Взросление человека по эриксону: 8 этапов жизни, которые проходит каждый
Содержание:
- Старость
- Резюмируем
- Вклад в науку
- Определение и сущность
- Стадии развития личности в процессе социализации
- Критерии и принципы
- Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность
- Создание этапов
- Школьный возраст и формирование умелости
- Цельность и безнадежность
- Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Иванов Иван Иванович
- Возрастная Периодизация Э. Эриксона
- Близость и одиночество
- Младенчество
- Зрелось (25-65 лет)
- Определение и сущность
- Дошкольный возраст
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Понятие возраста в психологии
Старость
После 65 лет начинается финальная стадия – старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.
При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.
Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов
На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд
С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.
Резюмируем
Возрастная периодизация Эриксона — предложенная психологом классификация развития личности. В соответствии с теорией, человек, родившись с определенным потенциалом, заложенным в нем природой, проходит 8 этапов взросления, на каждом из которых он решает отдельную задачу, которая становится основой развития его природных способностей и его реализации в обществе.
На каждом этапе личность развивается, приобретает сильные или слабые качества — в зависимости от того, решает ли он основную задачу развития, или нет. Слабое развитие личных качеств не является фатальным. Это означает сложности решения задач на следующих этапах. При должном упорстве все проблемы предыдущих этапов можно решить на стадии зрелости.
Вклад в науку
Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.
Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.
Эго-идентичность — это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.
Рекомендуем: Психология личности
Идентичность группы — ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.
Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:
1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.
2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.
3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.
4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.
Рекомендуем: Подробнее про возрастные кризисы
5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.
6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.
7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.
8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.
Рекомендуем: Френсис Гальтон (биография)
Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.
Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Стадии развития личности в процессе социализации
Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.
И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность
Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.
Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.
Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:
- Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
- Ощущение одиночества и опустошенности;
- Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
- Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
- Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.
Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.
Создание этапов
Вам будет интересно:Поведать – это сообщить тайну или навредить самому себе?
Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.
Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис «Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.
Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.
Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.
Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).
Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.
Школьный возраст и формирование умелости
Четвертый этап – школьный возраст (6-11 лет). В школьном возрасте у детей формируются способности к дедукции, организации развлечений и обучающих мероприятий. Малыши продолжают играть, но соблюдают определенную очередность и свод правил. На этой стадии человек может приобрести умелость или неполноценность.
В школьном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром. Он изучает принципы работы разных предметов, ищет способы адаптировать их для своих целей. Индивид приобретает трудовые навыки, он с восхищением относится к изобретению новых приспособлений. Среди литературных персонажей ему наиболее близок Робинзон Крузо.
Если поощрять занятия детей (моделирование, рукоделие, готовка и прочее), позволять завершить начинания, хвалить за достижения, тогда формируется умелость и креативное мышление. Когда к интересам ребенка относятся с презрением и недовольством, развивается чувство неполноценности.
В школьном возрасте ребенок уже не ограничен исключительно семейным кругом. В жизни появляются разные общественные места, что учитывает в своей теории Эриксон. Отношения со сверстниками и старшими ребятами в школе значительно влияют на психику человека. Если дома малыша продолжают хвалить, но в школе он встречается с систематическими издевками, то в итоге он приобретет отрицательное качество.
Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Он может быть не глупым, но медленнее усваивать материал, что становится причиной для издевательств (дети всегда объединяются против личностей, которые положительно или отрицательно выделяются из общей массы).
Если дома ребенок поддается постоянным насмешкам, он может приобрести необходимую уверенность в школе, если попадется наставник, поверивший в его силы. Именно от взрослых людей зависит развитие талантов подрастающего поколения и формирование умелости.
Цельность и безнадежность
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Иванов Иван Иванович
Возрастная Периодизация Э. Эриксона
|
2 …
Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Возрастная Периодизация Э. Эриксона |
||||
Стадии развития | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Младенчество
0 -1 год |
Орально – сенсорная |
Могу ли я доверять миру? |
|
|
Раннее детство
1 – 3 года |
Мышечно –
анальная |
Могу ли я управлять собственным поведением? |
|
|
Дошкольный возраст
3 – 6 лет |
Локомоторно — генитальная | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? |
|
|
Школьный возраст
6 – 12 лет |
Латентная | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? |
|
|
Подростковый возраст
13 – 18 |
Отрочество, юность |
Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? |
|
|
Ранняя взрослость | Молодость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? |
|
|
Средняя
взрослость |
Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? |
|
|
Поздняя взрослость | Зрелость | Доволен ли я прожитой жизнью? |
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями:
2 …
Близость и одиночество
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста
Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость
В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Младенчество
Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.
В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее
Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.
Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.
В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.
Зрелось (25-65 лет)
Важным моментом этого этапа является творческая реализация. В зрелом возрасте человеку необходимо сделать выбор между генеративностью и стагнацией, между продуктивностью и инертностью.
На этом этапе человек сосредотачивается на карьере и семье. Успешное прохождение этого этапа приносит индивиду ощущение того, что он реализует собственный потенциал и вносит свой посильный вклад в развитие мира.
Но многие люди переживают ощущение бессмысленности, безнадёжности и разочарования – кризис среднего возраста.
Важными вопросами этого этапа являются:
- Какое значение имеет моя жизнь на сегодняшний день? Чего я добился? Чем я могу гордиться?
- Как мне следует провести остаток жизни? Что я должен успеть и что я способен успеть?
На этапе зрелости формируется забота, причём не только о семье, но и забота по отношению к себе. Не нужно обесценивать свои достижения и принижать себя.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Дошкольный возраст
Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона – дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.
Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.
В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.
Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.
Младенчество (от рождения до 1 года)
На первом этапе психосоциального развития у ребёнка вырабатывается чувство доверия. Здесь важную роль играет близкое окружение ребёнка, в первую очередь – его мать.
В соответствующих условиях чувство базового доверия у ребёнка успешно формируется, и он начинает чувствовать себя в безопасности. Младенец будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый и, например, не будет чрезмерно беспокоиться, если мать на какое-то время отлучится от него.
Важно подчеркнуть, что, по мнению Эриксона, у ребёнка не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного сомнения. Речь идёт скорее о смещении к тому или иному полюсу, о таких понятиях, как надежда и готовность к испытаниям, настороженность и осознание возможной опасности
Понятие возраста в психологии
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью
жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст — совокупность биологических
показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная,
пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст — определенный уровень развития
психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется
тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной)
форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный
показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен
быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность,
личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.