Тезис

Содержание:

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно

Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
  3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
  4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
  6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
  7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
  8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
  9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
  10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
  11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
  12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
  13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
  14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
  15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
  16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
  17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
  18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
  19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
  20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
  21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
  22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
  23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
  24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
  25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

Как формулировать тезис?

После того, как мы разобрались, что значит тезис и для чего он необходим, давайте рассмотрим особенности формулировок и того и другого вариантов тезиса.

Формулировка тезисов какого-либо материала

При создании тезисов какого-либо материала следует прежде всего определиться, будут ли тезисы создаваться на основании уже имеющегося материала, или им предстоит стать «концептуальным каркасом» для создания такого материала в будущем.

Если у нас материал уже есть:

  • Если мы имеем дело с уже готовой работой, к которой необходимо написать тезисы, то рекомендуется перечитать всю работу, и выделить в ней наиболее важные структурные элементы;
  • Из каждого такого куска необходимо вычленить наиболее важные идеи, и оформить их в виде законченной чёткой мысли (это и будут наши тезисы);
  • Совокупность таких тезисов должна логично сочетаться друг с другом, отражая общую структуру базового текста;
  • Результатом вашего труда станет небольшой материал (статья), содержащая логическую последовательность основных идей проанализированного вами материала. Знакомство с данными тезисами должно дать читателю возможность уяснить общую концепцию базового материала, его основные мысли, структуру и так далее.

К примеру, научные тезисы обычно содержат тему работы, данные об авторе, краткое введение по теме. Рассматривается изученность данной темы, её проблематика, описываются цели и задачи работы, объект и субъект данного исследования, используемые в работе методы и принципы и др. Также информацию по основных этапах работы, заключение, список используемых при написании работы источников, графики и схемы (при необходимости).

Примерная структура научных тезисов

Если материал только нужно создать:

Если же ваши тезисы являются прообразом будущего материала, то необходимо определиться с основными идеями материала, и изложить их в тезисах, соблюдая потенциальную структуру будущей работы, её характерные особенности, при необходимости задействовать примеры, подтверждающие ваши утверждения и так далее.

Формулировка тезиса-умозаключения

Если же мы имеем дело с созданием логического тезиса, то при его формулировке важно обратить внимание на следующее:

  • Тезис не должен иметь черты постулата (то есть НЕ приниматься как очевидный факт, без доказательств). Обычно тезис необходимо доказывать, что открывает богатые возможности для аргументации и различных форм словесной эквилибристики;
  • Тезис должен иметь ригидную форму (т.е. не должен изменяться во время процедуры его доказательства или опровержения). Смена сути тезиса во время процедуры его доказательства ведёт к целому сонму логических ошибок уровня «strawman fallacy»,«ignoratio elenchi» и другим;
  • Тезис должен быть чётко сформулирован. Необходимо избегать двусмысленности тезиса, слишком общих формулировок, а также «растекания мысли по древу», вследствие чего определение основной мысли тезиса может быть затруднено. Обычно в качестве тезиса используется предложение утвердительной или отрицательной формы;
  • При формулировке тезиса учитывайте аудиторию людей, перед которыми вам придётся защищать ваш тезис. Постарайтесь учесть характерные особенности данной аудитории, и формулировать тезис релевантный её специфике.

Русский язык и культура речи

Урок 8.3.4. Тезисы

Тезирование — один из видов извлечения основной информации
текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.
Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть
авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные
положения-тезисы.

Тезисы — кратко
сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному
в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным
научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату,
конспекту.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада,
статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов,
принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема.
Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему.
Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать
решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго
нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется:

  1. преамбула,
  2. основное тезисное положение,
  3. заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается
формально или графически.

  • Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами
    может быть представлено следующими способами:

    • использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых,
      во-вторых
      );
    • с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы — внутренние
      причины
      );
    • использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле
      глаголов состояния, поле глаголов движения
      ).
  • Графическое обозначение логики изложения осуществляется
    через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты,
    примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:

  • тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых
    используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем
    конспект, научное описание.
  • тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого)
    встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации
    научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

Однако…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих
соединительных лексических средств:


Ставит вопрос…

Считает…

Сравнивает…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности
жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности,
жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не
только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений
следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом,
аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение
свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам
предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в
них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие
включения из других стилей.

Приведем пример тезисов.

  1. Любой текст — это языковое выражение замысла автора.
  2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при
    восприятии основных фрагментов текста.
  3. Психологическая установка — это готовность человека к определенной
    активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или
    известную ситуацию.
  4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения,
    предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в
    соответствии с блоками алгоритма.
  5. Психологи называют пониманием установление логической связи между
    предметами путем использования имеющихся знаний.

Что такое ТЕЗИС — определение, значение простыми словами.

Простыми словами Тезис – это аргумент / утверждение / высказывание, которое будет защищено (доказано) в исследовании / сочинении / рассуждении. Тезис также известен как претензия или аргумент.

Тезис является точкой зрения, которую автор считает истинной, и которая будет доказана посредством фактов или ситуаций, подкрепляющих эту центральную идею. Тезисы чаще всего встречаются в академической литературе и играют более тонкую, но аналогичную роль в художественной литературе.

Сильный тезис определяет тему для обсуждения, резюмирует основные аргументы и убеждает вашу аудиторию продолжить чтение текста. Он определяет разницу между вдумчивым исследовательским проектом и простым пересказом фактов.

Алгоритмы составления плана

Алгоритм составления общего плана

Перед тем как приступать к составлению какого-либо из предложенных выше вариантов плана, нужно понимать и уметь составлять общий план текста.

Вот алгоритм его составления:

  1. Определить суть и задачи текста.
  2. Выбрать информацию, с помощью которой можно решить поставленные задачи.
  3. Сформировать из выбранных данных отдельные пункты плана.
  4. Расположить пункты плана в логической последовательности.

Полученный план должен соответствовать определенным критериям:

  • быть логичным и последовательным;
  • не содержать повторы;
  • содержать исчерпывающую информацию по вопросу или теме;
  • не включать пункты, состоящие из одной формулировки (такие пункты лучше объединять с другими);
  • быть кратким. Нужно убедиться, что формулировки точные и краткие;
  • быть лаконичным. План, в котором более 10 пунктов, запоминается сложнее.

Эти критерии применимы как к общему, так и к любому другому варианту плана.

Алгоритм составления тезисного плана

После ознакомления с особенностями составления общего плана, можно приступать к составлению тезисного.

Вот алгоритм его составления:

Чтение текста и обозначение главной мысли.
Формулировка тезиса. Он должен быть кратким, но при этом показывать, насколько идея многогранна

При формулировке тезиса не стоит прибегать к уточнениям — важно просто обозначить суть.
Перечитка и проверка соответствия формулировки основной идее. Обширные тезисы лучше сокращать.
Выделение подпунктов плана (подтезисов основного тезиса)
Обратите внимание на то, сколько абзацев в тексте и какие они

В каждом абзаце заключена определенная мысль, и об этом нужно помнить.
Формулировка тезисов
Делать это нужно исходя из количества абзацев и их содержания. Не каждый абзац может стать тезисом, ведь некоторые из них тесно связаны с другими.
Проверка сформулированных тезисов и выделение подпунктов плана.

Планирование и особенности тезисного плана

Зачем нужен план

Одним из этапов работы над любым текстом является составление плана. С его помощью вы сможете лучше понимать и запоминать информацию.

План — перечень элементов текста, в которых заключен основной смысл. Если вы собираетесь писать текст, то правильное структурирование будет играть огромную роль.

Элементы текста — смысловые ориентиры, опираясь на которые вы сможете последовательно двигаться к поставленной цели.

Есть несколько вариантов такого плана:

  • вопросительный. В этом случае каждый пункт плана — вопросы к тексту;
  • назывной. Является планом-тезисом номинативного строя. В этом случае ключевые моменты просто называются;
  • опорная схема. Как правило, это отдельные предложения, в которых заложена основная суть текста;
  • тезисный. Он состоит из отдельных тезисов — положений, кратко излагающих ключевую мысль.

Особенности тезисного плана

Тезисный план представляет собой один из вариантов структурирования текста. Сами тезисы, как я уже писал, это положения, в которых сконцентрирована основные моменты текста.

С помощью тезисов можно разобраться не только в структуре текста, но и в ключевых его идеях, объясняющихся в каждой из частей текста.

Чтобы сформулировать тезисы, сначала нужно внимательно изучить весь доступный вам материал, найти в нем то, что на ваш взгляд можно считать основным и только потом сформулировать тезис.

Тезисный план исходит из того, что в каждом тексте есть определенная структура и логическая связь между составляющими частями текста. Несмотря на то, что каждая текстовая часть отвечает за отдельную идею, которые работают на общую идею, сам текст можно поделить на разделы.

Пункт тезисного плана — двусоставное предложение с заключенной в нем главной мыслью всей части.

Составление тезисного плана возможно только на смысловой основе текста.

Как пишется тезис к сочинению

Сочинение является субъективным творческим текстом. В нем прослеживается отображение взглядов и мнения человека.

Тезис к сочинению является вашей позицией по какому-то вопросу

Следовательно, тезис в такой работе будет являться вашей позицией по какому-либо вопросу.

Вы ее выделяете и приводите свою аргументацию.

На ЕГЭ школьники приводят в качестве аргументов подходящие литературные произведения и примеры из жизни.

Затем пишется логический вывод, обобщающий и подтверждающий все вышесказанное.

Тезисы в сочинении могут быть представлены в виде вопросов, строчек из каких-либо произведений, являться ключевыми словами.

Зависит от формы работы, темы работы и предпочтений автора.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Что такое тезисный план

Каждый день мы видим разнообразные тексты

Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

Существует несколько видов плана:

  1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
  2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
  3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
  4. Тезисный.

Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной. Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться. Полнота

Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте. Возможность развития темы

Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом. Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста. Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?

Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

  • Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
  • Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
  • План содержит все основные аспекты работы.
  • Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
  • Пункты плана сформулированы кратко.

План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

  1. Как ухаживать за кактусами?
  2. В какое время года можно делать пересадку?
  3. Когда начать полив после пересадки?
  4. Какого размера должен быть новый горшок для растения?
  5. Какие потребуются инструменты и материалы?

Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его. Данный план требует доработки, потому что:

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Источник статьи: http://www.kadrof.ru/mk/14903

Что такое тезис в сочинении

В сочинении-рассуждении важны три вещи: тезис, аргумент и вывод. На мой взгляд, ключевым является именно тезис, ведь именно он задает ход сочинению и обуславливает аргументы с соответствующими выводами.

Тезис — отправная точка в ваших рассуждениях на заданную тему. Если упростить, то тезис — то, о чем бы вы хотели высказаться в рамках сочинения.

Если вы пишете сочинение на заданную тему или по какому-либо тексту, то тезисами выступают ключевые идеи, которые в него заложены, цитаты — как прямые, так и Проще, если тему сочинения вы выбираете самостоятельно: так у вас больше возможностей для формулирования тезисов. Но обо всем по порядку.

Виды тезисов

В зависимости от специфики, параметров и структуры материала, используемого для написания сочинения, тезисы бывают:

  • основными. Они представляют собой центральные положения и главные выводы;
  • простые. Основаны на ключевых аспектах — утверждениях или отрицаниях — без пояснений. Служат основой для основных тезисов;
  • сложные. Как бы состоят из простых и основных, содержат аргументацию по обозначенным положениям — доказательства.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Что такое тезис к сочинению?

Во время подготовки к экзамену, нам часто кажется, что мы достаточно ознакомлены со всеми понятиями и знаем, какое из них что означает. Однако когда дело доходит до практики, многие выпускники сталкиваются со сложностями, именно потому что их знание было «приблизительным». 

Помните, что при подготовке к любому испытанию вы должны быть уверены на 100% в каждом слове. Мозг – ленивый орган, он сделает все, чтобы вы отложили подробное изучение задачи на «потом», но вам нужно с ним договориться. Ключ к успешному решению заданий – понимание того, что в вашей работе хотят увидеть эксперты.

Теперь перейдем к делу. Многие выпускники так и не смогли разобраться с тем, что такое тезис к сочинению, что он собой представляет. Учителя в школе говорят что-то невнятное, статьи в Интернете пестрят обобщенными формулировками и заумными словами, а настоящих, подробных объяснений, как говорится, днем с огнем не сыщешь.

Рассказываем. Тезис – это ваш ответ на вопрос, который звучит в теме сочинения. «Вау, так просто?» Да, очень просто.

Теперь немного подробнее: тезисом в сочинении станет ваша личная (не мамы, не учителя, не эксперта) позиция по озвученному в задании вопросу. Далее нужно будет кратко объяснить, что подразумевает ваша позиция и подкрепить ее подходящими аргументами из литературных произведений.

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Образец тезисов к докладу

Попова Н. А., к. б. н., н. с.

Бутенко Н. Г., к. б. н., ст. н. с.

Институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины,

ул. Переяславская 23, г. Харьков 61016, Украина.

Е-mail: popova@gmail.com

Влияние повышенной концентрации NaCl на устойчивость микроводоросли Dunaliella Salina к пониженным температурам

Микроводоросли являются не только неотъемлемой частью биосферы нашей планеты, но и обладают значительным биотехнологическим потенциалом как сырьевой источник получения экологически чистых пищевых красителей, биотоплива и т. п. …

Список литературы:

1. Автор. Источник.

2. Автор. Источник.

От правильности оформления тезисов доклада во многом зависит то, как будет оценена проведенная работа

Грамотный подход способствует полному раскрытию потенциала научного труда и привлекает к нему внимание академического сообщества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector