Упражнения для развития и улучшения памяти
Содержание:
- Как улучшить память и внимание у взрослых и детей?
- Покрасьте стены в красный или синий цвет
- Как развить кратковременную и оперативную память
- Нейрофидбэк-тренинг
- Двигательная память
- Отдельные рекомендации
- Память взрослого человека
- Зачем это нужно
- Средства
- Как включить память в голове с помощью здорового питания
- Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?
- Секреты фотографической памяти
- Эффективные упражнения
- Можно ли натренировать память
- Что нужно знать, чтобы лучше запоминать?
- Упражнения для развития памяти
- Отдельно разработанные системы
- Заключение
- Заключение
Как улучшить память и внимание у взрослых и детей?
Для тренинга кратковременной памяти подойдут упражнения, в которых задействован устный счет. Можно просто называть в уме числа от 50 до 1, если просто, начать со 100. Далее усложнить задачу: каждый раз отнимать от числа 3, пока не получится ноль. В этом случае начать упражнение с 300, то есть следующее число – 297, потом – 294.
Как тренировать память играми со словами:
- Нужно называть слово на каждую букву алфавита или выбрать одну и упражняться с ней. Такое задание поможет вспомнить о той информации, которая редко используется, находится глубоко в памяти.
- Упражнение со словами, написанными в столбик. Нужно запомнить последовательность их нахождения и воспроизвести в правильном порядке. Использовать нужно от 10 до 20 слов либо написать рядом с каждым число и запоминать их вместе. Затем попробовать вспомнить как можно больше пар из цифр и слов. Это более сложный вариант, нужно начинать с 6-7 предметов, постепенно увеличивая их количество.
Долговременную память поможет тренировать упражнение, связанное с описанием увиденного. Можно рассказывать о картине или событии. Каждый день повторять предыдущую информацию и дополнять ее новыми деталями.
Как натренировать зрительную память и внимание:
- Выйдя из дома, замечать все, что имеет синий цвет, подсчитывая количество. Оттенок предмета может быть любым, главное – заранее его обозначить;
- Разложить предметы на столе, перемешать и попытаться воспроизвести первоначальный порядок. В проведении упражнения лучше задействовать домашних, для сопоставления результатов.
Эти методы помогут не только укрепить память, но и поспособствуют ее восстановлению, при существовании подобной проблемы.
Покрасьте стены в красный или синий цвет
Мозг очень восприимчив к окружающей среде. И это включает в себя цвета.
Ученые из Университета Британской Колумбии протестировали функцию мозга 600 добровольцев, чтобы понять, отличается ли она в зависимости от цвета, который их окружал в то время.
Им приходилось выполнять задания с использованием слов или изображений на компьютере, отображаемыми на красном, синем или нейтральном фоне.
Красные группы справились лучше на тестах, связанных с
кратковременной памятью и вниманием к деталям — например, проверка орфографии или пунктуации. Те, кто подвергся воздействию синего цвета, лучше справились с задачами, требующими воображения
и творчества
Те, кто подвергся воздействию синего цвета, лучше справились с задачами, требующими воображения
и творчества.
Исследователь Джульетта Чжу объяснила: «Если вы хотите улучшить память для чего-то вроде проверки правописания, тогда следует использовать красный цвет.
«Но для решения проблем ожирения или курения вы должны быть в синей комнате».
Как развить кратковременную и оперативную память
Оперативная память – наша «рабочая лошадка», и недостаточное её развитие (а именно – трудности в удержании достаточного количества единиц информации, меньше 7-9) приносит массу неприятностей: нам трудно работать с материалом, так как мы сбиваемся с мысли, нам трудно удержать сведения в памяти без ошибок, нам трудно систематизировать материал и успевать в обучении так же быстро, как это происходит у тех, чья память развита лучше. Мы не доверяем своей памяти и попадаем в порочный круг: чем меньше мы ей доверяем и чем меньше используем, тем меньше шансов достичь цели – развития памяти.
Объём памяти, т.е. количество единиц информации, которое она в состоянии удерживать, можно и даже нужно увеличивать. Развитию кратковременной и оперативной памяти способствуют такие упражнения:
- Выполнение задачи n-назад. Это отлично развивает объём рабочей памяти, особенно при соблюдении постепенно нарастающей нагрузки.
- Выполнение устного счёта. Забудьте о калькуляторе хотя бы на время, потренируйтесь, считая в уме. В игровой форме это делать легче.
- Занятия с таблицами Шульте – это поиск в специальных таблицах последовательности разбросанных в них чисел за специально отведённый отрезок времени.
- Складывание пазлов также помогает улучшить память, развивает осмысленность и предметность восприятия, анализ и синтез. Если коробки с настоящими пазлами нет под рукой, можно использовать онлайн-игры.
Учёные из Университета Ратгерса (США), проводя эксперименты с большой группой мышей, обнаружили, что мыши, которые недавно проходили лабиринт, подобное испытание выдерживали успешнее, увереннее, быстрее, чем остальные. Эти и подобные испытания подтвердили, что умственные нагрузки, увеличивающие объём оперативной памяти (без участия долговременной), явно увеличивали когнитивные способности испытуемых.
Нейрофидбэк-тренинг
Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.
Как это происходит
Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.
Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.
Двигательная память
Моторная память имеет значение не только для танцоров или спортсменов, она актуальна для любого человека в процессе запоминания материала
Например, когда вы набираете текст на компьютере, обладая навыком быстрой печати, вы концентрируете свое внимание на информации, а не на попадание пальцами на нужные буквы, что значительно повышает уровень освоения и запоминания данных
Но наибольшее значение двигательная память имеет для людей, чья работа связана с выполнением точных и сложных движений: хирургов, музыкантов, танцоров и др. Развить моторную память несколько сложнее, чем другие ее виды, понадобиться терпение и сила воли, но все же главное в этом деле, это практика.
Как развить моторную память:
- Если стоит цель приобрести определенный навык – придется повторять одно и тоже действие столько раз, пока оно не дойдет до «уровня рефлекса». Главное условие — выполнять алгоритм действий четко и правильно, сконцентрировавшись на информации или на самих действиях.
- Упражнение «Гриб-поляна»:
одна рука – это гриб, сожмите ее в кулак и вытяните перед собой
вторая рука — поляна, ладонь подставьте под воображаемый гриб.
Ваша задача – резко поменять руки, превратив гриб в поляну, а поляну в гриб, при этом плечи остаются на месте, задействованы предплечья, кисти и пальцы. С каждым разом ускоряйте движения.
- Вытяните руки перед собой и одновременно начните вращать в разные стороны. Как только начнет свободно получаться, поменяйте направление.
Отдельные рекомендации
Чтобы повысить эффективность тренировок, придерживайтесь следующих рекомендаций от нейробиологов:
- Осваивайте новые горизонты.
- Посещайте как можно больше новых мест: выставки, музеи, квесты, панорамы.
- Изучите и регулярно выполняйте одну из дыхательных гимнастик.
- Ежедневно давайте своему мозгу полноценный отдых на 15 мин. Приглушите свет, включите релакс-музыку и постарайтесь ни о чём не думать.
- Больше двигайтесь. Занимайтесь спортом. Гуляйте.
- Старайтесь чаще находиться на свежем воздухе. Проветривайте помещения, в которых находитесь.
- Важную информацию, которая вам пригодится завтра, повторяйте перед сном.
- Отказывайтесь от списков (заучивайте информацию) и калькулятора (считайте в уме).
- Читайте книги, изучайте языки, учите наизусть стихи.
- Используйте онлайн-тренажёры: Wikium, Zanimatika, B-trainika, Supermozg, BrainApps.
Память взрослого человека
С возрастом память ослабевает при отсутствии стимуляции мозговой деятельности. Если взрослый человек много читает, находится в поиске и изучении новой информации, ведет здоровый образ жизни, то его память будет оставаться хорошей и в старости.
Книги как источник новой информации
По мнению ученых, пик познавательных способностей происходит при достижении 27 лет. После этого активность мозга начинает снижаться, процессы замедляться, что отражается на памяти, сообразительности, скорости мышления. Чтобы препятствовать процессам торможения и вернуть память, необходимо поддерживать активность работы мозга.
Выделяют несколько способов фиксации информации, а именно:
- Зрительная память;
- Слуховая;
- Вкусовая;
- Образная;
- Осязательная и другие.
Важно развивать все виды для продуктивного запоминания информации. У взрослого человека лидирует тот вид, который связан с его деятельностью
У детей, особенно младшего школьного возраста, обычно развиты все виды памяти, важно продолжать стимулировать их работу.
Обучение ребенка
Обратите внимание! Если человек, взрослый или подросток, постоянно находится в стрессовых ситуациях, не высыпается, то страдает нервная система. В результате снижается интенсивность работы мозга, что отражается на памяти
Как восстановить память:
- Избегать стрессов и недосыпа;
- Научиться планировать;
- Организовать рабочее место;
- Чередовать физическую, умственную активность.
Природные особенности закладывают основу развития памяти, ведущий тип и скорость запоминания. Психология утверждает, что можно повлиять на процесс, стимулируя мозговую активность. Тогда способности человека после 60 лет не будут отличаться от возможностей школьников. Тренировка памяти и внимания у взрослых и детей содержит упражнения, способствующие улучшению процесса.
Зачем это нужно
Каждый человек должен понимать, почему необходимо развивать память. Во-первых, чтобы быстро запоминать и воспроизводить нужную информацию. Это позволит избавиться от многочисленных списков и записей и держать всё в голове. Во-вторых, чтобы предупредить раннее старение и такие возрастные заболевания, как Альцгеймера или Паркинсона. В-третьих, чтобы попутно улучшить другие когнитивные способности.
Развить внимание
Оно позволяет быстро и легко сосредотачиваться на самых важных проблемах, замечать мелочи. Это упорядочивает и организует жизнь.
Развить мышление
Большинство методик позволяет одновременно улучшить работу мозга и развить память, тем самым повышая интеллект. Развивается сразу несколько видов мышления: ассоциативное, наглядно-образное, логическое. Это позволяет оперативно решать задачи, отсеивая всё ненужное и быстро отбирая только важную информацию.
Развить воображение
Появляется возможность решать проблемы нестандартными, но весьма эффективными способами.
Замедлить процессы старения
При активном использовании мозга и постоянных нагрузках на него с возрастом его состояние не ухудшается.
Средства
Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.
Медикаментозные препараты
Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.
Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.
Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).
Народные средства
То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.
Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.
Как включить память в голове с помощью здорового питания
Для работы мозга важна не только ваша физическая активность, но и здоровое полноценное питание. Вот увидите, как только вы пересмотрите свое меню и внесете в него некоторые изменения, запоминать и изучать станет гораздо легче.
Так что же поможет нам улучшить память?
- Грецкий орех — источник многих ценных веществ: йода, магния, полиненасыщенных кислот и так далее. Повышает работу мозга.
- Черника — улучшает память.
- Морковь — предотвращает процесс разрушения клеток мозга.
- Куриные яйца — питают сосуды мозга.
- Черный шоколад — препятствует кислородному голоданию мозга и повышает его работоспособность. Помните, как мы готовились к экзаменам, и все учителя, преподаватели и родители нам твердили, что в перерывах следует съедать хотя бы по кусочку шоколада. Так мы снизим утомляемость.
- Шпинат — снижает риск инсульта и инфаркта, улучшает мозговую деятельность.
- Морская капуста — самый богатый источник йода, дефицит которого провоцирует депрессию, нарушения сна и памяти.
- Жирные сорта рыбы — включают в себя жирные кислоты, которые важны для мозга.
Помимо всего вышеперечисленного, в вашем рационе должно быть необходимое количество антиоксидантов, которые улучшают работу мозга. К таким продуктам я бы отнесла овсяную крупу, бурый рис, лесные орехи, пекан, картофель, лук, чеснок, ежевику и апельсины.
Также важно не только выбирать правильные продукты, но и правильно их употреблять. Ешьте в определенное время и небольшими порциями
Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?
Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.
Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».
«Назови, каких игрушек не стало?»
Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.
Для обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:
- если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
- запоминание одной игрушки – средний уровень;
- если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.
Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».
«Узнай фигуру»
Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.
10 баллов | 8-9 баллов | 6-7 баллов | 4-5 баллов | 2-3 балла | 0-1 балл |
Менее 45 сек. | 45-50 сек. | 50-60 сек. | 60-70 сек. | 70-80 сек. | Более 80 сек. |
Очень высокий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровня | Низкий уровень | Очень низкий уровень |
Секреты фотографической памяти
Почему не получается развить фотографическую память быстро? С рождения у всех малышей сильно правое полушарие. Именно оно отвечает за образную память.
Благодаря работе правого полушария могут проявиться такие способности как:
- фотографическая память
- интуиция и другие экстрасенсорные способности
- моментальный счет
- способность к языкам
- абсолютный слух
К двум годам экстрасенсорное восприятие, если его не поддерживать играми, полностью затухает.
В 3 года начинает активно вступать в свои права левое полушарие. Оно связано с речью, словами, цифрами с логическим мышлением.
Это все то, что преобладает у современного человека. Устные и письменные слова, числа становятся частью нашего мышления. И необходимо проделать очень настойчивый путь, чтобы вернуть себе способность создавать образы.
Поэтому у взрослых, в самом трудном варианте, на обучение формированию образов уходит от 6 месяцев до полугода.
Это мнение Макото Шичиды, японского профессора, придумавшего методику развития способностей с рождения. О ней можно почитать здесь (откроется в новом окне).
Но хорошая новость в том, что если вы читаете эти слова, то вы давно интересуетесь этой темой и ваше правое полушарие не дремлет. Поэтому вам будет намного легче и быстрее пробудить силу образов и развить фотографическую память.
Кроме того, даже не идеальная фотографическая память дает большие преимущества. Совершенству нет предела. Но оно начинается с какого то момента.
Поэтому, в любом случае, стоит развивать память и головной мозг!
Что же нужно делать?
Эффективные упражнения
Есть много упражнений для улучшения памяти. Чаще они используются для детей, эффективно действуют также на взрослых. Но мало только знать, как упражнениями улучшить кратковременную память. Заниматься нужно регулярно, не менее 20-30 минут каждый день. Чтобы тренировка подействовала навсегда, должно пройти 1,5-2 месяца. Ученые, (да и вы сами это чувствуете,) уже доказали, что память нужно улучшать, без постоянной тренировки она постепенно ухудшается. Для этого можно использовать самые популярные упражнения. Каждое из них рекомендуется выполнять ежедневно по 5-6 раз.
«Техника Фибоначчи». Заключается в том, чтобы мысленно называть определенный ряд чисел. Каждое последующее представляет собой сумму предыдущих.
«20 слов». Нужно чтобы кто-то написал на листе 20 любых, не связанных между собой слов. Нужно смотреть на них минуту, можно проговаривать. После этого вспоминать
Важно не только количество запомнившихся слов, но и их порядок.
«Абзац». Открыть любую книгу наугад, прочитать первый попавшийся абзац
После этого нужно пересказать его как можно ближе к тексту.
«Техника Пифагора». Вечером нужно вспоминать все события дня, начиная от пробуждения. Постараться воспроизвести их в подробностях и правильной последовательности.
«Придумывание слов». Это упражнение эффективно активизирует работу мозга. Нужно на каждую букву алфавита придумывать по 10 слов.
На упражнения для тренировки памяти можно не выделять отдельного времени, а выполнять их в течение дня
Обращать внимание на постеры, запоминать 10 товаров на витрине магазина, вспоминать услышанную утром песню. Для каждого свои эффективные методы
Можно пользоваться только одним упражнением или применять все способы. Но кратковременную память можно и нужно тренировать.
Можно ли натренировать память
Развить память стараются те, кому это необходимо по роду деятельности, и те, кто заботится о своем кругозоре и пытается больше знать об окружающем мире. Если вам сложно запомнить номер телефона, нужный адрес или название книги, значит процесс запоминания пошел не так. Для того, чтобы информация надежно задерживалась в голове, ее можно натренировать.
Ребенку
Развивать память нужно буквально с пеленок, во взрослом возрасте это избавит человека от многих проблем с усвоением, переработкой и воспроизводством информации.
Для этого родителям советуют использовать несколько трюков, которые будут держать мозг ребенка в тонусе:
Говорите с ребенком
Важно давать малышу возможность выговориться. Спросите, как прошел его день, чем он занимался, чем занимались другие дети
Поначалу рассказ может выйти сбивчивым, но со временем его рассказы будут обрастать новыми деталями, а качество памяти улучшится.
Читайте книги. Простой совет, который поможет развить вербальную память. Сказка на ночь поможет ребенку составлять зрительные образы и запоминать новые слова, выученные наизусть стихотворения помогут пополнить словарный запас.
Играйте в слова и ассоциации. Зрительная память – одна из важнейших при развитии ребенка. Ему гораздо проще запоминать слова, видя перед собой предметы. Например, можно играть с ребенком в игру, в которой нужно сгруппировать карточки с картинками овощей, фруктов, растений, животных.
Главное в занятиях с ребенком – системность и постоянство. Если заниматься развитием памяти с младшего возраста, в будущем это позволит ребенку преуспеть в учебе и выбранной профессии.
Взрослому человеку
Взрослому человеку сложнее развить память, чем ребенку, но это возможно. Как и в случае с детьми, нужно придерживаться системности и постоянно прокачивать этот навык. Самый действенный способ – заучивание отрывков текстов и стихотворений. Мозг настраивается на запись информации, тренируется структурировать полученные знания и воспроизводить их в положенном порядке.
Также можно попробовать свои силы во всевозможных играх на запоминание. В некоторых требуется запомнить последовательность чисел, где-то нужно определенный промежуток времени смотреть на фигуры, а потом постараться их нарисовать. Помочь в развитии памяти могут игры на логическое мышление, например, шахматы, или участие в викторинах, которые, помимо всего прочего, расширят кругозор.
Натренировать память можно и сидя за рабочим столом, возьмите ближайший к вам предмет, посмотрите на него 20 минут, спрячьте и постарайтесь подробно его описать. Это упражнение отлично развивает зрительную память.
Что нужно знать, чтобы лучше запоминать?
Как же заставить поступающую к нам информацию «наслаиваться» на уже полученную, объединяясь с ней, чтобы пополнять и обогащать наши знания, «упаковываться» в долговременную память и извлекаться из неё по мере необходимости? Этот вопрос давно занимает психологов и педагогов, и в ходе исследований были выявлены некоторые общие принципы, помогающие процессу запоминания:
Мы лучше запоминаем то, что делаем самостоятельно: в процессе выполнения нам приходится задействовать внимание и мышление, то есть нам приходится продумывать, а затем осознанно закреплять на практике то, что нужно запомнить
В процессе этой работы выявляются не сразу осознанные в процессе восприятия «нестыковки», выяснение непонятых моментов восполняет пробелы в понимании и помогает осознанно закрепить материал в памяти.
Мы лучше запоминаем, если то, что нужно запомнить, отвечает нашим нуждам, интересно, важно и может пригодиться
В противном случае даже многократное повторение не принесёт качественного результата.
Мы лучше запоминаем, если понимаем. При этом понимание и осмысление должны быть едины, и запоминать нужно уже после понимания и осмысления, чтобы выстроить общую картину
В противном случае запомненные отдельные детали и формулировки могут искажать восприятие полноценной картины. Дело в том, что понимание и запоминание – две разные задачи, и внимание «раздваивается» между ними, что усложняет запоминание. Вместе с тем, осмысленный и понятый материал может недостаточно хорошо закрепиться в памяти, если к нему не возвращаться повторно. Причём повторное обращение должно быть активным. Например, можно пересказывать осмысленное и запомненное.
Пересказ – прекрасный способ определить, что запомнилось, а что – нет, акцентировать внимание на том, что было упущено во время пересказа. Результаты исследований свидетельствуют о том, что продуктивность запоминания намного выше, если, например, не три раза прочитать материал и воспроизвести, а прочитать, воспроизвести, снова прочитать с акцентом внимания на то, что было упущено при пересказе, и только после этого снова воспроизвести.
Как не забыть то, что выучил? Например, если нужно выучить наизусть? Лучший результат будет достигнут, если следовать такой схеме: первое повторение – через 15 минут после выучивания, второе – через 8 часов, третье – через сутки. Перед сном и утром – лучшее время для повторений.
Замечено, что при изучении материала лучше запоминается информация, поданная в начале и в конце (так называемый «эффект края»), поэтому информация, находящаяся в середине, нуждается в более внимательной и глубокой проработке. При подаче материала то, что наиболее важно, имеет смысл размещать в начале или в конце: так он воспримется лучше.
Гораздо эффективнее запоминается материал, если изучать его понемногу ежедневно, а не пытаться «штурмовать» длительным и утомительным занятием за один день.
Доказано, что для наилучшего запоминания информации необходимы перерывы между напряжённой умственной деятельностью. Причём нужно именно отдыхать, не переключаясь на восприятие другого материала, то есть постараться не «зависнуть» в Интернете, например, а пройтись, подвигаться, немного размяться. Таким образом, прежде чем перейти от изучения одного сложного задания к другому, необходимо дать себе 15 минут перерыва, в противном случае происходит ретроактивное торможение. За период отдыха действие торможения снимается, и вы снова становитесь способны активно запоминать.
Исходя из особенностей запоминания, можно сформулировать 9 практических советов, помогающих расширить возможности нашей памяти.
Упражнения для развития памяти
Каждый вечер вспоминайте события дня
Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.
Записывайте сны
У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!
Скачайте на телефон игры для развития памяти
Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.
Запоминайте ценники на продукты
Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».
Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт
Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.
Картинки найди 10 различий
Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.
Отдельно разработанные системы
Методики
Существуют специально разработанные, признанные в психологии методики. Но, прежде чем работать с ними, нужно усвоить ряд нюансов:
- они не универсальны и часто развивают только какой-то один аспект (запоминание, хранение, воспроизведение) или определённый вид (зрительную, слуховую, смысловую, двигательную);
- в связи с этим нужно использовать сразу несколько, чтобы они взаимодополняли друг друга;
- они индивидуальны: кому-то подходят, а кому-то — нет.
Небольшой обзор самых популярных методик поможет сделать правильный выбор.
Диаграмма связей
Другие названия: интеллект-карта, карта мыслей (ума), mind-map, ассоциативная (ментальная) карта.
Суть: в центре изображается основная идея (мысль, проблема), и, исходя от неё, рисуется целое древо — пути решения. Развивает логическую и профессиональную память.
Пример интеллект-карты
Методика Бехтеревой
Суть: нужно ставить перед собой сверхзадачи, даже если изначально они кажутся невыполнимыми. Также она советовала для развития мозга и памяти ежедневно прочитывать хотя бы несколько страниц любого текста и заучивать наизусть хоть какую-то информацию.
Японская методика
Суть методики максимально проста, однако она уже доказала свою высокую эффективность. Нужно 15 мин. в день решать любые математические примеры, задачи, уравнения и 15 мин. в день читать вслух любые тексты с пониманием их смысла.
Цель — развитие интеллекта и памяти.
Методика скорочтения
Суть: повышение техники чтения при сохранении полного понимания смысла текста.
Основные приёмы — тренировка диагонального чтения, расширение угла зрения при чтении, деконцентрация, разорванный текст и др.
Развивает логическую память.
Методика спецслужб
Подробно расписана в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб». Однако предлагаемые в ней способы не представляют собой ничего таинственного и входят в большинство программ по мнемотехнике: ассоциации, метод Айвазовского и другие.
Программы
В детских садах и школах воспитатели и учителя используют коррекционно-развивающие программы для совершенствования памяти, мышления и внимания у детей:
- дошкольного возраста: программы А. Афанасьевой, О. Истратовой, Н. Самоукиной;
- в начальной школе: Е. Лапп и С. Хайрушевой;
- в среднем звене: Л. Черемошкиной.
Для подростков и взрослых программы составляются индивидуально, так как к 14-16 годам уровень когнитивных способностей у каждого человека существенно различается и зависит от того, насколько он был развит до этого.
Об особенностях развития памяти в зависимости от возраста, читайте в наших отдельных статьях:
- Развитие памяти у взрослых
- Развитие памяти у детей
Техники
Чтобы максимально развить память, можно использовать современные техники, одна из самых популярных — мнемоника. Это специально разработанная система, объединяющая в себе приёмы, облегчающие фиксацию, запоминание и воспроизведение только самой необходимой информации.
Цель — увеличение объёма памяти.
Основной метод — ассоциации, когда конкретный объект или факт заменяется абстрактным понятием. Оно может иметь визуальную, слуховую или тактильную природу.
Мнемоника активно использует такие методы, как:
- создание логически законченных предложений из первых букв той информации, которую нужно запомнить (самый яркий пример — присказка про фазана и охотника, чтобы не забыть последовательность цветов радуги);
- рифмы;
- созвучия;
- яркие ассоциации;
- методы Цицерона и Айвазовского;
- закономерности.
Мнемоника использует как простейшие методики, так и достаточно сложные.
Есть и другие технологии, развития когнитивных способностей, которые опираются на чётко разработанную методическую систему. Это эйдетика (сочетание зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, вкусовых, обонятельных образов) и «Джордано» (сложная методика, основанная на квазиголографической природе функционирования мозга).
https://youtube.com/watch?v=S6a1j0wegw0
Заключение
Развитие памяти тесно связано с развитием внимания и мышления. Чтобы получить гармоничную тренировку всех граней сознания, нужно делать упражнения не только на отдельные психические функции, но и на визуализацию. Мы подготовили чек-лист, с помощью которого вы сможете тренироваться и получить результат.
Главное — правильно поставить цель и понять, для чего вы хотите тренировать память.
Не пренебрегайте системой повторения. Это важная часть механизма запоминания.
Осваивайте новое, учитесь и стимулируйте создание новых нейронных связей.
Замените зубрежку на ассоциативное запоминание. Полезно развивать и фоновое запоминание.
Начинайте не с памяти, а с развития воображения.
Тренируйте память с помощью запоминания парной (упражнение «Парочки») и последовательной (упражнение «Цепочки») информации.
Тренируя память ребенка, учитывайте его возраст
Используйте игровые механики и демонстрируйте легкость запоминания своим примером.
Занимаясь памятью, включайте упражнения на произвольное внимание.
Если мы говорим про прокачку мышления, то тренировка способностей к визуализации информации — один из главных критериев его развития.
Заключение
Давайте отметим:
- Спорт помогает держать в тонусе не только тело, но и мозг. Находите возможность для физической активности даже во время работы или учебы — это повысит вашу продуктивность.
- Хотите помнить все? Выбирайте для своего меню подходящую пищу: грецкий орех, морскую капусту, черный шоколад, продукты, богатые антиоксидантами.
- Полноценный сон и медитация повышают концентрацию и восприятие информации.
- В аптеках немало препаратов, которые оказывают положительное влияние на мозговую деятельность.
- Тренируйте свою память с помощью онлайн-тренажеров.
Вы подошли к концу моей статьи. И я буду благодарна, если вы нажмете на кнопку социальных сетей внизу или поделитесь своим опытом улучшения внимания и памяти.
Также подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить все самое интересное.
До встречи в следующей статье!