Возрастная психология развития человека
Содержание:
- 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
- Теории развития[2]
- Предмет возрастной психологии
- Стратегии исследования и методы возрастной психологии
- Понятие
- Второй блок
- Сколько длится детство?
- 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 5.1. Кризис новорожденности
- Подходы в психологии к периодам жизни человека
- Периодизация развития психики в жизни человека
- Что изучает возрастная психология
- Третий блок
4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.
Особенностям сензитивного периода (см
2.8) уделяли внимание многие ученые. Так, Ц
Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.
М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.
Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.
На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.
В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.
Теории развития[2]
- Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
- Теория созревания Гезелла
- Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
- Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
- Философия образования Монтессори
- Теория организма и сравнительная теория Вернера
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Стадии нравственного развития по Колбергу
- Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
- Теория социального научения Бандуры
- Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
- Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
- Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
- Теория аутизма Беттельгейма
- Теория детских переживаний Шахтеля
- Теория зрелости Юнга
- Теория развития на основе привязанности Ньюфелда
Предмет возрастной психологии
Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в детскую психологию» определил ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного.
На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на учных исследований психического развития в детстве. На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы.
Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей).
В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс-культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.
Стратегии исследования и методы возрастной психологии
В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:
-
Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление
фактов и расположение их во временной последовательности.Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми,
хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста.
Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности
поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые
из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать
ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная
схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть
и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые
явления); объективность наблюдения (описывается сам факт —
действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное
истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических
наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные,
зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение
за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о
том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится). -
Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента.
Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления
при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные
характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах
с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития
(например уровень развития интеллекта). В результате получают данные,
характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников,
обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным
исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же
ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет
выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие
в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в
общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо:
*проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть
чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности
не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании
ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету
(может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через
анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи,
музыка, сочинения, тетради, дневники);Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов.
Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы
изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать
другие методы. -
Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель
— активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами
(основатель метода Л.С. Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный
эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой;
естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения,
жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;
— планирование хода эксперимента;
— проведение эксперимента (сбор данных);
— анализ полученных экспериментальных данных;
— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;
В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:
- Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить
исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов
составляются формирующие и развивающие приемы. - Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие
приемы); - Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность
проделанной формирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах
работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько
эти приемы улучшили развиваемое качество.
Понятие
Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет. Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей. В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.
Второй блок
Второй блок раскрывает понятие «возраст». Возраст – это точка отсчета, которая способствует определению нормативности поведения и развития человека. Для каждого возрастного этапа характерны свои особенности развития.
Характеризуется:
- в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста никогда больше не повторяется;
- познавательные процессы человека имеют свои возрастные особенности;
- любые характеристики возраста проявляются в особенностях личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;
- возраст – основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии;
- опираясь на возрастные критерии устанавливается уровень психического и психологического развития человека в целом.
Следует также учитывать, что понятие «возраст» имеет несколько значений, в рамках которых могут трактоваться вышеизложенные критерии. Выделяют:
- абсолютный (календарный) возраст (год, месяц, неделя, день);
- условный возраст (возраст развития) – место человека в эволюционно-генетическом ряду;
- хронологический возраст – от момента зачатия до конца жизни;
- биологический – определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним уровнем развития;
- психологический возраст – определяется в сравнении уровня психического развития с существующими нормами, характерными для каждого отдельного возрастного этапа;
- социальный возраст – определяется в сравнении социального развития с существующими статистическими нормативами.
Устанавливая действительный возраст человека необходимо учитывать все имеющиеся варианты и комбинации. Для этого существует достаточное количество методик, тестов, определяющих и фиксирующих уровень возрастного развития.
Сколько длится детство?
Природа в своем развитии допустила такой интересный парадокс: чем выше по умственному развитию живое существо стоит в животной иерархии, тем дольше длится период детства. Действительно, личинки мухи буквально сразу после своего рождения начинают ползать и добывать себе пропитание, маленькие котята становятся самостоятельными уже в двухмесячном возрасте. В то же время человеческий ребенок рождается абсолютно беспомощным и долгое время не может обходиться без поддержки родителей.
Современная возрастная психология определяет период детства с рождения до 11 – 12 лет – того возраста, когда ребенок достигает определенной психологической зрелости. Однако в наши дни мы вряд ли можем себе представить 5-классника, который способен самостоятельно и взвешенно принимать серьезные решения, зарабатывать себе на пропитание или обеспечивать семью.
Однако в эпоху Средневековья или послевоенный период 12-летний подросток считался практически полноправным членом общества, с которого спрашивали как со взрослого. То есть, период детства значительно сокращался. С чем это связано? Практика показывает, что чем выше уровень духовной и материальной культуры общества, тем больше времени ребенку дается на взросление и беззаботное познание мира.
5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.
Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.
Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления» (см. 5.3).
5.1. Кризис новорожденности
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности
– это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.
Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.
Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.
Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.
Подходы в психологии к периодам жизни человека
В основе приведенной классификации лежат следующие критерии:
- хронологический возраст (то есть количество лет от рождения);
- биологический (физическое развитие);
- психологический (критерии умственного, эмоционального и социального развития).
Для более объективного определения возрастной категории, помимо хронологического (паспортного) возраста, анализируют другие параметры.
1. Теория Эльконина.
По мнению советского ученого Д. Эльконина, разделение жизни человека на периоды имеет большое значение для психологии как науки. Благодаря детальному изучению периодизации можно установить, какие факторы влияют на становление личности на том или ином возрастном этапе. Эти знания могут быть положены в основу педагогической и воспитательной систем.
Согласно теории Эльконина, наибольшую важность представляют начальные периоды развития человека, поскольку именно в это время формируются базовые ценности, мировоззрение. Перечисленные выше возрастные группы по мнению ученого необходимо делить на более узкие категории:
- Детский период состоит из младенчества, детских и дошкольных, а также младших школьных лет.
- Подростковый этап включает молодой и старший возраст.
Совместимость знаков зодиака в семейной жизни и любви
Совместимость огненных стихий (Льва, Стрельца и Овна) с другими знаками зодиака в семейной жизни. Совместимость воздушных стихий (Близнецов, Весов и Водолея) с другими знаками зодиака в семейной жизни. Совместимость земных стихий (Тельца, Девы и Козерога) с другими знаками зодиака в семейной жизни. Совместимость водных стихий (Скорпиона, Рыб и Рака) с другими знаками зодиака в семейной жизни.
Читать ›
2. Теория Эриксона.
По мнению Эриксона, личность проходит восемь стадий формирования, и каждая имеет собственную задачу, характеризуется сильными и слабыми сторонами:
- до 1 года – вера/недоверие;
- с 1 года до 3 лет – сильная/слабая воля;
- с 3 до 7 лет – активность/пассивность;
- с 7 до 12 лет – уверенность/замкнутость в себе;
- с 12 до 18 лет – верность/диффузия;
- с 18 до 25 лет – любовное чувство/исключительность;
- с 25 до 65 лет – забота/одиночество;
- после 65 лет – мудрость/презрительное отношение.
3. Концепция Выготского.
Согласно этой концепции, основное значение имеет детский период развития человека, поскольку, лучше понимая особенности развития ребенка с точки зрения психологии, взрослые могут менять собственное поведение и понимать потребности ребенка.
4. Теория Фрейда.
Фрейд считал, что поведение человека зависит от бессознательного, в основе которого лежит сексуальность. Сексуальная энергия проходит определенные этапы развития:
- оральная стадия, в которой младенцы до 1 года получают удовольствие от сосания груди;
- анальная, приходящаяся на возраст от 1 года до 3 лет, – в это время ребенка приучают к чистоплотности, а его главная эрогенная зона – слизистая кишечника;
- фаллическая – пик детской сексуальности наступает в 3–5 лет, период возникновения комплексов Электры и Эдипа;
- латентная стадия – период с 5 до 12 лет, когда место сексуальности занимает социальность;
- генитальная, приходящаяся на 12–18 лет, характеризуется становлением сексуальных желаний.
Периодизация развития психики в жизни человека
Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:
- Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
- Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
- Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.
Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.
Что изучает возрастная психология
Возрастная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением динамики развития и формирования личности на разных возрастных этапах. В некоторых источниках, включая Википедию, ее также называют психологией развития. Однако, существует мнение, что возрастная психология — это часть психологии развития. Первая изучает развитие психологических качеств на различных этапах взросления человека, т.е. соответствие этих качеств и психических процессов конкретному возрастному периоду, в то время как психология развития помимо этого, занимается изучением психических процессов в целом.
Возрастная психология зародилась в конце XIX века, как одно из ответвлений сравнительной психологии. Необходимость в более точном и конкретном понимании процессов, происходящих в детской психикой, была вызвана общим улучшением социального уровня жизни. Если до этого самым эффективным методом воспитания во многих семьях считалась банальная порка ремнем, то постепенно родители начали приходить к пониманию, что должны существовать более гуманные методы общения со своими детьми.
Ключевым на том этапе стал вопрос: как правильно воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему? Исследования в данном направлении стали толчком к дальнейшему развитию этой психологической области. Но сегодня задачи возрастной психологии трактуются более широко. Они заключаются в изучении тех движущих сил, которые влияют на психическое развитие ребенка на каждой стадии его взросления.
Вспомогательной наукой в вопросах исследования динамики психических процессов выступает генетическая психология. По словам Сеченова, она отвечает на вопрос: «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль». Одним из наиболее известных ученых, чьи исследования внесли значительный вклад в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980).
Третий блок
Третий блок включает в себя изучение и объяснение движущих сил, условий и законов психологического и поведенческого развития человека.
Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой развитие человека, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники развития. К движущим силам относят: наследственность, среду и активность (в частности – противоречие).
Условия психического и психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые существенно влияют на развитие психики и поведения, постепенно направляя его ход, что, в свою очередь, формирует динамику и определяет конечный результат развития.
К внутренним условиям относят биохимические, психологические и др. процессы и состояния человека, который определяют начальный толчок в развитии. (Например, подростковый возраст, как гормонозависимый или развод, как психотравма).
К внешним обычно относят природную и социальную среду. Природная среда определяется влиянием климатических, территориальных, суточных и т.д. особенностей, которые способствуют специализации развития. Социальная среда определяется теми микро- или макросоциальными условиями, в рамках которых происходит дифференциация развития (семья, детский сад, школа – любые социальные группы).
Законы определяют общие и частные закономерности, при помощи которых описывается и может корректироваться психическое и психологическое развитие. К таким законам относят, например, закономерности процесса созревания или концепцию взаимодействия ответного и оперантного поведения Бижу и Баера. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.
Каждый описанный выше параметр, раскрывающий суть предмета возрастной психологии, однозначно указывает на главную трудность при описании развития. Эта трудность заключается в соблюдении обязательного условия – необходимо учитывать и прослеживать влияние каждого фактора, условия и т.д. на процесс развития. Изучение совокупности, интегральности и дифференциации указанных выше параметров при описании развития максимально полно отразит тот единственный и неповторимый вариант развития конкретного человека.