Примеры монологов в литературе и кино

Содержание:

Крестный отец

Одно из самых знаковых дебютов в кино начинается с монолога. Прежде чем мы увидим любого другого персонажа в Крестном отце(1972) Америго Бонасера ​​оплакивает судьбу своей дочери.

никогда Приостановил приговор. б * * * * * * *улыбнулся

В этот момент говорит дон Вито Корлеоне, который позже соглашается помочь Бонасере с его проблемой, но отчитывает его за то, что он раньше не был ему другом. Фильм не начинается с монолога, чтобы показать нам больше о Бонасере, которого мы видим только один раз. Он устанавливает ценности и кредо Дона Корлеоне, которые зритель должен знать, чтобы понять остальную часть фильма.

Избранные монологи

Выбирайте представленные монологи для своих сценических нужд. В коллекции мы постарались включить неизвестные широкой публике произведения или те, которые были включены в наши сценарии, как разговорный жанр в концертной программе.

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА, ИЛИ ДЕРЕВЕНСКИЙ ШАМПУНЬ

Ироничный монолог МЫЛЬНАЯ ОПЕРА, ИЛИ ДЕРЕВЕНСКИЙ ШАМПУНЬ — рассуждение простого русского человека, который сравнивает жизнь в России и за границей.

РУССКИМ О РУССКИХ

Шуточный социальный монолог РУССКИМ О РУССКИХ о загадочной русской душе, об умении приспособлять к ситуации и не умении решать любую проблему по-русски просто.

ВЫБОРЫ

Монолог-размышление обывателя на ВЫБОРЫ, когда все вокруг становятся политиками, философами и советчиками подойдёт, как номер концертной программы.

ЮБИЛЕЙНОЕ

Монолог ЮБИЛЕЙНОЕ был написан Н. Пашенцевой, своего рода шуточный рассказ о юбиляре и подойдёт как раз для представления виновника торжества в юмористической форме.

МУЖИКИ И БАБЫ

Шуточный монолог МУЖИКИ И БАБЫ  Н. Пашенцевой поведает вам о вечном конфликте полов, о жизни после свадьбы, куда девается любовь и неурядицы сельской жизни.

Монолог о героях Сталинградской битвы

Эстрадный патриотический монолог о Сталинградской битве Матвея Грина может быть включён, как номер разговорного жанра в ваш праздничный или патриотический концерт.

Шуточный монолог-фельетон о Родине

Короткий шуточный фельетон «Родина скажет», для подготовки патриотического концертного номера

По сути, это ироническое стихотворение, где главная цель – доказать нужность и важность службы в армии

Концертный монолог на День Победы

Подходящий эстрадный монолог на День Победы «ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ!» украсит ваш концерт замечательным жанром сценического искусства.

Сатирический монолог девушки

Этот шуточный монолог девушки «Вы служите — мы вас подождем», адресован призывникам, тем, кто сомневается в нужности службы в армии. С этим монологом можно подготовить концертный номер для любого патриотического мероприятия.

Александр Сергеевич Пушкин

«Вошел и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфели, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет. И Страсбурга пирог нетленный. Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым…».

В отрыв­ках из путе­ше­ствия Оне­гина:

«Что уст­рицы? При­шли! О радость! Летит обжор­ли­вая мла­дость Гло­тать из рако­вин мор­ских Затвор­ниц жир­ных и живых, Слегка обрызг­ну­тых лимо­ном. Шум, споры – лег­кое вино Из погре­бов при­не­сено На стол услуж­ли­вым Ото­ном; Часы летят, а гроз­ный счет Меж тем неви­димо рас­тет».

Клара Петерс, «Накрытый стол»

Антон Павлович Чехов

« – Ах, виноват-с, Петр Николаич! Я буду тихо, – сказал секретарь и продолжал полушепотом: – Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия!»

***

« – Два куска съел, а третий к щам приберег, – продолжал секретарь вдохновенно. – Как только кончили с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита не перебить, велите щи подавать… Щи должны быть горячие, огневые. Но лучше всего, благодетель мой, борщок из свеклы на хохлацкий манер, с ветчинкой и с сосисками. К нему подаются сметана и свежая петрушечка с укропцем. Великолепно также рассольник из потрохов и молоденьких почек, а ежели любите суп, то из супов наилучший, который засыпается кореньями и зеленями: морковкой, спаржей, цветной капустой и всякой тому подобной юриспруденции».

Из юморески «О бренности»:

Зинаида Серебрякова, «Селедка и лимон»

Николай Васильевич Гоголь

«Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых? – Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков, – отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками. За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни».

Из «Мертвых душ»:

Густав Кайботт, «Натюрморт с устрицами»

Чарльз Диккенс, из повести «Рождественская песнь в прозе»

«Появление гуся произвело невообразимую суматоху. Можно было подумать, что эта домашняя птица такой феномен, по сравнению с которым черный лебедь самое заурядное явление. А впрочем, в этом бедном жилище гусь и впрямь был диковинкой. Миссис Крэтчит подогрела подливку (приготовленную заранее в маленькой кастрюльке), пока она не зашипела. Юный Питер с нечеловеческой энергией принялся разминать картофель. Мисс Белинда добавила сахару в яблочный соус. Марта обтерла горячие тарелки. Боб усадил Малютку Тима в уголку, рядом с собой, а Крэтчиты младшие расставили для всех стулья, не забыв при этом и себя, и застыли у стола на сторожевых постах, закупорив себе ложками рты, дабы не попросить кусочек гуся, прежде чем до них дойдет черед.

Но вот стол накрыт. Прочли молитву. Наступает томительная пауза. Все затаили дыхание, а миссис Крэтчит, окинув испытующим взглядом лезвие ножа для жаркого, приготовилась вонзить его в грудь птицы. Когда же нож вонзился, и брызнул сок, и долгожданный фарш открылся взору, единодушный вздох восторга пронесся над столом, и даже Малютка Тим, подстрекаемый младшими Крэтчитами, постучал по столу рукояткой ножа и слабо пискнул: «Ура!»

***

Челюсти

В фильме «Челюсти» (1975) Квинт — эксперт по акулам, которого пригласили, чтобы избавить Амитивилль от его коварной акулы. Он читает лекции Хуперу о своем опыте общения с акулами.

«Вы знаете, что такое акула, у нее безжизненные глаза. Черные глаза, как глаза куклы. Когда он подходит к вам, он не кажется живым, пока он не укусит вас, и эти черные глаза не закатятся и не станут белыми, а затем, ах, потом вы слышите этот ужасный крик на высоких тонах. Океан становится красным, и, несмотря на все стук и крики, они все входят и разрывают вас на куски «.

Этот монолог устанавливает две вещи. Во-первых, Куинт много знает об акулах, но все же не боится их. Во-вторых, мы, зрители, больше понимаем возможную опасность.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Фразы и отрывки из романа «Евгений Онегин»

Кто жил и мыслил, тот не можетВ душе не презирать людей…

Они сошлись: Волна и камень,Стихи и проза, лед и пламень.

Чем меньше женщину мы любим,Тем легче нравимся мы ей,И тем ее вернее губимСредь обольстительных сетей.

Кого ж любить? Кому же верить?Кто не изменит нам один?Кто все дела, все речи меритУслужливо на наш аршин?Кто клеветы про нас не сеет?Кто нас заботливо лелеет?Кому порок наш не беда?Кто не наскучит никогда?Призрака суетный искатель,Трудов напрасно не губя,Любите самого себя,Достопочтенный мой читатель!Предмет достойный: ничегоЛюбезней, верно, нет его.

Быть можно дельным человекомИ думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?Обычай деспот меж людей.

.. Я вас люблю (к чему лукавить?),Но я другому отдана;Я буду век ему верна..

Он был любим… по крайней мере,Так думал он, и был счастлив.Стократ блажен, кто предан вере…

Но дружбы нет и той меж нами.Все предрассудки истребя,Мы почитаем всех нулями,А единицами — себя.

Любви все возрасты покорны.

Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь,Так воспитаньем, слава Богу,У нас немудрено блеснуть.

Привычка свыше нам дана:Замена счастию она.

Под старость жизнь такая гадость…

И в сердце дума заронилась;Пора пришла, она влюбилась.

Блажен, кто смолоду был молод,Блажен, кто вовремя созрел.

О люди! все похожи выНа прародительницу Эву:Что вам дано, то не влечетВас непрестанно змий зоветК себе, к таинственному древу:Запретный плод вам подавай,А без того вам рай не рай.

Всяк суетится, лжет за двух,И всюду меркантильный дух. Тоска!Пояснение к цитате: Из невошедшего в роман

Мечтам и годам нет возврата

Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет; На всех различные вериги; И устарела старина, И старым бредит новизна. 

Что такое монолог?

В театр монолог пришёл из Греции, это слово греческого происхождения и переводится, как «один, одинокий». То есть речь идёт о выступлении одного актёра, который выражает публике свои мысли и переживания (режиссёра, автора произведения). Нередко такие одиночные выступления обращены к  персонажу или аудитории.

Монолог обобщает весь спектр драматических представлений (театральные постановки, концерты, теле-шоу, фильмы, и другие), а кроме того, присутствует вне драматических выразительных представлениях, это поэзия и в целом литература. Монологи схожи с некоторыми литературными приёмами.

Литературные приёмы

Монолог — персонализированное представление. Например, в монологе персонаж рассказывает о своих мыслях и чувствах самому себе и аудитории, не обращаясь к другим персонажам. Монолог — это мысли человека, высказанные вслух. Такие речи также отличаются от апострофов, в которых выступающий актёр или писатель обращается к воображаемому человеку, неодушевленному объекту или идее.

Отличительные черты типов монологов

Говоря о внутреннем монологе можно сказать, что персонаж проявляет (демонстрирует) задумку, заставляя зрителя сопереживать. Драматический монолог подразумевает диалог одного персонажа с другим. Монологи обычно разделяют на активные и повествовательные.

Актёр, представляющий активный монолог использует технику речи, мимику, жесты, сценическое действие для достижения сверхзадачи автора, режиссёра или самого актёра.

Повествовательный монолог подразумевает эмоциональный, более статичный рассказ актёра, донося до публики актуальные авторские темы, или собственные задумки.

Примеры применение монолога

Актёры театра, кино, телевидения, эстрадные и самодеятельные артисты часто выступают с монологами на различных представлениях. Также монологи включаются в программу для абитуриентов, при поступлении в театральные учебные заведения. Монолог может быть предложен для кастинга (прослушивания), где актёр может продемонстрировать свои способности и быть отобранным на роль в спектакле или кинопостановке.

ТЁММИ: Организовать

  • Наша группа 
  • Наша группа 

Главные средства художественной выразительности

Аллегория

Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в .

Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.

Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.

Аллюзия

Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.

В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:

Алогизм и парадокс

Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.

Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.

В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:

Анафора

Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Пример фонетической анафоры:

Пример лексической анафоры:

Анахронизм

Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.

В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.

Разновидности средств выразительности

Средства выразительности в русском языке можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы — это риторическая фигура, которая подразумевает употребление слов и фраз в переносном значении, придавая им новый смысл.

Использование этого приема позволяет усилить эмоциональную выразительность и художественную образность языка, обогатить и оживить речь. Они часто применяются в публичных выступлениях и разговорной речи.
В литературном творчестве тропы являются самым главным инструментом автора, благодаря которому он передает многозначность и уникальность своего произведения. Традиционно тропы делят на простые и сложные. К первой группе тропов относятся эпитет и сравнение.

Эпитет — это образное определение, указывающее на свойство или признак предмета и явления, описываемого автором.

Использование эпитета субъективно и выражает личное отношение автора, который создает уникальный образ. Он всегда относится к другому слову, на которое перекладывает свои признаки. Эпитет придает речи или произведению особую атмосферу, личное отношение автора. Существуют устоявшиеся эпитеты, такие как «золотая осень», «холодная луна» и т. д.

Сравнение — это троп, в котором представление об определенном предмете передается через его сопоставление со схожим предметом или явлением.

Через словесные выражение автор конкретизирует различные признаки и передает свое отношение к ним. Обычно сравнение используется с союзами «как», «словно», «вроде» и т. д.
К основным видам сложных тропов относятся:

  • метонимия;
  • синекдоха;
  • метафора;
  • аллегория;
  • алогизм.

Метонимия — художественный троп, в котором слово, обозначающее предмет или явление заменяется другим, связанным с ним словом. К примерам метонимии можно отнести такие выражения как «аплодировал зал», «играла гитара» и т. д.

Синекдоха — это разновидность метонимии, которая представляет собой образное выражение, основанное на переносе общего понятия на частное и замене какого-то количества предметов их совокупным обозначением. Например, «человек — разумное существо», когда имеются в виду все люди, а не один человек.

Метафора — это еще один вид сложного тропа, которое характеризуется использованием речевого оборота, при котором признак одного явления или предмета переносятся на другие. Это образное выражение, которое помогает обогатить речь, возбуждая воображение и придавая сказанному эмоциональную окраску. В качестве примеров можно привести такие выражения, как «пламенная речь», «черный день» и т. д.

Аллегория — это конкретные образы, которые интерпретируют абстрактные художественные идеи, подталкивая читателя к поиску скрытого смысла и разгадки. Аллегории часто применяют в баснях, притчах и сатирических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу, является аллегорией медицины, аллегорией веры и религии является крест и т. д.

Алогизм — намеренное введение различных нелогических конструкций и рассуждений, выходящих за рамки общепринятого мышления. Обычно алогизмы используются для придания речи или произведению иронической и комической окраски. Например, в народной поэзии — «ехала деревня мимо мужика».

Стилистические фигуры

Одним из самых распространенных и основных средств художественной выразительности является повтор. Существует большое количество разнообразных форм повтора, но самыми популярными являются анафора и эпифора.

Анафора — это повторение слов, звуков и выражений в начале стихотворных строк или строф. Ее применение в поэтическом синтаксисе усиливает образность и выразительность произведения, передавая основные мысли.

Например, анафора в начале строку у Александра Пушкина:

«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…»

Эпифора — это похожий прием, при котором звуки и слова повторяются в конце строк или предложений.

Например, у Осипа Мандельштама:

«Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман — очень старый человек»

Помимо повторов к стилистическим фигурам относят:

  • антитеза — противопоставление;
  • оксюморон — совмещение противоположных понятий;
  • инверсия — измененный порядок слов;
  • парцелляция — разделение предложения на отдельные слова;
  • многосоюзие, бессоюзие и т. д.

Отрывки и цитаты из поэтических произведений

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Хвалу и клевету приемли равнодушноИ не оспоривай глупца.

И сердце вновь горит и любит – оттого,Что не любить оно не может.

Кто раз любил, тот не полюбит вновь.

Недолго женскую любовьПечалит хладная разлука:Пройдет любовь, настанет скука,Красавица полюбит вновь.

А счастье было так возможно,Так близко!

Что было, то не будет вновь.Что пройдет, то будет мило.

В одну телегу впрячь не можноКоня и трепетную лань.

Блажен, кто смолоду был молод,Блажен, кто вовремя созрел.Всегда так будет, как бывало;Таков издревле белый свет:Ученых много – умных мало,Знакомых тьма – а друга нет!

Нет, нет! Оно прошло, губительное время,Когда невежества несла Россия бремя.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;Печаль моя полна тобою.

Ах, обмануть меня не трудно!..Я сам обманываться рад!

Я вас любил: любовь ещё, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим.

Нет ни в чем вам благодати;С счастием у вас разлад:И прекрасны вы некстатиИ умны вы невпопад.

Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись! 

Если жизнь тебя обманет,Не печалься, не сердись!В день уныния смирись:День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;Настоящее уныло:Всё мгновенно, всё пройдет;Что пройдет, то будет мило. 

Эмиль Золя, из романа «Чрево Парижа»:

«На первом плане, у самого стекла витрины, выстроились в ряд горшочки с ломтиками жареной свинины, вперемежку с баночками горчицы. Над ними расположились окорока с вынутой костью, добродушные, круглорожие, желтые от сухарной корочки, с зеленым помпоном на верхушке. Затем следовали изысканные блюда: страсбургские языки, варенные в собственной коже, багровые и лоснящиеся, кроваво-красные, рядом с бледными сосисками и свиными ножками; потом – черные кровяные колбасы, смирнехонько свернувшиеся кольцами, – точь-в-точь как ужи; нафаршированные потрохами и сложенные попарно колбасы, так и пышущие здоровьем; копченые колбасы в фольге, смахивающие на спины певчих в парчовых стихарях; паштеты, еще совсем горячие, с крохотными флажками этикеток; толстые окорока, большие куски телятины и свинины в желе, прозрачном, как растопленный сахар. И еще там стояли широкие глиняные миски, где в озерах застывшего жира покоились куски мяса и фарша.

Луис Мелендес, «Натюрморт с колбасой и ветчиной»

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило Степу то, что графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно – он помещался в полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело».

***

«Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, — на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер? Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что ваши сижки, судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики? Шипящий в горле нарзан?!»

Из «Собачьего сердца»:

Клара Петерс, «Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями»

Александр Дюма, из романа «Граф Монте-Кристо»

«Восхищение Франца все росло: ужин был сервирован с изысканной роскошью

Убедившись в этом важном обстоятельстве, он начал осматриваться. Столовая была не менее великолепна, чем гостиная, которую он только что покинул; она была вся из мрамора, с ценнейшими античными барельефами; в обоих концах продолговатой залы стояли прекрасные статуи с корзинами на головах

В корзинах пирамидами лежали самые редкостные плоды: сицилийские ананасы, малагские гранаты, балеарские апельсины, французские персики и тунисские финики. Ужин состоял из жареного фазана, окруженного корсиканскими дроздами, заливного кабаньего окорока, жареного козленка под соусом тартар, великолепного тюрбо и гигантского лангуста. Между большими блюдами стояли тарелки с закусками. Блюда были серебряные, тарелки из японского фарфора. Франц протирал глаза – ему казалось, что все это сон».

Иван Сергеевич Шмелев, из романа «Лето господне»

«В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..»

Хосе Агустин Арриета

Гамлет

Когда вы думаете о «Гамлете» Шекспира, знаменитая речь главного героя «Быть ​​или не быть» может прийти на ум как выдающийся монолог. Но это выступление на самом деле является монологом — речью внутреннего диалога, в которой персонаж (в данном случае Гамлет) излагает зрителям свои внутренние мысли. В монологе один персонаж разговаривает с другим.

Лучшим примером монолога является речь Полония перед его сыном Лаэртом перед отъездом Лаэрта во Францию. Здесь он дает совет, как Лаэрту вести себя за границей.

«И все же здесь, Лаэрт! На борту, на борту, к стыду!Ветер сидит в плече твоего паруса,И ты останешься ради. Там; мое благословение с тобой!И эти несколько заповедей в твоей памятиСмотри на своего персонажа. Не давай своим мыслям языка,Ни какой непропорциональной мысли его поступок.Будь знаком, но ни в коем случае не вульгарен.Те друзья, которые у тебя есть, и их усыновление испытано,Прикрепите их к своей душе стальными обручами;Но не притупляй ладонь развлечениемКаждого новичка, неоперившегося товарища. ОстерегатьсяВступить в ссору, но быть в ней,Не знай, что оппоненты могут опасаться тебя.Каждому подавай ухо, но мало голоса;Смиритесь с осуждением каждого человека, но оставьте свое суждение.Дорогая твоя привычка, как твой кошелек,Но не в воображении; богатый, не кричащий;Одежда часто гласит:И они во Франции самого лучшего ранга и положенияВ этом они один из самых избранных и щедрых вождей.Ни заемщиком, ни кредитором быть не должно; Ибо взаймы часто теряют и себя, и друга,А заимствования притупляют край земледелия.Это прежде всего: самому себе быть верным,И это должно следовать, как ночь за днем,Тогда ты не можешь лгать ни одному человеку.Прощай: мое благословение в тебе! «

Как и большинство важных литературных монологов, это выступление важно как по содержанию, так и по времени. Он раскрывает черты характера, которые Полоний ценит и Лаэрт должен поддерживать, и отмечает последний раз, когда Лаэрт увидит своего отца живым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector