Сущность воображения и его механизмы, роль воображения в психологии

Классификация воображения в психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:

Виды воображения по предмету:

  • образное. Воссоздание зрительных образов;
  • эмоциональное. Представление эмоционального состояния;
  • концептуальное. Также называется словесно-логическим — представление логических цепочек.

Виды воображения по результатам:

  1. Продуктивное воображение — создание принципиально новых образов или идей, не встречающихся в реальной жизни, не повторяющих реальный опыт человека. Также называется творческим. Например, создание мультипликационного персонажа.
  2. Репродуктивное воображение — создание образов, исходя из предоставленной информации. Также называется воссоздающим.

    Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.

В зависимости от характера образа:

  • конкретное — создаваемые образы отражают существующие реально предметы либо явления. Например — воображаемый в мельчайших деталях стул;
  • абстрактное — создаваемые образы носят условный, обобщенный характер. С его помощью создаются символы, схематические решения.

В зависимости от формы проявления:

  1. Фантазия. Создание нереальных образов с акцентом на то, что они далеки от действительности.
  2. Реалистическое. Форма, обратная фантазии — образы наиболее точно отражают реальность.
  3. Мечта. Образы, которые отображают желаемое для человека будущее.
  4. Грезы. Возникновение картин, отражающих желаемую в будущем действительность и имеющих позитивную эмоциональную окраску.

Также различают следующие формы воображения:

  1. Агглютинация. При такой форме мысленно совмещаются такие явления, предметы и объекты, которые в реальной жизни не могут соединены.
  2. Гиперболизация. В ее основе лежит намеренное преуменьшение или преувеличение характерных свойств, признаков объекта, количественное изменение частей, составляющих объект.
  3. Акцентирование. Выделение отдельных свойств объекта, характерных только лишь для него.
  4. Схематизация. Выделение сходных свойств нескольких объектов, их обобщение по общим чертам.
  5. Литола. Преуменьшение тех или иных объективных характеристик объекта.

По типам воображение делится на следующие:

  • Зрительный тип. Создание зрительных, визуальных образов. Данный тип свойствен художникам.
  • Аудиальный тип. Звуковые представления. Чаще всего его задействуют музыканты и певцы.
  • Кинестетический тип. Также называется моторным. Отражает двигательные представления. Свойственен танцорам.

О целях и функциях сказкотерапии для детей читайте здесь.

Понятие воображения, его виды, функции, механизмы, физиологическая основа

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда
направлена в будущее, на перспективы человеческой жизни. Образы, которые
человек создает в своих снах, характеризуются ярким, живым, конкретным
характером и эмоциональной насыщенностью. Однако сновидение полезно только в
том случае, если оно обычным образом связывает желаемое будущее с настоящим;
если этого не происходит, то сновидение может стать заменой действия через
стимул действия и выродиться в фантазию.

Нейрофизиологической основой воображения является
образование временных нейронных связей в области первой и второй сигнальных
систем, их диссоциация (распад на отдельные элементы) и объединение в новые
системы под влиянием различных мотивов. Воображение связывают с эмоциями,
деятельностью подкорковых образований мозга, но исследования последних лет
подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в
коре, но и в более глубоких отделах мозга — в гипоталамолимбической системе.

В основе воображения всегда лежит восприятие, которое
является материалом, из которого строится новое. Затем происходит процесс
обработки этого материала — объединение и рекомбинация. Компонентами этого
процесса являются анализ и синтез воспринятого материала.

Вся дальнейшая деятельность воображения происходит с помощью
следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация,
схематизация, типизация, реконструкция. Давайте рассмотрим каждый из них
немного подробнее.

Агглютинация — это слияние отдельных элементов или частей
нескольких объектов для формирования причудливого образа.

Акцентирование — подчеркивание и выделение определенных
характеристик объектов, делая одну часть доминирующей. Гипербола — это
преувеличение или преуменьшение объекта или его отдельных частей.

Реконструкция — создание целого изображения из частей
объекта.

Схематизация — сглаживание различий объектов и выделение
черт сходства между ними.

Типизация — разделение признаков различных объектов на
изображении.

Человеческое воображение многофункционально. Среди наиболее
важных:

  1. гностико-эвристический — позволяет воображению находить наиболее существенные, значимые аспекты реальности и выражать их в образах;
  2. защитная — позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снимать напряжение и т.д.);
  3. коммуникативный — предполагает общение либо в процессе создания воображаемого продукта, либо при оценке результата;
  4. прогностическая — заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.

Р.С. Немов отметил, что воображение включает
интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие переживания субъекта и
содержится в различных видах его деятельности.

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Механизмы создания образов

Без воображения не было бы книг и фильмов

Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.

Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.

Процессы воображения делятся на два уровня:

  1. Анализ впечатлений.
  2. Синтез полученных образов.

На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.

Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.

Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.

Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.

Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.

Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.

Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.

Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.

Приемы создания новых образов

Психология выделяет следующие приемы, используя которые можно создать новые образы: агглютинации, акцентирование, типизации и схематизации. Работа данных приемов возможна благодаря мыслительным процессам синтеза и анализа.

Замечание 1

Любой процесс воображения состоит в мысленном разложении начальных понятий на составные части и в дальнейшем их суммировании в новые сочетания. Таким образом, процесс воображения имеет аналитико-синтетический характер.

Прием агглютинации служит ярким примером аналитико-синтетического характера воображения.

Определение 3

Агглютинация – некая комбинация, слияние отдельных частей различных предметов в единый образ.

В народных представлениях образ русалки состоит из образа женщины, зеленых водорослей и рыбы. Аналогичным способом созданы образы кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Леонардо да Винчи говорил о данном приеме, что если человек захочет сделать естественным вымышленное животное, к примеру, змею, то наделить его необходимо головой овчарки, кошачьими глазами, ушами филина, носом борзой, бровями льва, висками старого петуха и шеей водяной черепахи.

Л. Н. Толстой, известный русский писатель, говорил, что свою героиню романа «Война и мир», Наташу Ростову он наделил чертами своей жены Софьи Андреевны, сестры Татьяны.

Важно отметить, что агглютинация применима и в техническом процессе. Так, появился троллейбус, танк-амфибия, аэросани, аккордеон, гидросамолет и др

К аналитическим процессам создания образов относится и акцентирование, заключающееся в выделении определенной черты образа. К примеру, можно изменить величину образа и сделать объект непропорциональным. При помощи акцентирования выделяется самый важный элемент конкретного образа. Данный прием часто используют карикатуристы. Так, у болтуна может быть длинный язык, а у любителя поесть объемный живот.

Дальнейшие развитие акцентирования возможно только при распространении его на весь объект. Это возможно сделать при помощи двух способов:

  • увеличение объекта в сравнении с действительностью (гипербола);
  • или, напротив, уменьшение объекта (литота);

Данные приемы нашли широкое распространение в былинах и сказках, когда герой имеет могучее телосложение, рост его «выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», наделен сверхчеловеческим способностями. Все это дает герою возможность победить целое войско недругов. В качестве примера можно привести образы лилипутов и великанов в книге Свифта «Путешествие Гулливера». 

При гиперболизации можно изменить количество элементов предмета или сместить их. Так, в индийской религии существует образ многорукого Будды, дракона, имеющего семь голов, одноглазого циклопа и т.д.

При конструировании образов воображения возможен и синтетических подход. Это возможно в тех ситуациях, когда образы, из которых формируется фантастическое представление, сливаются, происходит сглаживание различий, в ряд сходств выходят на первый план и говорят о схематизации. Ярким примером схематизации являются различные национальные узоры и орнаменты, заимствующие свои элементы из окружающего нас мира.

Любой из нас может представить англичанина, итальянца, китайца или любого другого представителя иной нации. Но если попросить определить различия между ними, то многие могут испытать затруднения, потому как все эти образы находятся в нашем воображении как обобщенные схемы. 

Схематизация выступает как подготовительный этап к более сложному приему творческого воображения – типизации.

Определение 4

Под типизацией понимается процесс разложения и суммирования, который приводит к формированию определенного образа.

Одна из задач художника во время создания образа – это передача более или менее осознанного замысла. Данный замысел определяет акцентирование определенных черт и подбор конкретных агглютинаций. Это приводит к тому, что одни черты опускаются, уходят из внимания, другие проходят процесс упрощения и освобождения от частностей, а третья группа напротив, усиливается. Таким образом, весь создаваемый образ проходит процесс трансформации. А. М. Горький писал об этом в свое время, что типы в литературе образуются при анализе тридцати – пятидесяти человек схожего рода и настроения. И в итоге получается один герой. Обломов, Онегин, Фауст, Отелло или Гамлет – все они обобщенные типы, а не списанные образы с одного конкретного человека.

Определение 5

Под типом понимается особый индивидуальный образ, соединяющий в единое целое самые характерные особенности людей целой группы, нации или класса.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов

Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.
  • https://studopedia.ru/4_97672_vidi-voobrazheniya.html
  • https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html
  • https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/
  • https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Определение воображения

Воображение — это особая форма психики, которую может иметь
только человек. Это постоянно связано с человеческой способностью изменять мир,
преобразовывать реальность и создавать что-то новое. М. Горький был прав, когда
говорил, что «это выдумка, которая возвышает человека над животными»,
потому что только человек, как общественное существо, перестраивая мир,
развивает настоящее воображение.

С богатым воображением человек может жить в разное время,
чего не может сделать ни одно другое существо в мире. Прошлое фиксируется в
образах памяти, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Каждое воображение производит нечто новое, меняет,
преобразует то, что дается восприятием. Эти изменения и преобразования могут
проявляться таким образом, что человек, исходя из познания и на основе своего
опыта, воображает что-то, т.е. формирует картину того, чего он никогда не видел
в реальности. Например, информация о полете в космос стимулирует наше
воображение рисовать картины фантастической и необычной жизни в невесомости, в
окружении звезд и планет.

Воображение, предвидя будущее, может создать образ, картину
того, что еще не существовало. Таким образом, астронавты могли вообразить в
своем воображении полет в космос и посадку на Луну, когда это была лишь мечта,
еще не реализованная и не известная осуществимость.

В конце концов, фантазия может также сделать такое
отклонение от реальности, что создает фантастический образ, который ярко
отличается от реальности. Но в данном случае она также в некоторой степени
отражает эту реальность. И воображение тем более плодотворно и ценно, чем
больше оно, изменяя реальность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее
существенные стороны и наиболее значимые особенности.

Для изучения когнитивной роли воображения необходимо
уточнить его особенности и определить его реальную природу. В научной
литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся
к некоторым из них и определим основные черты воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это бегство от
прошлого опыта, это преобразование данных и генерация новых образов на этой
основе».

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет
ранее собранных впечатлений, а строит новые серии из ранее собранных
впечатлений». Таким образом, введение новых впечатлений в наши впечатления
и изменение этих впечатлений таким образом, что в результате формируется новый,
ранее не существовавший образ, образует основу той деятельности, которую мы
называем фантазией».

По словам Е.И. Игнатьева, «главная особенность процесса
воображения заключается в трансформации и обработке данных и материалов
прошлого опыта, в результате чего формируется новый образ».

А «Словарь философии» определяет воображение как
«способность создавать в сознании человека новые чувственные или
ментальные образы на основе трансформации впечатлений, полученных от
реальности».

Как видно из определений, существенной характеристикой
воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого
недостаточно, потому что тогда невозможно провести различие между воображением
и мышлением. Ведь человеческое мышление нельзя просто отождествлять с
воображением, потому что создание новых знаний и концепций может происходить
без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс
создания новых образов, который происходит на визуальном уровне. Эта тенденция
связывает воображение с формами сенсорной рефлексии, в то время как другой
считает, что воображение порождает не только новые сенсорные образы, но и новые
мысли.

Одной из характерных особенностей воображения является то,
что оно связано не только с мыслью, но и с данными чувств. Нет воображения без
мысли, но и оно не сводится к логике, потому что всегда связано с
преобразованием сенсорного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение — это и создание
новых образов, и преобразование прошлых переживаний, и что эта трансформация
осуществляется в органическом единстве чувственного и рационального.

Метод Юнга

Юнг рассматривал использование силы воображения, как метод достижения целостности личности, согласно разработанной им теории, это разновидность самопознания, которая помогает достичь душевной гармонии, разрешить внутренние конфликты. Юнг относил активную форму к эффективным инструментам внутренней трансформации, духового преображения индивида.

Применение методов активного воображения по Юнгу широко встречается в повседневной жизни и в психиатрической практике. Пример, впервые описанный Юнгом – продление сна, когда индивид, находясь в состоянии полудремы, удерживает и осознает возникшие образы. Юнг размышлял о видениях, которые рождались в его сознании, и пришел к выводу об относительной независимости этих картин, персонажей и сюжетов.

Он отмечал вещи и вымышленных персонажей, которые были созданы без очевидных усилий с его стороны, жили своей независимой жизнью, вступали с ним в диалог. Юнг рассматривал самостоятельные, спонтанные воображаемые явления как высшее проявление интуиции. Под влиянием подобных видений меняется внутренний мир индивида.

Для развития способности воображать важно фиксировать любые фантазии, которые появляются в голове. Психологи рекомендуют записывать сны, запечатлевать на бумаге образы и символические события, возникающие в момент мечтаний, погружения в свой внутренний мир

Техника активного воображения по Юнгу предполагает переход компонентов бессознательного на уровень осознанного восприятия.

Регулярная практика в этом направлении приводит к погружению в мир вымышленный, отстранению от реальной действительности. Общение с внутренним миром происходит посредством создания образов и поддержания с ними долговременной связи, что подразумевает диалог с частями собственного «Я», существующими в бессознательном.

Работа с внутренним содержанием зиждется на доступе к образам, запрятанным глубоко на бессознательном уровне, когда умение домысливать и представлять становится мостиком, обеспечивающим связь двух миров, по мнению Юнга, не существует никакого более эффективного инструмента для обретения целостности, чем постоянное общение с персонажами своего подсознания.

Например, чтобы научиться общаться с бессознательным, как это делают последователи теории Юнга, нужно замечать и просматривать картины, возникающие в сознании, вести диалоги с воображаемыми персонажами, вербализировать бессознательные компоненты психики, превращая их в словесно-логический материал.

Активное воображение – результат мыслительной деятельности, направленной на формирование образов с целью последующего практического применения, воплощения их в реальность.

Разница между воображением и фантазией

Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.

Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.

Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.

Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние  еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector