Альберт бандура: теория социального научения

Оглавление книги открыть закрыть

Экзаменационные билеты по медицинской психологии1. Предмет и задачи медицинской психологии — кратко2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии — кратко3. Методы исследования в медицинской психологии — кратко4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога — кратко5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю — кратко7. Подходы к определению психической нормы — кратко8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни — кратко9. Определение понятий симптома и синдрома — кратко10. Диагностические принципы — альтернативыСовременная классификация и виды психических расстройств — кратко13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга — кратко14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний — кратко15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний — кратко16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний — кратко17. Теория стресса Г. Селье — кратко18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) — кратко19. Виды стрессоров и стрессовых реакций — кратко20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний — кратко21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. — кратко22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости — кратко24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии — кратко25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений — кратко26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности — кратко27. Модель психической патологии в поведенческом подходе — кратко28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств — кратко29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры — кратко30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера — кратко31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку — кратко32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека — кратко33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека — кратко34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека — кратко35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса — кратко36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе — кратко37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах — кратко38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу — кратко39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств — кратко40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу — кратко41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств — кратко42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) — кратко43. Теория «навешивания ярлыков» — кратко44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) — кратко45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период — кратко46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики — кратко47. Проблема развития и строения ВПФ — кратко48. Проблема соотношения биологического и социального — кратко49. Проблема развития и распада психики — кратко50. История развития медицинской психологии в СССР — кратко История развития клинической психологии как науки

Теория социального научения

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.

Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.

Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.

Подкрепление из окружающей среды — это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.

Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.

Сохранение

Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.

Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.

Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Эксперимент с куклой Бобо: агрессия и агрессивное поведение

От теории к практике

Чтобы эмпирически обосновать свою теорию, Альберт Бандура провёл эксперимент с куклой «Бобо». Таким образом он попытался применить на практике теорию обучения через наблюдение (иными словами, теорию о влиянии увиденной человеком модели поведения других людей на его собственное поведение) на примере агрессивности.

Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия (в дальнейшем также было проведён эксперимент для изучения влияния увиденных по телевизору агрессивных действий).

В этом видео вы сможете увидеть как проводился эксперимент. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Как проводился эксперимент?

Как вы можете наблюдать, кукла Бобо напоминает неваляшку, которая автоматически принимает обратно вертикальное положение при ударе или опрокидывании.

В опыте участвовали две эксперименальные группы (ЭГ1 и ЭГ2) и одна контрольная группа (КГ). Каждая экспериментальная группа состояла из 24 детей (мальчиков и девочек поровну). Контрольная группа также состояла из 24 детей, мальчиков и девочек в одинаковом соотношении.

  • ЭГ1: 24 ребёнка обоих полов. Была разделена на 2 группы по 12 человек в каждой.
    • ЭГ1A: Наблюдали за женщиной, которая осуществляла агрессивные действия по отношению к кукле.
    • ЭГ1Б: Наблюдали за мужчиной, который совершал агрессивные действия по отношению к кукле.
  • ЭГ2: Эти дети наблюдали за НЕагрессивными действиями по отношению к кукле.
  • ГК: 24 ребёнка. 12 мальчиков и 12 девочек. Им просто показывали куклу, без предварительного наблюдения за какими-либо действиями других людей по отношению к кукле.

Выводы, которые сделал Альберт Бандура:

  1. ЭГ1 (дети, наблюдавшие за агрессивными действиями) действовали по отношению к кукле агрессивнее по сравнению с детьми из других групп.
  2. Мальчики были более склонны к повторению физически насильственных действий, чем девочки. При этом значительной разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не наблюдалось.
  3. Девочки больше повторяли модель поведения женщины,  а мальчики — мужчины (сходство с моделью для подражания).

Однако не всё так просто. Для реализации какого-либо типа поведения недостаточно только наблюдения и модели, которая воспроизводит данный тип поведения.

Более того, чтобы модель поведения была перенята, она должна быть «привлекательной и интересной» для повторяющего её. Здесь также важнейшую роль играет культура. Не каждый человек может стать примером для ребёнка во всех жизненных ситуациях.

Это правда, что ребёнок, наблюдающий за агрессивным поведением, включает его в свой поведенческий репертуар, что, в свою очередь, повышает вероятность агрессивных действий с его стороны. Однако это не определяет поведение ребёнка полностью.

Люди наделены сознанием, способностью принимать решения и делать выбор. Поэтому, приобретя какое-либо знание или навык, ребёнок должен захотеть его использовать в данный момент. Другими словами, в зависимости от своих целей выбрать самую правильную, с его точки зрения, линию поведения.

В данном эксперименте на детей влияло то, что им показывали как обращаться с предметом, с которым у них не было предварительного опыта обращения (кукла была новым, неизвестным им объектом). В связи с этим в какой-то степени свобода детей была ограничена, поскольку им показывали как себя вести. Другими словами, поведения ребёнка будет отличаться в зависимости от возможностей выбора, которые у него будут в тот или иной ситуации.

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Эдвард Торндайк – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др. Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.

Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения. Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.

В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу «проб и ошибок».

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением). 3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта. 4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим (проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Торндайк Эдвард

Американский зоопсихолог, психолог и педагог. Эдвард Торндайк был один из первых исследователей, кто вывел психологию за пределы сознания.

Лекции К.Л. Моргана, прочитанные им в 1896 году в Гарвардском университете, «… побудили Э. Торндайка начать изучение рассудочной деятельности животных. Однажды Морган рассказал Торндайку, как его собака Тоби научилась открывать задвижку на садовой калитке, просовывая голову между рейками штакетника. Торндайк разработал способы повторения этого наблюдения в контролируемых лабораторных условиях. В его опытах кошки, крысы, собаки и другие животных открывали сложные запоры и задвижки, справлялись со сложными механизмами, однако сами эти механизмы чаще всего были недоступны восприятию животного. Например, кошка помещалась в клетку, откуда она могла выбраться, только потянув за верёвку, открывающую дверку. В результате беспорядочных попыток найти выход кошка случайно дёргала за верёвку и выбиралась наружу. После многих таких попыток кошка обучалась дергать за верёвку сразу после того, как оказывалась в клетке. Торндайк считал, что такое поведение может сформироваться на основе «самодрессировки», но понимание ситуации в целом животным недоступно. Исследования Торндайка были обобщены в его книге «Animal Intelligence» (1911), а его теории не менее полувека господствовали как в психологии животных, так и в психологии воспитания. Типичным для крайних приверженцев бихевиоризма было описание любого сложного поведения, в том числе и человеческого, в понятиях «стимул-реакция»».

Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 14.

В 1901 году Эдвард Торндайк так подвёл итог своим экспериментам: «Обезьяны плохо обезьянничают» («monkey don’t ape»). Или: будучи активными, обезьяны не столько подражают, сколько непрерывно делают новые пробы и, в итоге, способны вырабатывать весьма сложные формы поведения.

Бертран Рассел не без юмора воспринял разницу между взглядами бихевиористов и гештальтистов (например, немца Вольфганга Кёлера). Он писал: «Животные, которых изучали американцы, бешено прыгают с невероятным напором и темпераментом, и наконец, случайно получают желаемый результат. А животные, которых наблюдали немцы, сидят спокойно, думают и в конце концов выдают решение из своего внутреннего сознания».

Цитируется по: Резникова Ж.И., Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов, Часть I, М., «Наука», 2000 г., с. 19.

Интересно, что именно Эдвард Торндайк первым заметил, что все очень охотно говорят об уме животных и никто не говорит об их глупости (а значит, и не исследует…).

В литературе существуют два диаметрально противоположных мнения, и оба основывают свои притязания на массе доказательств. Согласно одному из них, которое с жаром поддерживал американец Торндайк, ум есть совершенно разнородное собрание способностей, которые как бы лежат друг подле друга, но, в самом строгом смысле слова, остаются независимыми одна от другой. Противоположное мнение, защищаемое американцем Спирменом, с роскошным аппаратом математических формул, сводится к тому, что ум един, что в каждом из нас существует способность, которую можно назвать общей интеллигентностью, и что существует соответствие между степенями всех наших способностей, даже наиболее друг от друга удалённых; оно существует, например, между лёгкостью, с которой мы воспринимаем ощущения, и нашим умением выпутываться из разных житейских дел».

Альфред Бине, Измерение умственных способностей, СПб, «Союз», 1999 г., с. 241.

Учитель: Ульям Джеймс.

См. концепцию «проб и ошибок» по Александру Бэну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector