Как определить свой тип личности: подборка лучших психологических тестов

Личностные опросники

— Вы часто испытываете скованность и нервное напряжение?
— Если вам кто-то нагрубит, вы быстро забываете об этом?

Тесты с подобными вопросами включают личностные опросники. Соискатель должен отметить, согласен он или не согласен с утверждением. Встречаются также варианты, где нужно выразить степень согласия (например, абсолютно верно, отчасти верно).

Современные рекрутеры отказываются от личностных опросников. Заполнение тестов из 100, 200 и более вопросов выдержит не каждый — так можно потерять перспективного сотрудника.

Однако такие опросники дают общее представление о кандидате. Они нужны для получения информации о стиле работы, наклонностях человека, ценностях, ключевых чертах характера. Опытный психолог, посмотрев на результаты такого теста, понимает, какой продуктивности ждать от сотрудника, подходит ли он для выбранной работы и начальника.

Вопросы личностных тестов касаются социальных отношений, эмоциональных проявлений, мыслей, интересов и физического состояния соискателя. Они могут быть неожиданными и даже неприятными. Например, не каждому по нраву рассказывать о состоянии своего кишечника, но вас могут спросить даже об этом.

Часто в тестах смотрят конкретные качества, а не все сразу. Например, есть опросники на агрессивность, мотивацию кандидата, негативные установки.

Опросники заполняют как на бумажных бланках, так и в гаджетах. Иногда дистанционно — не приходится даже приезжать на собеседование. Психолог получает результаты и составляет профиль личности сотрудника.

Ниже предлагаем несколько самых известных личностных тестов, которые можно пройти самостоятельно и бесплатно.

СМИЛ

Это один из самых известных тестов психологов при приеме на работу, который состоит из 566 утверждений. Его часто применяют при трудоустройстве, поскольку он помогает выявить профессионально важные склонности. Кроме того, с его помощью можно сделать выводы о психическом здоровье человека.

Это особенно критично при приеме на работу, связанную с детьми. По результатам теста нельзя поставить диагноз, но можно понять, что требуется консультация психиатра.

СМИЛ помогает определить психологическую совместимость, негативные состояния (например, депрессию), степень адаптированности. Можно даже узнать, будет ли склонен сотрудник использовать симптомы заболеваний в своих целях. Например, отказываться от обязанностей из-за малейшей головной боли.

У теста есть сокращённая до 71 вопроса версия «Мини-Мульт» (СМОЛ).

Тест Айзенка

Личностных тестов с количеством вопросов до 100 не так много. Один из них — опросник Айзенка. Он содержит всего 57 утверждений. Не спутайте с одноименным тестом на интеллект, который редко можно встретить при трудоустройстве. Существует версия EPQ на 101 вопрос, но её применяют редко.

Результаты этого опросника дадут работодателю информацию о темпераменте кандидата. Можно узнать степень общительности (экстраверсию/интроверсию), способности к адаптации и к концентрации на задаче.

При найме человека в семью работодателю бывает важен темперамент сотрудника для определения совместимости. Ранее мы писали о качествах, которыми должна обладать хорошая няня.

Методика Кеттелла

Тест на 187 вопросов, разработанный Реймондом Кеттеллом, чаще встречается при трудоустройстве в госучреждения. Имеет несколько версий, поэтому количество утверждений может незначительно отличаться.

Результаты дают информацию о чертах личности, которые собираются в профили — акцентуации. Психолог, зная акцентуацию, делает вывод о поведении, которое свойственно кандидату. Например, можно предположить, какой стиль работы близок будущему сотруднику.

NEO-PI

Методика из 240 утверждений дает комплексную оценку личности кандидата. Она предоставляет достаточно информации для нанимателя и позволяет не изнурять соискателя 566 вопросами СМИЛа.

Из результатов теста можно узнать об эмоциональности и чертах характера будущего работника, его агрессивности, тревожности и способности к самодисциплине.

Тест Лири

Методика Тимоти Лири состоит не из вопросов, а из характеристик. Например, «уступчивый» или «благородный». Кандидат оценивает, подходит ли ему характеристика.

Цель этого теста — определить тип отношений с окружающими. Оцениваются дружелюбие, властность, способность к послушанию и другие характеристики, которые особенно важны при найме работника в семью.

6.1. Общая характеристика психологического тестирования.

Психологическое тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой психологического тестирования является психологический тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.

Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.

Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии. Психологическая диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;

2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;

3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.

В связи с наличием двух способов вынесения оценки по тесту различают два типа психологического диагноза. Первый тип заключается в констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные данные об индивидуальных особенностях психики тестируемого соотносятся с некоторым заданным критерием. Второй тип диагноза позволяет сравнивать нескольких тестируемых между собой и находить место каждого из них на определенной «оси» в зависимости от степени выраженности тех или иных качеств. Для этого проводится ранжирование всех обследуемых по степени представленности исследуемого показателя, вводятся высокий, средний, низкий и т. д. уровни изучаемых особенностей в данной выборке.

Строго говоря, психологический диагноз есть не только результат сравнения эмпирических данных с тестовой шкалой или между собой, но и итог квалифицированной интерпретации с учетом многих привходящих факторов (психического состояния тестируемого, его готовности к восприятию заданий и отчету о своих показателях, ситуации тестирования и пр.).

Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрениями психолога. Например, в зависимости от предпочитаемой теории личности исследователь выбирает тип личностного опросника.

Использование тестов – неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п.

Классификация опросников

Одна из групп психодиагностических методов является опросник. Задание построено по типу вопрос – утверждение. Их используют с целью получения сведений со слов исследуемого человека. Они являются наиболее распространенным диагностическим инструментом. Отличительной чертой опросника от теста считается критерий оценивания, который не разделяется на «правильный» ответ или «неправильный». Они содержат согласие или несогласие субъекта. Опросники можно классифицировать следующим образом:

  • опросники личности;
  • опросники-анкеты.

Опросники личности

Это своего рода самоотчеты, сделанные по стандарту. По форме они бывают: групповые, индивидуальные, письменные, бланковые, компьютерные.

По характеру:

  • закрытые;
  • открытые.

Закрытые опросники уже содержат варианты ответов, из которых необходимо выбрать один. Часто используют двух- или трехальтернативный выбор ответов:

  • «Да»;
  • «Нет»;
  • «Затрудняюсь ответить».

Плюсы такого вида опроса:

  • простота регистрации;
  • простота обработки данных;
  • наличие четкой формализации оценки.

Минусы:

  • отсутствие расширенной информации;
  • наличие четких ответов (часто возникают затруднения при принятии категорического решения).

Открытые опросы содержат свободный от ограничений ответ, т.е. обследуемый отражает свои мысли, отношение. Стандартизация происходит путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Плюсы открытых опросов:

  • развернутые ответы;
  • проведение качественного анализа ответов.

Минусы:

  • затруднения в формализации ответов, оценок;
  • затруднения интерпретации полученных данных;
  • громоздкость процесса;
  • необходимость большого количества времени.

Форма ответов опросников личности – шкала, которая показывает оценку утверждений, например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой. Обычно применяют шкалы с 3, 5, 7 подразделениями.

По содержанию они отражают:

  • черты личности;
  • типологию личности;
  • мотивы;
  • интересы;
  • ценности;
  • установки.

Опросники-анкеты

Данный метод необходим для получения сведений о человеке, не относящиеся к личностным качествам, например, для сбора данных биографии. Опросники представлены в виде жесткого фиксированного порядка, содержания и формы вопросов. Ответы должны быть такими же четкими. Их испытуемый может давать в отсутствие экспериментатора, т.е. форма заочного опроса, и с его участием – прямой опрос.

Классификация анкетных опросов включает в себя содержание и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты бывают с:

  • открытыми вопросами;
  • закрытыми;
  • полузакрытыми (допускает собственный вариант ответа испытуемого).

Все виды вопросов в данном методе комбинируются. Это является большим плюсом, так как расширяется информационный диапазон ответов.

Часто опросники-анкеты используются для получения информации о биографии человека. Они затрагивают в себя такие вопросы как:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • уровень и характер образования;
  • специальные навыки;
  • продвижение по карьерной лестнице.

Степень автоматизации

В зависимости от того, используют ли тестировщики дополнительные программные средства для тестирования приложений или программ, тестирование бывает:

  • Мануальное (ручное) – без использования дополнительных программных средств, т. е. «вручную».
  • Автоматизированное – с использованием программных средств (более детально в описании курса по автоматизации тестирования ПО).

Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. Ручное тестирование проще освоить, оно широко применяется на проектах всех типов, но мануальные проверки отличаются монотонностью. А вот написание тестов даёт больше возможностей для творческой реализации, но автоматизация требует базовых навыков программирования. Подробнее о плюсах и минусах этих типов тестирования мы рассказали в нашей статье.

Ситуационные тесты

Наиболее информативный вариант психологического тестирования на работе — ситуационные методики. Кандидату предлагают несколько ситуаций, приближенных к рабочим, и просят описать его действия.

Например, няне могут описать ситуацию: «Ребенок кричит, плачет и катается по полу. Что вы будете делать?».

Этот метод популярен и эффективен. При массовом отборе соискатели описывают свои действия на бумаге или печатно. В индивидуальных случаях тестирование происходит в виде ролевых игр. Работник и психолог (или рекрутер) обыгрывают какую-либо рабочую ситуацию.

Игра может быть не связана с работой, а иметь абстрактный сюжет. В любом случае наниматель оценивает поведение, реакцию на ситуацию, профессиональные знания, коммуникативные способности.

При найме сотрудника, который будет работать с детьми, смотрят также на педагогический стиль. Например, в конфликтной ситуации с ребенком может не приветствоваться как мягкость, так и агрессия. Требуются умение слушать и давать обратную связь, вести мотивирующую беседу.

В ситуационных играх кандидат должен сохранять спокойствие

Если сюжет абстрактный, то может быть даже не важен результат, решение проблемы — зачастую внимание обращают только на поведение, способы реагирования на стресс

Основные характеристики, которые должны присутствовать в психологическом тесте

Психологический тест в науке – стандартизированное испытание, по полученным ответам которого можно судить и психофизиологических и личностных свойствах тестируемого.

Из этого термина стоит выделить ключевое слово – стандартизированное, что значит, что дело касается испытания, для которого имеется понятная, стандартная и строго выполняемая схема осуществления с одной стороны, и критерии оценивания результатов того, что было измерено – с другой.

Основные психометрические характеристики, которыми должен обладать тест:

  • Валидность.
  • Достоверность.
  • Адаптированность.
  • Надежность.
  • Репрезентативность.

Стоит рассмотреть каждую из вышеперечисленных характеристик более детально.

Валидность теста

Валидность теста указывает нам на то, насколько правильно выбранная методика измеряет конкретно то свойство, для анализа которого она предназначена. Это один из основных критериев оценки эффективности каждого психологического теста, потому как диагностика «не того» абсолютно бессмысленна.

Выделяют несколько видов валидности:

  • Содержательная.
  • Эмпирическая.
  • Прогностическая.
  • Концептуальная.

Достоверность психологического теста

Достоверность психологического теста указывает нам на то, насколько он защищен от умышленной фальсификации ответов тестирования испытуемым.

Достоверность психологических тестов является наиболее распространенным вопросом, особенно в случаях, когда результаты оценки свойств личности  касаются стороннего заинтересованного лица, например, руководителя.

Среди факторов достоверности теста выделяют:

  • Фактор знания. Показывает, что испытуемый знает о личностных характеристиках, скрытых за суждением, имеется ли такое поведение в реальной жизни, и как такое поведение оценивает общество;
  • Фактор социальной желательности. Для получения точной информаций в настоящем психологическом тесте должна присутствовать шкала лжи, а также возможные варианты ответов идентичной эмоциональной направленности;
  • Фактор индивидуальной практики. Речь идет о мотивации испытуемого при прохождении теста. Если при тестировании от человека требуется определенное поведение, он может давать не реальные, а желаемые поведенческие реакции, что значительно влияет на результаты.

Адаптированность

Адаптированность – одно из свойств теста, демонстрирующее, насколько его смысл и возможные результаты отвечают аудитории, для которой они предназначаются

То есть, принимаются ли во внимание национальные, культурные, и ментальные особенности людей, которые учувствуют в конкретном  исследовании. Достаточно часто игнорируется данное свойство

Даже несмотря на то, что адаптация любого иностранного тестирования – главное условие для его проведения в пределах другой страны, этим фактором часто пренебрегает, что вызывает значительные искажения при получении результатов.

Надежность психологического теста

Надежность психологического теста – наиболее важна при составлении общей картины правильного понимания результатов опроса. Она отражает внутреннюю согласованность частей теста, и воспроизводимость его результатов и конкретного испытуемого при повторном прохождение. Это значит, что построение надежных психологических тестов должно быть таким, чтобы вопросы не противоречили друг другу, а результаты определенного человека не менялись в течение некоторого времени.

Само собой, человек может меняться, но, например, если еще вчера ваш IQ составил 120, а спустя неделю – 70, скорее всего, проблема не в вашем интеллекте, а в надежности результативности используемой методики.

Репрезентативность

Репрезентативность или величина выборки стандартизации психологического теста. Такая характеристика определяет возможность применения теста относительно данной популяции опрашиваемых. Например, если тест предназначен для оценивания личностных качеств руководителя, он не подойдет для оценки личностных характеристик студента.

*Все психологические тесты направлены на выявление тех или иных качеств человека, которые могли бы приходиться в конкретной ситуации

При этом важно помнить общих тестов не бывает, все они рассчитаны на определенную группу людей. Тем не менее тесты нужны далеко не всегда и если вы честный, отзывчивый и благородный человек стремящийся делать добрые дела – судьба и так вам улыбнется

Наши поступки как бумеранг, где хорошее возвращается в двойне!

Требования к тестам

  1. Тест должен иметь указание на теоретическую основу или на фамилию автора;
  2. Должен быть проверен на определенном контингенте испытуемых;
  3. Должны быть заданы стандарты и указано, для кого этот стандарт;
  4. Должна быть пометка, нуждается ли тест в профессиональном использовании или возможно применение непрофессионалами;
  5. Должны удовлетворять следующим критериям:
    • Стандартизация (условия проведения, контингент, правила обработки результатов, интерпретация);
    • Надежность (получение тех же результатов при повторном проведении);
    • Валидность (способность теста измерять именно то, для измерения чего он предназначен).

Немого истории

трактуется как система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.

Еще в древние времена ученые, писатели и философы классифицировали людей по различным признакам. Аристотель ввел понятие «добродетель». Так он обозначил внутренний порядок и склад души. Добродетели, по мнению философа, разделяются на нравственные (этические) и мыслительные (разумные).

Этические добродетели представляют середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Им присуще мужество, величавость, дружелюбие, честолюбие, правдивость, любезность, мудрость и т.д. Что касается нравственной добродетели, Аристотель говорил, что это «способность поступать наилучшим образом во все, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность».

Этические добродетели характера, по мнению философа, формируются в процессе жизнедеятельности и по мере приобретения опыта человеком, а разумные добродетели – благодаря обучению .

В 314 году до н.э. свою типологию предложил Теофраст. Для него человеческий характер – это совокупность душевных свойств, которые проявляются в поступках и словах. Он разделил людей на 30 типов, которые подробно описал в своем труде «Характеры». Названия типов говорят сами за себя: притворщик, льстец, сплетник, болтун, невежливый человек, скряга, хвастун и т.д. []

Гиппократ создал учение о внутренних соках человека. Он выделял:

  • желтую желчь;
  • черную желчь;
  • кровь;
  • слизь.

В зависимости от того, какая жидкость доминирует в человеке, он выделил следующие типы темперамента: холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики .

Эта одна из древнейших типологий личности, которая, несмотря на обобщенность характеристик, применяется по сей день. К ней мы еще вернемся.

Примерно в середине 20 века изучению личности стали придавать особое значение. Появились различные варианты классификации людей по их отличительным признакам. Среди них были:

  1. Типологии личности Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона: они объясняют взаимосвязь телосложения и темперамента.
  2. Типы переживаний: интровертные, экстравертные, амбиэквальные, коартивные, дилаторные. Такую классификацию выдвинул Герман Роршах.
  3. Типы представлений Эриха Рудольфа Энша: цельные, дифференцированные.
  4. Формы жизнедеятельности, которые, по мнению Эдуарда Шпрангера, разделяются на эстетическую, религиозную экономическую, социальную, властную, теоретическую и т.д. .

Большая часть типологий, предложенная в тот период, имеет историческую ценность и практически не применяется в сегодняшнее время. Но есть среди них и те, которые стали фундаментом для развития психологии. Предлагаем рассмотреть их и более современные классификации типологий личности далее.

Уровень структурирования

Различные типы психологических тестов могут сильно различаться в зависимости от того, запрашивается ли информация более или менее кратко или пациенту предоставляется более или менее свобода выражать свои мысли.

Этот аспект важен для получения информации. Наличие хорошо структурированного теста позволит получить короткие и сжатые ответы, направив оценку на те аспекты, которые считаются наиболее важными

Однако может быть потеряно много важной информации, которая может помочь лучше приспособиться и понять психическое состояние объекта

В этом смысле мы можем найти типы неструктурированных психологических тестов (в которых содержание оценки варьируется в зависимости от ответов испытуемого), полуструктурированных (в которых, хотя и предоставляется свобода ответа, а вопросы меняются в зависимости от информации что отражено, делается попытка следовать более или менее заранее определенному сценарию) или структурированному (в котором, хотя данные ответы принимаются во внимание, оценка следует заранее определенному курсу)

Опросники.

Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

  1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
  2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
  3. Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

  • опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
  • личностные опросники — дают информацию о личности:

    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
    2. опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера:
      • многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
      • однофакторные
      • двухфакторные
    3. опросники мотивации
    4. опросники интересов
    5. опросники ценностей
    6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы — начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону — их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов «да» должно быть приблизительно таким же, как количество ответов «нет», за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

  • закрытые — имеют варианты ответов
  • открытые — не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

  • дихотомический (два возможных ответа)
  • альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
  • ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию — «эффект фасада», который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано — с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного «Я»

Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе

Приемы выявления достоверности ответов:

  1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
  2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector