Дары фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста

О методике

Задача методики в том, чтобы при помощи игры стимулировать и направлять ребенка к познанию мира, к его основному предназначению, взаимодействию с природой. Здесь отдельное место занимает естествознание и природоведение, так ребенок легче познает суть вещей и окружающий мир.

По мнению Фребеля детские сады возникли в его голове не случайно. Они необходимы маленьким деткам дошкольного возраста, так как предполагают общение со сверстниками, игры с ними. Коллективная деятельность благотворно сказываются на развитии и воспитании.

Детский сад в его понимании, это не просто присмотр за маленькими детками, а работа с душой и телом, взаимодействие с природой и людьми.

Так же везде и все должно быть объяснено и прокомментировано, в играх использованы коллективные песни. Речь — это тоже неотъемлемый атрибут образования.

Так он заметил в поведении детей, что они тянутся к друг другу, копируют действия друг друга, помогают друг другу. Старшие обучают младших. Именно здесь впервые появляются поступки и следствия, приятие самостоятельных решений, планирование и деятельность.

Сейчас это кажется довольно обыденными принципами, но для 19 века это просто революционный переворот.

дары Фребеля

Плюсы и минусы метода

Много воды утекло с тех пор, в корне поменялись программы развития в детских садах, но основные игры мы позаимствовали из этой методики.

Фребель четко разграничивает деятельность ребенка, это означает, что маме необходимо постоянно заниматься с ребенком, что практически невозможно психологически. Ведь постоянно приходится выполнять какие-то дела по дому например, не говоря уже о себе любимой позаботиться.

По предложенным играм и игрушкам слишком мало для общего развития современного ребенка

Несомненно детские сады полезны и используются по сей день

Раннее развитие ребенка сегодня довольно актуально и мало кто о нем не слышал. Хорошо и то, что доступны многие методики по которым вы можете выбрать наиболее приемлемый метод воспитания для своего ребенка или сочетать несколько методик. Таким образом вывести для себя свой уникальный метод развития. Фребель система воспитания, поговорим о ней. Об авторе

Эта методика является самой древней из всех известных. Ее создатель Фридрих Фребель (годы жизни 1782 — 1852 гг) — немецкий педагог и воспитатель дошкольников. А так же является автором литературных трудов по тематике воспитания человека и автором детских песен.

Ф. ФребельИменно ему мы обязаны «детским садам», он ввел это понятие и структурировал программу для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, где использовал для занятий свои первые развивающие игрушки. Это бумажные оригами, головоломки и кубики, первые конструкторы и мячи. Свои изобретения для детей он называл «дарами Фребеля».

В своей работе с детьми Фребель делает вывод, что ребенок раскрывается в игре, это его основная деятельность.

Он считал,что каждый ребенок от рождения наделен четырьмя интстинктами: религиозным, деятельным, познавательным и художественным. Он рекомендовал дать ребенку свободу движений и больше активных игр на свежем воздухе, ежедневные прогулки.

Присутствие воспитателя, как наставника или родителя, который бы постоянно находился рядом с ребенком.

«Дары Фрёбеля»

Как и обещали, рассказываем о составе игрового набора – системе игрушек, тренирующей различные навыки и умения. Всего «даров» насчитывается шесть. 

  1. 7 мячиков на ниточке всех цветов радуги — учат различать цвета и ориентироваться в пространстве (вверх, вниз и пр). 
  2. Шар, куб и цилиндр одинакового размера – знакомят с геометрическими формами и их различиями. 
  3. Третий, четвёртый, пятый и шестой наборы – кубы, разделённые на несколько частей (кубики, призмы, кирпичики и пр.) Используются как конструкторы для построек.

Кроме того, учёным были разработаны и так называемые «формы жизни» для построек: здания, мосты, башни и пр.

Принципы воспитания

Если главное в методике детского развития и обучения – это проверка временем, то эта заслуживает почётное звание ветерана, ведь придумана она была более 250 лет тому назад. 

И как мы уже отметили выше, система подарила нам не только научные труды и основы педагогической деятельности, но и детский сад! По словом немецкого педагога, kindergarten – необходим в становлении личности не меньше, чем родительская любовь.

Попробуем кратко обозначить основные аспекты методики: 

Игра. Именно она признана учёным главным образовательным элементом, через который ребёнку легче понять мир и развиваться. Фрёбелем был разработан целый игровой комплекс: мячи, набор блоков (конструктор), которые должны путём перемещения складываться в кубическую коробку, бумажные оригами — эти игры с ранних лет в доступной форме на практике объясняют малышам правила геометрии, формируют пространственное мышление. Более подробно о «дарах» мы поговорим ниже. 
Развитие речи

Здесь педагог говорил о важности развития мелкой моторики, так как был убеждён, что работа с бумагой, палочками, красками, лепкой положительно влияет на речь. Во время творческих занятий дети должны беседовать и обсуждать происходящее. 
Окружение любовью

Фрёбель настаивал, с детьми надо заниматься тем, что им действительно нравится. Так, в его детском саду дети много пели, слушали истории о животных и ухаживали за цветами.
Коллективное воспитание. Учёный считал, что детям очень важно как можно больше времени проводить со своими сверстниками. 
Отсутствие наказаний. Педагог отрицал жестокость любого рода по отношению к детям. 

Ясли и детские сады Красноярска

Найдите лучшее место для воспитания и развития своего ребёнка!

В заключении хотелось бы добавить, что учёный выступал за регламентацию деятельности ребёнка. Родитель и воспитатель — проводники, они берут на себя задачу ограничивать малыша в его занятиях, уделяя время всем аспектам развития

Это важно для воспитания сильной и развитой личности.
 

Другие статьи

Фитнес-клубы с детской комнатой в Красноярске

Быть спортивными родителями маленького ребёнка не только модно, но и можно! Ведь сегодня некоторые центры идут навстречу своим клиентам, предлагая не только новые программы и бонусные предложения, но и игровые комнаты. Специально для вас мы подготовили обзор спортивных клубов, в которых можно оставить малышей под присмотром во время тренировки.

Фехтование для детей в Красноярске

Никто не спорит с тем, что спорт благотворно влияет на развитие вашего ребёнка. Однако всё больше родителей предпочитают отвести своё чадо не в бассейн, на футбольное поле, волейбольную или баскетбольную площадку — в моду входят менее популярные направления. Одно из них — фехтование. Мы решили подробно рассказать об этом занятии и выяснить все нюансы.

Плюсы

Первое и несомненное преимущество — это вклад учёного в институт дошкольного образования. С его помощью детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Великий педагог создал целостную методику, оснастил её практическими пособиями и воплотил в жизнь.

Второй плюс — максимальное внимание ребёнку. Так или иначе, а родительское внимание дорогого стоит

Хорошо, если вы проводите с малышом максимум времени, но далеко не все родители придерживаются этого правила — и не так уж важно, какой системы развития вы придерживаетесь. Третий плюс — последователи

За годы существования методики на её основе возникли другие, труды Фрёбеля до сих пор остаются актуальными и используются в дошкольном образовании, а это означает, что есть смысл использовать её положения для воспитания и развития собственных детей

Третий плюс — последователи. За годы существования методики на её основе возникли другие, труды Фрёбеля до сих пор остаются актуальными и используются в дошкольном образовании, а это означает, что есть смысл использовать её положения для воспитания и развития собственных детей.


 

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Ход деятельности:

— Дорогие ребята! У каждого из вас есть семья. Я хочу знать, хорошо вы знаете членов семьи. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Ну конечно это….(мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?-

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш….(папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …. (дед)

Кто веселый карапуз-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой….(братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?-

Очень модная девчонка-

Моя старшая….(сестренка)

Воспитатель: — В каждой семье есть свои традиции. Традиции – это обычаи, действия связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили мамы, бабушки, дедушки. Например, если у вас какой — нибудь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.

— Мы салат для мам готовим.

— Мы порежем и посолим (стучат ребром одной ладони о другую)

— Помидоры, огурцы (сжимают и разжимают кулаки)

— Скажут мамы: «Молодцы!» (Хлопают в ладоши)

— Есть и зелень и салат (разводят руки в стороны)

— То-то папа будет рад! (круговыми движениями потирают живот).

— Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Пир на весь мир».

— Я обед готовить буду.

Достою свою посуду,

Вот кастрюля – суп сварился.

В этой миске винегрет.

Чай зелёный заварился.

Приходите на обед! (Р. Горенбургова).

Дети садятся за стол. Делают из наборов (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1, мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.

Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда.

Рефлексия. «Солнышко»

9. Игра «Волшебники»

Цель. Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

Предварительная работа. Прослушивание песни Ю. Энтина «Где водятся волшебники?»

Фрёбель. Дары Фребеля — Конспект интегрированного занятия для второй группы «Наши мамы и папы» с использованием дидактического пособия «Дары Фребеля«

Публикация «Конспект интегрированного занятия для второй группы «Наши мамы и…»
Конспект интегрированного занятия для 2 младшей группы «Наши мамы и папы» с использованием дидактического пособия «Дары Фребеля» Мигранова Э. Ф. Цель: Развитие навыков конструирования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Задачи: Образовательные: Уточнить представление…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»» Составители: Забытина М.В. воспитатель Семенычева А.В. воспитатель Данная рекомендация разработана для детей от 1.5-4 лет. Актуальность разработки: При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля»,…

Итоговый педсовет «Цветочная феерия фребеличек»
Цель педагогического совета – подведение итогов деятельности дошкольного учреждения и результатов работы сотрудников за истекший год. Объединение усилий коллектива МДОБУ для повышения уровня воспитательно — образовательного процесса. Повестка заседания: 1. Вступительное слово…

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Матрешкины подарки». Шерстянные шарики Фребеля
Тема: «Матрешкины подарки».Шерстянные шарики Фребеля. Составила: воспитатель Глазырина А.Г Цель: Познавательное развитие и речевой творческой активности детей. Развивать внимания, речь, обогащать словарный запас, закрепления цвета. Задачи: 1.Образовательная. Обогатить…

Фрёбель. Дары Фребеля — Фотоотчет «Игра с «Дарами Фрёбеля»

Статья «Фотоотчет «Игра с «Дарами…»
Вопросы развития познавательных способностей и воспитания правильного поведения детей всегда интересуют родителей. Умеет ли ребенок достигать цели в игре? Договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только…

Конспект совместной деятельности в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Конспект совместной деятельности в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» Тема: «Лекарства для больных зверей» Цель: формирование элементарных представлений о медицинской помощи. Задачи: — продолжать учить аккуратно раскладывать детали опираясь на…

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе с использованием игрового набора Ф. Фребеля
Конспект по ФЭМП во второй младшей группе с использованием игрового набора Ф. Фребеля. Разработал: воспитатель Мелкозёрова Татьяна Алексеевна ЦЕЛЬ: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике. ЗАДАЧИ: образовательная: — продолжать учить считать в пределах 4…

Конспект НОД по развитию конструктивной деятельности у детей 3–4 лет с использованием наборов «Дары Фрёбеля»
Тема: «Транспорт для Незнайки» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Задачи: 1. Формирование познавательных действий; развитие интересов детей,…

Фрёбель. Дары Фребеля — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
4 …

Минусы

Как и у любой системы дошкольного образования, у методики Фрёбеля есть свои недостатки. Расскажем о некоторых из них, напомнив, что все они субъективные, как и преимущества.

Первое — это чёткое регламентирование деятельности дошкольника. В отличие от других систем воспитания, малышу не дают в полной мере быть самостоятельным. И это не нравится многим родителям. Во-первых, ребёнку приходится уделять больше внимания (вы ведь должны следить за тем, что делает ваш сын или дочь постоянно). Во-вторых, не все детские сады Красноярска могут предложить вам обучение по этой методике. В этих дошкольных учреждениях ребёнок, скорее всего, будет предоставлен самому себе довольно продолжительное время, что противоречит сути системы.

Второе — обучающий материал и низкие показатели. Если верить основному замыслу, то игры со складыванием бумаги, упражнения с мячом или деревянным конструктором должны развивать ребёнка. Польза их, конечно, бесспорна,  но у педагогов возникают сомнения — достаточно ли таких упражнений для высоких результатов?

Третье — ребёнок не вырастает самостоятельным. Такое противоречие ощущается сильнее всего. С одной стороны, мы развиваем гармоничную личность, распределяем свободное время малыша целиком и полностью, но у отсутствия самостоятельного досуга по интересам есть и обратная сторона. Он будет уметь принимать решения, отвечать за свои поступки, но только за те, на которые ему указали окружающие.
 

Ход игры.

Слышен шум ветра.

Воспитатель: Ребята, что это за шум? Может это ураган или буран? Чем могут быть опасны эти явления природы для человека? Какие вы ещё знаете стихийные бедствия? Друзья мои, а хотите испытать на себе опасность стихийного бедствия?

Для этого нам необходимо построить разные дома, каждый сам себе.

Когда строительство закончено воспитатель показывает, как можно изобразить землетрясение (стучать ладошками по столу) и ураган (дуть со всех сторон с большой силой).

Наконец – то прекратились стихийные бедствия, теперь необходимо провести «восстановительные работы». Ребята, как вы думаете почему ваши дома разрушились? Может мы теперь попробуем построить более устойчивые дома? (Ситуация проигрывается ещё раз).

Рефлексия деятельности. Дошкольники отвечают на вопросы,предложенные педагогом:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector