше есть теория о развитии человека, где он определяет три стадии, которые человек должен пройти, прежде чем станет полноценной, завершенной личностью — верблюд, лев и ребенок.
По мнению Ницше, человек рождается незавершенным. Это всего лишь «заготовка», набросок, которому только предстоит стать настоящим человеком.
Сначала любой человек — верблюд.
Подобно этому животному, накапливающему в себе воду для долгого путешествия по пустыне, он накапливает в себе знания, которые ему дают родители, школа, общество, религия и разные жизненные ситуации. Верблюд руководствуется основываясь на этих знаниях, верблюд со всем согласен и ничего не ставит под сомнение. Он умеет говорить только «да». Он живет в прошлом.
Когда человек устает говорить «да», когда в нем накапливается слишком много «нет», которые он так долго подавлял в себе, верблюд переворачивается вверх ногами и становиться львом.
Лев все отрицает.
Он впитал в себя все знания и опыт общества и прошлых поколений и понял, что это все должно быть уничтожено, ведь только на этих руинах он сможет построить тот мир, где ему будет хорошо. Лев — революционер, он ни с чем не согласен. Он умеет говорить только «нет». Лев живет в будущем.
Когда, разрушив все, лев понимает, что этот путь тоже не привел к счастью, он снова переворачивается и становиться ребенком.
Ребенок не критичен, он живет ни в прошлом, ни в будущем. Он живет в настоящем.
Ему нет надобности разрушать прошлое — он свободен от него. Он берет опыт, но он не скован правилами. Он создал свою правду и взял на себя ответственность за свою жизнь. Теперь он может творить.
Ницше считал, что 99% людей на земле застыли в стадии верблюда. Они беспрекословно выполняют правила, вбитые им в детстве и полностью перенимают модель поведения родителей, учителей, начальников. Слишком сложно вырваться из этого круга — очень сложно сказать «нет». Большинство живут в несчастье, накапливая в себе «нет» и задавливая его в себе.
Верблюдам очень не нравятся люди перешедшие в стадию льва, потому что те, нарушают привычный и спокойный порядок жизни. Они вызывают сомнение, заставляют думать. Это опасно, это слишком сложно. На протяжении всей истории львов бросали в тюрьмы, казнили, сжигали на кострах. Революционеры, писатели, поэты — это все львы. Но лев тоже несчастен, если прибывает в вечной борьбе.
Людей, перешедших в стадию ребенка очень мало. Их не видно — они просто выскальзывают из оков общества и не живут в нем. Это люди, которые просто строят свое счастье не смотря ни на что. Им по боку все правила и запреты.
Интересная модель, правда? Давайте посмотрим еще на одну — этапы психосоциального развития Эриксона.
Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону
Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.
Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.
В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.
Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.
Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.
В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и ищут самих себя.
Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей. Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.
Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.
Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге
Кризис развития идентичности (характеристики, источники)
Идентичность — это тождественность человека самому себе или твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя
Это субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности (Э.Эриксон). Почему важно изучение проблемы идентичности — потому что формирование идентичности младших поколений лежит на нашей совести
Характеристика возрастных стадий.
- (орально-сенсорная стадия) На первом этапе развития решается вопрос базового доверия или недоверия к миру. Ключевая роль матери в положительном решении задачи возраста. Критерий сформированности доверия к миру — способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
- Обретение самостоятельности/ неуверенность в себе (до 4 лет) Негативный вариант в случае, когда взрослые сверхтребовательны/ берут на себя лишнее.
- (локомоторно-генитальная/эдипова стадия — 4-6 лет) инициатива/ чувство вины
- (6-11 лет) Овладение различными умениями, символиками культуры. Формирование чувства умения и компетенции/ неполноценности. Решающее значение имеет собственное одобрение деятельности.
- (11-20 лет) Ключевая для приобретения идентичности. Идентификация я/ смешанная идентичность. Задача стадии — объединение всего, что подросток знает о себе самом как о сыне, школьнике, спортсмене и т.д. в единое целое. Также он должен осмыслить и связать это с прошлым и спроецировать на будущее.
- (21-25 лет) Переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности.
- (25/50-60 лет) Стадия противоречия между способностью человека к развитию и личностным застоем (медленный регресс личности в процессе обыденной жизни). Награда за овладение способностью к саморазвитию формирование человеческой индивидуальности и неповторимости.
- (свыше 60) Обретение покоя/ обречение на безысходное страдание как итог спутанной жизни.
Эпигенетический принцип психического развития. Жизненные циклы.
Смысл эпигенетического (от слова генез) принципа развития заключается в том, что человек в своей жизни проходит определенные фазы развития — последовательность новообразований. Эпигенетический принцип: все, что развивается имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части — каждая из которых имеет свое время доминирования — покуда все эти части не составят способного к функционированию целого.
Психология религии Эриксона
Писатели-психоаналитики всегда занимались неклинической интерпретацией культурных феноменов, таких как искусство, религия и исторические движения. Эрик Эриксон внес настолько большой вклад, что его работа была хорошо принята изучающими религию и послужила толчком для создания различной вторичной литературы.
Психология религии Эриксона начинается с признания того, как религиозная традиция может взаимодействовать с базовым чувством доверия или недоверия ребенка. Что касается теории личности Эриксона, выраженной в его восьми стадиях жизненного цикла, каждая из которых имеет свои различные задачи, которые необходимо преодолеть, каждая также включает соответствующую добродетель, как упоминалось выше, которые образуют таксономию религиозной и этической жизни. Эриксон расширяет эту конструкцию, подчеркивая, что человеческая индивидуальная и социальная жизнь характеризуется ритуализацией, «согласованным взаимодействием, по крайней мере, между двумя людьми, которые повторяют его через значимые промежутки времени и в повторяющихся контекстах». Такая ритуализация предполагает внимательное отношение к тому, что можно назвать церемониальными формами и деталями, высшим символическим значением, активным вовлечением участников и чувством абсолютной необходимости. Каждая стадия жизненного цикла включает в себя собственную ритуализацию с соответствующим ритуализмом: нуминозное против идолизма, рассудительное против законничества, драматическое против олицетворения, формальное против формализма, идеологическое против тоталитизма, аффилиативное против элитарного, поколенческое против авторитизма и интегральное. против догматизма.
Возможно, самым известным вкладом Эриксона в психологию религии были его книжные психобиографии « Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории о Мартине Лютере» и «Истина Ганди» о Мохандасе К. Ганди , за которые он был замечательно удостоен Пулитцеровской премии. и Национальная книжная премия . Обе книги пытаются показать, как развитие детей и влияние родителей, социальный и культурный контекст, даже политические кризисы образуют слияние с личностной идентичностью. Эти исследования демонстрируют, как каждый влиятельный человек обнаружил мастерство, как индивидуально, так и в социальном плане, в то, что Эриксон назвал бы историческим моментом. Такие люди, как Лютер или Ганди, были тем, что Эриксон называл Homo Religiosus, людьми, для которых последний вызов жизненного цикла — целостность против отчаяния — это кризис на всю жизнь, и они становятся одаренными новаторами, чье собственное психологическое лечение становится идеологическим прорывом для их времени.
Стадии развития личности в процессе социализации
Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.
И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.
Резюмируем
Возрастная периодизация Эриксона — предложенная психологом классификация развития личности. В соответствии с теорией, человек, родившись с определенным потенциалом, заложенным в нем природой, проходит 8 этапов взросления, на каждом из которых он решает отдельную задачу, которая становится основой развития его природных способностей и его реализации в обществе.
На каждом этапе личность развивается, приобретает сильные или слабые качества — в зависимости от того, решает ли он основную задачу развития, или нет. Слабое развитие личных качеств не является фатальным. Это означает сложности решения задач на следующих этапах. При должном упорстве все проблемы предыдущих этапов можно решить на стадии зрелости.
Стадии развития личности в процессе социализации
Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.
И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.