Как помочь ребёнку выбрать будущую профессию (и как помешать)

Содержание:

Кого читать, чтобы планировать свою карьеру

У специалистов сферы HR и экспертов в карьерных стратегиях часто можно подсмотреть полезные приемы. Например, как вести себя на собеседованиях или что читать (смотреть), чтобы быть в курсе новостей рынка труда.

Елена Резанова — специалист по карьерным стратегиям и самореализации, автор книг. На ее странице есть полезные эфиры, рекомендации фильмов и книг «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя» и «Сейчас. Блокнот для выхода из тупика», постов о карьере и психологических аспектах саморазвития.

Карьерный консультант Елена Иванчикова на своей странице пишет о том, как планировать карьеру, готовиться к собеседованиям, развивать навыки самопрезентации. В рубрике #карьерапосредам Елена публикует видео разных аспектах развития карьеры.

Елена Гоноровская пишет о том, как в обычных ситуациях можно заметить психологические и профессиональные моменты, которые будут влиять и на карьеру. В постах делится полезной информацией, связанной с HR, изменениями на рынке труда.

Максим Спиридонов — генеральный директор «Нетологии» и основатель онлайн-школы «Фоксфорд» пишет об образовании, бизнесе и трендах. На его странице много анонсов масштабных мероприятий, интервью и ссылок на статьи про обучение и предпринимательство.

Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон

дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Говорите с ребенком о будущем

Рассказывайте, как вы его видите, слушайте, как он видит его. Не давите своими приоритетами, лучше просто фантазируйте. Попробуйте поговорить о профессиях будущего. О каком-нибудь воспитателе роботов, например. Есть такая книга, даже исследование — «Атлас новых профессий». К нему можно относится по-разному, но для начала разговора о профессиях с ребенком он может подойти. С помощью таких диалогов, вы поймете, как видит ребенок мир и какое место в нем он хочет занять.

Говорите с ребенком о прошлом

Вспомните себя, свои школьные и институтские годы. Первые шаги, а может быть, ошибки. Ваши первые попытки заработать и т. д. Попробуйте честно рассказать вашему ребенку про сложности отношений в коллективе, про разных людей и разные мнения. Безусловно все это будет восприниматься через определенную призму юношеского максимализма, но базовые тезисы взрослой жизни отложатся в памяти у вашего чада.

Смотрите с ним правильные фильмы

Хотя бы пару раз в месяц просматривайте вместе научно-популярные фильмы. С помощью подобной информации, вы быстро поймете, что нравится вашему ребенку, а что ему безразлично. Подобная методика относительно быстро принесет свои результаты, и вы с большой долей вероятности поможете ребенку выбрать профессию и не ошибиться. Может быть ваш ребенок увидит в себе инженера-конструктора, военного или научного исследователя

Только тут важно понимать и отсеивать семена от плевел. Если после просмотра исторической документалистики ваш ребенок начал собирать модели танков, участвовавших в первой мировой войне, это совсем не значит, что ему интересна профессия конструктора или танкиста

Может быть ему просто интересна тема истории или геральдики.

Знакомьте его с профессиями

Во многих зарубежных школах есть такая практика, как знакомить детей с профессиями, когда на уроки приглашают родителей, дабы они рассказывали о том, чем они занимаются в жизни и как это помогает им. Вы вполне можете предложить подобное на одном из родительских собраний. Если это не вызовет у других родителей одобрения, то вы вполне можете, как альтернативу, использовать интернет или документальные фильмы. В сети есть много информационных роликов о профессиях. Главное, не давите, и не отбейте желание изучать подобный материал.

Помогите ребенку заработать первые деньги

Очень важный момент который поможет ребенку выбрать профессию — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Но придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

Отправляйте ребенка учиться именно в университет, а не в колледж

Чтобы не тратить лишние годы, мы рекомендуем отправлять ребенка учиться именно в университет. А не в колледж.

У профессиональных технических училищ действительно есть ряд преимуществ. Там не очень сложные экзамены. Более дешевая стоимость обучения, чем в университете. А также есть возможность освоить нужную профессию всего за несколько лет.

Однако, у колледжей есть и минусы. Они заключаются в том, что ребенок может не захотеть учиться дальше. И не пойдет в ВУЗ.

А еще, основной минус колледжа заключается в его контингенте. В нем ребенок может связаться с плохой компанией. Начать курить сигареты, употреблять алкоголь, и даже наркотики. Это чревато негативными последствиями.

В университете же, зачастую, учатся ребята, которые ведут здоровый образ жизни. А еще, работодатели охотнее нанимают людей с высшим образованием. Чем со средним техническим.

Профессии будущего, на которые стоит обратить внимание

Мы собрали 12 профессий из четырёх сфер, которые будут востребованы, когда ваши дети будут выпускаться из школы. Если вы боитесь перемен на рынке труда, внимательно изучите специальности из этого списка!

Точные науки

  • Инженер-робототехник — специалист, который занимается разработкой роботов, которые помогут человеку в сельском хозяйстве, медицине и других важных отраслях.
  • Специалист по data science — программист, который разрабатывает информационных систем. Уже сейчас эти профессионалы нужны на рынке! В этой статье вы найдете еще несколько профессий в IT, которые будут наиболее перспективными в ближайшие годы.
  • Оператор роботехнических комплексов — сотрудник предприятия, ответственный за правильное функционирование роботов и оборудования в целом

Естественные науки

  • Урбанист-эколог — профессионал, призванный сделать город более комфортным и менее вредным для окружающей среды. Создание «зелёных» зон, разработка систем переработки вторсырья, уменьшение вредных для экологии выбросов — обязанности этого специалиста.
  • Нанотехнолог — профессия находится на стыке естественных и точных наук. Нанотехнологи занимаются разработкой материалов с помощью инновационных технологий.
  • Биофармаколог — специалист, который разрабатывает лекарства с помощью методов генной инженерии. Модернизированные виды полезных бактерий заменят синтетические вещества в лекарстве.

Гуманитарные и социальные науки

  • Компьютерный лингвист обучает машины человеческому языку, создаёт автоматические переводчики. Профессия требует знания лингвистики, филологии и программирования.
  • Разработчик пользовательского интерфейса делает внешний вд сайта удобным для пользователя. Вы видели страшные сайты с кучей разделов и подразделов? Их создали дотошные программисты, который ориентировались на оптимизацию, а не на удобство. Гуманитарий сделает пользовательский интерфейс более комфортным.
  • Менеджер краудинвестиционных платформ — специалист, который оценивает перспективность новых стартапов. Еще он продвигает их на краудфандинговых платформах, уже популярных в мире и набирающих популярность в России. 

Хотите помочь подростку выбрать профессию? Запишитесь на программу профориентации «Система Выбор». Она поможет ребёнку открыть интересы и способности, познакомиться с миром профессий через занятия с коучем и интервью со специалистами.

Этап подбора профессии #2: Выбор специальности и ВУЗа

Предложите ребенку выбрать актуальные профессии, которые востребованы на рынке

На этапе подбора ВУЗа для дальнейшего обучения, проанализируйте рынок труда вашей страны. Определитесь с тем, какие профессии пользуются популярностью. И какие из них являются высокооплачиваемыми.

Делайте ставку на те профессии, которые имеют спрос на рынке. А не на те, которые являются престижными.

Например, профессия «инженер» — намного престижнее, чем «программист». Однако, она подойдет далеко не всем детям. А только тем, которые разбираются в технических науках. И тем, которые предрасположены к ним.

К тому же, в некоторых странах программисты получают больше денег, чем инженеры.

Также, при подборе профессии всегда ориентируйтесь на интересы чада. Ему должна нравиться та специальность, которую вы предлагаете ему выбрать.

Если стоит выбор между профессиями «программист» и «инженер», где вы выступаете за то, чтобы ребенок стал инженером, а он хочет быть программистом, то пусть поступает в ВУЗ, который ему нравится. На программирование.

После того, как ребенок определится с профессией, помогите ему удостовериться в правильности выбора.  Организуйте беседу с представителем определенной специальности. Который работает по ней.

Например, если чадо хочет стать педагогом, то обзвоните своих друзей. Наверняка вы знаете кого-то, кто работает по этой специальности.

Устройте ребенку встречу с педагогом. Попросите его рассказать обо всех особенностях профессии:

  1. Количестве бумажной работы.
  2. Том, насколько стрессоустойчивым нужно быть для работы учителем.
  3. Об уровне заработной плате.
  4. Об уважении со стороны работодателей.

И так далее.

Как мы знаем, у учителей очень много бумажной работы. На только лишь проведении уроков в школьное время их рабочий день не заканчивается. 

Когда дети уходят, педагоги проверяют тетрадки. Заполняют ведомости, журналы. Создают планы-конспекты уроков. И так далее.

На этапе беседы с представителем определенной профессии, ребенок сможет понять, подходит ли она ему. И хорошее ли соотношение показателей «количество работы/заработная плата».

Если условия чаду не понравятся, то он сможет отказаться от специальности, пока не начал на нее учиться. 

Если же ребенок окончит ВУЗ, и только потом узнает обо всех тяготах работы по определенной профессии, это может закончиться довольно плохо. Существует вероятность, что он больше не захочет работать по специальности. 

Побеседуйте с представителем каждой профессии, которую хочет выбрать ребенок. Делайте это до тех пор, пока подросток окончательно не выберет конкретную специальность. И не начнет учиться по ней.

Когда ребенок окончательно определится с профессией, помогите ему подобрать ВУЗ

После того, как выбор специальности будет успешно завершен, переходите к следующему шагу. Подбору высшего учебного заведения.

Проанализируйте университеты вашего города. Определите, обучают ли в них нужной специальности:

  1. Если соответствующий факультет в ВУЗе существует, то можете отдавать ребенка туда. 
  2. Если же нужной специальности в вашем городе не обучают, то присмотритесь к загородным университетам. Например, если вы живете в регионах РФ, то можете отправить ребенка учиться в Москву или Питер. 

Покажите вашему ребенку список ВУЗов для поступления. Дайте ему возможность самостоятельно выбрать, где учиться. 

И после этого переходите к следующему этапу.

Узнайте, что нужно для поступления в выбранный вами ВУЗ

Когда вы с ребенком выберите ВУЗ, в который он хочет поступить, переходите к следующему этапу. Узнайте, какие документы нужны для поступления в высшее учебное заведение. Какие ЕГЭ нужно сдать. А также то, нужно ли проходить конкурс.

Например, если ребенок будет поступать на факультет журналистики, помимо сдачи ЕГЭ ему может понадобиться пройти собеседование. Или написать вступительный экзамен.

Эти аспекты нужно уточнить перед поступлением в университет. Чтобы ребенок смог подготовиться к экзаменам. И чтобы у него не возникли проблемы во время поступления.

Откажитесь от тестов на профориентацию

Ни в коем случае не прибегайте к тестам на профориентацию для определения подходящей специальности. С помощью них вы не сможете со 100%-ой вероятностью определить, какая профессия подходит вашему ребенку. Поскольку подобные тесты дают данные с погрешностью.

Например, они могут выдать результат, в рамках которого ваш ребенок предрасположен к профессии «журналист». Хотя он не любит работать на публику. А просто хорошо пишет сочинения.

Уже к 10-11 классу ваш ребенок будет сам понимать, кем он хочет стать. Как минимум, на подсознательном уровне.

Как помочь ребёнку выбрать будущую профессию?

Не каждый школьник может осилить программу по чтению, которую рекомендуют учителя на лето, что уж говорить о выборе дела на всю жизнь. Поэтому без родительского участия здесь не обойтись.

Как же подсказать своему ребёнку, направить его в правильное русло так, чтобы он потом не пожалел о сделанном выборе и не потратил зря время на учёбу? Вот несколько советов:

Воспитывайте самостоятельность.
Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность, избегайте гиперопеки, формируйте ответственность, распределяйте обязанности между членами семьи

При этом важно направлять ребёнка, но не управлять им. И чем раньше вы начнете этим заниматься, тем больше это вам поможет в дальнейшем

Тогда к окончанию школы ребёнок уже сам будет знать, что ему нужно, и сможет самостоятельно сделать выбор.

Профессия должна быть любимой.
Внимательно изучайте сайты, центры занятости, рассматривайте предлагаемые вакансии. Возможно, перед поступлением нужно будет посещать соответствующие подготовительные курсы. Во многих вузах и компаниях регулярно проходят дни открытых дверей. Там можно узнать подробную информацию и сделать вывод, подходит это вашему ребёнку или нет. Самое главное, чтобы это было интересно ему самому. Как сказал мудрый Конфуций: «Найди дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».

Рассмотрите вариант учёбы в другом городе или стране.
Зачастую мы ограничиваем выбор своего ребёнка профессиями, представленными в родном городе. Почему? Просто нам так удобно. Одна мысль, что любимое чадо будет где-то без родительского присмотра, приводит в ужас. Не стоит забывать, что это его будущее. Расширяйте горизонты поиска. Не ориентируйтесь на любимый предмет в школе.

Наша логика такова: хорошо идет математика – значит, надо учиться на специалиста IT, литература – на филолога, биология и химия – нужно связать свою жизнь с естественными науками. Но главное – это понять, что нравится самому ребёнку, чем ему хотелось бы заниматься в жизни. Зачастую, тот факт, что предмет даётся и по нему стоит оценка «отлично», ещё не означает, что ребёнку он нравится. К тому же ребёнок развивается, и с возрастом меняются его интересы. Нужно определить, какое направление ему близко, а способности всегда можно усовершенствовать.

Не обязательно поступать в вуз сразу после школы.
Если ребёнок еще не определился с выбором профессии, дайте ему время. Пусть пару лет поработает, познает себя, и тогда уже сможет сделать более осознанный выбор. Можно для начала пойти в колледж или в армию. Рано или поздно решение обязательно придёт.

Не заставляйте заканчивать обучение, если оно не по душе.
С 18 до 23 лет идёт возраст становления. Иногда в это время приходит осознание о неправильности сделанного выбора. Не стоит упрекать ребёнка, говоря: «Если уж поступил в институт – заканчивай». Осознанный выбор принесет гораздо больше пользы, чем тот, что сделан неправильно. Поддержите своего ребёнка!

Как родители могут помочь подростку с выбором профессии

2. Учитывайте предпочтения и способности ребенка

Чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, следует помочь ему разобраться в себе, в своих предпочтениях и способностях. И работать над этим следует не в подростковом возрасте, а гораздо раньше: пробовать различные занятия, кружки и секции. Это поможет выявить и развить склонности и интересы, определить, что получается лучше всего, а что вызывает сложности и затруднения. В дальнейшем, когда вы с подростком будете рассматривать разные профессии, то сможете их оценивать с точки зрения необходимых навыков и компетенций.

3. Расскажите ребенку, что работа – это не всегда хобби

Однако выбирать профессию, руководствуясь только предпочтениями и вкусами, тоже нельзя. Задача родителей – донести, что профессиональная деятельность должна стать базой, которая даст возможность содержать себя и свою будущую семью. Например, тот факт, что ребенок с детства занимается спортом и даже имеет определенные успехи, не означает, что он и профессиональную деятельность должен связать со спортом. Спорт – это важный элемент и физического, и личностного развития, но в будущем он может быть просто хобби и увлечением, а для самореализации и формирования своего благосостояния может быть выбрано другое направление.

4. Узнайте, какие профессии востребованы на рынке труда

Изучите реальный спрос на рынке труда. Бухгалтеры, экономисты, адвокаты и менеджеры на сегодня являются востребованными только после достижения определенного уровня профессионализма. А это значит, что с трудоустройством по окончании обучения могут возникнуть серьезные проблемы. Рекомендуется обратиться к статистике центров занятости и далее рассматривать профессии сразу с трех позиций: востребованность, перспективность развития в ближайшие годы и уровень оплаты.

5. Познакомьтесь вместе с профессиями изнутри

Когда определен круг интересующих профессий, постарайтесь изыскать возможность для ознакомления с этой работой изнутри – различные экскурсии на предприятия, общение с работающими в этой области специалистами и т. д. Ребенок должен получить представление, в чем реально заключается работа по выбранной специальности, и как проходит рабочий день.

6. Рассмотрите оригинальные и неочевидные решения

Расширьте кругозор и выйдете за рамки привычных и «модных» профессий. Направлений профессиональной деятельности существует огромное количество, и не стоит зацикливаться на ВУЗах своего региона. Изучите вместе с ребенком, какие вообще существуют специальности, чему учат в вузах за пределами вашего города или даже страны. Возможно, его заинтересует профессия, которая не характерна для вашего региона, но востребована и перспективна в другом (туризм, виноделие, животноводство и т.д.).

7. Дайте ребенку право выбрать учебное заведение и право прервать обучение

После всех совместных рассмотрений, обсуждений и представленных аргументов хорошо бы дать время ребенку все осмыслить и сделать самостоятельный выбор. Не факт, что он понравится родителям и окажется верным. Но это будет его выбор. И следующий важный момент – если после 1-2 лет обучения по выбранной специальности ребенок поймет, что это «не его», он теперь знает, чем действительно хочет заниматься, нельзя заставлять его доучиваться ради диплома. Необходимо поддержать и дать возможность найти свой путь реализации.

Надеемся, что наши советы помогут и вам, и вашему ребенку!

София Шевченко

Фото с сайта nfourok.ru

Насколько ребенок вам доверяет

Уверенность в близком человеке даёт спокойствие и силы развиваться, творить, радоваться новому дню. Когда родители замечают, что ребенок замыкается в себе или трудные ситуации выбивают его из колеи, то часто уже пропущен момент, когда детское доверие пошатнулось. Ответив на вопросы теста, вы сможете по-новому взглянуть на свои отношения с ребенком. Пройти тест

Внутренняя и внешняя мотивация

Я занимаюсь профориентацией и коучингом профессионально уже несколько лет, работаю как с подростками, так и с взрослыми людьми. За годы работы я заметила одну важную закономерность.

Люди, которые при выборе сферы деятельности ориентируются на свои интересы и способности, реже меняют эту сферу в будущем. Такие люди больше удовлетворены работой и заинтересованы в выстраивании карьеры. Внутренняя мотивация позволяет им постоянно развиваться и получать удовольстиве. Даже когда что-то не складывается на конкретной должности, всегда можно поменять компанию, подход, получить дополнительные навыки.

Еще есть люди, которые при выборе профессии ориентируются на престиж, востребованность, средний заработок и другие внешние факторы. Часто они, уже добившись успехов в какой-то сфере, приходят к нам, чтобы поменять ее и найти свои настоящие интересы. А сколько людей, выбравших не свою сферу, пока не задумались о смене профессии! К сожалению, миллионы людей во всем мире страдают, потому что принимали решения, опираясь на внешнюю, а не на внутреннюю мотивацию.

Эта проблема распространена и среди молодых ребят. К нам в учебный центр MAXIMUM часто приходят студенты, которые уже поступили в вузы, но поняли, что выбранная специальность им не подходит. Им нужно готовиться к ЕГЭ заново — начинать эту безумную гонку сначала, так как для поступления на новые специальности часто требуются другие предметы.

Хотите избежать страданий и выбрать профессию, которая будет приносить вам удовольствие? Приходите в MAXIMUM Education на программу глубокой профориентации «Система-Выбор». Наши психологи и профориентологи ведут подростков по пятинедельной программе, которая помогает вам более четко понимать три составляющих успешного выбора: свои желания, свои способности и требования рынка труда. Мы помогаем вам понять, как принимать осознанные решения и кем стать, когда вырастешь.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять

Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка

Поясняет психолог Анна Назарова:

«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются… Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги.

Екатерина Крушинская Консультант: Анна Назарова, психолог, сотрудник кадрового агентства

Что влияет на выбор профессии?

Сначала предлагаю определиться с факторами, от которых может зависеть выбор школьника:

Востребованность профессии

Очень важный параметр в наше время — например, о профессиях «таргетолог» и «smmщик» еще 5 лет назад никто не слышал

Потому что их просто не было! Важно учитывать не только престиж профессии, но и ее перспективы на рынке в ближайшем будущем

Определиться с выбором профессии поможет в том числе «Атлас новых профессий» и постоянное погружение в реалии будущего рынка труда в тех же соцсетях.

Финансовые перспективы

Точно не стоит ставить величину будущего заработка в приоритет. Но и вовсе пренебрегать этим тоже не нужно.

Это три самых важных момента, которые нужно учитывать, когда помогаешь ребенку определиться с выбором профессии. Но сколько же времени и сил нужно, чтобы охватить их все и не ошибиться! А ведь ошибка может стоить очень дорого.Так, интересы и вкусы ребенка, особенно в подростковом возрасте, сильно меняются. Сегодня ему нравится спорт, а завтра он хочет писать книги или изучать природу. Или сначала ему нравилось писать программы, а теперь надоело. И самый распространенный вариант — когда ребенок вовсе не знает, чего хочет. Во всех этих случаях родители могут навязать ему какую-то специальность, которая кажется перспективной именно им. И их можно понять — ребенка надо научить чему-то, чтобы он мог зарабатывать себе на жизнь. Но ценой такого жесткого решения часто может стать несчастье детей. Если ребенку не будет интересно учиться, он просто бросит вуз или колледж. А это — прямой путь к безработице, депрессии и другим проблемам. Так стоит ли давить на ребенка и делать выбор за него?Безусловно, нет. Лучше всего — дать ему шанс выбирать дело жизни самостоятельно, предложив обсудить выбор с профессионалами. Например, можно предложить ему профориентационный тест — который обязательно проанализируют и прокомментируют специалисты. Такой тест проводят и в MAXIMUM Education, причем полностью бесплатно. Наши эксперты оценят результаты вашего ребенка и предложат ему несколько направлений, в которых он сможет развиваться. Мы также расскажем, в каких вузах или ссузах можно получить нужное образование и какие предметы нужно знать на «отлично» для государственных и вступительных экзаменов. Так что если вы хотите, чтобы у вашего ребенка было счастливое будущее, приходите к нам на бесплатную консультацию!

Советы близких и рекомендации родных

К первым можно отнести фразы одноклассников по типу «Давай вместе на юристов поступим, вместе интереснее!», а ко вторым — аргументированные рекомендации и подсказки родителей. И если призывы поступать «за компанию» вообще не стоит воспринимать всерьез (только если дети — не идентичные копии друг друга!), то к советам родственников, конечно, стоит прислушаться

Их мнение авторитетно и важно. Но все же при конечном выборе не нужно воспринимать его как истину в последней инстанции

Незнание

Это одна из распространенных причин, по которой многие не понимают, как определиться с профессией. Подростки не имеют никакого понятия о специальностях. Конечно, если речь идет о блогерах или бизнесменах, то тут всем все ясно. Но что изучают на факультете систем и средств массовой информации? Кем можно стать после получения специальности «Международные отношения»?

Многие подростки представляют большинство профессий, оглядываясь на то, что им рассказывали еще в детском саду. Поэтому им легко ориентироваться, что может повар, полицейский и врач.

Это вина всех и каждого: учителей, которые не рассказывают о профессиях, СМИ, что также могли бы заниматься просвещением, да и в интернете тоже нужно специально поискать необходимую информацию. Поэтому остается только родитель, который сможет и сам узнать много интересного, и ребенку помочь расширить свои знания.

Недостатки профессий, связанных с детьми — кому не подходит такая работа

Конечно, имеются у профессий, связанных с детьми, и разнообразные недостатки. Поэтому прежде, чем выбирать работу, которая напрямую предполагает взаимодействие с несовершеннолетними, следует узнать о всех возможных недостатках таковой профессии, чтобы впоследствии не жалеть о сделанном выборе. Так, к характерным минусам профессий, связанных с детьми, можно отнести следующие их особенности и значимые черты:

Высокая ответственность. Работа с детьми подразумевает крайне высокий уровень ответственности — как перед законом, так и перед обществом и собственной моралью

Поэтому профессии, связанные с детьми, точно не подходят людям, неспособным нести ответственность.

Повышенное внимание общества. Детям, а значит и к людям, которые работают с ними, со стороны общества уделяется повышенное внимание

Поэтому любые потенциально проблемные ситуации будут рассматриваться куда более тщательно, и с куда большим пристрастием, чем при работе со взрослыми.

Риски обвинений со стороны родителей. Часто специалисты, работающие с детьми, сталкиваются с неадекватной реакцией со стороны родителей, которые не разбираются в специфике профессии, но считают, что специалист действует неправильно по отношению к ребенку, что может приводить к самым разнообразным эксцессам в процессе осуществления профессиональной деятельности, независимо от объективной правоты самого специалиста.

Высокий уровень стресса. Любой родитель знает, что дети — далеко не всегда милые и прекрасные создания. Часто они могут быть гиперактивными, агрессивными, непонимающими, и все это может сказываться на психическом состоянии самого специалиста. Поэтому профессии, связанные с детьми, в обязательном порядке предполагают наличие стрессоустойчивости и неконфликтности.

Взаимодействие с детьми. Далеко не для каждого человека возможность работать с детьми — это плюс. Некоторые люди принципиально не любят детей и испытывают раздражение от необходимости с ними контактировать. Конечно же, в таком случае точно не следует выбирать профессию, связанную с детьми.

Жесткий законодательный регламент. Как уже упоминалось ранее, в отношении многих профессий, связанных с детьми, в Российской Федерации действуют куда более жесткие нормы законодательства. Например, в обязательном порядке такие лица должна предоставлять справку об отсутствии судимости. Кроме этого, частота медицинских осмотров лиц, работающих с детьми, часто является более высокой, чем у иных работников.

Необходимость наличия дополнительных навыков и квалификаций. Во многих сферах деятельности предполагается, что для работы с детьми необходимо обладать рядом дополнительных навыков, а именно — умения коммуницировать с детьми, понимания особенностей именно детской психики и физиологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector