Сын — подросток ворует деньги

Вопрос психологам

Спрашивает: Галина

Категория вопроса: Дети

05.01.2012

Мне 38 лет. Образование высшее экономическое. Сейчас я работаю на госслужбе.У меня есть сын от первого брака — ему сейчас 16 лет. С мужем мы развелись, когда мальчику было 9 лет. Поначалу муж часто приходил к сыну, брал его в парк, в кафе, а потом все реже и реже. Бывало мог по полгода никуда не брать. В детстве у сына было все что только может желать ребенок.После развода ситуация изменилась — средств стало не хватать и я почти во всем ему отказывала. Тогда и произошел первый случай воровства. Причем он украл у моей сотрудницы по работе из кармана деньги. Был пойман.Это был, конечно, шок. Я с ним серьезно поговорила, не наказывала. Он обещал, что больше не повториться. Потом были случаи воровства у бабушки с дедушкой. Опять обещания…Затем я встретила другого мужчину и через какое-то время он переехал к нам жить. Сын в первый же день проверил его карманы. Взял немного, но….Было ужасно стыдно перед человеком. Опять говорили, убеждали. Опять обещания. Года 3 все было нормально. Мы переехали жить в другой район. У нас уже должен был родиться второй ребенок, когда я обнаруживаю что пропала крупная сумма денег. Сын сначала отпирался, но потом сознался, что это он. После этого случая жизнь круто изменилась. Мой второй муж и так довольно холодно относился к моему сыну, а теперь и того хуже. Родился ребенок. Я старалась уделять обоим детям достаточно внимания. Но потом был случай воровства денег в школе,в спортзале, у меня понемногу. Опять убеждали, просили. Опять обещал. Но когда пропали деньги у няни, уже применили силу. Это было ужасно. Он только озлобился. Потом были еще случаи воровства. Мы его даже возили в милицию.Я и его отец. Он там общался со следователем. Плакал, обещал. Думала все — поможет…Последней каплей стала пропажа денег у моего мужа. Муж кричал на меня, что я ничего не делаю, что сыну место в тюрьме…и ушел от нас. Я осталась с маленьким ребенком и с большим, долги которого еще не выплатила. Что делать?

Что делать, если подросток ворует деньги? (1 ответ)

ТОП лучших советов психологов

Что делать, если подросток ворует деньги? (1 ответ)

Что делать, если подросток постоянно молчит? (7 ответов)

что делать, если сын вор? (4 ответа)

Все советы психологов (всего 429612 советов)
Получите рекомендации от лучших психологов!

Психолог онлайн БЕСПЛАТНОили обратитесь к психологу по скайп или анонимно

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Воровство у подростков

По мере того как ребенок входит в подростковый возраст, причины, по которым они могут воровать, становятся более разнообразными и сложными. Многие подростки воруют в магазине в присутствии своих друзей, чтобы впечатлить их, так как в большинстве случаев наиболее рискованное поведение является наиболее впечатляющим среди сверстников. Некоторые подростки используют воровство в качестве способа отстоять свою независимость в мире, где правят взрослые. Подростки также могут воровать со скуки или если они ищут острых впечатлений

Они могут чувствовать, что воровство, как и все другие виды плохого поведения, является единственным способом обратить на себя внимание родителей. Также они могут воровать, чтобы отомстить кому-то, кто навредил им или обращался с ними несправедливо

Ну и, конечно же, подростки могут воровать из практических соображений, например, если они хотят вещь, которую не могут себе позволить.

У стыдной проблемы есть возраст

Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине  с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

Воровство как наркотик

Сталкиваясь с романтизацией преступников в массовой культуре, подросток верит, что нет ничего плохого в том, чтобы легко достигнуть своих целей. Не получается добыть айфон честным путём — значит, можно отобрать у другого. Если в первый раз всё получается и кража сходит с рук, у него начинается эйфория, он ощущает вседозволенность.

Сейчас есть много людей, которые, чтобы пощекотать себе нервы и ощутить всплеск адреналина, прыгают с парашютом, лезут на крутые скалы, занимаются экстремальными видами спорта. Воровство сродни всему этому. Постепенно оно становится своеобразной зависимостью, болезнью. Профессиональный вор может быть очень состоятельным человеком, которому нет нужды воровать, но он всё равно идёт и крадёт — не потому, что ему нужны деньги, а чтобы ощутить опасность, пощекотать нервы. Это для него как наркотик, он не может без этого. Ребёнок, если его не остановить вовремя, может тоже прийти к такой зависимости. С одной стороны, он самоутверждается, показывает, насколько крут, с другой — ощущает эйфорию от пережитого всплеска адреналина. Именно поэтому так опасно, если ребёнок крадёт безнаказанно. В таких ситуациях надо бить во все колокола, потому что человек пропадает.

Исправительные учреждения не исправляют

В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.

К сожалению, не зная реального положения вещей, представляя жизнь в колониях по кино и сериалам, подростки склонны заблуждаться о том, что их там ждёт. Им кажется, они будут похожи на какого-нибудь героя, который попал в тюрьму по недоразумению и обрёл там авторитет благодаря своим особым качествам характера. Но в тюрьмах царят свои законы, и в колонии для малолетних тоже. Там есть свои авторитеты, требующие неукоснительного подчинения, которые будут добиваться этого подчинения любыми способами, самыми жестокими, извращёнными и отвратительными — такими, о которых и говорить не хочется. Да, там будут совсем молодые преступники, почти дети, но не надо забывать, что очень часто дети бывают намного более жестокими, чем взрослые. Они ещё не умеют жить, и потому им кажется, что насилие — это самый лучший и самый действенный способ добиваться желаемого.

Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.

Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.

Говорите с ребенком

Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:

  • Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
  • В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
  • Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
  • Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
  • Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
  • Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».

Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях

Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Зачем ребенку нужно выпрашивать деньги?

С возрастом наши дети становятся более требовательными и нуждаются в некоторых материальных средствах.

Для покупки необязательных, но важных для него вещей. Например, модной ручки или наклеек, которые он не так давно начал коллекционировать, на игры со сверстниками. Ребенок считает необходимым держать в кармане некоторую сумму на собственные траты, чтобы иметь возможность сразу расплатиться за свою покупку, и не обращаться каждый раз к родителям.
Для поддержания статуса. Подростки заботятся о собственном авторитете среди сверстников

Поэтому для них важно дать понять друзьям, что он не нуждается в средствах и готов тратить деньги наравне с другими.
Чтобы чувствовать себя увереннее. Средства в кошельке добавляют нам уверенности в себе

Это работает со взрослыми людьми, что уж говорить о детях подросткового возраста. На деньги, выпрошенные у родителей, он без труда сможет обеспечить себе покупку завтрака на перемене, поход в кино с особой противоположного пола или сможет скопить на дорогой гаджет.

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих

Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать

У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план. 5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений

В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь»

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям

— Было ли для вас все это неожиданностью? Я часто вижу мнение: «Надо заниматься ребенком, читать книги, водить в походы, и тогда он не будет зависим от компьютера». Вы можете сказать, что не занимались сыном? 

— Мы занимались, у нас хорошая компания. Создавали обогащенную среду, у ребенка была культурная нагрузка. Накануне этих событий катались на великах, купили шашлык, устроили пикник в лесу, болтали. Все признаки нормального контакта были. При этом со школьной программой он справлялся легко, и время оставалось. Эти два пласта реальности вполне между собой сосуществовали — были тревожные сигналы, и были сигналы здоровые.

Тревожные сигналы я почему-то прозевал. Например, я многое списывал на подростковый период, все эти выплески агрессивные. Это сейчас я знаю, что в 11 лет этого быть еще не должно.

«Меня дважды выгоняли из школы, но я играл по 16 часов в день». Можно ли бросить видеоигры раз и навсегда

Мы по итогам достижений сына даже собрали игровой компьютер. Думал, может, я чего-то не понимаю, может, киберспорт — это будущее моего сына. Пусть тогда это будет сложноорганизованная деятельность. Я пригласил профессионального геймера, чтобы он помог со стратегией и командой. Но сына в это время интересовала уже не столько игра, сколько азартная деятельность. Он уже вляпался в зависимость от игры на деньги, был втянут в более серьезные вещи.

— То есть вы пошли по пути не запретить, а возглавить революцию?

— Конечно. Дети сейчас мечтают о киберспорте. Но это очень сложная работа. Я хотел, чтобы он прочувствовал, что это реальные нагрузки, целеполагание, лидерские качества, это определенный режим работы внимания.

Был еще сигнал. У него был простенький комп в комнате. Вроде бы мы следили, чтобы он за ним не сидел. Оказалось, что он ночами смотрел там фильмы, переписывался. А мы потом утром почему-то не могли разбудить ребенка. В школе он начал спать на уроках.

Должен быть режим, потому что формируется организм, сложные нейронные структуры, нейронные ансамбли — это все очень влияет на формирование функций внимания.

— Вы писали, что стали общаться с родителями других детей. И они вам рассказывали про игровую зависимость. Что именно? 

— Например, когда старший брат говорит: «Если вы мне не будете давать играть, я буду бить младшую сестру». Рассказывали, как дети обзываются и матерятся: «Вы самые плохие родители». Постоянные порывы агрессии. Отсутствие контроля времени. Ребенок ничего не хочет, кроме игр.

Иногда говорят: «Пусть играет, наиграется». Не наиграется. Зависимость ненасыщаема — сколько бы ни играл, все мало. Родители понимают, что постоянно возвращаются к разговорам про телефон, к скандалам про телефон, к попытке ограничить, проконтролировать.

Отец и мать по большому счету имеют право на благодарность от ребенка, на «спасибо», на хорошо проведенное время. Когда что бы ты ни сделал, ты всегда виноват — это ненормально.

Ты стараешься сделать одно, другое, третье, создать обогащенную среду, а ребенку ничего не нравится. «Мне ничего не нравится, дайте телефон, и все», — это уже признак зависимости. Возникают проблемы с мотивацией, контактом, доверием. Все фокусируется вокруг одной темы.

Обычно если увлечение ребенка созидательное, то улучшается дисциплина, он больше успевает в других местах, появляется собранность, зрелость. А тут — отрешенное лицо. Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям: «Ты меня не пробьешь, ты ничего обо мне не знаешь, ты меня не понимаешь».

— Примерно сколько детей, по вашим оценкам, находятся сейчас в таком состоянии?

— По моим ощущениям, не менее 60%.

— Вам известны какие-то креативные попытки родителей бороться с этим? Я, например, знаю историю папы, который тайком платил деньги друзьям-геймерам сына, чтобы они рушили его игру. Ему в конце концов стало неинтересно, перестал играть. 

— Да, это в Китае было.

Мама одной девочки, которая очень увлеклась YouTube, предложила дочке не мыть посуду, а снимать ролик, как Маша моет посуду. И девочка включилась: «Сейчас я расскажу своим подписчикам, как мы моем посуду». Вполне себе креативный подход.

Вообще, обычно пытаются просто запретить. Один мальчик сидел в телефоне, увлекся в 12 лет ставками в букмекерских конторах. Папа даже вдохновился: «Это развивает интеллект». После того, как через месяц этой деятельности сын обругал папу матом и закатил ему истерику, тот отобрал телефон и больше не дает.

Мы как родители сталкиваемся с новым явлением, а отношение у нас еще не сформировалось. Гаджет — это не просто игрушка, это как бензопила, условно, это и полезная вещь и опасная. Чтобы ею пользоваться, нужно сначала сформировать определенные навыки. Ребенок их развить самостоятельно пока не может, нужен компетентный взрослый.

Учёт возрастного фактора

В данном материале речь не идёт о тех ребятах, чьи «воровские наклонности» формируются под влиянием окружающей обстановки. Не стоит даже и думать, что родители, с лёгкостью присваивающие чужую собственность, озаботятся вдруг подобным детским поведением. В зону нашего внимания попадает обычный малыш или школьник, который вроде бы не стеснён в средствах, однако почему-то норовит прихватить игрушку у ровесника, шоколадку в магазине или энную сумму денег из родительского кошелька. И тут стоит учитывать возрастной фактор.

Ребятишки старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать её нельзя. Однако тут возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями и страстями. Крадет ли шестилетка в стандартном понимании этого слова? Скорее нет, чем да.

Ассоциировать взятие ребёнком чужих вещей с кражами психологи советуют со старшего школьного возраста, когда подростки присваивают имущество либо деньги осознанно, целенаправленно, «по-взрослому». Однако дожидаться взросления проблемы не следует, поскольку работать нужно уже с начальными попытками воровства. В ином случае психологическая проблема быстро перерастёт в криминальную. Но прежде рассмотрим подоплёку краж у школьников и подростков.

Забрать смартфон на уроке и получить истерику

— Говорят, что раньше зависали в книгах, а сейчас в телефонах. И это, мол, одно и то же. Ощущение, что тут есть какая-то неправда. 

— Есть универсальный индикатор сложности входа. Хорошая качественная вещь имеет высокий порог входа, в нее трудно войти, и от нее легко отказаться. Приведу пример: сколько времени нужно, чтобы научиться читать? Несколько лет потратить. Или делать зарядку по утрам. Вы стараетесь, преодолеваете себя и все такое. А бросить потом…

— …за два дня можно.

— Да, и бросил, никаких проблем. А в плохую вещь легко войти и трудно от нее избавиться. Пример: героиновая зависимость. У героина максимально легкий вход — ты попробовал один раз и практически у 90% людей сразу формируется зависимое поведение. Соскочить уже, извините, не получится.

И вот ребенок не владел гаджетом, вы даете ему телефон. Сколько времени ему нужно, чтобы освоиться?

Подростки назвали смартфоны «продолжением своих мозгов». Почему гаджеты мешают детям развиваться

— День, наверное.

— Может, и часы, может, и минуты. О, как быстро освоил! А это не талант ребенка. Здесь настолько интуитивный интерфейс, все понятно. На условной шкале от 1 до 10, где 10 по залипанию — это героин, телефон примерно на уровне 5 баллов. Гаджет имеет высокую степень залипательности при низком пороге входа.

— Что стоит за детским «у всех есть телефон, а у меня нет»? 

— Когда ребенок так говорит, правильный ответ, скорее всего, звучит так: «У ребят, на которых я хочу быть похожим, есть телефон, а у меня нет». Ребята кучкуются вокруг телефонов, они очень веселые, жизнерадостные. А у нас же эмоциональный интеллект, зеркальные нейроны: ой, я тоже хочу быть в пиковом состоянии.

— Он поэтому хочет быть похожим на этих ребят? Легче примкнуть к тем, кто хохочет, чем к тому, кто тихо книгу в углу читает?

— Конечно. Одна из причин. Для присоединения к тому, кто в углу, нужен особый опыт, культура, понимание этого. А здесь они смеются, я тоже хочу — говорит обезьянка внутри нас. Поэтому центр притягательности возникает.

Мое мнение: школа должна быть полностью безгаджетной, то есть на переменах телефонов нет. Пришел — сдал. 

Если вдруг есть задача, которую нужно решать с помощью телефонов, то нужно готовить детей работать с телефонами. И у преподавателя должна быть власть забрать смартфон, если что-то идет не так.

Крайне мало учителей, которые способны забрать телефоны и держать класс — а это невероятно трудная задача. Перед учителем стоит выбор — забрать смартфон у него и получить истерику или получить неуправляемое поведение, или «ладно, сиди со своим телефоном». А у ребенка уже появляется ощущение, что учитель не видит, что он играет. Ложное чувство превосходства. Учитель видит, что ты играешь, просто у него нет ресурса отнимать. Один играющий ребенок снижает уровень концентрации у всего класса.

Ценность денег

Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод «ты знаешь, что это огромная сумма» на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки «железные» деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку «5 рублей», то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!

В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.

Вполне может случиться так, что не понимая ценности «бумажек», Ваш малыш легко отнесет эти «фантики» в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы «еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги», ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял «преступление века». Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу

У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей

«Четыре возраста» детского воровства

  1. Неосознанное (0-3 года) Пример: маленький Ванечка видит интересную безделушку. Она ему нравится, и ребенок кладет вещь себе в карман, чтобы иметь возможность подарить ее одному из родителей на день рождения.
  2. Детское (4-11 лет) Пример: Таня приносит в школу ручку, в которой много разных цветов. Родители купили ее в подарок за прилежную учебу. У Светочки такой нет, поэтому она забирает ручку себе и сворачивает вину на третью их подружку.
  3. Мелкое подростковое (12-17 лет) Пример: «Продвинутые» подруги Даши крадут в супермаркете «Киндеры» и предлагают ей присоединиться. Ну как тут откажешься?
  4. Настоящее осознанное воровство (подростки и 18+) Примеров тут миллион, но самое главное то, что это уголовно наказуемо.

Конечно, кража в детском возрасте может показаться мелочью. Но если упустить этот момент в детстве, потом будет сложнее справиться с проблемой! Украсть – это очень личный и стыдный проступок. Но сколько человек во всем воровали! Каждый, наверное, хоть раз, да хотел бы присвоить себе что-нибудь чужое, а скорее всего даже делал это. Родители, вспомните своё детство – случалось ли такое, что Вы или кто-то из Ваших друзей воровал? Что из этого вышло? Какие чувства вы испытывали при этом? Ваш ребенок вряд ли Вам об этом расскажет, а родителям часто неудобно поднимать такую тему в разговоре с ребенком.

5 основных причин, почему ребёнок ворует деньги

Если все же не раз и не два родители заметили, что деньги пропадают, то прежде чем устраивать дома «разбор полетов» следует удостовериться на 100%, что это сделал именно ребенок. А если их несколько, то кто именно. Если доказательств нет, то уличать бессмысленно и опасно.

В случае, когда ребенок все же не брал, то доверительные отношения могут быть навсегда испорчены. Ну а если окончательно стало понятно, что сын или дочь потихоньку опустошают папин или мамин кошелек, или место, где хранятся семейные сбережения? Первая реакция родителей: почему? За что? Что ему не хватало? Но причина есть, а может и не одна.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

Крадет и…покупает дружбу

  • Очень часто, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, особенно подростки начинают просить все больше денег на мелкие расходы, а сами водят друзей в кафе. Таким образом, покупается дружба. Если родители начинают ограничивать выдачу, то ребенок, не желая выглядеть перед одноклассниками бедным, начинает подворовывать сначала понемногу, а потом входит во вкус.
  • Иногда ребенка просто не замечают в классе или игнорируют, издеваются, а бывает и травят. Чтобы завоевать расположение других детей и откупиться от издевательств и насмешек, ребенок идет на такой шаг. Он понимает, что делает плохо, но проблема в школе для него важнее, чем наказание дома.
  • Здесь ситуация зависит еще от атмосферы и отношений в семье. Иногда между родителями и детьми стоит стена, и ребенку просто страшно, признаться, что у него нет настоящих друзей.
  • Бывают случаи, когда старшеклассники вымогают деньги, и ваше чадо ничего не может придумать другого, как взять дома и отдать им. В таком случае необходимо срочно идти в школу и принимать правовые меры.

Попытайтесь объяснить ребенку, что авторитет и уважение невозможно купить за деньги. Пригласите друзей сына или дочки домой, возможно компания не совсем подходящая и стоит подумать о другой. А может перейти в другую школу, если случай серьезный.

Проводите беседы с детьми, как найти общий язык, как быть доброжелательным, как показать себя интересным собеседником и личностью. Если сын или дочь прислушаются к вам, то воровство прекратится, а возле вашего ребенка будут достойные ребята. Можно мальчика отдать в спортивную секцию, а девочку — на танцы, попробуйте расширить круг общения.

Возможно, вам будет интересно Как найти общий язык с подростком — Рекомендации родителям

Чувство зависти

  1. Дети всегда болезненно переживают, когда родители не могут им купить дорогой телефон или вещь. Им все равно почему, да они и знают причину (если, например, воспитывает одна мама), но так хочется быть наравне со всеми.
  2. Чувство зависти присуще абсолютно всем людям, но если взрослый человек может себя сдержать, то ребенок иногда просто идет и берет без разрешения, а проще говоря, ворует.
  3. Конечно, говорить на эту тему обязательно нужно. Научите ребенка правильно реагировать на хвастовство других детей и достойно давать отпор на насмешки. Но себе возьмите на заметку, а может подработать и купить необходимую вещь сыну или дочери?

Речь не идет об излишках и чрезмерном баловстве, а о тех вещах, которые есть у всех в классе. Дело не в вещи, а во внутреннем состоянии ребенка на данный период, не заставляйте его чувствовать себя ущербным и нищим. «Бедный, но гордый» — это уже неактуально в наши дни. И это по большому счету ваши проблемы, что вы родили ребенка, а обеспечивать его должным образом не научились.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Другое дело, как вы объясните все. Вы можете предложить детям больше помогать по дому, мыть посуду и убирать за собой. Научите их приготовить себе несложные блюда, пока вы будете зарабатывать им на телефон. Они должны понимать, что все дается только трудом. Взаимодействуйте и подавайте пример.

Способ привлечь внимание родителей

Когда в семье сложные взаимоотношения и ребенку не хватает заботы и внимания, то он решается на отчаянный шаг

Вызывая всплеск эмоций, провоцирует родителей обратить на него внимание. В таком случае стоит не начинать ругать, а доверительно поговорить

Родителям такая ситуация иногда позволяет полностью пересмотреть свои отношения с детьми.

Если будете поддерживать ребенка, дружить с ним, то стыд и угрызения совести никогда больше не заставят его взять деньги без разрешения.

Почему ребенок требует деньги?

Причин подобного поведения подростков несколько:

  • Не знает цены деньгам. Такая проблема возникает в семьях, где у ребенка совершенно нет обязанностей по дому. Каждая прихоть моментально исполняется, а прикладывать усилия для достижения цели ему не приходится. В таком случае, когда наступает пубертат, заставить подростка трудиться на благо семьи достаточно сложно, ведь он привык получать все просто так.
  • Не привык к спокойному диалогу. У подрастающего поколения может сложиться неверное убеждение, что добиться своего можно только разговаривая на повышенных тонах. В том числе и со взрослыми членами семьи. Это происходит потому, что их с малых лет не приучали к конструктивному диалогу, не требовали разговаривать спокойно и без ультиматумов.
  • Решил попробовать метод друга. Товарищ или одноклассник мог поделиться действующим способом «выколачивания» средств из несговорчивых родственников. А ваш ребенок решил: «Попробую, может быть и у меня выйдет», и отправился требовать деньги.
  • Подобная тактика когда-то сработала. Возможно, вам или членам вашей семьи не хватало терпения и нервов правильно реагировать на детское вымогательство. Поэтому вы во избежание скандалов шли у ребенка на поводу, когда он требовал от вас денег.

Кражам — нет!

  • Страх наказания и сочувствие к жертве многих людей удерживает от противоправных действий. Самый важный урок морали для наших детей — это семья. Именно поведение близких, собственный пример матери и отца, учит расставлять приоритеты.
  • Не давайте волю злости — этим вы лишаете своего малыша уверенности, а в будущем лишите его нормальных взаимоотношений с людьми.
  • Побои, физические наказания, да ещё с угрозами сдать в полицию — ожесточат, озлобят детей, они будут жить в полной уверенности, что порочны.
  • Разделите ответственность, покажите, что вас его поступок огорчает, но в то же время дайте понять, что не бросите в беде. Лучшее лекарство — разговор по душам, обсуждение ваших чувств.
  • Доберитесь до сути, выясните настоящие причины происходящего. За произошедшим может скрываться серьезная проблема.
  • Не приказывайте, ищите выход вместе. Конечно, украденное необходимо вернуть. Но отпрыск может рассчитывать на вашу поддержку. Отнесите вещь вместе, в крайнем случае подложите её незаметно владельцу.
  • Искушение. Не храните деньги на видных местах. Научите правильно распоряжаться собственными средствами.
  • Похвала за честность. Ребёнок принёс потерянную игрушку — поищите владельца. Расскажите, как будет рад малыш, что её вернули. Дайте понять, что именно такой реакции вы и ожидали, никакой другой быть не могло.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector