Понятие общения, разновидности с примерами

Введение.

В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективно-оценочного) характера. Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность.

Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств

К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случае крайней необходимости.

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

  1. Раскрытие понятия, видов и функций общения.
  2. Изучение роли восприятия в процессе общения.
  3. Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Примеры:Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
  • женщина не может быть руководителем;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • все мужья изменяют женам и др.

Возрастные стереотипы:

  • все дети — чисты душой;
  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны и др.

Этнические стереотипы:

  • американцы — честолюбивы;
  • прибалтийцы — медлительны;
  • англичане — консервативны;
  • французы — любвеобильны;
  • китайцы — предприимчивы и др.

Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Пример:

Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.

Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.

Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.

Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.

Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.

В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).

2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.

6. http://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.

Этапы коммуникативного процесса

Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:

  • Представление. Отправитель ясно представляет себе мысль, которую хочет передать реципиенту.
  • Воплощение.Эту мысль он воплощает в виде набора слов, жестов или символов.
  • Передача. Информация передаётся реципиенту по выбранному каналу связи.
  • Интерпретация. Реципиент декодирует информацию, превращая её в свои мысли (не всегда такие, на какие рассчитывал отправитель)
  • Обратная связь. Реципиент реагирует на сообщение, а отправитель считывает эту реакцию.

Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.

Понятие и виды общения

Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.

Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди. Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами. Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.

В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.

Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.

Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому. Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных. Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.

К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.

Важность сознательного невербального общения

Коммуникация при помощи языка тела необходима для полноценности коммуникации. Общение посредством жестов усиливает сказанное, придавая ему необходимую эмоциональную окраску. Фактически именно различные виды невербального общения позволяют контактировать между собой людям с языковым барьером или проблемами с произнесением звуков.

Притом, если в первом случае сложность передаваемых образов можно увеличивать постепенно, то во втором это невозможно, поскольку жесты становятся в принципе единственным средством связи с другим человеком.

Большинство людей общается при помощи слов. У людей с ограниченными возможностями голоса и слуха остаются только пальцы и лицо как альтернатива речи и эмоциям. Они используют жесты и мимику, чтобы разговаривать друг с другом и окружающими.

Иногда возникают ситуации, когда передать что-то при помощи слов невозможно: звуконепроницаемые стенки, большое расстояние, шумная толпа. И тогда на помощь приходит как раз невербальное общение. Его сознательное применение можно наблюдать много где. Например, система условных знаков есть у охотников, дайверов, автомобилистов. Владение ими помогает быстро координировать многие действия.

В соответствии с чувствами участвующих

Благодаря наличию пяти сенсорных каналов люди могут передавать и получать информацию как с каждым из них в отдельности, так и с помощью комбинации нескольких или всех из них одновременно. В зависимости от сотрудника, свойства связи будут немного отличаться.

Визуальное общение

Этот стиль общения предполагает получение информации через зрение. Таким образом, оно может включать как действия, так и разговор на языке жестов, чтение книги или статьи или созерцание произведения искусства, такого как скульптура или картина.

Кроме того, такие важные части непосредственного общения, как невербальный язык, осанка или проксемика, обнаруживаются визуально. На самом деле обработка изображений занимает непропорционально большую часть нашего мозга.

Слуховое общение

Слуховое общение предполагает передачу и прием информации с использованием слуха. В этой категории вы можете найти любой тип разговора, используя речь, прослушивание музыкального произведения или интерпретацию шума автомобиля, чтобы узнать, что вы приближаетесь.

Хотя слух не так преобладает у людей, как зрительный, это канал, который имеет большое значение в наши дни.

Сенсорное общение

Прикосновение, хотя и не столь важное в нашей повседневной жизни, как зрение или слух, дает нам ценную информацию во многих ситуациях. Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно

Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно.

Примерами тактильного общения могут быть ласка для любимого человека, а также рукопожатие, которое позволяет нам интуитивно понять характер нашего собеседника, или даже чтение текста Брайля.

Обонятельное общение

Передача информации через запахи является одним из наиболее важных для многих видов животных, таких как собаки. Хотя у людей это не так фундаментально, эксперты считают, что бессознательно мы получаем много информации через это чувство.

Таким образом, существует теория, что люди производят феромоны, химические вещества, которые передают другим людям данные о нашем состоянии здоровья, нашем настроении и других подобных элементах. Тем не менее, это чувство является одним из наименее известных.

Вкусовое общение

Наконец, чувство вкуса, вероятно, является наименьшим вниманием, которое мы уделяем в повседневной жизни. Тем не менее, благодаря этому мы можем получать фундаментальную информацию о нашей окружающей среде, как о еде, которую мы едим (фундаментально для нашего выживания), так и о людях, которые к нам ближе

Таким образом, каждый из четырех основных ароматов (сладкий, соленый, горький или кислый) передает ряд данных, которые интерпретируются на подсознательном уровне. В то же время, когда мы целуем кого-то, это чувство дает нам информацию об их химическом состоянии, которое может влиять на то, как мы относимся к этому человеку..

Гибридная связь

До сих пор мы видели типы общения, которые включают один сенсорный канал; Но в реальном мире большинство ситуаций вовлекают несколько чувств одновременно. Таким образом, информация, которую мы получаем, является гораздо более сложной и полной.

Например, в личной беседе большая часть обмена происходит на слуховом уровне; но также такие элементы, как внешний вид другого человека, его запах и возможный физический контакт, который может возникнуть между собеседниками.

Виды общения в психологии и используемые техники

Существуют различные техники общения, которые участники используют для достижения определенных поставленных перед ними целей и выгод:

  1. Формально-ролевая. При строгом регламенте содержания и средств общения все обходятся лишь знанием социальной роли участников, без учета индивидуальных черт.
  2. Манипулятивная. Используются различные мотивации ради получения непосредственной выгоды от партнера.
  3. Предметная. Техника общения с предметами, путем создания вокруг них эмоционального фона, с детскими игрушками, роботами и другими «умными» гаджетами.
  4. Маски — для контакта типична формальная форма, не учитывающая индивидуальные особенности собеседников. Характерен процесс общения с устоявшимися выражениями лиц, набором стандартных жестов и фраз.

Это позволит свободно выражать свои мысли и уверенно чувствовать себя даже в большом коллективе.

Это один из самых важных социальных факторов, благодаря которому может стать реальным любой вид деятельности. Приумножение человеком собственного благосостояния и создание лучших условий для личностного роста. Благодаря общению, у каждого индивида появилась возможность быстрого обучения и переработки полученных сведений. К различным видам общения в психологии относят оптимальные пути передачи информации и ряд эффективных сигналов.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное;
  • целевое;
  • вербальное;
  • невербальное;
  • формально-ролевое;
  • манипулятивное.

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение

педагогическим общением

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

  • на основе увлечённости совместным делом;
  • на основе дружеского расположения;
  • диалог;
  • дистанцирование;
  • устрашение;
  • заигрывание.

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Тема 1.4. Виды и уровни общения

План:

  1. Виды, уровни и функции общения

  2. Стороны общения

  3. Способы влияния одного человека на
    другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

  1. Стратегии общения: открытое — закрытое,
    личностное — ролевое, монологическое
    — диалогическое.

  2. Виды общения и их характеристика:
    «контакт масок», примитивное,
    формально-ролевое, деловое, духовное
    или межличностное, манипулятивное,
    светское общение.

Структура общения и ее разделение на уровни

Общение может происходить как на вербальном уровне, так и невербальном, учитывающим движения глаз, головы, тела. На основании мимики, пантомимики и жестов говорящего, человек часто интуитивно понимает достоверную ли информацию он получает.

Уровни общения бывают следующими:

  1. Манипулятивный. Один из собеседников пытается добиться каких-либо выгод, стараясь вызывать у партнера чувство жалости или простого сочувствия, что влияет на принятие решения.
  2. Примитивный. Один человек выступает в роли коммуникатора и подавляет остальных. В этом случае другие объекты выступают как постоянные реципиенты.
  3. Высший. На этом уровне все относятся друг к другу равным образом, вне зависимости от различных факторов.

Понятие общения

Общение — процесс взаимосвязи субъектов общества, который заключается во взаимном обмене информацией, умениями, результатами труда, навыками, деятельностью.

Посредством общения личность социализируется, происходит накопление социального опыта и формирование индивидуальностей. 

Основные цели общения

Имеются 3 аспекта общения, которые взаимосвязаны между собой:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Цель общения — причины, побуждающие к обмену информацией и образованию межличностного контакта.

Содержание общения — совокупность коммуникативных данных.

Средства общения — способы передачи информации.

С помощью целей человек восполняет свои культурные, социальные, познавательные, творческие и эстетические потребности.

В зависимости от целей, общение делится на 2 типа:

  1. Биологическое. Такой вид коммуникации направлен на сохранение жизнедеятельности, его реализацией выступает удовлетворение основных нужд организма.
  2. Социальное общение основано на целях формирования и развития контактов между субъектами. Оно способствует росту индивидуума, как личности.

В свою очередь, в социальной коммуникации выделяют несколько разновидностей:

  1. Деловое общение — составляющая определенной деятельности людей. Оно раскрывает внешние действия личностей, обусловленные рабочей необходимостью, не касаясь их внутренних переживаний.
  2. Личностное — сформировано вокруг индивидуальных переживаний индивидуума, его психологического состояния, проблем. Двигателями такого общения является внутренний мир человека, побуждающий его к поиску сути жизни, выявления межличностных отношений.
  3. Инструментальное общение является инструментом для достижения в общении какой-то иной цели. 
  4. Целевое — служит способом удовлетворения потребности в общении.

Понятие и виды межличностного общения

Если отношения определяются через понятие «связи», то под общением понимают многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами. На начальном этапе взаимодействия с человеком желательно установить, на какую разновидность коммуникации он настроен. В психологии существует классификация общения в зависимости от его целей, средств и содержания.

По целям различают биологическое общение, направленное на удовлетворение биологических потребностей индивида, и социальное, предполагающее установление и углубление межличностных контактов, духовное развитие.

По используемым средствам передачи информации выделяют такие виды общения в психологии:

  • Вербальное – то есть осуществляемое посредством речи, языка, знаков.
  • Невербальное – коммуникация через язык тела, мимику, интонации, образы.

Важно! Передача информации происходит в основном за счет невербальных средств. Поэтому умение правильно интерпретировать сенсомоторные сигналы является важнейшим условием эффективного взаимодействия

Читая язык тела собеседника, порой можно узнать больше, чем, слушая его слова

В соответствии с содержанием бывают следующие виды и функции общения:

  • Материальные – обмен между людьми продуктами их индивидуальной деятельности.
  • Когнитивные – передача информации и знаний друг другу, например, сколько стоит товар, как решить математическую задачу.
  • Деятельностные – обмен навыками и умениями, осуществляемый в процессе совместной деятельности.
  • Мотивационные – передача друг другу определенных побуждений и установок. Примером может служить попытка уговорить товарища сходить на определенный фильм.
  • Кондиционное или эмоциональное общение – передача эмоций с целью изменить психическое состояние собеседника.

Также в психологии выделяют несколько видов коммуникации:

  • Диалог – полноценный двухсторонний обмен трансакциями (единицами общения).
  • Фронтальная коммуникация (управление) – когда трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим. Например, когда ученик задает вопрос учителю, между ними может возникнуть своеобразный диалог. Но тип коммуникации остается фронтальным, так как принцип «один говорит – остальные молчат» сохраняется.
  • Опосредованная коммуникация – трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в виде текста, схемы, звука или видеозаписи.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная

Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы

Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность

Психология общения с начальников

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем

Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту

Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера

Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить

Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах

Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности

Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Функции общения

Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:

  1. Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
  2. Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
  3. Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
  4. Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
  5. Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.

Особенности вербального общения

Вербальному общению в психологии отводится особое место. В данной статье рассмотрим ряд особенностей вербального межличностного общения, которые делают общение взаимоприемлемым, понятным, имеющим конкретное содержание.

Первая особенность заключается в том, что коммуникатор, который хочет передать реципиенту образы, позиции, отношения, представления о каких-либо событиях, фактах, должен помнить не только об корректном кодировании необходимой информации посредством слов, но и о степени своей понятности для реципиента

В данном случае очень важно чтобы коммуникатор имел обширное представление относительно уровня подготовленности реципиента. Здесь важно помнить, что у коммуникатора и реципиента должно быть единство тезаурусов

Вторая особенность вербального общения заключается в форме передачи сообщения. В данном случае сообщение должно идти в системе невербальных средств, которое сопровождает вербально оформленное сообщение. Здесь важна степень адекватности информации, которая идет через вербальные и невербальные средства. Это может стать факторам двойственности и противоречивости сообщения.

Третьей особенностью является адекватность восприятия и степень понимания сообщения реципиентом. В этом случае реципиент проходит процесс декодирования сообщения. Реципиент воспринимает речь, слова, невербальные сообщения коммуникатора и основываясь на своих возможностях понимает смысл сообщения. При помощи мыслительной деятельности реципиент видит образы, ценностные и смысловые образования.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что если проблема коммуникатора заключается в подборе средств, соответствующих мыслям, образам, а также в передаче сообщения реципиенту, то последний испытывает на себе обратный процесс. Он получает сообщение, декодирует его, в последствие чего реципиент обретает свои образы, мысли и переживания. В таком случае уровень соответствия сообщения у реципиента и коммуникатора может существенно разниться.

Замечание 2

60% информационного общения составляют искажения и потери между реципиентом и коммуникатором.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Выводы

Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.

Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.

Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка

Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector