Жан-жак руссо

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила – не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил. 

Томас Гоббс

Гоббс предложил свою концепцию в 1651 году в рамках своего шедевра под названием Левиафан. Подход Гоббса был связан с тем фактом, что естественное состояние было скорее сценой хаоса и насилия, и что люди могут преодолеть это состояние насилия только с помощью приложения большей силы.

Это понятие основано на идее, что природа в первую очередь основана на чувстве сохранения. Следовательно, поскольку все люди происходят от природы и придерживаются этого основного принципа, стремление к самосохранению порождает только насилие и конфронтации.

Поскольку не существует естественного порядка, регулирующего такое поведение, Гоббс считает необходимым создать искусственный порядок во главе с властью, обладающей абсолютной властью.

Затем все люди должны отказаться от этой полной свободы, которая является их естественной частью, и передать ее фигуре, представляющей власть. В противном случае такой характер неминуемо ведет к конфликтам.

Главное в этом подходе состоит в том, что общественный договор основан на подчинении, что немедленно устраняет консенсуальный характер пакта и создает контекст, а не принуждения.

Биография Жан-Жака Руссо о главном

Жан — Жак родился в 1712 году в Женеве. Отец очень любил его и потому часто и подолгу проводил с ним время. Но вскорости, для Жан — Жака начались нелегкие времена. Его отдали на воспитание дяди, потому что его отец был вынужден жениться и уехать. Достигнувши 16 лет, Руссо принимает решение уехать со своего города и начать самостоятельную жизнь. Он принял католицизм и прошёл обучение в прозелитов. Сразу же Руссо приступил к работе лакея в одной зажиточной семье. Там к нему очень хорошо относились, его обучали итальянскому языку. Но он долго не задержался, и сбежал, даже не поблагодарил своих хозяев за доброту к нему. Вскорости, он начал бродяжнечествовать, но бывало, он останавливался на какое-то время и в основном жил за счет богатых дам. Так за ним стали проявляться первые признаки мизантропии. В этот период он проявлял себя как композитор, например 1751 году на придворной сцене была поставлена его оперетта «Деревенский колдун».

Часто Руссо участвовал в философических конкурсах, которые объявляла Дижонская академия. Поразительно, но его рассуждения всегда награждались премией. Не стоит упускать и тот факт, что он несмотря ни на что женился на молодой бедной девушке. Она была некрасива, груба и вульгарна. Все их 5 детей были отданы в сиротский дом.

В 1756 году он переезжает на дачу возле леса. Это было прекрасное место, полностью подходившие по психотип Жан — Жака. В 1761 году его написанный труд «Новая Элоиза» пользовалась большой популярностью. Через год вышла из печати другая его книга «Эмиль». И именно она наделала много шума и, потому Руссо был вынужден бежать со своих привычных мест. Поселился возле города Мотье. Там он часто бродил по горам, заводил новые знакомства. Но и там не все было гладко. Однажды пастор в церкви по определённым причинам прочитал против него проповедь, и жители выгнали его со своего города. Снова наступили для него времена странствования. Спал под открытым небом, одним словом жил, как продеться и единственной его радостью было рассматривание мхов и папоротников. Вольтер — французский философ, с которым Руссо был в соре, активно содействовал тому, что бы его отправить в соответствующую больницу.

В 1770 году вернувшись в Париж, он дописал на конец — то свою «Исповедь».

В 1778 году Руссо внезапно скончался. Его философия оставили след в истории, не зря Руссо называю отцом романтизма в философии.

7 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

Это интересно: 219,Жан Кальвин: краткая биография

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

Парламент

Законы, на которых основан контракт, предложенный Локком, предлагаются как продолжение естественных принципов, подчеркивающих уважение к равенству, свободе, жизни и собственности.

Согласно этой концепции, люди сами отказываются от своего права применять естественный закон на практике и возлагают это обязательство на объекты, созданные для этой цели внутри сообщества.

Органом, предложенным Локком для выполнения этой функции по урегулированию конфликтов, является парламент, понимаемый как группа лиц, представляющих сообщество. Итак, Локк выделяет два основных момента в создании контракта; создание сообщества и создание правительства.

Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Джон Локк

Со своей стороны, Локк делает выводы в своей работе. Два очерка о гражданском правительстве, опубликовано в 1690 году.

Там он устанавливает, что у человека от природы христианская сущность. Эта сущность подразумевает, что человек принадлежит Богу, а не другим людям, по этой причине он наслаждается свободой и в то же время обязан защищать как свою собственную жизнь, так и жизнь своих собратьев.

Ввиду этого для Локка сообщество как таковое не нужно. Однако это указывает на то, что в некоторых случаях может случиться так, что есть мужчины, которые не желают соблюдать эти естественные права и обязанности, или что возникают конфликты, в которых трудно найти решение.

Для этого он устанавливает необходимость создания контракта, который направлен только на разрешение подобных ситуаций посредством наличия авторитетного лица.

Трансфер в Môtiers

Издание Education возмутило французский парламент, выдавший ордер на арест Руссо, бежавшего в Швейцарию. Власти этой страны тоже не сочувствовали ему, и именно тогда он получил приглашение от Вольтера, хотя Руссо не ответил.

После того, как швейцарские власти сообщили ему, что он больше не может жить в Берне, философ Даламбер посоветовал ему переехать в Княжество Невшатель, управляемое королем Пруссии Фридрихом, который помог ему переехать.

Руссо прожил в Мотье более двух лет (1762–1765), читал и писал. Однако местные власти начали узнавать о его идеях и сочинениях и не соглашались разрешать ему жить там.

Затем он переехал на небольшой швейцарский остров, остров Сан-Педро. Хотя кантон Берн заверил его, что он может жить на нем, не опасаясь ареста, 17 октября 1765 года сенат Берна приказал ему покинуть остров через 15 дней.

29 октября 1765 года он переехал в Страсбург, а позже принял приглашение Дэвида Юма переехать в Англию.

Философия и литература

Прежде чем стать философом Руссо успел потрудиться секретарем и домашним наставником. В те годы биографии у него начали проявляться первые признаки мизантропии – отчуждения от людей и ненависть к ним.

Парню нравилось вставать рано утром, трудиться в саду, а также наблюдать за животными, птицами и насекомыми.

В скором времени Жан-Жак увлекся писательской деятельностью, проповедуя свои идеи на жизнь. В таких работах, как «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» он стремился объяснить читателю причину существования социального неравенства.

Руссо первым постарался определить, имел ли место быть договорной способ образования государственности. Также он утверждал, что законы должны защищать граждан от правительства, которое не имеет право их нарушать. Более того, он предложил людям самим принимать законопроекты, что позволит им контролировать поведение чиновников.

Идеи Жан-Жака Руссо привели к серьезным переменам в государственной системе. Начали проводиться референдумы, сократились сроки депутатских полномочий, ввелась народная законодательная инициатива и многое другое.

Одной из фундаментальных работ философа считается «Новая Элоиза». Сам автор называл эту книгой лучшим трудом, созданном в эпистолярном жанре. Данная работа состояла из 163 писем и была с восторгом принята во Франции. Именно после этого Жан-Жака стали называть отцом романтизма в философии.

Во время пребывания во Франции он познакомился с такими выдающимися личностями, как Поль Гольбах, Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Гримм и другими знаменитостями.

В 1749 г., находясь в заключении, Руссо наткнулся на конкурс, который описывался в газете. Тема конкурса показалась ему очень близкой и звучала следующим образом: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов или же, наоборот, содействовало их улучшению?».

Это побудило Жан-Жака к написанию новых произведений. Немалую известность ему принесла опера «Деревенский колдун» (1753). Лирика и глубина мелодии в полной мере раскрывали деревенскую душу. Интересен факт, что сам Людовик 15 напевал арию Колетты из данной оперы.

Вместе с тем «Деревенский колдун», как и «Рассуждения», привнесли в жизнь Руссо много проблем. Гримм и Гольбах отрицательно высказались о творчестве философа. Они ставили ему в вину наличие плебейского демократизма, присутствующего в данных произведениях.

Биографы с большим интересом исследовали автобиографическое творение Жан-Жака Руссо – «Исповедь». Автор откровенно рассказал о сильных и слабых сторонах своей личности, чем расположил к себе читателя.

Через образование

Во-вторых, Руссо предлагал отказаться от нравственного индивида, обучая человека, погруженного в общество. Это образование должно основываться на естественных принципах.

Характеристики этого естественного образования основаны на обширных исследованиях сущности бытия, а не на традиционных элементах, которые представляют собой усвоенные социальные структуры.

В этом смысле для Руссо очень ценными были первичные и спонтанные импульсы, которые возникают у детей при контакте с природой. Они были бы лучшими индикаторами того, как человек должен себя вести, чтобы двигаться к спасению своей природной сущности.

Руссо указал, что эти импульсы были подвергнуты цензуре формальным образованием, и что оно было сосредоточено скорее на обучении детей, очень преждевременно, развитию их интеллекта и подготовке к задачам, которые должны соответствовать им во взрослой жизни. Он назвал этот тип обучения «позитивным».

Предложение Руссо сосредоточено на передаче «негативного воспитания», посредством которого будет способствовать развитию чувств и эволюции этих первых естественных импульсов.

Согласно логике, предложенной Руссо, необходимо усилить «орган познания» (в данном случае те, которые связаны с чувствами), чтобы впоследствии развить его до максимального выражения и, таким образом, иметь возможность генерировать сценарий, который позволяет разуму развиваться в гармонии с примитивные чувства.

Затем Руссо предложил четырехэтапную программу, с помощью которой можно было бы применить это негативное образование. Эти этапы следующие:

Детство Жака

Детство мыслителя было нелёгким. Согласно биографии, Ж. Ж. Руссо появился на свет в Женеве, в 1712 году. Мама, Сюзанна Бернар, умерла во время родов и воспитание мальчика легло на отца — Исаака Руссо. Папа юного Руссо работал часовщиком и подрабатывал учителем танцев. С самого детства мальчик был окружен любовью отца. Жан не получил должного образования, но стремление к знаниям сумело оставить должный эффект — малыш с 7 лет был поглощен в творчество Плутарха и зачитывался романом «Астрея».

Вооруженное нападение отца на соседа стало причиной бегства в другой город. Ребенок остался на попечении дяди по маминой линии. Жан за короткий срок смог получить уникальные знания и изучить несколько контрастных между собой мировоззрений: с 1723 по 1724 год мальчик жил в протестантском пансионате Ламберсье, затем обучался у нотариуса и гравёра.

Несмотря на насыщенность и постоянные перемены в детстве, юный мыслитель находил время на чтение книг. Иногда это происходило во время работы, что приводило к серьезным наказаниям, а жестокость хозяина была невыносимой.

Однажды, в очередной раз не вернувшись вовремя в город и наблюдая за ночным небом, Жак решился покинуть Женеву. Мальчику было всего 16 лет и перед ним открывался новый мир, полный трудностей и испытаний. До 1741 года автор революционных учений проживал в Швейцарии, а затем прибыл во Францию.

После 1728 года Руссо получал образование нестабильно: сначала обучение проходило в монастыре Турина, далее он работал лакеем у аристократов. Получал образование в семинарии, и долгое время скитался пешком. За этот основный период он успел поработать учителем и наставником, но так и не сумел найти себе достойного места.

Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе

Главным мотивом идей философа является требование вывести общества из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть из ситуации всеобщей испорченности. Его коллеги-просветители утверждали, что это возможно, стоит только правильно воспитать князей и правителей. А также учредить республику, где все получат равные материальные блага и политические права. Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует. Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.

Популярные темы сообщений

  • Летучая мышь Летучая мышь является единственным зверем, которая умеет летать по воздуху, поэтому ее можно назвать птичкой, однако у нее есть особенность – она не кормит своих деток молоком.
  • Вулканы России Вулканы всегда имели вид куполовидного возвышения, которое образовывалось в тех местах земной коры, где есть трещины. Любой вулкан состоит из канала, через который периодами извергаются наружу горные породы, лава и пепел. Ученые считают,
  • Среда обитания организмов Что же такое среда обитания? Это природа вокруг живых существ. Именно она даёт всё необходимое для жизни (пищу, условия для жизни и размножения) и именно в неё организмы выделяют продукты обмена веществ.

[править] Биография

Происходил из семьи ремесленника-часовщика.

Систематического образования не получил, был отдан на учебу нотариусу, потом граверу, откуда сбежал в 1728 году чтобы искать жизни больше соответствующей его стремлениям.

Путешествовал по разным странам Европы. Работал на разных заводах.

Из этой жизни его вырвала мадам де Варан, с которой он провел несколько лет.

В 1741 году отправился в Париж, где его способности заменили ему научную подготовку и научные кружки.

Энциклопедисты ввели его в свой круг. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера. Он долго не мог найти выхода для своих внутренних мыслей, пока конкурс научных работ, объявленный в 1749 году через Академию в Дижоне не дала ему возможности к их формулированию и представлению.

Его парадоксальная работа, награжденная Академией, дала ему в одну минуту мировую славу.

Но слава не удовлетворила его амбиций и не принесла счастья. Поиск жизни, которая была бы ближе к природе, привела его в родную Женеву в 1754 году.

Потом его друзья, желая выполнить идеал крестьянской жизни, создали ему под Парижем усадьбу, под названием Эрмитаж; но прожил он там недолго.

Позже, во время создания своих главных работ, в 1758—1762 г., он был в гостях у главы Люксембурга.

Потом его друг Юм, пытался ему создать в Англии приятные условия для деятельности и жизни.

С 1762 года в эмиграции.[источник?]

с 1762 по 1765 годы проживал в Мотьере, столице долины Валь-де-Траверс, Швейцария. Был изгнан жителями долины.

В 1770 году вернулся в Париж.

Но его тяжелый характер, сложности в отношениях с людьми, болезненная подозрительность, которая граничила с боязнью преследования, положила конец всем его начинаниям.

Позднее он получил еще и политическое преследование.

Разница во взглядах, разорвала его с энциклопедистами.

Окончание жизни он встретил в нищете и одиночестве.

В 1794 году перезахоронен в Пантеоне.

Вернуться в Париж

Она вернулась в Париж без особых денег и стала любовницей Терезы Левассер, швеи, которая заботилась о своей матери и братьях. В начале их отношений они не жили вместе, хотя позже Руссо взял Терезу и ее мать, чтобы жить с ним в качестве своих слуг. По их ПризнанияУ них было до 5 детей, хотя подтверждения нет.

Руссо попросил Терезу доставить их в детскую больницу, по-видимому, потому, что она не доверяла образованию, которое могла дать. Когда позже Жан-Жак прославился своими теориями об образовании, Вольтер и Эдмунд Берк использовали его пренебрежение к детям в качестве критики своих теорий.

Идеи Руссо были результатом его диалогов с писателями и философами, такими как Дидро, с которым он стал большим другом в Париже. Он написал, что гуляя по Венсену, городу недалеко от Парижа, он получил откровение, что искусства и науки несут ответственность за вырождение человека, что по своей природе является добром.

В Париже он также продолжил свой интерес к музыке. Он написал текст и музыку для оперы «Деревенский прорицатель», которая была исполнена для короля Людовика XV в 1752 году. Последний был настолько впечатлен, что предложил Руссо пожизненную пенсию, но тот отказался.

Конфликт с Вольтером

У мыслителя был яркий конфликт с Вольтером. Руссо обвинял философа в его трогательности и пессимистичном взгляде на жизнь. Он находил этого человека богачом, которому от скуки присущ трагизм и драматизация. Отношения стали более напряженными после «Письма о зрелищах», в котором Жан продемонстрировал себя ярким противником театров.

Вольтер — человек, оказывавший культурное влияние на жителей Женевы посредством своего домашнего театра, быстро понял, что речь идёт о нём и его взглядах на мир. Он не смог пустить ситуацию на самотёк, остро и дерзко подшучивая над идеями Руссо и выставляя его психически больным человеком.

Юность

Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.

Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.

Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.

На пути к свободе

В трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» философ заявил о том, что основанием неравенства является частная собственность. Эту же тему он продолжает в «Общественном договоре», утверждая, что каждый человек рождается свободным, а главным хозяином государства может быть только народ. В продолжение темы равенства появится роман «Юлия, или Новая Элоиза». В этом любовно-психологическом романе снова основной мыслью становится равенство людей. Чувства не должны подчиняться сословиям. Роман принес автору огромную популярность, издавался более сорока раз. Но взгляды Руссо не могли быть незамеченными государственными чиновниками. Парижский парламент счел необходимым признать некоторые произведения мастера неприличными и вольнодумными. Их было необходимо сжечь, а самого автора отправить в тюрьму. Но влиятельные покровители Руссо помогли ему бежать в Швейцарию. Родная страна также не хотела признавать его вольнодумные произведения. Позже он перебрался в Англию по приглашению шотландского философа Дэвида Юма. Но и там он не находит покой. Из-за постоянных гонений и скитаний здоровье Руссо сильно пошатнулось. Он стал недоверчивым и подозрительным.

Относительно спокойная жизнь настала у него после возвращения в Париж в 1770 году. Спустя 8 лет, в загородной резиденции своего друга он скончался. Его последним произведением стала художественная биография с символичным названием «Исповедь». Вся его жизнь была заложена в формуле «Чувствовать раньше, чем мыслить». Нужно отложить разум и полагаться на инстинкты. Страдание и сострадание – то, что отличает нас от животных и главная наша ценность – природа. Он выступал против любого насилия, хотя в итоге стал одним из тех, кто привел Францию к великой революции.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой

Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли

Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами

На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Детство

Жан-Жак родился 28 июня в Женеве, в многодетной и достаточно бедной семье. Первая трагедия случилась еще во время рождения ребенка: мать Жан-Жака, перенеся тяжелое заболевание во время беременности, скончалась прямо во время родов.

По заявлению многих библиографов, именно это сформировало у будущего писателя некую отрешенность от мира и ненависть к собственной личности. Отец же Руссо, несмотря на столь печальное стечение обстоятельств, души не чаял в родном сыне и всегда уделял ему намного больше времени, нежели всем остальным.

Благодаря поддержке и огромной любви отца Жан-Жак достаточно рано познакомился с миром искусства. Любящий папа выучил ребенка читать и писать, часто покупал ему детскую и даже подростковую классическую литературу и возился с малышом в каждую свободную секунду своего времени. В сыне он видел не только утешение от недавней потери, но и сильную личность, которая в дальнейшем сослужит своей стране великую службу. Впрочем, отец явно не ошибался на этот счет.

[править] Характер Руссо

Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.

Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector