Всё о воображении

Классификация и уровни развития

Изучая виды и свойства воображения в психологии, психологи выделили 2 формы представления: пассивную, активную. Их различает необходимость прикладывать волевые усилия, результат.

Преднамеренное пассивное воображение — создание образов, сохраняющихся на уровне фантазии, мечты. Образы заменяют реальность, являются фантазией о лучшей жизни. Индивид создает образы осознанно, полностью осознавая, что это грезы. Понимает, что противопоставляет фантазию реальному миру. Если человек теряет самообладание, растворяется в фантазии, психическое, социальное развитие замедляется. Индивид может полностью утратить связь с реальностью, начать воспринимать фантазии как единственную реальность.

Непреднамеренное пассивное воображение — создание образов без осознанности, самопроизвольно. Процесс включается, когда сознание ослаблено: во сне, при психических расстройствах. Проявление образов — галлюцинации. Человек видит придуманные образы, но воспринимает их как объективные, физические. Также видом пассивного представления являются сны, в которых появляются неожиданные варианты сюрреалистичных образов.

Активное воображение — процесс, связанный с конкретной деятельностью. Он направлен во внешнее окружение. Побуждается задачей, его можно контролировать, подавлять волевым усилием. Используется, когда индивиду необходимо оценить собственную деятельность со стороны. Умение представлять используется для создания образа, изменения зависимо от необходимого результата. Выделяют 3 вида активного создания образов:

  1. Воссоздающее. Восстанавливает объекты, подробно, реалистично прорабатывая детали. Используется при расшифровке карт, чтении книг. С помощью внутренних образов индивид добавляет к текстовым описаниям графические образы, обогащая восприятие.
  2. Творческое. Помогает создавать новые образы, придумывая с нуля, без отсылки к текстовым описаниям. Образы, созданные творческим воображением, представляют ценность не только для их автора, но и для других людей. Они воплощаются в виде музыкальных произведений, картин, книг. Творческая деятельность была бы невозможна без представления объекта.
  3. Мечта. Планирование, которое не требует немедленного воплощения, называют мечтой. В отличие от грез, которые заменяют реальность, мечта — создание плана действий. Она побуждает к деятельности, мотивирует человека работать.

Развитие воображения зависит от психических процессов. У детей способность к сознательному представлению отсутствует, она возникает постепенно, по мере обладания новыми познавательными функциями.

Как проявляется воображение

В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.

Для активного воображения это:

  • Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
  • Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
  • Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.

Пассивное воображение проявляется как:

  • Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
  • Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
  • Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.

Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.

Как развить фантазию и воображение, если у меня их нет

Однако у всех ли есть дар фантазировать и можно ли эту способность развить? На этот вопрос помогает ответить тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», который рассматривает психику человека с позиции восьми векторов — восьми групп желаний и способностей.

Воображение — это способность создавать в своем сознании образы, представления, идеи. Это нечто нематериальное, что невозможно потрогать. Это предвосхищение будущего. Способность, которой нет у животных, которая есть только у человека.

Образность присутствует у всех людей, как свойство человеческой психики. Но наибольшее развитие она может получить у обладателей зрительного векторa.

Самый чувствительный сенсор человека со зрительным вектором — глаза, поэтому он получает огромное удовольствие от созерцания света и красоты этого мира. У него широкая зрительная периферия

Он обращает внимание на образы в реальности и легко представляет, придумывает их. У него хорошая зрительная память

Он отлично рисует, воспроизводит то, что видит. Вот почему художниками, дизайнерами, фотографами становятся именно люди со зрительным вектором.

Звуковой вектор дает своему обладателю мощный абстрактный интеллект, который помогает представлять то, чего нет в реальности, создавать что-то принципиально новое. Если у зрительников продуктом их воображения являются образы, картинка, то звуковик создает идеи, мыслеформы.

Кожно-звуковая связка векторов дает миру инженеров-изобретателей с их передовыми технологиями, ученых с их гениальными открытиями, новаторов в искусстве с их новыми течениями. Ведь кожный вектор — причина тяги к постоянным переменам, к новизне, а желания в звуковом векторе могут буквально сотворить новую реальность.

Сегодня, в век информации, науки и высоких технологий, люди с развитым воображением особенно востребованы. Да и общество потребления диктует свои условия — необходимо производить все больше товаров, а потом продавать их. И для этого тоже нужны люди, которые постоянно придумывают то, чего еще не было.

Если же у человека присутствуют и зрительный, и звуковой векторы, то это самый большой интеллект и возможность быть на пике требований времени. Пример тому — кино, в котором воплощаются самые смелые фантазии его создателей и которое так нравится зрителям сегодня.

Но природой заложенный потенциал может быть не развит, если в детстве обладатели зрительного и звукового векторов не читали книг и не получали достаточно впечатлений. И тогда даже в потенциале гениальные художники с анально-зрительной связкой векторов становятся лишь хорошими копиистами, не способными создавать свои собственные уникальные образы, а кожные звуковики не могут рождать идеи, которых еще не было в мире.

Как развивать воображение у взрослого и можно ли это сделать

Способность воображать, фантазировать, мечтать начинает проявляться в человеке в раннем детстве. Дети слушают сказки и любят придумывать разных персонажей, которых нет в реальности. Особенно дети со зрительным вектором. И это желание взрослым нужно всячески поощрять.

Когда родители думают, как развить фантазию и воображение у подростка, они уже почти опоздали, потому что самое активное развитие свойств идет до подросткового возраста. А дальше человек уже только реализует развитые навыки, хотя и может оттачивать, совершенствовать их.

Подросток от сказочных героев и игры переходит к мечтам и планам на будущее. Но если в детстве его фантазии не поощрялись, у него возникает с этим проблема. Он не знает, чего хочет, не может посмотреть на два шага вперед. Не формирует свое независимое мышление, свой взгляд на мир, нестандартный подход. Он склонен делать то, что ему говорят взрослые.

Что уж говорить о взрослых, чьи способности к фантазии могут быть давно не востребованы: нетворческая, рутинная работа, отсутствие полноценного общения, новых впечатлений могут погубить даже те ростки более широкого мышления, которые были в детстве и юности.

Любая способность, когда ее не применяют, ржавеет, отмирает за ненадобностью. Мир без развитого воображения становится тусклым и унылым, и человек уже не видит, как Дон Кихот, в каждой женщине синьору Дульсинею Тобосскую, а в каждом мужчине благородного рыцаря.

Вот почему, если человек задумывается о том, чтобы его жизнь была более интересной, более успешной, если ему требуется нестандартное мышление, у него возникает вполне закономерный вопрос, как развить воображение.

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Приемы создания новых образов

Психология выделяет следующие приемы, используя которые можно создать новые образы: агглютинации, акцентирование, типизации и схематизации. Работа данных приемов возможна благодаря мыслительным процессам синтеза и анализа.

Замечание 1

Любой процесс воображения состоит в мысленном разложении начальных понятий на составные части и в дальнейшем их суммировании в новые сочетания. Таким образом, процесс воображения имеет аналитико-синтетический характер.

Прием агглютинации служит ярким примером аналитико-синтетического характера воображения.

Определение 3

Агглютинация – некая комбинация, слияние отдельных частей различных предметов в единый образ.

В народных представлениях образ русалки состоит из образа женщины, зеленых водорослей и рыбы. Аналогичным способом созданы образы кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Леонардо да Винчи говорил о данном приеме, что если человек захочет сделать естественным вымышленное животное, к примеру, змею, то наделить его необходимо головой овчарки, кошачьими глазами, ушами филина, носом борзой, бровями льва, висками старого петуха и шеей водяной черепахи.

Л. Н. Толстой, известный русский писатель, говорил, что свою героиню романа «Война и мир», Наташу Ростову он наделил чертами своей жены Софьи Андреевны, сестры Татьяны.

Важно отметить, что агглютинация применима и в техническом процессе. Так, появился троллейбус, танк-амфибия, аэросани, аккордеон, гидросамолет и др

К аналитическим процессам создания образов относится и акцентирование, заключающееся в выделении определенной черты образа. К примеру, можно изменить величину образа и сделать объект непропорциональным. При помощи акцентирования выделяется самый важный элемент конкретного образа. Данный прием часто используют карикатуристы. Так, у болтуна может быть длинный язык, а у любителя поесть объемный живот.

Дальнейшие развитие акцентирования возможно только при распространении его на весь объект. Это возможно сделать при помощи двух способов:

  • увеличение объекта в сравнении с действительностью (гипербола);
  • или, напротив, уменьшение объекта (литота);

Данные приемы нашли широкое распространение в былинах и сказках, когда герой имеет могучее телосложение, рост его «выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», наделен сверхчеловеческим способностями. Все это дает герою возможность победить целое войско недругов. В качестве примера можно привести образы лилипутов и великанов в книге Свифта «Путешествие Гулливера». 

При гиперболизации можно изменить количество элементов предмета или сместить их. Так, в индийской религии существует образ многорукого Будды, дракона, имеющего семь голов, одноглазого циклопа и т.д.

При конструировании образов воображения возможен и синтетических подход. Это возможно в тех ситуациях, когда образы, из которых формируется фантастическое представление, сливаются, происходит сглаживание различий, в ряд сходств выходят на первый план и говорят о схематизации. Ярким примером схематизации являются различные национальные узоры и орнаменты, заимствующие свои элементы из окружающего нас мира.

Любой из нас может представить англичанина, итальянца, китайца или любого другого представителя иной нации. Но если попросить определить различия между ними, то многие могут испытать затруднения, потому как все эти образы находятся в нашем воображении как обобщенные схемы. 

Схематизация выступает как подготовительный этап к более сложному приему творческого воображения – типизации.

Определение 4

Под типизацией понимается процесс разложения и суммирования, который приводит к формированию определенного образа.

Одна из задач художника во время создания образа – это передача более или менее осознанного замысла. Данный замысел определяет акцентирование определенных черт и подбор конкретных агглютинаций. Это приводит к тому, что одни черты опускаются, уходят из внимания, другие проходят процесс упрощения и освобождения от частностей, а третья группа напротив, усиливается. Таким образом, весь создаваемый образ проходит процесс трансформации. А. М. Горький писал об этом в свое время, что типы в литературе образуются при анализе тридцати – пятидесяти человек схожего рода и настроения. И в итоге получается один герой. Обломов, Онегин, Фауст, Отелло или Гамлет – все они обобщенные типы, а не списанные образы с одного конкретного человека.

Определение 5

Под типом понимается особый индивидуальный образ, соединяющий в единое целое самые характерные особенности людей целой группы, нации или класса.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

силой мысли

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Понятие воображения

Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.

Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив. Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.

Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели.

Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания, так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.

Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения. Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.

Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов, это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Активное воображение – познавательная способность индивида, психический процесс, сопровождающийся мысленным созданием образов предметов, воспроизведением вымышленных событий. Способность воображать отражает умение индивида домысливать, фантазировать, придавать очертания и свойства несуществующим объектам. Накопленные впечатления и креативность мышления – основные источники формирования новых представлений. Главной функцией воображения является сохранение индивидуальности, поддержание Я-концепта (мнение личности о себе), самореализация и самоутверждение, возможность шире смотреть на мир.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector