Определение понятия общения
Содержание:
- Межличностное взаимодействие и обучение
- Типы общения в зависимости от того, является ли сообщение вербальным или нет
- Классификация типов общения
- ↑ Материальная и духовная деятельность
- Что такое интерактивная сторона общения?
- Цели общения
- Принципы интерактивного общения
- Примеры коммуникативной стороны общения
- Дефицит внимания
- Уровни общения
- Коммуникативные цели
- Классификация
- ↑ Труд как вид деятельности
- Интерактивная сторона общения
- Классификация по Е.И. Рогову
- Понятие и виды общения в психологии
- Понятие этика общения
Межличностное взаимодействие и обучение
В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.
Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.
Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.
Типы общения в зависимости от того, является ли сообщение вербальным или нет
Одной из первых классификаций, которая может быть сделана для типов сообщений, является использование слов или альтернативных средств для передачи сообщения. Исходя из этого, мы можем выделить три типа общения: устное, устное, письменное и невербальное.
Устное устное общение
Устное устное общение характеризуется использованием слов, звуков и выражений вслух для передачи сообщения. Это одна из основных форм общения; но вопреки тому, что думают многие из нас, эксперты считают, что только около 15% нашего общения относится к этой категории.
Например, когда мы разговариваем с другим человеком, слова, которые мы используем, будут частью устного устного общения. Тем не менее, все другие элементы ситуации (например, наша позиция или тон голоса) будут относиться к другим категориям.
Тем не менее, устное устное общение по-прежнему является одним из лучших способов передачи конкретной информации, поскольку оно является наиболее точным из тех, которые мы можем использовать..
Письменное сообщение написано
Альтернативный способ передачи данных, мыслей или идей — написание. В современном мире большая часть общения, которое мы используем в нашей повседневной жизни, принадлежит к этому типу. Таким образом, в эту категорию будут входить такие действия, как написание сообщения, чтение книги или публикация сообщения в социальной сети..
Когда мы общаемся устно в письменном виде, большая часть информации, которую мы передаем устно, теряется. Это потому, что мы можем наблюдать только конкретное сообщение, воплощенное в словах, оставляя в стороне другие элементы, которые могут быть одинаково или более важными в обмене идеями.
Невербальное общение
В рамках этой классификации последний тип общения — это тот, который имеет отношение ко всем тем элементам, которые не имеют прямого отношения к словам..
Когда у нас есть разговор, есть много других уровней, которые могут передавать идеи, мысли и чувства, которые не имеют ничего общего с устным или письменным языком.
Таким образом, например, некоторые из элементов, которые являются частью невербального общения, представляют собой тон голоса, позы, контакта глаз или близости с нашим собеседником (элемент, известный как «проксемический»). По оценкам, примерно 85% обмена информацией происходит на этом уровне.
Классификация типов общения
Определение 6
Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.
Определение 7
Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.
Определение 8
Речь — это применение языка в целях общения.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:
Рисунок 2. Разновидности общения
Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.
Определение 9
Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.
Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.
Определение 10
Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.
К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.
Также общение можно разделить на межличностное и массовое.
Определение 11
Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.
Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации.
Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.
Рисунок 3. Типы межличностного общения
Определение 12
При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.
Определение 13
Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.
Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.
Определение 14
Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.
Определение 15
Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.
По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.
Определение 16
Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.
Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.
Определение 17
Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.
Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.
Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность.
Прогностическая деятельность — это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство — это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство — производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.
Что такое интерактивная сторона общения?
Интерактивная сторона общения – это условная группа элементов общения, включающая в себя различные формы взаимодействия индивидов между собой при осуществлении ими совместной деятельности. То есть, сюда входят различные действия, которыми они оказывают влияние друг на друга, но не входит обмен информацией или эмоциями.
Структура интерактивной стороны общения включает следующие элементы:
- субъекты взаимодействия – индивиды, участвующие в процессе;
- взаимосвязь – отношения, которыми субъекты связаны между собой;
- взаимодействие – влияние, которое субъекты оказывают друг на друга;
- следствие – последствия взаимодействия для каждого из субъектов.
Одним из самых известных исследователей интерактивной стороны взаимодействия является американский психолог Герберт Мид – создатель концепции символического интеракционизма. Ему принадлежит утверждение, что человек эффективнее всего развивается и узнаёт себя благодаря взаимодействию с окружающими при совместной деятельности.
Интерактивное общение играет огромную роль в процессе социализации, а также в дальнейшем развитии и реализации личности. Кроме того, именно оно способствует формированию устойчивых социальных связей. В частности, наши друзья, товарищи и приятели – это чаще всего те люди, с которыми мы сблизились, занимаясь какой-то совместной деятельностью.
Цели общения
Взаимодействие между людьми не бывает бесцельным. Оно в любом случае основывается на мотивах, которые каждый из собеседников преследует лично для себя.
Углубляясь в разговор, один человек может вести беседу с оппонентом, руководствуясь своим мотивом. У другого одновременно будет собственный интерес, ради которого, он посвятил время этому разговору.
В качестве целей общения выделяют:
- желание познакомиться или наладить отношения;
- оказать помощь или попросить ее от собеседника;
- найти партнера для дальнейшего взаимодействия или ведения деятельности, а также получить сочувствие, эмоциональный отклик;
- возможность самореализоваться или утвердиться, выразить свои чувства, показать умения и навыки;
- приобщить другого человека к убеждениям, мнению, воспитать, обучить;
- изменить личные намерения, взгляды на привычные события.
Какие мотивы преследует личность, зависит от характера, темперамента, воспитания в семье, возраста, жизненного опыта.
Принципы интерактивного общения
Данная составляющая межличностного взаимодействия может казаться не такой важной как информационная. Однако её значение нельзя недооценивать
В частности, именно благодаря ей в первую очередь происходит социализация личности, а также её дальнейшее развитие и совершенствование.
Интерактивная сторона общения подчиняется таким принципам как:
- наличие целей и мотивов для взаимодействия;
- наличие необходимого пространства и времени;
- координация действий;
- согласование неких правил поведения;
- обмен дополнительной информацией в процессе.
Наличие этих особенностей свойственно всем видам интерактивного взаимодействия, хотя проявляться они могут по-разному.
Примеры коммуникативной стороны общения
Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:
- Свидание. При наличии романтического интереса все три аспекта проявляются в максимальной степени. И парень, и девушка стараются произвести друг на друга впечатление своим внешним видом, запахом и манерами – это перцептивная сторона их общения. Они рассказывают друг другу о себе, своих вкусах и интересах – это коммуникативная составляющая. Кроме того, они занимаются различными видами совместной деятельности: гуляют по парку, едят мороженое, катаются на роликах – это интерактивная сторона.
- Общение в магазине. Подходя к прилавку, вы первым делом улыбаетесь продавцу и здороваетесь с ним – это перцептивная сторона. Потом вы говорите, что хотите купить, а продавец считает сумму и называет её вам – это коммуникативная сторона. Далее продавец передаёт вам покупки, а вы их оплачиваете – это интерактивная составляющая общения.
- Рекламный ролик. Предположим, нам показывают чашку горячего «дымящегося» кофе и аппетитный чизкейк, политый сиропом. Визуальный ряд возбуждает аппетит – это перцептивный аспект (формирует доверие к заведению). Параллельно нам объясняют, как и где можно попробовать все эти вкусности – это коммуникативная составляющая рекламного сообщения.
В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.
Дефицит внимания
Некоторым личностям не хватает общения с людьми по причине дефицита элементарного внимания. Один человек довольствуется общением с узким кругом близких людей, другому не хватает круглосуточного контакта с большой аудиторией. Он постоянно жаждет новых знакомств и мечтает о комплиментах, аплодисментах и восторгах в свой адрес. Это абсолютно нормальная ситуация, поскольку все люди различаются по темпераменту. Тем, кому не хватает признания, должны изменить свою жизнь так, чтобы оказаться в центре внимания. Разумным решением будет записаться в театральную студию, брать персональные уроки, преуспеть в своем хобби, чаще посещать вечеринки или организовывать их у себя дома.
Уровни общения
Специалист выделил 7 основных уровней:
- Примитивный. Его особенность заключается в том, что к собеседнику относятся не как к отдельной единице, а оценивают как объект, с позиции «полезный — бесполезный». Если объект полезен, то во время разговора выбирается позиция доминаны, если же объект бесполезен, то пытаются как можно скорее прекратить беседу.
- Манипулятивный. На данном ярусе собеседник идентифицируется как игрушка, которой необходимо управлять. Здесь присутствуют все признаки инструментального общения, при котором сам факт беседы не является потребностью, а преследует любую другую цель, кроме получения удовольствия от самого процесса беседы.
- Стандартизированный. На этой ступени люди общаются формально, не вникая в суть, и чужие проблемы.
- Конвенционный. В этом случае люди относятся друг к другу уважительно, открыто, искренне, даже если являются противниками. Тут нет понятия «доминировать», но есть понятие «быть на равных». По определению это нормальное, цивилизованное общение между людьми.
- Игровой. На этой ступени могут общаться лишь друзья, мужчины и женщины, находящиеся на начальном этапе отношений и люди, имеющие значение друг для друга. Обычно партнёры демонстрируют свои лучшие качества, стараются относиться друг к другу галантно, тактично и доброжелательно.
- Деловой. На эту ступень общения переходят люди, продолжительное время работающие бок о бок, или супружеские пары, пережившие период страсти и бурной влюблённости. На этом уровне нет ролевой составляющей, нет игры, но присутствует уважение, доверие и преданность.
- Духовный. Высший уровень характеризуется свободой выражения и полным принятием себя и собеседника. На этот уровень способны попасть лишь по-настоящему влюблённые люди или родственные души.
Коммуникативные цели
Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными
- Получение помощи.
- Самовыражение.
- Поиск партнера для развлечений.
- Стремление получить эмоциональную поддержку.
- Обучение или воспитание.
- Приобщение к культурным принципам.
- Стремление доминировать над более слабым партнером.
Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.
Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
- Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
- Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
- Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
- «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
- Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
- Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
- Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
- Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
- Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
- Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.
Также известны следующие виды коммуникации:
- Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
- Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
- Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
- Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
- Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
- Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
↑ Труд как вид деятельности
Труд — это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.
В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:
принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.
Главные признаки совместной деятельности:
- наличие общей мотивации;
- единая цель;
- слаженность действий;
- личная деятельность и ее согласование;
- руководство индивидуальными действиями;
- единство действий в пространстве и времени;
- итог общей работы.
В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:
- Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
- Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
- Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.
Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:
- Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
- Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.
Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:
- Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
- Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
- Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.
Примечание
Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.
Возможные формы организации совместной деятельности:
- Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
- Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
- Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.
Ключевые стратегии во взаимодействии:
- Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
- Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
- Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
- Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
- Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.
Люди воздействуют друг на друга различными способами:
- Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
- Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
- Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
- Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.
Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
- активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
- пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
- соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
- безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
- настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
- доверие к собеседнику без оценивания его личности;
- участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
- в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
- общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Понятие и виды общения в психологии
- Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
- Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
- Единство и взаимосвязь общения и деятельности
- Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора
Так как «Общение» в психологии является сложным понятием, можно выделить его структуру, которая включает коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны, а также:
- Содержание — передаваемая живыми существами информация. Ее можно охарактеризовать как сигналы опасности, выражение различных потребностей или эмоциональных состояний.
- Средства общения — перечень способов, с помощью которых информация не только передается, но и расшифровывается.
- Цели — самые разные, в том числе воспитательные, обучающие, развивающие, деловые, служащие удовлетворению культурных и эстетических потребностей.
В зависимости от указанных категорий видов общения в психологии, их можно классифицировать различным образом. Общение может быть межличностным, с постоянным составом участников коммуникации и массовым, отличающимся множественными контактами между незнакомыми людьми.
Общение также подразделяют по:
- содержанию — материальным, мотивационным, когнитивным, деятельным;
- целям — биологическим и социальным, подвидов может быть очень много, так же как и потребностей;
- средствам — непосредственным (с использованием речи, органов чувств и тела) и опосредованным (с помощью письменности, технических средств связи и СМИ);
- вербальным и невербальным.
Императивное общение
Одним из специфических видов коммуникаций считают императивное общение. Этот вид взаимодействий характеризуется выраженной авторитарной формой. Используется для достижения контроля над поведением, высказываниями и установками партнера, а также вынуждает его поступать определенным образом. Конечной целью императивного общения является открытое принуждение. Средствами могут быть приказы, официальные требования, различные предписания.
Императивный тип общения активно используется в:
- парах «начальник — подчиненный»;
- воинских уставных отношениях;
- организациях, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях.
Понятие этика общения
Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».
Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль. Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е. она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.
Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.
Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции. Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.
Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.
Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.