Статья «общение ребенка со взрослым». статья по развитию речи на тему

Дети-«маугли»

Способность передавать информацию, обращать на себя внимание человек постепенно развивает, доводит до определенного уровня, который соответствует его внутреннему миру, его темпераменту, его ожиданию. Если человек не получает данной информации о себе подобных за определенный промежуток времени, то такой человек полноценно сформироваться не может. Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения

Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем

Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения. Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем

Если человек не получает данной информации о себе подобных за определенный промежуток времени, то такой человек полноценно сформироваться не может. Пример с детьми-«маугли» – яркая иллюстрация этого суждения. Если человек попадал в детстве в животную среду обитания, то он терял свои человеческие качества, и такие случаи в истории неоднократно были. Он становился таким же зверем.

Рис. 4. Ребенок-«маугли» ()

Ситуативно-личностная форма общения

Дети не рождаются с готовой потребностью в общении, они не видят в первые 2-3 недели взрослого и не воспринимает его. Несмотря на это, мать и отец постоянно разговаривают с ребенком, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд.

Благодаря любви близкого взрослого, выражаемой в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, для конца первого месяца жизни характерно то, что младенец начинает видеть взрослого человека, начиная своеобразное общение с ним.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Первоначально данное общение будет выглядеть как ответ на воздействия взрослого. Например, мать может смотреть на ребенка, улыбаться, разговаривать с ним. Он в ответ может тоже улыбаться, махать руками и ногами

Далее, при наступлении 3-4 месячного возраста при виде знакомого человека ребенок проявляет радость, начиная активно двигаться, издавать звуки, привлекая к себе внимание взрослого. Если же родители не обращают на ребенка никакого внимания или уходят по своим делам, то он может проявить реакцию в виде громкого и обиженного плача

Замечание 1

Потребность получать внимание взрослого человека является первой и основной потребностью в общении. Она способна оставаться у ребенка на всю жизнь

Позже к ней могут присоединяться другие потребности.

Есть родители, считающие данные воздействия ненужными и даже вредными. Они стремятся не баловать своих детей, приучая их к излишнему вниманию, сухо и формально исполняя родительские обязанности. При этом нет выражения никаких родительских чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Общение ребенка со взрослым 470 ₽ Реферат Общение ребенка со взрослым 270 ₽ Контрольная работа Общение ребенка со взрослым 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Подобное строго-формальное воспитание в младенчестве очень вредно. Дело в том, что в положительном эмоциональном контакте с взрослыми людьми происходит удовлетворение уже существующих потребностей ребенка во внимании и доброжелательности, а также формирование основ будущего развития личности, включая активное и деятельное отношение к окружающим, предметный интерес, видение и восприятие мира, уверенность в себе.

Зародыши перечисленных качеств способны появляться в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери и младенца. Если же в первый год жизни ребенок по определенным причинам не получил необходимого внимания и поддержки со стороны близких взрослых (например, в случае оторванности от матери или занятости родителей), то данный факт в любом случае даст о себе знать в перспективе.

Дети, не общающиеся с родителями должным образом, могут стать скованными, пассивными, неуверенными в себе. Для некоторых из них, напротив, характерна излишняя жестокость и агрессивность. Компенсация их неудовлетворенной потребности во внимании и доброжелательности взрослых людей в более позднем возрасте затруднена и практически невозможна.

Ситуативно-личностная форма общения представляет собой главную и единственную форму, которая характерна для периода от рождения до полугода жизни. В это время общение между младенцем и взрослым человеком может протекать вне какой-либо другой деятельности. Оно само способно составлять ведущую деятельность детей.

Эксперимент М. И. Лисиной

Ситуативно-личностное общение — это не только фундамент для дальнейшего развития, но и основа формирования отношения к окружающим предметам. Чтобы выявить конкретный уровень влияния данного периода на эмоциональные взаимоотношения малыша с взрослыми, был проведен эксперимент. Инициатором была психолог М. И. Лисина.

Были отобраны две группы младенцев: контрольная и экспериментальная. Участниками эксперимента в обеих группах выступали дети из дома малютки в возрасте 2-4 месяцев. Как известно, такие дети катастрофически страдают от недостатка внимания.

Эксперимент заключался в том, чтобы с представителями одной группы должно было осуществляться ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым, а в другой – нет. Задача взрослого заключалась в том, чтобы обеспечить младенцам первой группы максимальный уровень положительных эмоций. Вторая группа детей была лишена этого.

После эксперимента измерялось изменение в эмоциональном состоянии младенцев, особое внимание было обращено на уровень интереса к игрушкам и длительности общей активности. Как показали результаты, у детей из первой группы все показатели были на порядок выше

Из этого следует, что ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым в течение первых 6 месяцев жизни играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. В частности, этот фактор влияет на развитие хватательных способностей и формирование взаимоотношения с миром предметов, который берет начало с 5-6 месяцев.

Важным моментом является возраст ситуативно-личностного общения – не позже 2,5 месяцев. По мере развития малыша потребность в эмоциональном участии взрослого постепенно снижается. Но во всех случаях организующим звеном и главным инициатором этих взаимоотношений остается взрослый человек.

И наоборот, отсутствие тесного эмоционального контакта со взрослым человеком способствует тому, что ребенок вырастет пассивным, и не будет проявлять особого интереса к окружающей среде. Этим объясняется особенность детдомовской среды, где каждый ребенок растет буквально с критическим недостатком внимания со стороны взрослых.

Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка

Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.

Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.

Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:

  1. Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
  2. Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.

Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.

Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.

ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Если вы хотите наладить общение со взрослыми детьми, то в первую очередь вы должны относится к ним, как к взрослым. Для некоторых это становится понятно еще на том этапе, когда их ребенок входит в подростковый возраст. Однако некоторые родители очень долго не могут отпустить своих повзрослевших детей из-под своего влияния.

Поэтому для некоторых родителей стиль общения, в котором они дают никому не нужные советы и указания, навязывают свою систему правил и взглядов, вырабатывался на протяжении всей жизни ребенка, навсегда останется основой их отношений.

Так что если вы еще хотите, чтобы ваше общение со взрослыми детьми было приятно и для вас, и для них, то самое время переучиваться и начать относится к ним как к взрослым и разумным индивидуумам. Никто не говорит, что это будет легко, но чем быстрее начнете, тем лучше.

Самые распространенные ошибки родителей при общении со своими взрослыми детьми

1. Многие родители считают, что всегда будут иметь власть над своими уже выросшими детьми. Однако это неправда. Чем сильнее родители показывают свою власть в их отношениях, тем получат более сильное сопротивление.

2. Некоторые родители считают, что вправе указывать взрослым детям, где им учиться и работать. Таким образом, родители показывают, что их ребенок неспособен на самостоятельное принятие решений.

3. Не стоит думать, что ребенок чем-то обязан родителям. Тем более говорить ему о том, что он обязан им чем-то за его рождение и воспитание. Ребенок не обязан родителям, ведь родить его было их идеей, и он об этом не просил. Однако если у родителей с ребенком понимание и они смогли дать ему достойное воспитание, то он будут испытывать огромное чувство благодарности, которые не придется ему навязывать.

4. Нет ничего хуже, чем когда родители нарушают границы взрослого ребенка. Например, дают советы, о которых не просили, пытаться повлиять на выбор спутника жизни, работы или планирования его собственных детей.

5. Достаточно часто на отношения взрослых детей и их родителей влияют обиды, недосказанности и моральные травмы. К тому же родители очень часто обижаются на своих детей, потому что их не устраивают теперешние отношения и холодность с их стороны.

Способы наладить отношения

В том случае, если родители перестали полностью контролировать детей, когда они вошли в подростковый возраст, то им будет значительно проще наладить общение со взрослыми детьми. Но если родители продолжают контролировать каждый шаг их взрослого ребенка, то нормального общения у них не будет. Поэтому как бы ни было сложно, следует взять себя в руки и стремиться к нормализации отношений.

Не стоит даже надеется на то, что у вас это сразу получится. Но для успеха хватит понимание того, какие же отношения в итоге вы хотите получить, настойчивость, а самое главное – любовь к детям и желание получить нормальные здоровые отношения двух взрослых людей.

Для начала прекратите указывать своему ребенку, как ему себя вести, одеваться и другие вещи, к которым родители не имеют никакого отношения. В общем, прекратите вмешиваться во все, что вы всегда решаете для себя самостоятельно. Не без того чтобы посоветовать. Однако лишь в том случае, если ваш совет спрашивают.

Ну, а теперь попробуем разобраться в том, что же вам стоит делать, чтобы ваши взрослые дети стали для вас настоящими друзьями. Первое и самое главное – это научится общаться со своими детьми на те темы, которые обычно вы обсуждаете с друзьями. И не просто говорите, а воспринимайте мнение своего ребенка, даже если вы с ним не согласны. Обязательно советуйтесь со своими детьми. Не сомневайтесь, но во многих вещах ваши дети разбираются лучше вас.

Пройдет совсем немного времени, и дружеский стиль общения станет для вас и вашего ребенка совершенно нормальным.

Однако если в самом начале вы не будете прикладывать определенных усилий, то ничего просто не получится. И вы даже не можете представить, как же будет приятно вашим детям, когда вы будете интересоваться их мнением, спрашивать совета и вообще общаться с ними на уровне

Особенно если отношения с вашими родителями так и не стали дружескими, вы должны знать, как это важно для ваших детей

Ситуативно-деловая форма общения взрослых и детей

При наступлении второго полугодия жизни в случае нормального развития ребенка внимания взрослого уже может быть недостаточно. Малыш тянется уже не столько к самому взрослому человеку, сколько к предметам, которые с ним связаны. В этом возрасте происходит формирование новой формы общения ребенка и взрослых — ситуативно-деловой формы.

Наряду с этим развивается и потребность в деловом сотрудничестве, связанная с ней. Данная форма общения отличается от ситуативно-личностной тем, что необходимость и интерес к взрослому проявляется не через получение внимания и доброжелательного отношения. На первый план здесь выходит то, что у взрослых людей есть разные предметы, при этом они могут с ними что-то делать. «Деловые» качества взрослых и, следовательно, деловые мотивы общения выступают здесь на первое место.

На этой стадии также можно говорить об обогащении средств общения. Ребенок уже самостоятельно ходит, манипулирует предметами, принимает различные позы. Все это способствует добавлению к экспрессивно-мимическим средствам предметно-действенных средств общения. Ребенок начинает активно пользоваться жестами, позами, выразительными движениями.

Для этого этапа характерны несколько особенностей:

  • Взрослый человек — центр предпочтений ребенка, по этой причине привлекательностью наделяются все предметы, к которым он прикасается (они нужны и предпочитаемы по той причине, что находятся в руках взрослого).
  • Взрослые люди показывают детям, каким образом можно играть в игрушки. Сам по себе любой предмет (игрушка) никогда не подскажет, как им можно играть или каким образом его использовать. Только взрослые люди имеют знания и могут показать.
  • Совместные игры с предметами — это деловое общение (сотрудничество) ребенка и взрослого человека. Потребность в нем представляет собой основу для ситуативно-делового общения.

Другие формы общения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Формой общения считается способ коммуникации, применяемый в возрасте от 0 до 7 лет. У каждой формы общения есть свои черты, по которым принято классифицировать их для исследования и изучения.

  • Средства общения, применяемые детьми. Например, если речь идет о малышах до 1 года, то для них актуален беспредметный тип общения – общение ситуативно-деловое, внеситуативное, личностное.
  • Ведущие мотивы общения.
  • Потребности, которые малыш стремится удовлетворить с помощью общения.
  • Место, где происходит коммуникация.
  • Время возникновения умения пользоваться именно данным видом общения.

Каждая форма сменяет другую, базируясь на полученных навыках в период предыдущего этапа. В этой цепочке ситуативно-личностное общение младенца со взрослым является начальной формой

На практике это проявляется как общая деятельность: взрослый что-то произносит – ребенок обращает внимание; ему что-то дают – он рассматривает предмет, исследует его и так далее

Как партнеры воздействуют друг на друга во время коммуникации

При общении между собеседниками происходит подсознательное доминирование кого-либо из собеседников. Доминирующий человек способен убедить в чем-нибудь или, наоборот, разубедить другого. Также он может дать совет или осудить за проступок. На основании всего этого можно выделить 4 научных способа воздействия одного человека на другого:

  1. Заражение. Это ситуации, при которых человек невольно, бессознательно подвергается определенному психическому состоянию. То есть это те случаи, при которых партнер прямо заражает другого человека определенными идеями, заполняющими все остальное.
  2. Внушение. Под внушением понимается целенаправленное и ничем не аргументированное воздействие одного человека на другого. Очень часто можно встретить подобный метод коммуникации в магазинах – некоторые продавцы способны буквально всунуть и заставить купить определенные товары.
  3. Убеждение. Данный способ основан, в первую очередь, на том, чтобы при помощи использования аргументов и доводов добиться положительного или же отрицательного действия о человека, принимающего информацию. То есть один человек говорит другому человеку обоснованную информацию для того, чтобы собеседник сделал необходимые выводы и сделал определенные действия.
  4. Подражание. Если сравнивать с заражением и внушением, подражание отличается от обоих этих действий не простым принятием черт собеседника, а воспроизведение поведения. То есть человека старается вести себя и говорить также, как и его собеседник. Практическая польза – убеждение и раскрепощение собеседника во время коммуникации.

Зная все эти приемы, человек может во время общения если не манипулировать собеседником, то хотя бы найти с ним общий язык вне зависимости от тематики.

Важный момент: вне зависимости от способа коммуникации, главная ее цель – это донесение необходимых и важных информационных данных таким образом, чтобы другой человек (собеседник) осознал, о чем именно идет речь в диалоге. Тем не менее, использование некоторых речевых оборотов и элементов невербального общения не даст никаких гарантий того, что человек принял и понял информацию.

Общение как особый вид деятельности

Общение , это процесс межличностного взаимодействия, посредством которого его участники достигают определенных целей или же удовлетворяют их социальные потребности.

На основе такого взаимодействия строятся межличностные отношения, а также происходит обмен опытом и знаниями, необходимой для различного рода деятельности информации.

Цели общения могут быть разные , изменение поведения и мотивации, обмен мыслями, взглядами, эмоциями или нейтральной информацией, также мотивом общения может выступать и сам его процесс, который не подразумевает какого-то определенного результата.

Виды общения по возрастам

Навыки общения с другими людьми, способность выражать свои чувства и эмоции берут начало своего развития с первых дней жизни малыша. С этой точки зрения ситуативно-личностное общение — это форма изучения мира с 2,5 до 6 месяцев.

На всех этапах главенствующую роль играют взрослые, которые окружают малыша. Что интересно, ребенок реагирует на все типы сигналов одинаково доброжелательно, будь это грубость или сердитый голос. Согласно постулатам психологии, в этот период у человека формируются самые глубинные основы личности

Поэтому внимание и постоянный эмоциональный контакт с взрослыми, в частности с матерью, очень важен

Ситуативно-деловая форма общения взрослых и детей

При наступлении второго полугодия жизни в случае нормального развития ребенка внимания взрослого уже может быть недостаточно. Малыш тянется уже не столько к самому взрослому человеку, сколько к предметам, которые с ним связаны. В этом возрасте происходит формирование новой формы общения ребенка и взрослых — ситуативно-деловой формы.

Наряду с этим развивается и потребность в деловом сотрудничестве, связанная с ней. Данная форма общения отличается от ситуативно-личностной тем, что необходимость и интерес к взрослому проявляется не через получение внимания и доброжелательного отношения. На первый план здесь выходит то, что у взрослых людей есть разные предметы, при этом они могут с ними что-то делать. «Деловые» качества взрослых и, следовательно, деловые мотивы общения выступают здесь на первое место.

На этой стадии также можно говорить об обогащении средств общения. Ребенок уже самостоятельно ходит, манипулирует предметами, принимает различные позы. Все это способствует добавлению к экспрессивно-мимическим средствам предметно-действенных средств общения. Ребенок начинает активно пользоваться жестами, позами, выразительными движениями.

Для этого этапа характерны несколько особенностей:

  • Взрослый человек — центр предпочтений ребенка, по этой причине привлекательностью наделяются все предметы, к которым он прикасается (они нужны и предпочитаемы по той причине, что находятся в руках взрослого).
  • Взрослые люди показывают детям, каким образом можно играть в игрушки. Сам по себе любой предмет (игрушка) никогда не подскажет, как им можно играть или каким образом его использовать. Только взрослые люди имеют знания и могут показать.
  • Совместные игры с предметами — это деловое общение (сотрудничество) ребенка и взрослого человека. Потребность в нем представляет собой основу для ситуативно-делового общения.

Вокализация

В этот период ребенок учится воспроизводить короткие звуки, выражающие его эмоции. Фундамент этого навыка был заложен в 2-4 месяца. Если внимательно прислушиваться, то можно отчетливо услышать, что малыш составляет звуки из одного типа букв. Обычно это звуки «а», «о», «у», «и», «ы» или их комбинация. Положительные эмоции выражаются визгом или вскриком. Если его что-то беспокоит, то можно услышать что-то типа «аггггуу» или «угууу». Иногда воспроизводимые звуки имеют сходство с короткими словами.

Целью всех коммуникаций, инициатором которых является сам ребенок, является стремление показать привязанность к взрослому человеку. С этого этапа зависит уровень самооценки в будущем. Если взрослые дают понять, что также его любят и готовы с ним взаимодействовать, то в нем формируется глубокая убежденность в его необходимости в этом мире. Также в этот период развиваются познавательные способности.

Классификация видов: таблица

Какие виды общения существуют? Каждый человек использует различные виды общения в своей жизни. Их классификация происходит по различным критериям. Выделяют следующие основные виды общения:

Критерии классификации

Виды общения и их характеристика

Примеры общения

Виды общения по содержанию

Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности.

Покупка товара в магазине.

Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования.

Общение ученика на уроке с учителем.

Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями.

Коммуникация с тренером в спортзале.

Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности.

Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях.

Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата.

Общение афериста с жертвой.

Виды общения по целям

Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей.

Общение с целью получения сексуальной разрядки.

Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека.

Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание.

По средствам выражения

Вербальное. Коммуникация при помощи речи.

Любое общение, подразумевающее прямую речь.

Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения.

Жесты, позы, мимика, наклоны тела.

По участникам коммуникации

Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников.

Разговор тет-а-тет на личные темы.

Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы.

Совещание руководителя с подчиненными.

Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер.

Этническая вражда.

По средствам передачи информации

Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств.

Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого.

Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом.

Разговор тет-а-тет.

По времени

Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта.

Разговор с кассиром в билетной кассе.

Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты.

Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака.

Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:

  1. Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример , воспитание ребенка в детском саду.
  2. Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
  3. Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например , отца и сына, родных братьев или сестер.

Вышеперечисленные виды общения , это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.

Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector