Вильгельм вундт
Содержание:
- Общие сведения
- Эксперимент Музафера Шерифа
- Основной психофизический закон и модификация его выражения.
- Исследования когнитивного диссонанса Л. Фестингера
- Мальчик, воспитанный как девочка
- Эксперимент Дж. Пратера: эффективность мыслительной тренировки
- Вклад в изучение психологии
- Эмпирические методы исследования в психологии
- Основной психофизический закон и модификация его выражения.
- Критика
- Эксперимент Милгрэма
- Что такое эксперимент?
- Количественные и качественные методы исследования в психологии
- Феномен Б. В. Зейгарник: запоминание завершённых и незавершённых действий
- Преимущества и недостатки
- Некоторые области исследований, в которых используются экспериментальные методы
- Появление Титченера как ученого
- Учеба
- Метод эксперимента в психологии — что это за подход
Общие сведения
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.
Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:
- Независимая переменная
- Зависимая переменная
- Дополнительные переменные (или внешние переменные)
Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).
Основная задача экспериментального исследования
Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.
Этапы эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
Валидность в психологическом эксперименте
Основная статья: Валидность (психология)
Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.
Эксперимент Музафера Шерифа
Турецкий психолог Музафер Шериф (1906 – 1988) стал автором ряда известных экспериментов в социальной психологии. В эксперименте 1935 года он рассматривал влияние групповых норм в условиях лабораторного эксперимента. В центре внимания оказался аутокинетический эффект – своеобразная иллюзия, когда человек воспринимает в затемнённом визуальном поле неподвижную световую точку на определённом расстоянии как движущуюся.
Ход исследования заключался в следующем: когда студенты Колумбийского университета находились в лаборатории в одиночестве и наблюдали за точкой на расстоянии 4,5 метров, то устанавливали примерное расстояние «скачка», а в случае группового наблюдения участники старались перед своим суждением выслушать результаты партнёров.
Вывод исследования заключается в следующем: в условиях, когда ситуация неопределенна и многозначна (по крайней мере двусмысленная), человек склонен соглашаться с мнением других людей (большинства).
Основной психофизический закон и модификация его выражения.
Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.
Предметом исследования сенсорной психофизики являются закономерные связи между рядами физических и психических процессов.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН — функция зависимости величины ощущения от величины раздражителя. Единой формулы основного психофизического закона нет, но есть его варианты: логарифмический (Фехнера), степенной (Стивенса), обобщенные (Бэрда, Экмана, Забродина и др.), тангенциальная, арктангенциальная и проч. Наибольшую степень обобщения имеет закон Забродина, включающий не только логарифмическую и степенную функции, но и все промежуточные между ними.
Наиболее информативно эти связи представлены в случае метрических психофизических шкал. Обобщение этих шкал приводит к формулировке основного психофизического закона. Этот закон по существу является формальным выражением эмпирического психического отображения, т. е. он выражает отношения между величиной физической стимуляции и интенсивностью вызываемого ею ощущения, а еще точнее — функциональную зависимость величины ощущения от величины физического стимула.
Свой вклад в разработку закона внесли Г. Фехнер, Ж. Плато, ф. Брентано, Д. Гилфорд, П. Лазарев, Г. Фаллертон, Д. Кеттелл, С. С. Стивенс, Ю. М. Забродин и др. Однако наибольшую известность получили логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.
Исследования когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии Леон Фестингер (1919 – 1989) является автором теории когнитивного диссонанса. Её суть заключается в следующем: «логически противоречивые знания о предмете имеют мотивационную функцию и вызывают стремление устранить эти несоответствия за счёт изменения знаний или социальных установок». Именно это было официально доказано на примере рискованного эксперимента, проведённого с сектой. Он описан в работе Румянцевой Елены «Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной)».
Мальчик, воспитанный как девочка
Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.
Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.
Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.
Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.
Эксперимент Дж. Пратера: эффективность мыслительной тренировки
Психолог Дж. Пратер доказал свою гипотезу, согласно которой навыки быстрее развиваются и улучшаются, если сочетать тренировки на практике вместе с мыслительными. Такую эффективность мыслительной тренировки он изучал на курсантах военной академии в момент тренировочных посадок самолёта Т-37. В исследовании приняли участие 23 курсанта. Все они прошли стандартные тренировки на тренажёрах, а часть в совокупности осуществляли и мыслительные тренировки в макете кабины. По итогу были получены результаты, согласно которым участники экспериментальной группы получили балл больший и по знаниям, и по технике.
Вклад в изучение психологии
Вильгельм Вундт стал одним из первых проповедников экспериментальной психологии. Главным предметом её изучения он сделал человеческое сознание – его содержимое, процессы и состояния.
Содержимое сознания, согласно Вундту, включает в себя мимолётные ощущения, образы предметов, желания воспоминания, эмоции и т. д.
Процессы же делятся на два типа:
- Непроизвольные. Происходят сами по себе. Например, когда вы едете в поезде, стук колёс как бы сам собой выстраивается в определённый ритм.
- Произвольные. Направляются человеком. То есть при желании вы можете изменить этот ритм.
Также немецкий психолог впервые ввёл понятие объёма сознания (количество впечатлений, которое оно может держать в себе одновременно) и сделал вывод, что этот объём не ограничен, если содержимое постоянно объединяется во всё более крупные единицы.
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии
Обсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
- лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
- естественный — исследование проводится в обычных условиях;
- явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
- скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
- психологическое тестирование;
- анкетирование;
- опросы;
- интервью;
- беседа;
- проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Основной психофизический закон и модификация его выражения.
Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.
Предметом исследования сенсорной психофизики являются закономерные связи между рядами физических и психических процессов.
ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН — функция зависимости величины ощущения от величины раздражителя. Единой формулы основного психофизического закона нет, но есть его варианты: логарифмический (Фехнера), степенной (Стивенса), обобщенные (Бэрда, Экмана, Забродина и др.), тангенциальная, арктангенциальная и проч. Наибольшую степень обобщения имеет закон Забродина, включающий не только логарифмическую и степенную функции, но и все промежуточные между ними.
Наиболее информативно эти связи представлены в случае метрических психофизических шкал. Обобщение этих шкал приводит к формулировке основного психофизического закона. Этот закон по существу является формальным выражением эмпирического психического отображения, т. е. он выражает отношения между величиной физической стимуляции и интенсивностью вызываемого ею ощущения, а еще точнее — функциональную зависимость величины ощущения от величины физического стимула.
Свой вклад в разработку закона внесли Г. Фехнер, Ж. Плато, ф. Брентано, Д. Гилфорд, П. Лазарев, Г. Фаллертон, Д. Кеттелл, С. С. Стивенс, Ю. М. Забродин и др. Однако наибольшую известность получили логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.
Критика
На оценку значимости психологического эксперимента сложилось 2 противоположных взгляда. Первый полностью отрицает эту отрасль как научно или практически значимую.
Основной причиной этого является сложность и непредсказуемость психики, а также трудности в достоверной оценке результатов, которые могут трактоваться двояко.
Кроме того, отсутствуют единые методики и критерии, множество теорий и направлений (когнитивно-поведенческая терапия и т.д.) не позволяют исследователям сделать объективные выводы, даже основываясь на статистической обработке результатов.
В статистике также возникают проблемы, поскольку возрастает роль ошибок и погрешностей, а достоверно значимое число испытуемых, удовлетворяющих всем критериям эсксперимента, не всегда удается найти и работа сводится к одной небольшой группе.
Другая точка зрения поддерживается все большим числом специалистов, которые утверждают что это новое направление в научной психологии, которое должно оцениваться с иных позиций, а именно с большой практической значимости.
Психологические эксперименты приобрели огромное значение при подборе рабочих коллективов, при улучшении производительности как элемент успешного менеджмента.
При этом в основе всех тестов и гипотез лежит проверенное научное знание, что позволяет аргументированно оспорить ненаучность такого подхода.
Экспериментальная психология получила большое развитие в связи с расширением сферы услуг, территориального взаимодействия и широкого обмена знаниями.
Методики экспериментов могут сильно различаться, однако подчиняются общим принципам и относятся к научным методам исследования.
Результаты экспериментов в большинстве случаев имеют прикладное значение, при этом возрастает их роль в рабочих и учебных коллективах.
Смотрите фильм об экспериментальной психологии:
Эксперимент Милгрэма
Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями. Участникам эксперимента сказали, что исследуется влияние боли на память. А участниками были сам экспериментатор, реальный испытуемый («учитель») и актёр, который играл роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» – проверять его память и, в случае ошибки, наказывать электрическим разрядом, каждый раз увеличивая его силу.
Изначально эксперимент Милгрэма проводился для того, чтобы выяснить, как жители Германии могли принимать участие в уничтожении огромного количества людей во время нацистского террора. В итоге, эксперимент наглядно продемонстрировал неспособность людей (в данном случае «учителей») противостоять начальнику (исследователю), приказывавшему продолжать выполнение «работы», несмотря на то, что «ученику» причиняются страдания. В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.
Если мы на какое-то время задумаемся, то увидим, что, на самом деле, результаты эксперимента Милгрэма говорят нам, помимо всего прочего, о неспособности человека самостоятельно решать что ему делать и как себя вести, когда «над ним» стоит кто-то выше по рангу, статусу и т.п. Проявление этих особенностей человеческой психики, к сожалению, очень часто приводит к плачевным результатам. Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.
3
Что такое эксперимент?
Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.
Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:
- Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
- Возможность выбрать точку отсчёта;
- Возможность неоднократного проведения;
- Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.
Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.
Если вы не изучали первые уроки нашего курса, то наверняка вам будет интересно узнать, что более подробно ознакомиться с экспериментом и другими методами исследований в психологии вы можете в нашем уроке «Методы психологии». Сейчас же мы переходим к рассмотрению самых известных психологических экспериментов.
Самые известные психологические эксперименты
1
Количественные и качественные методы исследования в психологии
Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.
Метод статистического анализа
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.
Метод качественного анализа
В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.
Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.
Феномен Б. В. Зейгарник: запоминание завершённых и незавершённых действий
Советский психолог, основательница советской патопсихологии Блюма Вульфовна Зейгарник (1901-1988) под руководством Курта Левина проводила эксперименты в Берлинском университете со 164 людьми в возрасте от 13 до 65 лет. Эксперимент проводился индивидуально с каждым участником. Каждому предлагалась серия несложных задач с инструкцией по выполнению. В их число входили: лепка животного из пластилина, нанизывание бусинки, прокалывание дырочек в картоне. Но половину из них целенаправленно не позволяли завершить. Получилось, что завершённые и незавершённые задачи чередовались случайным образом. После этого участники заполняли отчёт о проделанной экспериментальной работе, где указывали о своих переживаниях, перечисляли выполненные задачи и оценивали их. Интересным стал тот момент, что именно незавершённые задачи лучше запомнились, так как к ним хотелось вернуться, чтобы завершить. Об этом эксперименте также указано в «Таблице психологических эффектов» Анны Александровны Бибиковой .
Так, было доказано, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Это получило название «эффект Зейгарник» и нашло своё применение в гештальтпсихологии, где появился термин «незакрытый гештальт». Об этом пишет Чернова А. В. в работе «Основные факторы запоминания информации и научения» .
Преимущества и недостатки
В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:
- Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
- Высокая точность получаемых результатов.
- Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
- Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.
Минусы:
- Умышленное влияние на психику испытуемого.
- Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.
Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.
Некоторые области исследований, в которых используются экспериментальные методы
Использование экспериментальных методов было, пожалуй, главной характеристикой, по которой психология стала отличаться от философии в конце 19 века. С тех пор эксперименты стали неотъемлемой частью большинства психологических исследований. Ниже приводится пример некоторых основных областей, в которых используются экспериментальные методы.
Когнитивная психология
Некоторые из основных тем, изучаемых когнитивными психологами, это память, обучение, решение проблем и внимание. Большинство когнитивных экспериментов проводятся в лаборатории, а не в социальных условиях, это делается главным образом для обеспечения максимального контроля экспериментальных переменных и минимального вмешательства от несущественных событий и других аспектов ситуации. В дополнение к изучению поведения экспериментаторы могут использовать МРТ или ПЭТ, чтобы они могли видеть, какие области мозга активны во время когнитивной обработки
Познание животных
Познание животных относится к умственным способностям животных, и исследования в этой области часто фокусируются на вопросах, аналогичных тем, которые представляют интерес для когнитивных психологов, использующих людей. Когнитивные исследования с использованием животных часто могут более тщательно контролировать условия и использовать методы, недоступные для исследований с людьми.
Кроме того, такие процессы, как кондиционирование, у животных проявляются в более простой форме, некоторые животные демонстрируют уникальные способности, которые проясняют важные когнитивные функции, а исследования на животных часто имеют важные значения для выживания и эволюции видов.
Ощущение и восприятие
Эксперименты по ощущению и восприятию имеют очень долгую историю в экспериментальной психологии. Экспериментаторы обычно манипулируют раздражителями, влияющими на зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и проприоцепцию.
Сенсорные измерения играют большую роль в этой области, охватывая многие аспекты сенсорных характеристик — например, минимальные различимые различия в яркости или обнаружение запахов, такое измерение включает использование таких инструментов, как аттенюатор, стробоскоп и многие другие, перечисленные ранее в этой статье. Эксперименты также исследуют тонкие явления, такие как зрительные иллюзии или эмоции, вызванные различными видами раздражителей.
Поведенческая психология
Бихевиористский подход к психологии достиг пика популярности в середине двадцатого века, но все еще лежит в основе многих экспериментальных исследований и клинического применения. Его основателями являются такие деятели, как Иван Павлов, Джон Б. Уотсон и Б.Ф. Скиннер. Экспериментальное изучение пищеварительной системы у собак Павловым привело к обширным экспериментам, в ходе которых он установил основные принципы классической обусловленности.
Уотсон популяризировал бихевиористский подход к поведению человека, его эксперименты с Альбертом особенно известны. Скиннер отличил оперантное кондиционирование от классического и установил экспериментальный анализ поведения в качестве основного компонента в последующем развитии экспериментальной психологии.
Социальные психологи используют экспериментальные методы как внутри лаборатории, так и за ее пределами, чтобы понять социальное взаимодействие человека. Два широко цитируемых эксперимента в эксперименте по социальной психологии — эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный Филиппом Зимбардо в 1971 году, и эксперимент по послушанию Мильграма, проведенный Стэнли Милгрэмом. В обоих экспериментах обычные люди были вынуждены участвовать в поразительно жестоком поведении, предполагая, что такое поведение может очень сильно зависеть от социального давления. Из-за возможных негативных последствий для участников.
Появление Титченера как ученого
Эдвард Брэдфорд Титченер (г 1867-1927) был англо-американским экспериментальным психологом. Он родился в Чичестере, Англия, в семье благородных, но обедневших родителей. С детства он проявил выдающийся интеллектуальный потенциал, и благодаря его усилиям ему была присуждена стипендия на получение высшего образования.
Он начал учебу в колледже Малверн, а затем продолжил ее в Оксфордском университете, где изучал классическую литературу, философию и физиологию; на кафедре физиологии он был назначен научным ассистентом. Он увлекся идеями профессора Вильгельма Вундта и в 1890 году поступил в Лейпцигский университет на кафедру Вундта, основоположника экспериментальной психологии, читая лекции по физиологической психологии и возглавляя созданную им лабораторию.
В 1892 году, после защиты диссертации, он переехал в Соединенные Штаты. Он был приглашен на лекцию по психологии в Корнельский университет, Итака, где он оставался до 1927 года. Эдвард стал родоначальником не только первой американской психологической лаборатории, но и психологии в США.
В течение семнадцати лет, начиная с 1983 года, Титченер строил свою лабораторию, проводил исследования и написал более шестидесяти статей. Под его руководством было написано более пятидесяти диссертаций по психологии, несущих отпечаток его идей.
Учеба
В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.
После получения диплома по медицине в Гейдельберге (1858 -1864), Вундт учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником Университета – ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца. Помимо своего руководителя, столь жадную тягу к неизведанной науке Вильгельм Вундт испытывал под влиянием трудов Густава Фехнера (психолог) и Иоганна Петера Мюллера (биолог). В своей книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862) Вильгельм впервые вводит понятие «экспериментальная психология».
Метод эксперимента в психологии — что это за подход
Опредение
Метод эксперимента в психологии — метод, который используется для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
При проведении такого рода опыта необходимо соблюдение строгой логики доказательства и использование достоверных фактов в качестве основы.
Проведение эксперимента заключается в создании некоторой искусственной ситуации. Исходя из этого в последствии можно выделить причины изучаемых явлений, оценить и проконтролировать следствия этих причин, а также понять связь между явлениями, которые исследуются при проведении опыта. Методика включает в себя систему способов и приемов, которые нужны для осуществления эффективного экспериментального исследования.
Экспериментальная психология не является отдельным видом психологии, а представляет собой общий методологический подход, находящий применение в разных областях психологической науки. Данные, полученные в ходе опыта, используются для конструирования не только общей психологии, но и специальных отраслей науки:
- психофизиология;
- инженерная психология;
- возрастная психология;
- клиническая психология;
- психология управления.
Главной задачей эксперимента в психологии является превращение внутреннего психологического явления или процесса в доступный объективному наблюдению. В таких случаях необходимо достичь адекватного и однозначного проявления явления во внешнем поведении. Это возможно благодаря тщательному контролю условий возникновения и протекания этого явления.
Структура эксперимента в психологии выглядит следующим образом:
- испытуемый (группа или объект);
- экспериментатор (исследователь);
- стимуляция (способ воздействия на участника, который выбрал исследователь);
- ответ на стимуляцию от испытуемого (его реакция);
- условия опыта (все, что может дополнительно повлиять на поведение объекта).